Экологическое право. Задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 00:17, контрольная работа

Описание работы

Решение 3 задач.

Работа содержит 1 файл

экологич.право контрол.работа.doc

— 456.00 Кб (Скачать)
 

     ЗАДАНИЕ

     

     

     

       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Решение: 
 

     Задача №1

      B соответствии со своим Уставом ГУП «Мосводосток» занимается строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом очистных сооружений для очистки сточных вод московских предприятий, отводящих их в коллектор, который ГУП «Мосводосток» содержит на своем балансе. Сброс очищенных сточных вод из коллектора осуществляется в пруд, находящийся на территории г. Москвы.

      Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы по факту проверки деятельности ГУП «Мосводосток» вынес постановление от 7 октября 2097 г. №1106000526/5 о привлечении ГУП «Мосводосток» к административной ответственности по ст. 19 3акона г. Москвы от 12 мая 2004 г.  № 32 (загрязнение вод в границах природного комплекса г. Москвы). Факт загрязнения вод подтверждается данными анализа проб воды, отобранных как из пруда, так и из коллектора, и оформленных протоколами № 888, 889 и 942,943, которыми установлено, что в отобранных пробах воды содержится превышение предельно допустимых норм нефтепродуктов, марганца, фенолов, сульфидов и железа.

      ГУП «Мосводосток» обратился в Арбитражный  суд г. Москвы с заявлением об оспаривании вынесенного постановления. Заявление мотивировано тем, что приток воды в пруд, из которого осуществлялся отбор проб, происходит через грунтовые воды и подземные ключи, приток воды из коллектора минимален, пруд является бесхозным, за 6 лет не производилась его очистка, и этим объясняется повышенная концентрация в нем ряда веществ, указанных в протоколах исследования сточных вод. Кроме того, но мнению истца, ответчик превысил свои полномочия, поскольку согласно Водному кодексу Российской Федерации государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляется федеральным органом исполнительной власти. 

     Решение:

     Использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных ВК РФ и законодательством в области охраны окружающей среды (ст.44 ВК РФ).

      Согласно ст. 44 ВК РФ запрещается сброс сточных вод в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, отнесенные к особо охраняемым водным объектам, а также в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения, первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.

      Нt указанные в ст. 44 ВК водные объекты предоставляются в пользование для сброса сточных вод на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование (ст.11 ВК РФ).

      Согласно ст.23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" допускается производить сбросы различных загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов, лимитов сбросов на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

       Нормативы допустимого воздействия на водные объекты  разрабатываются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты": нормативы допустимого воздействия на водные объекты (допустимого совокупного воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть) разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты и утверждает указанные нормативы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.   

      Нормативы допустимых сбросов (НДС) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды (ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

      Порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей установлен постановлением Правительства Российской Федерация от 23.07.2007 N 469. В соответствии с указанным Порядком нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждает Федеральное агентство по охране водных ресурсов по согласованию с указанными в данном постановлении федеральными органами исполнительной власти на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты.

     Проект  нормативов предельно допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ со сточными водами выполняется в соответствии с Федеральным Законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"Приказом МПР России от 17.12.2007 г. № 333 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей"
      Разработка проекта НДС осуществляется для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается фактический сброс, за исключением показателей, значения которых возрастают после биологической очистки (например, нитриты и нитраты). 

     Величины  НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды.

      Согласно п.14 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей разработанный и утвержденный в установленном порядке проект НДС действует 5 лет. Пересмотр и уточнение НДС осуществляется до истечения срока действия в следующих случаях:

      - при изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.);

      - при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса; при утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

      При наличии утвержденных нормативов НДС разрешение на сброс выдается на срок действия указанных нормативов НДС.

      При наличии установленных лимитов на сбросы срок действия разрешения на сброс составляет один год с даты выдачи разрешения.

     Согласно ст.68 ВК РФ лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.    

      Административная  ответственность за нарушение правил водопользования предусмотрена п. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.

      Уголовная ответственность за загрязнение вод предусмотрена ст. 250 Уголовного кодекса РФ.   

     Согласно  п.1 ст. 250 УК РФ уголовная ответственность устанавливается за  загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.

     п.2 ст. 250 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

     п.3 ст.250 УК РФ предусматривает уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок до пяти лет за те же деяния, повлекшие смерть человека.  
   Согласно ст.8 ВК РФ водные объекты находятся в федеральной собственности, за исключением  прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, которые находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Таким образом пруд на территории г.Москвы может находится в собственности субъекта РФ, муниципальной собственности, собственности физического или юридического лица.

     Согласно ст.36 ВК РФ государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов).

     Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, определяются Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ  
от 4 ноября 2006 года N 640).

     Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование:

  1. поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
  2. водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;
  3. внутренних морских вод;
  4. территориального моря Российской Федерации; 
  5. особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, являющихся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющих собой часть этих территорий;
  6. водных объектов или их частей, являющихся объектами, объявленными рыбохозяйственными заповедными зонами;
  7. водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
  8. трансграничных (пограничных) водных объектов;
  9. водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения сто тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн.куб. метров в год.

     Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

     На основании указанных критериев федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждаются перечни объектов, подлежащих соответственно федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

     Пруд, расположенный на территории г.Москвы, подлежит региональному государственному контролю, следовательно превышение полномочий в действиях Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы отсутствует.

Информация о работе Экологическое право. Задачи