Запреты импорта и экспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 03:17, реферат

Описание работы

Запрет на импорт или экспорт – это полное запрещение ввозить в страну или вывозить из нее определенные товары.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Запрет на импорт или экспорт 4
2. Запрещения и ограничения ввоза и вывоза товаров и транспортных средств 11
3. Вопросы обеспечения соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

Реферат Запреты импорта и экспорта.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

      Спустя  полгода, в октябре 2006, Россия расширила  комплекс запретительных мер, оборвав сухопутное, железнодорожное, морское и воздушное сообщение с Грузией, была прекращена почтовая связь, блокирован перевод денег после того, как грузинские правоохранительные силы арестовали четырех российских военных, обвинив их в шпионаже. Чуть позже они были выпущены и отправлены домой. Сразу после этого Россия усилила свои санкции. Последующая война между Россией и Грузией только обострила эту неприязнь и все понимают, что даже в отдаленном будущем не видно путей разрешения этого конфликта.

      Для замещения потерь своего экспорта от российских запретов, грузинские власти энергично занялись продвижением своих вин на другие рынки, в частности, Великобритании, Германии, стран Восточной Европы. Естественно, их там никто не ждет и уступать им какую-то нишу на винных рынках никто не собирается. В этом направлении достигнуты какие-то успехи, но это составляет лишь небольшую часть объемов вина, которую Грузия хотела бы экспортировать. Надо добавить, что грузинские вина находятся в свободной продаже в таких странах СНГ как Беларусь, Украина, Молдова, Азербайджан, прибалтийские государства.

      Как полагают многие в Грузии, для России будет более выгодно прекратить винное эмбарго, поскольку грузинские вина дешевле, чем те, что она закупает в Европе и Южной Америке и значительно дешевле в доставке, учитывая близость расположения обеих стран.

      Хотя, надо заметить, что существующий запрет при правильной политике грузинских властей должен пойти на пользу винной отрасли страны. Необходимость борьбы за новых покупателей должна стимулировать производителей максимум внимания уделять качеству своей продукции, проводить верную маркетинговую компанию, перенимать лучший мировой опыт. Раньше Россия забирала все, что производилось в Грузии, и особенно беспокоиться о качестве и соблюдении технологии просто не было необходимости.

      Запрещенные к ввозу и вывозу товары в определенных случаях подлежат конфискации; если конфискация не предусмотрена, то лицо, перемещающее товары, или перевозчик должны немедленно за свой счет вернуть их соответственно за пределы РФ или на ее территорию. При возможности такого возврата запрещенный к ввозу (вывозу) товар может быть помещен на склад временного хранения на срок до 3 суток

2. Запрещения и ограничения  ввоза и вывоза товаров и транспортных средств

      В международной и российской практике юридические и физические лица не могут быть лишены права на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств или ограничены в этом за исключением случаев, установленных законодательством.

      Введение  запретов и ограничений на ввоз и  вывоз отдельных товаров и транспортных средств, действующих для всех без исключения лиц, а также запрещения и ограничения на ввоз и вывоз для определенных лиц, перемещающих товары и транспортные средства, отнесены к числу общегосударственных мероприятий. Запреты и ограничения могут вводиться и в отношении отдельных стран.

      Во  имя национальных интересов России, а также на основании международных договоров федеральными законами могут вводиться запрещения на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

      Такими  национальными интересами, в соответствии с российским законодательством, являются:

  • обеспечение государственной безопасности;
  • защита общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека;
  • защита животных и растений;
  • охрана окружающей природной среды;
  • защита художественного и археологического достояния народов России и зарубежных стран;
  • защита прав собственности, в том числе на объекты интеллектуально собственности;
  • защита интересов российских потребителей ввозимых товаров;
  • другие интересы страны, защищаемые российскими номами права и международными договорами.

      В качестве примера можно сослаться  на Закон РФ от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне»6, согласно которому Президентом Российской Федерации 30 ноября 1995 года подписан Указ № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»7.

      Федеральным законом РФ от 13 октября 1995 года №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»8 определены критерии, которыми следует руководствоваться при установлении запретов и ограничений экспорта и/или импорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, по существу совпадающие с положениями таможенного законодательства.

      К числу запрещенных к ввозу  отнесены следующие товары:

  • оружие всякого рода военных образцов и боеприпасы к нему;
  • наркотические и психотропные вещества, а также приспособления для курения опия и гашиша;
  • результаты интеллектуальной деятельности (печатная продукция, кино-, фото- , аудио- и видеоматериалы, носители магнитной информации для ЭВМ), направленные на подрыв государственного строя, нарушение территориальной целостности, государственного суверенитета, пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, а также материалы порнографического и вульгарно-эротического содержания;
  • опасные отходы в целях их захоронения или сжигания на территории Российской Федерации;
  • озоноразрушающие вещества и содержащая их продукция.

      К товарам, запрещенным к вывозу из Российской Федерации, относятся:

  • оружие всякого рода военных образцов, боеприпасы к нему и воинское снаряжение;
  • наркотические и психотропные вещества;
  • аннулированные ценные бумаги;
  • произведения искусства и предметы старины, иные результаты интеллектуальной деятельности, представляющие значительную художественную, историческую, научную и иную культурную ценность;
  • материалы, содержащие сведения, могущие причинить вред интересам России, а также правам граждан;
  • рога сайгаков, маралов, пятнистых оленей и изюбрей, а также шкуры пятнистого оленя.

      Однако  ввоз товаров, указанных в пунктах 1 и 2, а также вывоз товаров, указанных в пунктах 1, 2, 4 и 6, может быть разрешен в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

      В качестве примера следует назвать  возможность вывоза предметов, относящихся  к результатам интеллектуальной деятельности, представляющих значительную художественную, историческую, научную и иную культурную ценность. В соответствии с Законом Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей»9 от 15 апреля 1993 года они могут быть вывезены за границу при наличии выдаваемых соответствующим органом свидетельств, которые являются основанием для пропуска их через таможенную границу.

      В случаях, обусловленных международными обязательствами, Российская Федерация может вводить общий запрет на осуществление ВЭД с конкретной страной  или группой стран, в результате чего из России в эти страны (страну) и в обратном направлении товары и транспортные средства пропуску не подлежат. Подобная ситуация, например, имела место, когда согласно резолюции Совета Безопасности ООН было фактически введено эмбарго в отношении образовавшихся на территории бывшей Югославии государств.

      Что касается ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, то они являются прямым выражением проводимой государством экономической политики и направлены на:

  • выполнение международных обязательств Российской Федерации;
  • защиту экономической основы суверенитета России;
  • защиту внутреннего потребительского рынка;
  • противодействие в качестве ответной меры на дискриминационные или другие, ущемляющие отечественные интересы, акции иностранных государств и их союзов;
  • на сокращение масштабов ВЭД;
  • по другим достаточно важным основаниям.

      Ограничения устанавливаются в соответствии с актами законодательства и международными договорами.

      Примером  таких ограничений служит распространенная в мировой практике система сертификации продукции, направленная на достижение следующих целей:

  • создание условий для деятельности предприятий на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и мировой торговле;
  • содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
  • защита потребителя от недобросовестности изготовителя, продавца, исполнителя;
  • контроль  безопасности  продукции  для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;
  • подтверждение показателей качества продукции, заявленного изготовителями.

      Например, списки товаров, подлежащих обязательной сертификации при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, утверждались бывшим Госстандартом России по согласованию с ГТК России. На товары, содержащиеся в подобном списке, при их ввозе на таможенную территорию таможенным органам Российской Федерации должны представляться сертификаты соответствия, выдаваемые по правилам системы сертификации.

      При контроле за перемещением через таможенную границу сдельных товаров и транспортных средств кроме таможенных Органов также участвуют и другие государственные органы Российской Федерации. Например, таможенное оформление может быть завершено только после осуществления ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля.

      На  органы МВД России возложен контроль за оружием невоенных образцов и боеприпасов к нему.

      В подобной форме контроля, который  состоит в изучении ситуаций и  принятии решений о возможности  ввоза или вывоза соответствующих  товаров и выдаче разрешительных документов, принимает участие большое количество государственных органов.

      Среди них, помимо названных выше, – Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Министерство РФ по атомной энергии, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и некоторые другие.

      Одной из задач лиц, перемещающих товары, решение о ввозе или вывозе которых относится к компетенции соответствующих органов, состоит в получении и своевременном представлении таможенным органам надлежащим образом оформленных документов.

      В рамках ВТО запреты экспорта или импорта товаров регулируются, главным образом, статьями XI, XX и XXI ГАТТ-1994, а по услугам – статьями XIV и XIV-bis ГАТС. Статья XI ГАТТ-1994 разрешает применять запреты ввоза и вывоза в ряде случаев. В их числе – запрещение и ограничение экспорта каких-либо товаров из страны в связи с их нехваткой на внутреннем рынке (или для предотвращения образования дефицита), а также запреты импорта в связи с применением стандартов или правил о классификации товаров. Статья ХХ ГАТТ-1994 разрешает применение целого ряда мер, включая запреты по соображениям защиты общественной морали, охраны жизни и здоровья населения, животных и растений, применяемых для охраны невозобновляемых природных ресурсов, а также и по другим причинам, включая запреты, связанные с охраной культурных и национальных ценностей. Применение запретов на основании этой статьи рассматривается как исключение из правил ВТО. Статья XXI ГАТТ-1994 разрешает применение запретов по соображениям национальной безопасности в отношении торговли оружием и боеприпасами и ядерными материалами. Применение запретов по ГАТС мотивируется аналогичными причинами. Статья ХХ ГАТТ-1994 «Общие исключения» устанавливает, что запреты в этом случае не должны быть скрытым ограничением международной торговли или применяться произвольно, а также дискриминационным путем. Такое же ограничение содержится и в ГАТС. Возможность использования запретов рассматривается и в некоторых других соглашениях ВТО (Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение о технических барьерах в торговле, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер).

Информация о работе Запреты импорта и экспорта