Нормирование в области охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:21, контрольная работа

Описание работы

Во все времена отношение людей друг к другу и их отношение к природе являлись показателем ценностной ориентации общества, объясняющим особенности культуры, исторического процесса в ту или иную эпоху. Сейчас становится очевидным, что для раскрытия глубинных механизмов развития системы «общество–природа» (социоприродных систем), фундаментальное значение имеет выявление статуса ценностных установок, нравственных императивов в освоении, преобразовании природы.

Содержание

Введение
1. Нормирование в области охраны окружающей среды
2. Правовой режим особо охраняемых природных территорий
3. Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве
Заключение
Условие задачи и решение
Литература

Работа содержит 1 файл

Экологическое право контрольная раб..doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Закон подходит к такому понятию, как экологизация природопользования, которое означает всемерное улучшение его охраны от различных вредных техногенных и антропогенных воздействий, приводящих к ухудшению окружающей природной среды. Так, земли охраняются от эрозии и заражения, загрязнения, истощения и т.д. В то же время предусматриваются меры предупреждения вредного влияния природных явлений, ликвидации их последствий (селевых потоков, оползней и т.д.). Предусматриваются меры экономического стимулирования, экологической экспертизы, усиления экологического контроля, традиционной юридической ответственности, а также специальной эколого-правовой ответственности (прекращение права землепользования и т.д.). Существуют также нормы, полностью запрещающие использование определенных веществ, список которых постоянно пополняется. Этим вопросом занимаются органы Госсанэпиднадзора и Министерство Охраны окружающей природной среды.

В целях обеспечения нормализации экологической обстановки законодательство предусматривает также и меры поощрения - экономическое стимулирование собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов за рациональное использование и охрану земель (ст. 13 Земельного кодекса РФ).

Ранее действующим законодательством была предусмотрена возможность освобождения от платы за земельные участки, находящиеся на стадии сельскохозяйственного освоения, в период, предусмотренный проектом производства работ новый Земельный кодекс, к сожалению такого положения не предусматривает. Очень сухо в ЗК РФ определена возможность применения мер экономического стимулирования, так, п. 8 ст. 13 гласит: «В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах».

Но если же законодательство все же было нарушено, как возмещается вред при загрязнении окружающей природной среды и нерациональном использовании природных ресурсов?

В соответствии со ст. 20 Закона об охране окружающей природной среды, это загрязнение рассматривается как причинение ей вреда. За причинение вреда окружающей природной среде устанавливаются платежи, определяемые на основе базовых нормативов за нормативное и сверх нормативное загрязнение окружающей природной среды. Такие нормативы установлены положением, утвержденным Правительством РФ 28 августа 1992 г. № 632. Эти платежи не связываются с экологическим правонарушением, поскольку такое загрязнение является “разрешенным” (лицензиями), то есть, поэтому не является нарушением природоохранительного законодательства и здесь возникает вопрос о вине причинителя. Платежи взыскиваются в бесспорном, безакцептном порядке, то есть без решения суда, арбитражного суда.

В соответствии с указанным Положением платежи за причинение вреда окружающей природной среде не освобождают причинителя от возмещения вреда, возникшего в результате экологического правонарушения, то есть по вине его причинителя.

Статья 87 Закона подробно регулирует порядок возмещения такого противоправного вреда. В ее содержании следует обратить внимание на три момента: во-первых, на порядок исчисления вреда в соответствии с утвержденными методиками или при их отсутствии - по фактическим затратам. Во-вторых, сумма взыскиваемого ущерба возвращается потерпевшему (а не подлежит перечислению в экологические фонды). Это право потерпевшего - на возмещение причиненного ему ущерба. Полученные таким образом суммы возмещения потерпевший обязан направить на восстановление потерь в природной среде, воспроизводство природных ресурсов. Наконец, в-третьих, с согласия сторон суд, арбитражный суд может принять решение о возмещении причиненного вреда в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению природной среды за счет сил и средств ответчика (ст. 87).

Отдельно Закон решает вопрос о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, неблагоприятным воздействием окружающей природной среды вследствие хозяйственной деятельности. В чем новизна постановки этого вопроса? Прежде всего, в том, что суды нацеливаются на рассмотрение подобного рода исков. Законом установлено, что дела о возмещении вреда здоровью могут быть рассмотрены и по искам общественных объединений, прокурора. Наконец, Закон очень категорично решает вопрос о том, с кого взыскивать средства, если причинитель вреда неизвестен либо установить его не представляется возможным, ущерб в данном случае возмещается за счет средств экологических фондов.

Весьма интересна статья 91 Закона, предусматривающая предъявление исковых требований в суд или арбитражный суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющий вред природопользователю, препятствующей ему в полном объеме использовать предоставленные ему по закону право пользования, владения природным ресурсом. “Ассоциация крестьянских хозяйств предъявляет в порядке ст. 91 иск к химкомбинату, вредные выбросы от которого снижают качество сельскохозяйственной продукции. Суд вправе принять решение, обзывающее химкомбинат прекратить выбрасывать загрязняющие вещества и причинять убытки землепользователям. В соответствии с таким решением учреждение банка обязано приостановить финансирование производственной деятельности комбината до тех пор, пока предприятие не исправит недостатки. Может быть, сейчас все это выглядит утопично, но именно такой порядок должен быть в эколого-правовом государстве, где, заботясь о человеке, чтят законы об охране окружающей природной среды.” Исключение составляют случаи причинения вреда гражданину или юридическому лицу и их имуществу источником повышенной опасности (ст. 454 ГК), то есть без учета вины, или неблагоприятным воздействием окружающей среды (землетрясения, вулканы, наводнения, селевые потоки и др.), ибо здесь вообще не встает вопрос об экологическом правонарушении, а вред также возмещается - в связи с самим событием, фактом.

 

 

Заключение

 

Одной из основных проблем социально-экономического развития нашей страны является обеспечение экологической безопасности граждан, охрана окружающей природной среды и рационального природопользования. За последние годы принят ряд документов, направленных на оздоровление экологической обстановки в России.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 19). Поскольку Федеральный закон «Об охране окружающей среды» внес заметные изменения и в сложившийся порядок, и в перечень нормативов, есть основания к принятию нового документа, который объединил и заменил бы собой Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов (утвержден постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. №545) и Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утверждены постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 №461).

Как будет развиваться действующее законодательство о правовом режиме земель сельскохозяйственного назначения, покажет время, сейчас же важным остается такой принцип земельного законодательства как приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

 

Вариант №10

Задачи:

Задача № 1

Органом государственного экологического контроля зафиксированы сбросы в р. Колпанку от нескольких про­мышленных предприятий.

На поверхности реки по течению (обследовано около 1000 м) выявлены следы нефтепродуктов и других техногенных за­грязнений.

Кроме того, установлено, что территория пяти близлежа­щих предприятий загрязнена бытовыми отходами; приуса­дебные участки жителей расположены непосредственно око­ло уреза воды; водоохранная зона не соблюдается.

По данным районного центра Госсанэпиднадзора анализ воды не соответствует санитарным нормам.

Вопросы: Какие меры вправе предпринять орган государ­ственного экологического контроля с целью устранения выявленных нарушений?

В компетенцию каких органов входит контроль за соблю­дением законодательства об охране водных ресурсов?

 

Задача № 2

Садоводством «Строитель» с 1992 г. по настоящее время осуществляется эксплуатация водозаборной скважины для нужд садоводства, в том числе для обеспечения населения питьевой водой, без соответствующего разрешения.

Вопрос: Правомерна ли такая деятельность садоводства?

 

 

 

 

 

Литература

 

1.      Конституция Российской Федерации//Российская газета, 1993. 25 декабря. № 237.

2.      Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ//СЗ РФ 1994, № 32, ст. 3301. С  изм. и доп. внесенными федеральными законами.

3.      Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 года № 14-ФЗ//СЗ РФ , 1996, № 5,ст. 410. С  изм. и доп. внесенными федеральными законами.

4.      Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 года № 201-ФЗ//СЗ РФ, 2006, № 23, ст. 2381.

5.      Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 года № 200 –ФЗ//СЗ РФ, 2006, № 50, ст.5278.

6.      Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 года № 136-ФЗ // СЗ РФ, 2001, № 44, ст.4147. С изм. и доп.

7.      Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ//СЗ РФ, 2002, № 2,ст.133. С изм. и доп.

8.      Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года №96-ФЗ.

9.      Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых

природных территориях»//СЗ РФ, 1995, № 12, ст.1024. С изм и доп.

10. Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Утверждены постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 №461.

11. Васильева М.И. Новое в Федеральном Законе «Об охране окружающей среды». Комментарий. – М. Издательско-полиграфический комплекс НИА–Природа, 2002.

12. Бринчук М.М. Экологическое право: учебник – 2-е изд., перераб. и

доп.-  М. ЮРИСТЬ, 2005, - 670  с.

13. Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник / О.Л. Дубовик:  Институт государства и права РАН.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Проспект,  2008.

14. Крассов О.И. Экологическое право: учебник / О.И. Крассов.- 2-е изд.,

пересмотр.- М.: Норма, 2008. – 672 с.Колесников С.И. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

15. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология  – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

16. Мисник Г.А. Возмещение экологического вреда в российском праве:

монография / Мисник Г.А.-М.: Проспект, 2007.-264  с.

17. Н.А. Платонова, В. А. Шумаева, И.В. Бушуева: Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008 – 653 стр.

18. Экологическое право России (конспект лекций). – М: «Приор-издат», 2004.

 

 

 



[1] Благоприятная окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов

[2] ст.7 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

[3] Положение о научно-исследовательской деятельности государственных природных заповедников, утвержденное приказом Госкомэкологии РФ от 10 апреля 1998 г. N 205; Рекомендации по организации и ведению эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках Государственного комитета Российской Федерации но охране окружающей среды, утвержденные Госкомэкологией РФ 3 августа 1999 г.


Информация о работе Нормирование в области охраны окружающей среды