Экологическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

По решению городской администрации на окраине города был выделен земельный участок для строительства нового зоопарка. Население микрорайона заявило категорический протест против такого строительства и добилось проведения научной экспертизы группой научно-исследовательских институтов района. Выводы научной экспертизы относительно допустимости строительства зоопарка на отведенном земельном участке оказались отрицательными.

Содержание

Задача 1……………………………………………………………………..3
Задача 2……………………………………………………………………..4
Задача 3……………………………………………………………………..6
Список используемой литературы………………………………………..9

Работа содержит 1 файл

Виталя экологическое решенное.docx

— 31.26 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Задача 1……………………………………………………………………..3

Задача 2……………………………………………………………………..4

Задача 3……………………………………………………………………..6

Список используемой литературы………………………………………..9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1.

По решению  городской администрации на окраине  города был выделен земельный  участок для строительства нового зоопарка. Население микрорайона заявило категорический протест против такого строительства и добилось проведения научной экспертизы группой научно-исследовательских институтов района. Выводы научной экспертизы относительно допустимости строительства зоопарка на отведенном земельном участке оказались отрицательными.

Несмотря на это, строительство объекта началось, городское общество охраны природы по просьбе местного населения предъявило в арбитражный суд иск, в котором, опираясь на заключение научной экологической экспертизы, просило отменить решение мэрии о строительстве зоопарка.

Является ли проведенная  экспертиза разновидностью экологической  экспертизы? Какую юридическую силу имеет ее заключение? Какое решение должен принять суд?

Согласно ч. 1 ст. 33 ФЗ «Об охране окружающей среды», экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.1

В соответствии со ст.4 ФЗ «Об  экологической экспертизе» в  Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.2

Проведение иных экологических  экспертиз, например научных, ведомственных, коммерческих, закон не запрещает, но его действие на них не распространяется, а следовательно, заключения, подготовленные в рамках проведения таких экспертиз, не обладают статусом заключения государственной или общественной экологической экспертизы и не влекут юридических последствий, предусмотренных законодательством об экологической экспертизе.3 Как упоминают некоторые авторы, научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений или высших учебных заведений.4 Она может быть проведена по инициативе определенных ученых или научных коллективов. Заключение такой экспертизы носит информационный характер. Конечно, в основу заключения общественной экологической экспертизы могут лечь выводы, сделанные группой научно-исследовательских институтов района, но как самостоятельный вид экологической экспертизы - научная выступать не может. В свою очередь, заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Отсюда вытекает ответ  на второй вопрос, а именно «какую юридическую силу имеет ее заключение?». Исходя из сказанного, заключение научной экологической экспертизы не имеет самостоятельного юридического значения и носит лишь информационный характер.

Соответственно, Арбитражный  суд обязан принять дело к рассмотрению и уже на основании представленных сторонами доказательств, принять решение по данному делу.

Задача 2.

Для сохранения живописных природных ландшафтов, памятников природы  и культуры в сочетании с организацией активного отдыха населения, туризма, спортивной охоты и любительского рыболовства, один из проектных институтов разработал проект организации особо охраняемой природной территории. Проект предполагал решение двух задач: сохранение природной среды и организацию активного отдыха и туризма населения.

Определите категорию  особо охраняемой территории, режим  которой был бы оптимален для решения поставленных задач. Обоснуйте свое мнение ссылками на нормативно-правовые акты.

На наш взгляд, наиболее оптимальной категорией особо охраняемой территории для решения поставленных задач, будет природный парк.

Согласно ст. 18 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.5

Его основной целью является создание условий для отдыха (в  том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов, что и дает большую возможность для организации активного отдыха и туризма населения, в отличие от национального парка, и тем более, заповедника.

Кроме того, на территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий, что позволит в данном случае реализовать задачу сохранения природной среды.6 Следует только отметить, что законом прямо не предусмотрены ограничения по посещению территории парка, рыболовству и охоте, в том числе и промысловым.

Следует учитывать, что конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.

Задача 3.

При рассмотрении судом уголовного дела  главного инженера завода, возник вопрос о том, каким образом квалифицировать  загрязнение воздуха рабочей  зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами выше предельно-допустимых концентраций: как  нарушение правил охраны окружающей среды или как нарушение правил охраны труда?

Каким должно быть разъяснение по данному вопросу? Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, воды, лесная растительность, ресурсы недр, животные,  будут охраняться с помощью законодательства об охране окружающей среды?

Уголовное дело в отношении  инженера завода должно быть квалифицировано как нарушение правил охраны труда, так как:

В соответствии со ст.1 ФЗ «Об  охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ, под атмосферным воздухом понимается жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.7 Следовательно, воздух рабочей зоны производственных помещений объектом экологических правоотношений не является и в качестве объекта охраны со стороны экологического права выступать не может. В данном случае имеет место быть нарушение правил охраны труда.

Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ охрана труда предполагается как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.8 В данном случае были нарушены условия труда работников. В ТК РФ определены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В данной задаче инженер завода будет нести ответственность за причиненный вред здоровью работникам предприятия.

Признаки, при наличии  которых воздух, вода и почва будут  охраняться законодательством об охране окружающей природной среды, заключаются  в том, что они должны превышать  специальные нормы в области  охраны окружающей среды, государственные  стандарты и иные нормативные  документы в области охраны окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в  целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

  1. Нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  2. Нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
  3. Нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
  4. Иные нормативы качества окружающей среды.

В целях предотвращения негативного  воздействия на окружающую среду  хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц-природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

  1. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
  2. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
  3. Нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
  4. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
  5. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
  6. Нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

За превышение установленных  нормативов допустимого воздействия  на окружающую среду субъекты хозяйственной  и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно – правовые акты

  1. Конституция РФ. 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.
  2. Об охране окружающей среды: Федеральный Закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ  // СЗ РФ. –2002. - № 2. - Ст. 133.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный Закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ//СЗ РФ -2002, № 1, ст. 1.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 30 декабря 2001 г.  №197-ФЗ// CЗ РФ – 2002, №1, ст. 3.
  5. Уголовный Кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 30 июня 1996 г. № 63-ФЗ// СЗ РФ – 1996, № 25, ст. 2954.
  6. О недрах: Закон Российской Федерации от 21. 02. 1992 г. № 2395-1 (в ред. от 26.07.2010, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2011 г. ) // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.
  7. О животном мире: Федеральный закон РФ от 24 апреля 1995 г. в ред. (от 24.07.2009 г.) // СЗ РФ. – 1995. - № 17. - Ст. 1462.
  8. Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (Принят ГД ФС РФ 08.11.2006. В ред. от 29.12.2010) // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.
  9. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (Принят ГД ФС РФ 12.04.2006. В ред. от 28.12.2010) // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.
  10. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный Закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.
  11. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный Закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ в ред. (от  27.12.2009г.) // СЗ РФ. – 1995. - № 12. - Ст. 1024.
  12. Об экологической экспертизе: Федеральный Закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ в ред. (от 08.05.2009, с изм. от 17.12.2009г.) // СЗ РФ. –  1995. – № 48. –  Ст. 4556.
  13. Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы: Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698 // СЗ РФ. 1996. № 40. Ст. 4648.

Литература

  1. Бринчук М.М. Экологическое право / М.М. Бринчук. М.. 2003.
  2. Петров В.В. Экологическое право России / В.В.  Петров. М., 1995.
  3. Бринчук М.М. Комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» / Отв. ред. проф. М.М. Бринчук. М.: БЕК, 1999.
  4. Нецветаев А.Г. Экологической право// А.Г. Нецветаев М.. МЭСИ, 2006. — 223 с.

Информация о работе Экологическое право