Экологическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:57, реферат

Описание работы

Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения
в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………3
2. Понятие ………………………………………………………………….4
3. Источники МЭП…………………………………………………………7
4. Принципы МЭП…………………………………………………………9
5. Международная ответственность за экологические правонарушения.11
6. Международный экологический суд…………………………………....14
7. Заключение……………………………………………………………….16
8. Список литературы………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

Экологическое право.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

ИНСТИТУТ  ИСТОРИИ, ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 
 

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ  
 
 
 
 
 
 

Реферат

по правоведению

«Международное  экологическое право» 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 37 группы

Галимова  Анастасия Васильевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2011 
 

Содержание: 
 

  1. Введение…………………………………………………………………3
  2. Понятие ………………………………………………………………….4
  3. Источники МЭП…………………………………………………………7
  4. Принципы МЭП…………………………………………………………9
  5. Международная ответственность за экологические правонарушения.11
  6. Международный экологический суд…………………………………....14
  7. Заключение……………………………………………………………….16
  8. Список литературы………………………………………………………17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения

в сфере  взаимодействия общества и природы  в интересах сохранения и рационального  использования окружающей природной  среды для настоящих и будущих поколений людей. 

Экологическое право занимает немаловажное место  среди остальных отраслей права. 

Существование человека теснейшим образом связано  с окружающей природной средой и  невозможно без нее. С развитием  науки, техники, образования, всего того, что принято называть научно-техническим и социальным прогрессом, эта зависимость не стала меньше. Сегодня мировое сообщество начинает осознавать, что вчерашняя гордость «покорителей природы», направлявших многовековые усилия на ее техническое порабощение и снижение естественной зависимости от нее, является весьма сомнительным достижением. Успехи и темпы такого «покорения» поставили экологические проблемы в ряд наиболее острых проблем человечества, требующих скорейшего и кардинального разрешения. 

Большой урон природе наносят транспорт  и металлургические предприятия. Основным источником загрязнения атмосферы  углекислым газом являются тепловые электростанции, металлургические заводы и транспорт. Большая концентрация данного вещества, в конце концов, может привести к возникновению парникового эффекта, одними из следствий которого могут стать опустынивание земель и разрушение озонового слоя. 

Актуальность  темы: Всестороннее познание и системное  изучение экологического права имеет  важное практическое значение, так как это позволяет создать базу для дальнейшего эффективного реформирования экологического законодательства. 

Таким образом, целью данной работы является, изучение основных моментов экологического права в России. 

Указанная цель обусловила решение следующих задач: 

1. Проследить  историю формирования экологического  права 

2. Описать  общие характеристики и дать  определение экологическому праву 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие.

          Международное экологическое право  (МЭП) или международное право окружающей среды – составная часть (отрасль) системы международного права, представляющая собой совокупность норм и принципов международного права, регулирующих деятельность его субъектов по предотвращению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному использованию природных ресурсов.

    Субъектами международных экологических  правоотношений являются государства,  международные правительственные  и неправительственные организации, а также в предусмотренных международными правовыми нормами случаях юридические и физические лица, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды в международных пространствах.

   Объект международно-правового регулирования  охраны окружающей среды и природопользования - вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство. Одновременно такой охране подлежат отдельные объекты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы. В системе объектов регулирования охраны и использования таких объектов можно выделить несколько категорий:

а) международные  природные объекты и ресурсы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Антарктика, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство);

б) природные  объекты и ресурсы, разделяемые  двумя или более государствами. К таким объектам относятся пограничные  реки (Дунай, Селенга, Рейн) и озера (в  том числе Каспийское море), пограничные  природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных;

в) национальные природные объекты и ресурсы.

    В контексте развития и реализации  международного права окружающей  среды деятельность мирового  сообщества в области регулирования природопользования, воспроизводства природных ресурсов, охраны природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий осуществляется посредством:

  • нормотворчества;
  • взаимных консультаций;
  • мониторинга природной среды и обмена экологически значимой информацией;
  • контроля за состоянием природы;

    применения  мер международной ответственности  за нарушение норм и принципов       международного права. 
     
     
     
     
     
     

  1. Источники МЭП.

На современном  этапе источники международного права окружающей среды подразделяются на два вида:

  • закрепляющие действующие правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова («твердое», т.е. обязательное, право);
  • содержащие необязательные правила, но оказывающие тем не менее влияние на международные отношения своим авторитетом («мягкое», т.е. рекомендательное, право).

      В соответствии с приведенной  классификацией к категории источников обязательного международного права окружающей среды должны быть отнесены такие акты, как Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися по угрозой исчезновения (1973г.), Соглашение об охране полярных (белых) медведей (1973 г.), Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Венская конвенция по охране озонового слоя (1985 г.) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.); ряд новейших конвенций - Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992 г.), Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1992 г.), Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция, 1992 г.), Конвенция по защите морской среды Балтийского моря (1992 г.) и др.

   Особым источником международного права окружающей среды являются носящие обязательный характер решения некоторых международных организаций - Генеральной Ассамблеи ООН, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского экономического сообщества и др.

   Примерами другого вида источников  международного экологического  права, т.е. создающими «мягкое» право, могут служить Стокгольмская декларация Конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.), Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.). Декларация принципов Рио по окружающей среде и развитию (1992 г.) и др. Названные и другие аналогичные документы не регулируют непосредственно поведение членов международного сообщества, но они обладают огромным авторитетом и этим побуждают государства и международные организации к активной деятельности и сотрудничеству в области охраны природы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Принципы  МЭП.

   Как известно, принципы или основные  начала предопределяют характер  всего права. Принципы, применяемые  к международноправовой охране  окружающей среды и природопользованию, подразделяются на общепризнанные  принципы современного международного права и специальные отраслевые принципы международного права окружающей среды.

   Общепризнанные принципы международного  права являются критерием правомерности  регулирования любой сферы межгосударственных  отношений, включая отношения по поводу охраны окружающей среды и рационального природопользования.

   К указанной категории относятся  принципы:

  • уважения государственного суверенитета,
  • суверенного равенства всех государств,
  • взаимной выгоды,
  • невмешательства во внутренние дела другого государства,
  • добросовестного выполнения международных обязательств,
  • мирного разрешения споров и некоторые др.

    В процессе формирования и  развития международного права  окружающей среды были выработаны  собственные, или специальные,  принципы данной отрасли. Особую роль в их формулировании сыграли конференции ООН в области окружающей среды 1972 и 1992 г. В частности, именно в материалах конференций был определен эколого-правовой статус человека, место окружающей среды как неотъемлемой части процесса устойчивого развития и др.

    К специальным принципам современного  международного права окружающей  среды относятся:

  • право каждого на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой,
  • приоритет экологических прав и интересов человека в процессе непрерывного социально-экономического развития,
  • неотъемлемый суверенитет государства над собственными природными ресурсами,
  • устойчивое, т.е. экологически обоснованное, социальное и экономическое развитие,
  • равная (одинаковая) экологическая безопасность (экологическое благосостояние одного государства не может быть обеспечено за счет или в отрыве от другого или других государств),
  • запрещение экологической агрессии (Конвенция 1977 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду),
  • регулярный обмен информацией об экологической ситуации на национальном или региональном уровнях,
  • предотвращение трансграничного ущерба окружающей среде,
  • сотрудничество в чрезвычайных экологических ситуациях,
  • научно-техническое сотрудничество в области охраны окружающей среды, включая поощрение разработки, прикладного использования, распространения и передачи технологий,
  • контроль за соблюдением согласованных требований по охране окружающей среды,
  • мирное урегулирование споров, связанных с трансграничным воздействием на окружающую среду,
  • международная ответственность и компенсация за ущерб окружающей среде, вызванный действиями на территории государства, находящейся под его юрисдикцией или контролем, которые привели к ущербу за пределами этой территории.

    6.Международная ответственность за экологические правонарушения

     Основанием применения международной ответственности служит экологическое правонарушение, которое проявляется в основном либо в невыполнении субъектом международного права окружающей среды взятого на себя международного обязательства, либо в причинении экологического ущерба посредством загрязнения моря нефтью, трансграничного загрязнения окружающей среды соседнего государства и т.п.

     В соответствии с современным международным правом международные правонарушения подразделяются на преступления и деликты. Понятие международного преступления определено в ст. 19 Проекта статей о международной ответственности, разработанного Комиссией международного права. Это - международно-правовое деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. В соответствии с международными нормами права окружающей среды международные экологические преступления могут, в частности, быть результатом тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для защиты окружающей среды, - такого, как обязательство, запрещающее массовое загрязнение атмосферы или морей.

Информация о работе Экологическое право