Экологическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 07:12, реферат

Описание работы

В основе жизни и существования человека и общества лежит пользование природой. Поэтому исторически и фактически природопользование составляет фундамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоотношений общества и природы.
Оценивая значение природопользования в рамках экологического права, необходимо иметь в виду, что оно служит не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания жизни, но одновременно является и наиболее значимым фактором вредного воздействия на природу.
Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования.

Содержание

Введение.
1. Понятие и виды права природопользования
2.Основания возникновения и прекращения права природопользования.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

эколог.правоПлан.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

. Министерство образования Российской Федерации

Нижегородский государственный  архитектурно-строительный университет


 

Факультет дистанционного обучения

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е  Р А Т 

 

по дисциплине «Экологическое право»

Специальность 030300.62 «Юриспруденция»

 

Тема работы: «Право природопользования»

 

 

Студент: Щапова Алена  Евгеньевна

№ зачетной книжки 3110596

Группа Ю104/1

Преподаватель: доц. Тищенко  С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород – 2012

 

План:

Введение.

1. Понятие и виды права природопользования

2.Основания возникновения и прекращения права природопользования.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

ВВЕДЕНИЕ

В основе жизни и существования  человека и общества лежит пользование  природой. Поэтому исторически и  фактически природопользование составляет фундамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоотношений общества и природы.

Оценивая значение природопользования в рамках экологического права, необходимо иметь в виду, что оно служит не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания жизни, но одновременно является и наиболее значимым фактором вредного воздействия на природу.

Право природопользования может оцениваться  в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как  конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

Использование человеком природных  ресурсов для своих нужд — экономических, духовных, рекреационных и иных —  в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве — земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе об охране окружающей среды, иных актах. 
Актуальность темы определяется противоречием между увеличением масштабов использования природных ресурсов, ростом общественных потребностей в обеспечении рационального природопользования и степенью правового регулирования отношений по использованию и охране природных объектов, а также практикой правоприменения в этой сфере. В отличие от многих других вопросов правового регулирования отношений по природопользованию, проблема рационального природопользования рассматривается практически во всех нормативных правовых актах в области экологического права. Более того, в последние годы в России предприняты необходимые меры по восполнению законодательных пробелов в сфере природопользования, принят ряд нормативных правовых актов, направленный на обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды, подготовлен ряд законопроектов.

Анализ состояния права дает основание считать, что многие вопросы  правового регулирования складывающихся по поводу природы общественных отношений урегулированы еще крайне недостаточно, вследствие чего правовое регулирование природопользования и практика правоприменения в этой сфере еще не стали фактором, определяющим рационализацию использования природных ресурсов, а следовательно, и нормализацию экологической обстановки, приведение окружающей среды к благоприятному состоянию.

 

  1. Понятие и виды права природопользования.

 

Система норм, регулирующих отношения  по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержаться главным образом в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом.

Право природопользования может рассматриваться  в различных аспектах. В объективном  смысле право природопользования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих деятельность физических и юридических лиц по использованию природных объектов для удовлетворения текущих и перспективных экономических, экологических и иных потребностей граждан, организаций, общества и государства. В субъективном смысле право природопользования - это мера возможного поведения субъектов природопользования при осуществлении указанной выше деятельности. 
В юридическом смысле "природопользование" – понятие собирательное, объединяющее его различные формы, виды и подвиды.

В зависимости от вида используемого  природного объекта выделяют: 
· право землепользования, 
· право водопользования, 
· право недропользования,  
· право лесопользования, 
· право пользования животным миром, 
· право пользования атмосферным воздухом, 
· комплексное природопользование, т.е. пользование несколькими природными объектами.

Каждый из указанных выше видов  природопользования можно подразделить на подвиды в зависимости от цели использования. Так, земля может  использоваться для нужд сельского хозяйства, лесного хозяйства, промышленности, энергетики и т.д.; леса – для заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, для ведения охотничьего хозяйства, для оздоровительных, научных и иных целей; недра – в целях геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, размещения подземных объектов, захоронения отходов; животный мир – для охоты, рыболовства и т.д. Цели использования природных объектов определены природоресурсным законодательством.

 В зависимости от юридического титула, на котором основано право природопользования, выделяют:

··непосредственное природопользование, осуществляемое собственниками природных объектов,

· производное природопользование, осуществляемое на основе иного вещного  или обязательственного права.

В зависимости от срока пользования  различают:

· бессрочное,

· долгосрочное,

· краткосрочное.

В зависимости от способа использования  различают право природопользования, осуществляемое:

· с изъятием природного ресурса,

· без изъятия природного ресурса из природной среды.

 В зависимости от субъекта, объекта и цели природопользования (комплексный критерий) выделяют природопользование:

· общее – осуществляется гражданами в силу принадлежащих  им естественных прав для удовлетворения своих личных потребностей, например, пользование атмосферным воздухом, водными объектами для удовлетворения питьевых, бытовых и рекреационных нужд, сбор в лесах грибов, ягод, других общедоступных лесных ресурсов и т. п. Реализация права общего природопользования не нуждается в каком-либо юридическом оформлении;

· специальное – осуществляется гражданами и юридическими лицами, как правило, для предпринимательских  целей, нуждается в получении  особого разрешения от государственных  органов, оформлении иных правоустанавливающих документов.

Право общего природопользования - это  гарантированная законом возможность  для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой. Оно предполагает использование  природы в качестве места, условия  и средства жизни каждого человека, поэтому является общедоступным и не требует какого-либо разрешения компетентных государственных органов.

Право общего природопользования непосредственно  вытекает из Конституции РФ, предусматривающей  право граждан на благоприятную  окружающую среду (ст. 42), и конкретизируется в нормах текущего законодательства - земельного, водного, лесного и др.

 Так, Лесной кодекс предусматривает возможность для граждан бесплатно находиться на территории лесов (ст. 36), Водный кодекс - право общего водопользования граждан для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд (ст. 88), Земельный кодекс - право общего землепользования на землях населенных пунктов (ст. 76). Примерами установления права общего природопользования могут служить также нормы законодательства о разработке гражданами общераспространенных полезных ископаемых и использовании недр для строительства подземных сооружений в пределах своих земельных участков, использовании природной среды пригородных, зеленых зон, национальных, природных парков, курортных и лечебно-оздоровительных местностей и т. д.

 Право специального природопользования означает возможность использовать в установленном законом порядке и на основе специального юридического документа (государственного акта, разрешения и др.) определенные части природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением в процессе удовлетворения хозяйственных и иных интересов общества. Оно, как правило, является платным.

 В качестве примеров права специального природопользования можно привести предоставление земельного участка для строительства жилого дома, использование леса для заготовки древесины, водного объекта - для сброса или забора воды, животного мира - для отстрела диких зверей и птиц.

 Природоресурсное законодательство предусматривает общее и специальное пользование землей, недрами, водами и лесами. Общее природопользование характеризуется тем, что оно является общедоступным. Оно не требует особого разрешения в каждом конкретном случае со стороны компетентных государственных органов, а также тех лиц (предприятий и учреждений), за которыми природные объекты закреплены в пользование. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных правовых актов. В ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами.

Общее природопользование является общедоступным, т.е. не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом, однако, в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами.

В земельном законодательстве прямо  не предусматривается общее землепользование. Однако в составе земель поселений выделяются рекреационные территориальные зоны, на которых осуществляется право общего землепользования. Землями общего пользования в значительной степени являются земли лесного фонда, правовой режим которых определяется земельным законодательством.

Категорию земельных участков общего пользования вводит также ГК РФ. В соответствии со ст. 262 граждане имеют  право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Кроме того, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

 

2. Основания возникновения и прекращения права природопользования

Основания возникновения права специального природопользования обычно представляют собой сложные юридические составы, то есть совокупность юридических фактов, среди которых определяющее значение имеют разрешения (лицензии) компетентных государственных органов. Лицензия на право природопользования - наиболее типичное и распространенное основание возникновения права природопользования.

В условиях развития рыночных отношений  все большую роль в организации природопользования играет договор. В сфере использования природных ресурсов применяются договоры аренды (лесов, водных объектов, земель), сторонами которых выступают арендатор-природопользователь и арендодатель-собственник или другой владелец природного ресурса (государство в лице уполномоченного органа, юридическое лицо или гражданин). В лесном, горном, водном праве закрепляются и иные виды договоров -концессии, долгосрочного, краткосрочного, бесплатного пользования, установления сервитутов и др.

 Договоры на право природопользования могут иметь самостоятельное значение как основания возникновения права природопользования (например, при аренде земель), или же действовать совместно с лицензией. В таком случае договор играет вспомогательную роль, так как заключается только при наличии лицензии и уточняет, конкретизирует ее содержание (например, договор на право водопользования).

Наконец, в некоторых областях природопользования, в частности в сфере земельных  отношений, основанием возникновения  права природопользования можно считать право собственности на природный ресурс, поскольку его субъекту принадлежит входящее в его содержание правомочие пользования.

 Основаниями прекращения права природопользования также являются юридические факты, конкретные перечни которых содержатся в земельном, лесном, водном и других подотраслях экологического законодательства применительно к особенностям использования отдельных видов природных ресурсов.

Некоторые из этих оснований являются характерными лишь для данных природных ресурсов. Так, право водопользования прекращается вследствие естественного или искусственного исчезновения водного объекта.Однако большинство юридических фактов могут быть основаниями прекращения права пользования всеми видами природных ресурсов. К ним относятся:

- истечение срока пользования  природным объектом;

- отказ природопользователя  от использования природного  объекта;

- ликвидация юридического  лица или смерть гражданина-природопользователей.

Информация о работе Экологическое право