Особенности государственного регулирования эколого-правового режима лесопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:09, реферат

Описание работы

Леса как составная часть биосферы Земли осуществляют климаторегулирующие, средозащитные, санитарные функции. Они играют большую роль в сохранении водных и земельных ресурсов, служат местом обитания многих видов животных, а также активно преобразовывают химические атмосферные загрязнения, являются резервом чистого воздуха и пополнения атмосферы кислородом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Особенности государственного регулирования эколого-правового режима лесопользования: понятие, органы, функции………………………………...5

2. Правовое регулирование заготовки древесины как основного вида лесопользования………………………………………………………………..8

3.Правовая охрана лесов. Ответственность за нарушение лесного законодательства……………………………………………………………....12


Заключение……………………………………………………………………..17

Список литературы…………………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

Microsoft Office Word Document.docx

— 33.38 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………….3

 

1. Особенности государственного регулирования эколого-правового режима лесопользования: понятие, органы, функции………………………………...5

 

2. Правовое  регулирование заготовки древесины  как основного вида лесопользования………………………………………………………………..8

 

3.Правовая охрана лесов. Ответственность за нарушение лесного законодательства……………………………………………………………....12

 

 

Заключение……………………………………………………………………..17

 

Список литературы…………………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Лес - это совокупность лесной растительности, земли, животного мира, других компонентов окружающей природной среды, имеющая важное экологическое, экономическое и социальное значение.

        Леса как составная часть биосферы Земли осуществляют климаторегулирующие, средозащитные, санитарные функции. Они играют большую роль в сохранении водных и земельных ресурсов, служат местом обитания многих видов животных, а также активно преобразовывают химические атмосферные загрязнения, являются резервом чистого воздуха и пополнения атмосферы кислородом.

        Выступая источником древесины и другой лесной продукции, необходимой для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения, леса выполняют важные экономические функции. В условиях возрастающей урбанизации, увеличения масштабов хозяйственной деятельности усиливается их оздоровительное, научно-познавательное и эстетическое значение в жизни людей.

        Поэтому экологическая политика российского государства предполагает обеспечение всемерной охраны лесов, организацию их рационального использования и воспроизводства. Ее основные направления раскрываются в положениях Федеральной целевой программы «Леса России», утвержденной Правительством РФ в 1997 г.1

        Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также земель лесного фонда, лесные отношения - регулируются лесным законодательством.

       Отношения в области использования древесины, технического и лекарственного сырья, а также иных лесных ресурсов, добытых при пользовании лесами, регулируются гражданским и иным законодательством РФ.

        Конституционной основой правового регулирования лесных отношений являются нормы Основного Закона РФ, устанавливающие право собственности на природные ресурсы, экологические права и обязанности граждан РФ, компетенцию государственных органов экологического управления.

       Базовым нормативным актом в системе лесного законодательства является Лесной кодекс РФ, принятый 22 января 1997 г. Нормы Лесного кодекса конкретизируются и дополняются в других нормативных актах лесного законодательства (указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, инструкциях министерств и ведомств), которые должны ему соответствовать.

       Нормы, регулирующие лесные отношения, содержатся также в актах законодательства об охране окружающей природной среды (Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и др.), об использовании и охране отдельных видов природных ресурсов (Земельном, Водном кодексах, Законе РФ «О недрах», федеральных законах «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях» и др.), в гражданском, уголовном, административном законодательстве.

       Государственное управление в сфере использования и охраны лесов осуществляют органы общей компетенции (Правительство РФ, Президент РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ), а также специально уполномоченные органы - Федеральная служба лесного хозяйства России, ее территориальные органы (лесхозы), национальные парки, заповедники и др. Особое место среди них занимают органы государственной лесной охраны.

        В данной контрольной работе будет раскрыто понятие государственного регулирования эколого-правового режима лесопользования, его органы и функции, а также рассмотрено регулирование заготовки древесины как основного вида лесопользования.

1. Особенности государственного регулирования эколого-правового режима лесопользования: понятие, органы, функции

 

          Правовое понятие леса определено  Лесным кодексом РФ — лес  представляет собой совокупность  лесной растительности, земли, животного  мира и других компонентов  окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Такое понимание исходит из понятия леса в контексте экологических связей данного природного объекта с другими. Существенным дефектом этого понятия является то, что в нем не учитывается принцип дифференциации отраслей законодательства об использовании и охране природных ресурсов -земли, животного мира, вод и др.

          Юридическое понятие «лес», основывающееся  на анализе сферы действия  лесного законодательства и содержания  института права лесопользования, может быть определено как совокупность всех раститетельных организмов, древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников и т.п.)2.

          Следует уточнить, что речь идет о совокупности названных видов, произрастающих в пределах земель лесного фонда Российской Федерации; в лесах, не входящих в лесной фонд, расположенных на землях обороны; городских лесах; древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях:

•   сельскохозяйственного  назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства  и личного подсобного хозяйства;

•   транспорта (на полосах  отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);

•   населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

•   водного фонда (на полосах отвода каналов);

•   иных категорий.

         Государственное регулирование эколого-правового режима лесопользования состоит в исполнительно-распорядительной деятельности органов по рациональному использованию лесов, их охране и защите, воспроизводству и повышению продуктивности, усилении полезных природных свойств лесов.

         Виды государственного регулирования эколого-правового режима лесопользования:

  • регулирование эколого-правового режима лесопользования со стороны государства;
  • внутрихозяйственное управление со стороны лесопользователей.

         Государственное регулирование (общее и специальное) - это форма

осуществления функций, вытекающих из содержания права государственной  собственности на леса.

         Государственное регулирование в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов осуществляют:

  • Правительство РФ;
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • Органы местного самоуправления;
  • Иные государственные органы.

         Отраслевой (ведомственной) компетенцией по регулированию эколого-правового режима лесопользования наделена Федеральная служба лесного хозяйства и ее территориальные органы:

        -Органы управления лесным хозяйством в субъектах Федерации;

        -Лесхозы;

        -Национальные парки;

        -Лесоустроительные организации;

        -Базы авиационной охраны лесов.

        В систему органов лесного хозяйства входит аппарат государственной лесной охраны РФ, который вправе предупреждать и пресекать нарушения лесного законодательства.

 

Функции регулирования эколого-правового  режима лесопользования:

- государственный учет лесного фонда;

-  лесной кадастр;

- лесной мониторинг;

- государственная лесная охрана;

- лесоустройство;

- организация восстановления лесов и лесоразведения;

-государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов;

- разрешение споров о лесопользовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовое регулирование  заготовки древесины как основного  лесопользования

          Заготовка древесины в лесах осуществляется путем рубок главного пользования в перестойных и спелых древостоях.

          Древесина заготавливается также при иных видах рубок. Так, к рубкам промежуточного пользования относятся: рубки ухода за лесом, выборочные санитарные рубки, рубки реконструкции и иные рубки, связанные с рубкой малоценных древостоев, а также рубки древесно-кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции. Прочими рубками считаются сплошные санитарные рубки, расчистка лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов, рубки для иных целей.

          Применение соответствующих способов рубок зависит от групп лесов и категорий защитности лесов первой группы. В лесах третьей группы рубки главного пользования должны проводиться способами, обеспечивающими своевременное восстановление этих лесов, эффективное и рациональное использование лесных ресурсов. В лесах второй группы рубки главного пользования проводятся способами, направленными на восстановление ценных пород деревьев, сохранение природных функций лесов этой группы и позволяющими эффективно и рационально использовать лесные ресурсы.

        Иную цель преследуют рубки главного пользования в лесах первой группы. Они должны быть направлены на улучшение состояния древостоев, усиление природных функций лесов этой группы, а также на своевременное и рациональное использование перестойных и спелых древостоев.

         В лесах национальных парков, природных парков, особо ценных лесных массивах, лесах, имеющих научное или историческое значение, памятников природы, орехово-промысловых зон, в лесоплодовых насаждениях, лесопарковых частях зеленых зон, лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, государственных защитных лесных полосах, противоэрозионных, притундровых лесах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, а также в кедровых лесах всех групп лесов допускаются только рубки промежуточного пользования и прочие рубки. В лесах государственных природных заповедников, на заповедных лесных участках допускаются только прочие рубки, соответствующие заповедному режиму.                                  Заготовка древесины при рубках главного пользования и рубках промежуточного пользования осуществляется в соответствии с региональными правилами рубок (наставлениями). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1011 «О разработке и утверждении региональных правил (наставлений) заготовки древесины при рубках главного и промежуточного пользования» региональные правила (наставления) заготовки древесины при рубках главного и промежуточного пользования в лесах разрабатываются Минприроды России с участием Министерства экономического развития и торговли РФ и утверждаются Федеральной службой лесного хозяйства России по согласованию с Минприроды России. Перечень регионов, для которых устанавливаются указанные региональные правила, утверждается Минприроды России1.

 

 

 

 

 

 

          Порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины при рубках, а также размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований устанавливаются в правилах отпуска древесины на корню. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 551 утверждены Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации1.

         Принципиально важным моментом, касающимся охраны лесов, является положение ст. 117 ЛК о регулировании объема заготовки древесины. Так, заготовка древесины при рубках главного пользования по территории каждого лесхоза, группам лесов и хозяйствам осуществляется в объеме расчетной лесосеки. Заготовка древесины при рубках главного пользования в объеме, превышающем расчетную лесосеку, запрещается.

         В ст. 62 ЛК установлены требования, предъявляемые к определению и утверждению расчетной лесосеки. Так, расчетная лесосека определяется при лесоустройстве по каждому лесхозу раздельно по хозяйствам (хвойному, мягколиственному и твердолиственному) в пределах групп лесов. Минприроды России определяет случаи, в которых расчетная лесосека устанавливается по каждому лесничеству и участку лесного фонда, передаваемому в аренду, безвозмездное пользование и на концессию.

        Расчетная лесосека утверждается Минприроды России с участием органа государственной власти субъекта РФ. Расчетная лесосека вводится в действие с первого января года, следующего за годом окончания лесоустроительных работ. Расчетная лесосека по каждому субъекту РФ определяется как сумма утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек по соответствующим лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством.

           Объем заготовки древесины при рубках промежуточного пользования определяется при лесоустройстве исходя из состояния лесных насаждений, действующих норм рубок ухода за лесом, выборочных санитарных рубок, рубок реконструкций и утверждается соответствующим территориальным органом управления лесным хозяйством. Объем заготовки древесины при прочих рубках определяется лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством в зависимости от проектируемых работ по расчистке участков лесного фонда.

          Правила отпуска древесины на корню в лесах РФ содержат специальные требования, соблюдение которых должно обеспечить рациональное использование лесов, их охрану, а также охрану других природных объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правовая охрана  лесов. Ответственность за нарушение  лесного законодательства

Информация о работе Особенности государственного регулирования эколого-правового режима лесопользования