Экологическая экспертиза

Автор: Анастасия Якимова, 18 Ноября 2010 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Экологическая экспертиза расценивается многими специалистами как один из важных и эффективных правовых инструментов, который предотвращает нанесение вреда окружающей природной среде.
В настоящее время уже никто не сможет отрицать, что негативное воздействие людей на окружающую природную среду с целью удовлетворить различные, прежде всего, материальные потребности человека. Из-за этого вот отрицательного воздействия на природу люди уже давно живут в экологическом кризисе. Об этом говорит нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой.

Содержание

Введение
Понятие, принципы, объекты и субъекты экологической экспертизы
Виды экологических экспертиз
Ответственность за нарушение законодательства, в области экологической экспертизы
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовик сам.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

     2. виды экологических экспертиз.

     Государственная и общественная экологические экспертизы регулируются одними и теми же законами, однако, функции этих процедур, а также их место в системе принятия решений существенным образом различаются.

     2.1 Государственная экологическая экспертиза.

     Проведение  ГЭЭ регламентируется Федеральным  законом «Об экологической экспертизе», а также рядом подзаконных  актов, уточняющих его положения. В  этих положениях определены требования к охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения.

     Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

     Федеральным законом «Об экологической экспертизе»  исключительное право на проведение государственной экологической  экспертизы закреплено за федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды, и его территориальными органами.

     На  федеральном уровне государственную  экологическую экспертизу проводит Министерство природных ресурсов РФ, на уровне субъектов РФ – Министерства природных ресурсов субъектов РФ (областей и краев) и их подразделения – Комитеты по охране окружающей среды (областные и краевые).

     Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией. В ее состав входят: руководитель, ответственный секретарь и эксперты. Результатом работы комиссии является заключение государственной экологической экспертизы. Приказом Минприроды №392 от 28 сентября 1995 года установлена форма Заключения государственной экологической экспертизы.

     Они дают рекомендации по применению более  прогрессивных технологий и оборудования, наиболее экологически безопасному  месту размещения объекта, по снижению воздействия на растительный покров и животный мир, почвы и недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух и т.д. К предусмотренным в документации природоохранным мероприятиям рекомендуют включить в проект дополнительные, в частности, мероприятия по ликвидации последствий возможных аварий.

     Так, за счет реализации предписаний заключений Государственной экологической экспертизы (внедрение пылегазоочистных установок, строительство очистных сооружений сточных вод, перевод котельных на газ и т.д.) по 37 проектируемым объектам в Калужской области ожидается снижение (потенциальный предотвращенный экологический ущерб) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 58,818 т/год, предотвращение сброса загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты – на 853 т/год.

     В Красноярском крае предотвращено изъятие  земель государственного лесного фонда с переводом их в земли, не связанные с ведением лесного хозяйства, на площади 1489 га.

     Эффективность деятельности экспертных подразделений  выражается в том, что с помощью  процедуры государственной экологической  экспертизы удается добиться в проектной документации строгого соблюдения требований и норм законодательства, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерация, специализированных нормативных документов.

     Так, например, в Иркутской области  все проекты автозаправок, гаражей, складов горюче-смазочных материалов и прочих объектов, получивших положительные заключения, обеспечены ливневой канализацией, очисткой производственных и ливневых вод, решен вопрос их дальнейшей утилизации. В проектах отслеживается создание санитарно-защитных зон и санитарных разрывов, а также проведение мероприятий по благоустройству и озеленению проектируемого объекта.

     Начало  срока проведения государственной  экологической экспертизы устанавливается  не позднее, чем через 30 дней после  ее оплаты (после получения копии платежного поручения).

     В течение этого срока ответственный  исполнитель подготавливает предложения  по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии (ответственный  секретарь экспертной комиссии назначается  из числа штатных сотрудников, обычно это - ранее назначенный ответственный исполнитель).

     Продолжительность проведения ГЭЭ определяется в зависимости  от трудоемкости экспертных работ по объекту экспертизы, но не должна превышать 120 дней.

     Ответственный исполнитель в течение 10 дней после подписания приказа о проведении ГЭЭ информирует об этом органы государственной власти и органы местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта экспертизы.

     Заключение  государственной экологической  экспертизы может быть положительным или отрицательным, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации.

     Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы:

     о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды;

     о допустимости намечаемого воздействия  на окружающую среду;

     о возможности реализации объекта  экспертизы.

     Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:

     о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией;

     о недопустимости реализации объекта  экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.

     Положительное заключение государственной экологической  экспертизы не должно содержать замечаний. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют существа предложенных заказчиком (разработчиком) документации проектных решений.

     Заключения  ГЭЭ, утвержденные в установленном  порядке, аннулированию не подлежат, за исключением случаев: утраты документами  юридической силы в соответствии с законом; признания документов недействительными решением суда или арбитражного суда. 

     Заключения  государственной экологической  экспертизы по проектам нормативных  правовых актов Российской Федерации  рассматриваются принимающими эти  акты органами государственной власти.

     Установлен также исчерпывающий перечень оснований, когда положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет свою юридическую силу.

     При непоступлении документа, подтверждающего  оплату проведения государственной  экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения заказчиком документации счета на оплату, государственная экологическая экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику с письменным уведомлением.

     При отрицательном заключении ГЭЭ заказчик вправе обеспечить доработку документации в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями и вновь представить материалы на ГЭЭ.

     При несогласии заказчика, общественных организаций  и других заинтересованных лиц с  заключением ГЭЭ, результаты государственной  экологической экспертизы могут  быть обжалованы в судебном порядке. В данном случае повторная ГЭЭ проводится по решению суда10. 

2.2общественная экологическая экспертиза.

     Процедура ОЭЭ пока практически не регламентирована.

     Организовывать участие общественности в процессе экологической оценки может инициатор деятельности или государственные органы. По российскому законодательству мероприятия по участию общественности могут проводиться по инициативе самой общественности и организовываться в форме ОЭЭ.

     Общественная  экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

     Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов ГЭЭ за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

       Общественная экологическая экспертиза  проводится до проведения государственной или одновременно с ней. Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций о ее проведении.

В заявлении  общественной организации о проведении ОЭЭ должны быть приведены наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии, сведения об объекте экспертизы, сроки ее проведения. Регистрацию осуществляет орган местного самоуправления, который в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении ОЭЭ обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации.

     В государственной регистрации заявления  о проведении ОЭЭ может быть отказано в случае, если:

  • она ранее была дважды проведена в отношении объекта;
  • она проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
  • порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;
  • устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей ОЭЭ, не соответствует требованиям ст. 20 настоящего Федерального закона;
  • требования к содержанию заявления о проведении ОЭЭ, предусмотренные ст. 23 настоящего Федерального закона, не выполнены.

     Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ.

     Общественные  организации, организующие ОЭЭ, должны известить население о начале и результатах ее проведения.

     Общественные  организации (объединения), осуществляющие ОЭЭ в установленном настоящим  Федеральным законом порядке, имеют  право:

  • получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе»;

наиболее серьезная  проблема связана с положением о  том, что право ОЭЭ на получение  документации не распространяется на объекты экспертизы, "сведения о  которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну" [1, ст. 21].  
    Законодательная формулировка допускает возможность практически произвольного отказа в предоставлении документов на ОЭЭ со ссылкой, например, на наличие в проектных документах сведений, составляющих коммерческую тайну. Неопределенность понятия "коммерческая тайна", регулируемого лишь одной статьей Гражданского кодекса [3, ст. 139], оставляет широкие возможности для произвольной трактовки этого понятия.  
    Важно заметить, что это положение является не просто "недостатком" закона с точки зрения общественных организаций, но находится в противоречии с конституционным правом граждан на своевременное и полное получение достоверной информации о состоянии окружающей среды [4, ст. 42; 2, ст. 12], а также с принципами гласности и участия общественности в принятии решений о намечаемой деятельности, провозглашаемыми целым рядом документов национального и международного уровней. Наличие в проектной документации отдельных сведений, составляющих коммерческую тайну, полностью закрывает возможность доступа к документированной информации об экологических аспектах намечаемой деятельности.  
       Какой бы путь ни был избран, следует занимать активную позицию, исходя из того, что право на получение информации об экологических аспектах намечаемой деятельности следует из норм Конституции, закона "Об охране окружающей природной среды", других нормативных актов. Тем не менее, возможна ситуация, когда проведение ОЭЭ окажется невозможным и общественности придется прибегнуть к другим действиям для того, чтобы повлиять на принимаемые решения. В полной мере эта проблема может быть решена лишь путем развития и доработки нормативно-правовой базы в области ОЭЭ.

Информация о работе Экологическая экспертиза