Особо охраняемые территории

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 23:11, реферат

Описание работы

Несмотря на всё более интенсивные усилия, предпринимавшиеся в течение последних 20 лет, процесс утраты биологического разнообразия планеты, главным образом в результате уничтожения мест обитания, чрезмерной эксплуатации, загрязнения окружающей среды и пагубной интродукции в среду инородных растений и животных, продолжается. Необходимо принять срочные и решительные меры для сохранения и защиты генетических ресурсов, видов и экосистем в целях обеспечения устойчивого управления биологическими ресурсами и их использования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 4
2 ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ. ХАРАКТЕРИСТИКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ 9
3 ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС 13
4 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАКАЗНИКИ 19
5 НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Работа содержит 1 файл

экологическое.docx

— 44.82 Кб (Скачать)

    Для обеспечения сохранения установленного правового режима ООПТ и защиты их от неблагоприятных воздействий  антропогенного характера на прилегающих  к ним земельных участках могут  создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной  деятельности. В пределах этих зон  запрещается деятельность, оказывающая  негативное воздействие на природные  комплексы особо охраняемых территорий. Границы таких участков должны быть обозначены специальными информационными  знаками. Такие земельные участки  у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов  не изымаются. Они используются ими  в соответствии с установленным  для этих участков особым правовым режимом.

    Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации вправе принимать  решения о резервировании земель, которые предполагается объявить в  последующем землями ООПТ, с последующим  изъятием этих земель, в том числе  путем выкупа, и об ограничении  хозяйственной деятельности на них.

    Специально  оговорено в Земельном кодексе  Российской Федерации, что земли  государственных заповедников и  национальных парков находятся в  федеральной собственности. Они  предоставляются этим организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования и не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается  наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное влияние на земли национальных парков и не нарушает режим использования  государственных заповедников и  национальных парков. Национальные парки  обладают исключительным правом на приобретение таких земель.

    На  землях ООПТ федерального значения запрещено:

    - предоставление садовых и дачных участков;

    - строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий;

    - движение и стоянка механических транспортных средств, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

    - иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

    Предусмотрено также, что территории природных  парков располагаются на землях, предоставленных  им в постоянное (бессрочное) пользование. Допускается размещение таких парков и на землях иных пользователей, а  также собственников.

    Объявление  земель государственным природным  заказником допускается как с  изъятием земельных участков, в том  числе путем выкупа, так и без  такового. Земельные участки, занятые  природными комплексами, объявленными памятниками природы, могут быть изъяты у собственников, землепользователей, землевладельцев.

    Порядок отнесения земель к землям ООПТ, порядок использования их устанавливается  Правительством Российской Федерации  на основании федеральных законов. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального  и местного значения, порядок их использования и охраны устанавливается  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации  и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Правительство  Российской Федерации, соответствующие  органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать  иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся  пригородные зеленые зоны, городские  леса, парки, охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические  станции, и другие).

    Таковы  общие черты правового режима земель ООПТ. Особенности правового  режима земель государственных природных  заповедников, национальных парков, природных  парков, государственных природных  заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов определяются особым законодательством.

 

4 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАКАЗНИКИ

    Государственными  природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов  и поддержания экологического баланса. Они учреждаются двумя способами - с изъятием земель или без такового, могут наделяться федеральным или  региональным значением и иметь  различный профиль, т.е. быть:

    а) комплексным (ландшафтными) - предназначенными для сохранения и восстановления ландшафтов;

    б) биологическими (ботаническими и  зоологическими) для охраны и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных или видов, ценных в  хозяйственном, научном и культурном отношении;

    в) палеонтологическими - для охраны ископаемых объектов;

    г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими);

    д) геологическими - для сохранения неживой  природы. ст.22 ФЗ «Об охране окружающей среды»

    Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства  Российской Федерации на основании  представления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

    Государственные природные заказники регионального  значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов  Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

    Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении  специально уполномоченных на то Правительством Российской Федерации государственных  органов Российской Федерации и  финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных  законом источников.

    Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими органами государственной  власти субъектов Российской Федерации.

    Собственникам, владельцам и пользователям земельных  участков, находящихся в границах государственных заказников, предоставляются  льготы по земельному налогу в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации.

    Для обеспечения функционирования государственных  природных заказников создаются  их администрации.

    Запреты и ограничения, установленные федеральным  законодательством, носят общий  характер: речь идет о деятельности, противоречащей целям заказников или  наносящей вред охраняемым объектам. Закон предусматривает возможность  пользования природными ресурсами  в особых формах на территории заказников только для представителей этнических общностей, ведущих традиционный образ  жизни.

    Объявление  территории государственным природным  заказником производится как с изъятием, так и без изъятия у собственников, владельцев и пользователей земельных  участков. Собственникам, владельцам и  пользователям земельных участков, находящихся в границах государственных  заказников, предоставляются льготы по земельному налогу в порядке, устанавливаемом  законодательством Российской Федерации.

    На  территориях государственных природных  заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания такого заказника  или причиняющая вред природным  комплексам и их компонентам.

    На  территориях государственных природных  заказников, где проживают малочисленные  этнические общности, допускается использование  природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания этнических общностей и сохранение традиционного  образа их жизни.

    Собственники, владельцы, пользователи земельных  участков, расположенных в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный  режим особой их охраны и несут  за его нарушение установленную  законом юридическую ответственность.

    На  территориях государственных природных  заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

    Задачи  и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о  нем, утверждаемым специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих  субъектов Российской Федерации.

    На  территориях государственных природных  заказников, где проживают малочисленные  этнические общности, допускается использование  природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных  этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.

    Собственники, владельцы и пользователи земельных  участков, которые расположены в  границах государственных природных  заказников, обязаны соблюдать установленный  в государственных природных  заказниках режим особой охраны и  несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную  законом ответственность.

    На  территории Ставропольского края располагаются 45 государственных природных заказников, из них:

    - тринадцать государственных природных заказников зоологического профиля, общей площадью 46534,0 га;

    - тринадцать государственных природных заказников ботанического профиля, общей площадью 3622,44 га;

    - семь государственных природных заказников биологического профиля, общей площадью 13743,6 га;

    - десять государственных природных заказников комплексного профиля, общей площадью 24763,25 га;

    - два государственных природных заказника гидрологического профиля, общей площадью 1419,0 га.

    Функционирование  государственных природных заказников обеспечивает государственное учреждение Ставропольского края «Дирекция  особо охраняемых природных территорий Ставропольского края».

    На  территориях государственных природных  заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных  природных заказников или причиняет  вред природным комплексам и их компонентам.

    В соответствии с положениями о  государственных природных заказниках, на территориях государственных  природных заказников, как правило, запрещаются следующие виды деятельности:

    - распашка земель;

    - выпас скота;

    - сенокошение;

    - сбор лекарственных растений, а  также растений, занесенных в  Красную книгу Российской Федерации  и Красную книгу Ставропольского  края;

    - добывание объектов животного  мира, занесенных в Красную книгу  Российской Федерации и Красную  книгу Ставропольского края;

    - охота;

    - любительское и спортивное рыболовство;

    - садоводство и огородничество;

    - проведение гидромелиоративных  и ирригационных работ;

    - разработка общераспространенных  полезных ископаемых и проведение  геологоразведочных изысканий;

    - строительство зданий и сооружений, за исключением линейных сооружений  и объектов, не причиняющих вред  природным комплексам и их  компонентам, а также за исключением  сооружений, связанных с обеспечением  функционирования государственных  природных заказников и получивших  положительное заключение экологической  экспертизы;

Информация о работе Особо охраняемые территории