Экологические проблемы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

В России тяжелая экологическая обстановка усугубляется затянувшимся общим кризисным состоянием. Государственное руководство мало, что делает для ее исправления. Медленно развивается правовой инструментарий для защиты окружающей среды - экологическое право. В 90-е годы, правда, было принято несколько экологических законов, основным из которых стал закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", действующий с марта 1992 года. Однако правоприменительная практика выявила серьезные пробелы, как и в самом законе, так и в механизме его реализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 5
1.1. Загрязнение атмосферы 5
1.2. Природное и антропогенное загрязнение воды 18
1.3. Твёрдые и опасные отходы 21
ГЛАВА II. ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ПРОБЛЕМ 25
2.1. Переработка твёрдых бытовых отходов 25
2.2. Переработка промышленных отходов 27
2.3. Перспективы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

КСЕ Курсовая.docx

— 57.17 Кб (Скачать)

     Кроме того, на территории города находится  до 90 свалок мусора общей площадью 285,7 га. Из них 63 - не функционируют. В настоящее  время в Москве работают два мусоросжигательных завода № 2 и № 3 оснащенные оборудованием  из ФРГ и Дании. Существующее оборудование и технология сжигания отходов на этих заводах не обеспечивает необходимый уровень охраны окружающей среды.

     В последнее время благодаря усилиям  мэра города Лужкова Ю.М., считающего экологические проблемы г. Москвы первостепенными принят ряд мер по санитарной очистке города, индустриальной переработке ТБО. Реализуется программа строительства мусороперегрузочных станций (МПС). Созданы три МПС в различных административных районах города. Прессование ТБО после сортировки будет внедрено при создании МПС в Северо-восточном округе г. Москвы. Программа строительства МПС и решения вопросов о создании современных санитарных полигонов на территории Московской области позволит в недалекой перспективе решить проблемы с переработкой ТБО в г. Москве.

     В заключение следует отметить, что  рынок отходов не регулируется государством. Нет развитой нормативно - правовой базы экологического стимулирования переработки отходов, федеральных инвестиций в разработку новых экологических отечественных технологий переработки отходов, совершенно недостаточно проводится техническая политика в этом направлении.

     2.2. Переработка промышленных отходов

     Сегодня в среднем на каждого жителя планеты  в год добывается около 20 т. сырья, которое с использованием 800 т. воды и 2,5 кВт энергии перерабатывается в продукты потребления и примерно 90 - 98 % идет в отходы (В работе приводится цифра 45 т. сырья на человека). При  этом доля бытовых отходов на одного человека не превышает 0,3-0,6 т. в год. Остальное составляют промышленные отходы. По масштабам извлекаемого и перерабатываемого сырья - 100 Гт/год  хозяйственная деятельность человека приблизилась к деятельности биоты - 1000 Гт/год и превзошла вулканическую  деятельность планеты - 10 Гт/год. При этом расточительность использования сырья и энергии в хозяйственной деятельности человека превышает всякие разумные пределы. И если в развитых странах сельскохозяйственные отходы утилизируются на 90 %, корпуса автомашин на 98 %, отработанные масла на 90 %, то значительная часть промышленных и строительных отходов, отходов горнодобывающих и металлургических производств практически полностью не утилизируются. Человечество преуспело в создании орудий производств и технологий уничтожения себе подобных и практически не занималось созданием промышленности по переработке отходов своей деятельности. В результате помимо ежегодного прирастания объема переработанных промышленных отходов, в том числе токсичных, во всем мире существуют и старые захоронения (свалки), число которых в промышленно - развитых странах исчисляется десятками и сотнями тысяч, а величины объемов отходов достигают сотен миллиардов тонн. Таким образом, если говорить о реабилитации окружающей среды, имея ввиду планомерную переработку отходов (в первую очередь особо опасных), то потребуются затраты в десятки и сотни миллиардов долларов в год на протяжении десятилетий. На территории Российской Федерации на начало 1996 г. накоплено в хранилищах, на складах, могильниках, полигонах, свалках 1 405 млн. тонн отходов (отчетность по форме № 2 ТП "токсичные отхода"), В 1995г. образовалось 89,9 млн. тонн промышленных токсичных отходов, в том числе I кл. опасности -0,16 млн. т., II кл. - 2,2 млн. т., III кл. - 8,7 млн. т., IV кл. - 78,8 млн. т. Из них использовано в собственном производстве 34 млн. т. и полностью обезврежено 6,5 млн. т. Кроме того 12,2 млн. т. передано на другие предприятия для использования. Таковы данные Государственного доклада "О состоянии окружающей природной среды в РФ" в 1995 г.

     Таким образом, даже официальные данные показывают непрерывный рост неперерабатываемых промышленных отходов не говоря уже о неучтенных свалках, старых захоронениях, инвентаризация которых даже не начиналась и где содержится около 86 млрд. т. отходов (1,6 млрд. т. токсичных)

     Госкомэкология  подготовила проект Федерального закона "Об отходах производства и потребления", который внесен Правительством РФ в Госдуму на рассмотрение и ожидается его принятие в 1997 году. Введение этого закона в действие поставит на юридическую основу работу по обращению с отходами производства и потребления. Таким образом, в мире и в России основная масса отходов, в том числе опасных, накапливается, складируется или захоранивается. Ряд стран для захоронения используют затопление в море (океане), что, по нашему мнению, должно быть полностью запрещено международными соглашениями вне зависимости от класса опасности отходов. Это в некотором роде и нравственная проблема: произвел ~ переработай (складируй) на своей территории, а не используй в качестве свалки то, что принадлежит всем (моря, горы, леса).          

     Собственно  переработке промышленных отходов  сейчас подвергается не более 20 % от общего объема. Технологии переработки промышленных отходов можно классифицировать следующим образом:

1. термические технологии;

2. физико-химические технологии;

3. биотехнологии. 

     2.3. Перспективы

    Проводимая  в России экологическая политика объективно детерминирована имеющимся уровнем экономического, технологического, социального, политического и духовного развития общества и в целом не способна предотвратить нарастание экологической напряженности в стране. Поэтому — даже несмотря на принятие множества программ, предусматривающих включение экологических потребностей в планы экономического и социального развития страны, создание институциональной и правовой систем экологического регулирования - рассчитывать в скором времени на проведение действенной политики экологической безопасности не приходится.

    Этому препятствует ряд причин — отсутствие общественного интереса к экологической  проблеме, слабая техническая база производства и нехватка необходимых инвестиций, неразвитость рыночных отношений, несформированность правового и гражданского обществ. Россия сталкивается с типичными для Третьего мира трудностями развития ресурсоэффективного индустриального производства, преодоление которых осложняется, в частности, тем, что идеологически усилилась оппозиция нынешнему курсу реформ, сочетающаяся ныне с массовым неприятием процессов глобализации, ассоциируемых с угрозой национальной безопасности.

Сценарий  развития экологической ситуации в  ближайшей перспективе не обнадеживает. И все же она не выглядит беспросветно катастрофической прежде всего из-за интернационализации экологических проблем нашего общества. Обострение экологического кризиса в России угрожает глобальной экологической безопасности, а это усиливает заинтересованность мирового сообщества в стимулировании природоохранных действий в нашей стране. Последствия глобализации экологических проблем России не сводятся для нее лишь к получению финансовой и технической помощи для осуществления природоохранных проектов. Они открывают путь к экологизации хозяйственной деятельности через участие в международных экологических соглашениях и привлечение иностранных инвестиций. Они способствуют также экологизации общественного сознания россиян через их интеграцию в международное экологическое движение. Заинтересованность же самой России в обеспечении глобальной экологической безопасности сведена сейчас до минимума и носит в основном вынужденный характер. Попытки повышения национального престижа в глазах мирового сообщества отнюдь не связываются, в отличие от многих стран, с активной ролью в решении глобальных экологических проблем. Настораживает и возникновение экологических противоречий между Россией и развивающимися странами

     Преимущество  России по сравнению с другими  государствами в том, что формирование экологической культуры в ней происходит в условиях, когда экологические проблемы приобретают приоритетное международное звучание и накоплен солидный мировой опыт экологической деятельности, которым Россия могла бы воспользоваться. Но вот захочет ли? Выход из экологического кризиса и обеспечение условий для экологизации хозяйственной деятельности связываются у нас с экономической стабилизацией. Но мировой опыт показывает: не  следует ждать подъема экономики для последующего перехода к политике экологической безопасности. Уровень экономического развития, необходимый для проведения активной экологической политики, - понятие весьма условное. Япония приступила к ней при доходе на Душу населения не более 1600 долл. На Тайване это произошло уже "позднее" - при 5500 долл., когда, по расчетам его правительства, и возникли реальные условия для реализации высоко затратных природоохранных программ. Безусловно, современная экономическая и политическая ситуация не благоприятствует выведению экологических потребностей в число приоритетных. Но игнорирование экологического императива развития приведет к неминуемому последующему отставанию России. Остается еще опии, пока крайне ограниченно реализованный резерв — общественное движение "зеленых" которое может существенно изменить расклад политических сил в пользу проэкологически настроенных деятелей и инициировать активизацию государственной экологической политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В данной работе я попытался рассмотреть  основные экологические проблемы России и наиболее приемлемые на данный момент решения этих проблем.

     Можно сделать вывод, что все дело упирается  в финансовые ресурсы, которыми в  данный момент наша страна не располагает, а технические решения этих проблем  уже найдены и используются в  наиболее развитых странах.

     И в заключение хотелось бы сказать, что пути выхода из экологических проблем у России есть, надо только их увидеть, и если мы не сделаем этого в самое ближайшее время, то все может обернуться против нас в гораздо более худшем виде, чем мы даже можем себе представить.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Данилов-Данильян В. И. (под ред.), Экология, охрана природы и экологическая безопасность./МНЭПУ, 2001. – 387 с.
  2. Рогожина Н. В поисках ответов на экологический вызов/ Мировая экономика и международные отношения, 2003. – 210 с.
  3. Калимов А. С., Экология: Краткий обзор, 2007. -  305 с.
  4. Митчел П., 101 ключевая идея: Экология, 2005. – 421 с.
  5. Лазаревич Н. А., Биотехнологические проблемы современной социальной экологии, 2007. – 364 с.
  6. Бродский А.К., Общая экология, 2002. – 503 с.
  7. Гальперин М. В., Общая экология, 2006. – 469 с.
  8. Маврищев В.В., Общая экология. Курс лекций, 2006. – 184 с.
  9. Жукова О.Г., Промышленная экология, 2003. – 150 с.
  10. Жемерихин С.П., Проблемы окружающей среды, 2005. – 96 с.

Информация о работе Экологические проблемы и пути их решения