Будущее экологического образования: некоторые предположения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:19, реферат

Описание работы

Завершается двадцатое столетие. Похоже, что человечество собственное уничтожение сделало своей целью и стремительно к ней движется. Никакой разум не сможет понять и тем более объяснить, почему, сознавая, что ресурсы биосферы конечны, хозяйственная емкость жизнеобеспечивающих природных систем ограничена, интенсивное перемещение сырья и отходов по планете чревато непредсказуемыми последствиями, что война не лучший способ разрешения социальных конфликтов, что лишение человека возможности реализовать себя как личность на благо общества оборачивается деградацией самого общества, человек не предпринимает никаких серьезных шагов для своего спасения, а с таким завидным упорством, используя новейшие достижения науки и техники, стремится к гибели, наивно полагая, что это никогда не случится.

Работа содержит 1 файл

Будущее экологического образования.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

Принцип золотой  середины - то, что соответствует  целостности системы. Плох как избыток, так и недостаток любого свойства, качества. В экологии этот принцип  полностью соответствует закону оптимума (закон Либиха-Шелфорда). Во всех областях жизни существует оптимальный путь, и отклонение от этого пути как в одну, так и в другую сторону нарушает закон. Осознать золотую середину в том или ином вопросе несколько сложнее, чем абсолютизировать ценность того или иного понятия, но именно она соответствует правильному, гармоничному, целостному миру. Задача человека и состоит в том, чтобы осознать эту золотую середину и следовать ей во всех своих делах. Опора на этот принцип особенно важна в экологическом образовании, где любые крайности вредны: и в выборе идеологии, и в содержании, и в стратегии обучения, и в оценке деятельности. Этот принцип позволяет развивать ребенка как духовно-нравственно, так и интеллектуально, не ущемляя его индивидуальность. 

В экологическом  образовании наметились качественные изменения: пришло понимание того, что  сегодня уже недостаточно иметь  лишь определенный объем экологических  знаний, необходима этико-экологическая  позиция и соответствующая ей деятельность человека. Именно поэтому в общеобразовательную школу все активнее внедряются такие модели обучения, в основе которых лежит гуманитарно-эстетическая и естественнонаучная предметная интеграция. При этом все предметы должны быть экологически ориентированы и направлены на развитие интеллектуальной и духовной сфер личности. Такая интеграция позволяет не только подготовить учащихся к системному, научному восприятию мира и его экологических проблем, но и усилить у них потребности познания и активной природоохранной деятельности. 
 

Вариант построения такой системы обучения может  быть следующий: во всех звеньях, от начальной  до старшей школы, работа с учащимися  выстраивается в рамках выполнения учебных проектов. При этом экологическая  этика становится главным стержнем, сквозной линией в воспитании: от элементарных "уроков вежливости" к пониманию эволюции Вселенной, эволюции развития личности. Например:1-3 (4) классы - "Основы экологической этики";5-7 классы - "Экология и мир" ("Экология. Мир. Этика.");8-9 классы - "Мировые цивилизации и мировая культура";10-11 классы - "Экология. Цивилизация. Культура". 

Учебный экологический  проект - перспективная форма организации  детей. Это и учеба, и работа одновременно. Максимум самостоятельности и творчества, полная возможность самореализации. Учебные проекты должны уделять внимание как социальной, так и конструктивной стороне учебного процесса - получению опыта, как житейского, так и духовного, открытию своего "я", индивидуальным размышлениям. При этом личностная оценка ученика контролируется посредством сравнения с общественной оценкой, а знания ученика сравниваются с научно доказанными знаниями. Размышление над личным опытом, знаниями, ценностями не является чисто индивидуальным процессом. Важно общение с другими людьми, выражение словами полученного опыта, обмен опытом и знаниями. Обмен опытом играет роль совместного обучения при развитии открытого восприятия знаний и ценностей других людей. 

Выполнение учебного проекта предполагает такие этапы, как: наблюдение и восприятие, определение проблемы и описание ее, анализ и объяснение причин, прогнозирование и оценка последствий, принятие решений, индивидуальная оценка этих решений, индивидуальная реакция на принятие решений, планирование последующей деятельности. 

Например, в рамках образовательного проекта для учащихся 5-7 классов "Мир. Экология. Этика" ученики могут выполнить индивидуальные проекты с условным названием "Забота". Девиз проекта "Чтобы помочь себе, нужно помогать другим". Ученики самостоятельно (или с помощью учителя) составляют план действий, ориентируясь на следующие обязательные положения: 

1. Исследуй свое  окружение: естественную природу  (растения, животные, человек) и искусственную  природу (жилище, школа и др.). 

2. Найди предмет  заботы. 

3. Заботься о  ком-то, о чем-то. 

4. Пересмотри  собственную систему жизненных  ценностей, определи доминирующие  потребности, избавься от плохих  привычек. 

Прекрасно сказано: "Каждый человек стоит ровно  столько, сколько стоит то, о чем  он хлопочет".

Список литературы 

В.М. Назаренко, доктор педагогических наук, профессор. Будущее экологического образования: некоторые предположения 

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://www.ecolife.org.ua./

Информация о работе Будущее экологического образования: некоторые предположения