Экологические права граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:17, контрольная работа

Описание работы

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН — общепризнанные и закрепленные в законодательстве права, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей индивида в процессе взаимодействия с природой. К экологическим правам граждан относятся гарантированные Конституцией и действующим законодательством права каждого человека на:
1. благоприятную окружающую среду;
2. получение достоверной информации о ее состоянии;
3. возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Содержание

Теоретическое задание………………………………….с.3
Задача……………………………………………………..с.8

Работа содержит 1 файл

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН.docx

— 110.79 Кб (Скачать)

ПЛАН:

 

 

  1. Теоретическое задание………………………………….с.3
  2. Задача……………………………………………………..с.8

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН — общепризнанные и закрепленные в законодательстве права, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей индивида в процессе взаимодействия с природой. К экологическим правам граждан относятся гарантированные Конституцией и действующим законодательством права каждого человека на:

1. благоприятную окружающую среду;

2. получение достоверной информации о ее состоянии;

3. возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст.5) граждане имеют право на благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию народного потребления), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений. Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (ст.11—12) закрепляет комплекс экологических прав граждан и их объединений, в т.ч. право на защиту окружающей среды от негативного воздействия; право создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; разрабатывать, прогнозировать и реализовать программы по защите своих прав и законных интересов в области охраны окружающей среды; привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды; участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан; в порядке, определенном законом, организовывать и проводить слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, оказывать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; подавать в органы государственной власти, суды обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, и др.

Право граждан на благоприятную  окружающую среду обеспечивается: планированием  и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной  среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных  бедствий; социальным и государственным  страхованием граждан, образованием государственных  и общественных резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения; предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды; возмещением в судебном или в административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф; государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.

Действующее экологическое законодательство обязывает государственные органы и их должностных лиц оказывать  всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав. Наряду с  применением такой природоохранной  меры, как проведение государственной  экологической экспертизы, в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» (с изм.) по инициативе граждан, их объединений, органов местного самоуправления может проводиться общественная экологическая экспертиза. Важную роль в реализации экологических прав граждан имеет информационное обеспечение. Гидрометеорологические и иные органы обязаны по требованию граждан предоставлять своевременную, полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Такая информация Федеральным законом от 19 июля 1998 г. «О гидрометеорологической службе" определяется как сведения, полученные в результате мониторинга, или долгосрочного наблюдения, окружающей среды. Гарантией против сокрытия экологических сведений является положение Закона РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне», в соответствии с которым не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, о фактах нарушения прав и свобод гражданина.

Возмещение гражданам ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим  правонарушением, — важнейший инструмент защиты экологических прав граждан. Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» устанавливает, что возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в полном размере (ст.79).

Наиболее ощутимый вред причиняют  экологические преступления (хищение  и нелегальная разработка невозобновляемых природных ресурсов, незаконное использование ресурсов континентального шельфа и др.), среди которых особую экологическую опасность как для России, так и для мирового сообщества представляет экологическая контрабанда в таких ее разновидностях, как незаконное трансграничное перемещение ядерных расщепляющихся материалов, радиоактивных веществ и отходов, источников ионизирующего излучения; незаконный ввоз в Россию опасных отходов из зарубежных стран; незаконный вывоз из России редких и исчезающих видов дикой флоры и фауны и др. Усиление уголовно-правовых репрессий за эти и подобные действия — важнейшая гарантия обеспечения экологических прав граждан.

Эффективной мерой защиты окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» является экологический контроль — государственный, производственный, муниципальный и общественный. Согласно Закону (ст.64—68) такой контроль проводится в целях обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. В целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков вышеназванный Закон предусматривает экологическое страхование, в т.ч. обязательное государственное экологическое страхование (ст.18).

В соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в ред. Указа Президента от 10 января 2000 г.), к числу приоритетных направлений  деятельности государства в экологической  сфере относятся:

  • рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения;
  • предотвращение загрязнения окружающей среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронениями (утилизацией) токсичных, промышленных и бытовых отходов;
  • предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;
  • экологически безопасное хранение и утилизация выведенного боевого состава вооружения (атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными установками), ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;
  • безопасное для окружающих, природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;
  • создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача: Автомобилем на трассе М5 был сбит переходивший дорогу лось.

Вопрос: Будет ли водитель нести ответственность? Может ли быть на него возложена обязанность возместить вред окружающей среде? Может ли водитель требовать возмещения стоимости ремонта автомобиля и от кого? Изменятся ли Ваши ответы, если автомобиль сбил  корову в черте сельского населенного пункта?

ФЗ №52 «О животном мире» Статья 56. Ответственность юридических лиц и граждан за ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания.

Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного  мира и среде их обитания, возмещают  нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами  и методиками исчисления ущерба животному  миру, а при их отсутствии - по фактическим  затратам на компенсацию ущерба, нанесенного  объектам животного мира и среде  их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Водитель может требовать  возмещения ущерба со своей страховой  компании, при условии наличия  КАСКО.

В случае с коровой, ответственность  может быть возложена на пастуха, т.к. его прямая обязанность следить  за животными.

ПДД 24.7. - Водителям гужевых повозок (саней), погонщикам вьючных, верховых животных и скота запрещается:

• оставлять на дороге животных без надзора;

• прогонять животных через  железнодорожные пути и дороги вне  специально отведенных мест, а также  в темное время суток и в  условиях недостаточной видимости (кроме скотопрогонов на разных уровнях);

• вести животных по дороге с асфальта- и цементобетонным покрытием при наличии иных путей.

 


Информация о работе Экологические права граждан