Понятие и особенности правового режима курортных, лечебно-оздоровительных, зеленых, рекреационных зон

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 23:55, контрольная работа

Описание работы

Все земли независимо от своего назначения подлежат охране; назначение земель особо охраняемых территорий показано в ст.94 "Понятие и состав земель особо охраняемых территорий" гл. XVII "Земли особо охраняемых территорий и их объектов" ЗК РФ. Эти земли имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. В соответствии с постановлениями и решениями федеральных, региональных (субъектов Федерации) либо муниципальных органов власти эти земли полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и оборота.

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 31.96 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

 
ОЦЕНКА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

         
должность, уч. степень, звание   подпись, дата   инициалы, фамилия
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Понятие и особенности правового режима курортных, лечебно-оздоровительных, зеленых, рекреационных зон.
по  дисциплине: экологическое право
 
 

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ(А)

СТУДЕНТ(КА) ГР. 9662       Нетеса Т.К.
      подпись, дата   инициалы, фамилия

Все земли независимо от своего назначения подлежат охране; назначение земель особо охраняемых территорий показано в ст.94 "Понятие  и состав земель особо  охраняемых территорий" гл. XVII "Земли особо  охраняемых территорий и их объектов" ЗК РФ. Эти земли  имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное  и иное ценное значение. В соответствии с  постановлениями  и решениями федеральных, региональных (субъектов  Федерации) либо муниципальных  органов власти эти  земли полностью  или частично изъяты из хозяйственного использования  и оборота.

В соответствии с ч.1 ст.94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся  земли, которые имеют  особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное  и иное ценное значение, которые изъяты в  соответствии с постановлениями  федеральных органов  государственной  власти, органов государственной  власти субъектов  Российской Федерации  или решениями  органов местного самоуправления полностью  или частично из хозяйственного использования и  оборота и для  которых установлен особый правовой режим.

Порядок отнесения земель к землям особо  охраняемых территорий, их использования  и охраны должен устанавливаться  Правительством РФ. Порядок отнесения  земель к землям особо  охраняемых территорий регионального и  местного значения, их использования  и охраны должен устанавливаться  соответственно органами государственной  власти субъектов  и органами местного самоуправления.1 Особо охраняемые природные территории (в их состав входят заповедники, национальные парки, заказники и др.) представляют собой основной "запас" экологически ценных природных объектов в стране. В большинстве случаев в состав особо охраняемых природных территорий включены редкие или исчезающие представители флоры и фауны, не встречающиеся в других концах планеты, а сами территории представляют собой неповторимое сочетание разнообразных природных объектов, возникшее и существующее в естественных или искусственных условиях. Обеспечение охраны таких территорий является важнейшей обязанностью государства, в границах которого они располагаются 2

В силу п.3 ст.4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" 3особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные природные и дендрологические парки, ботанические сады, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организации и места их обитания.

Законодательство, регулирующее отношения  в области установления и поддержания  режима охраны ООПТ, должно отвечать целям  сохранения территорий. Нормы различных  отраслей законодательства должны быть согласованы  между собой и  подчинены общим  концептуальным подходам к осуществлению  особой охраны. Эти  же положения в  равной степени относятся  и к нормам земельного права.

В целом регулирование  охраны и использования  природных объектов, в том числе  земли в границах заповедников, национальных парков и других охраняемых природных территорий, осуществляется в  России на основе законодательства об охране окружающей среды и об особо охраняемых природных территориях, основу которого составляют Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"4. Причем требования соблюдения режима территории являются доминирующими и должны лежать в основе как земельно-правового регулирования, так и регулирования использования иных природных объектов в границах территории (из этого следует исходить прежде всего при определении режима участков лесного фонда, водных объектов, участков недр, то есть объектов, прочно связанных с землей). Поэтому, когда Земельный кодекс РФ и иные акты земельного законодательства обращаются к вопросам использования земель особо охраняемых территорий, они "оценивают" возможность и направления использования земель с точки зрения требований соблюдения режима природной территории.

В статье 96 "Земли  лечебно-оздоровительных  местностей и курортов" гл. XVII "Земли особо  охраняемых территорий и их объектов" ЗК РФ предусматриваются  состав, округа и  особенности режима использования и  охраны земельных  участков, входящих в состав указанных  земель.

Основополагающим  в комментируемой области является также Федеральный  закон от 23 февраля 1995 г. "О природных  лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных  местностях и курортах" 5В нем даются определения некоторым понятиям, используемым в ст.96 ЗК РФ.

Так, природные лечебные ресурсы - это минеральные  воды, лечебные грязи, рапа лиманов и  озер, лечебный климат, другие природные  объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.

Лечебно-оздоровительная  местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами  и пригодная для  организации лечения  и профилактики заболеваний, а также для  отдыха населения.

Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами  и необходимыми для  их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая  объекты инфраструктуры.

Земли природоохранного назначения (ст.97 ЗК РФ) входят в категорию  земель особо охраняемых территорий (ст.94-100 гл. XVII ЗК РФ).

В статье 98 "Земли  рекреационного назначения" ЗК РФ затрагивается  весьма широкий круг рекреационных вопросов, регулируемых также  законодательством  о труде (регулирование  отдыха), физической культуре, спорте, образовании, обеспечении здоровья и санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, охоте, рыболовстве, безопасности людей  на воде и т.д.

Ряд вопросов, имеющих  отношение к регулированию  использования и  охраны земель рекреационного назначения, отражен  в Федеральном  законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации" Российская газета. N 231. 03.12.96., где предусматриваются  основные цели регулирования  этой деятельности: обеспечение права  граждан на отдых, свобода передвижения и иных прав при  совершении путешествий, охрана окружающей среды, рациональное использование.

Правовой  режим использования  земель историко-культурного  назначения в общих  чертах предусматривается  в ст.99 "Земли  историко-культурного  назначения" гл. XVII "Земли  особо охраняемых территорий и их объектов" ЗК РФ. Режим использования  и охраны этих земель зависит от масштаба объектов культурного  наследия и достопримечательных  мест, которые могут  быть федерального, субъекта Федерации  и местного уровня и объявляются  таковыми соответственно исполнительными  органами государственной  власти Федерации  и субъектов Федерации  либо органами местного самоуправления по согласованию с Федеральной  службой по надзору  за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия и Всероссийским  обществом охраны памятников истории  и культуры.

Согласно  ст.99 ЗК РФ в пределах зон могут запрещаться  производство земляных, строительных и других работ и иная хозяйственная  деятельность без  разрешения органов  охраны памятников и  Федеральной службы по надзору за соблюдением  законодательства в  сфере массовых коммуникаций и охраны культурного  наследия. Проекты  районной планировки, генеральные планы  городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, проекты  детальной планировки и застройки должны предусматривать  охранные зоны, зоны регулируемой застройки  и зоны охранного  природного ландшафта.

В состав земель природоохранного назначения входят земли:

запретных и нерестоохранных  полос;

лесов, выполняющих защитные функции (относящиеся  также к землям лесного фонда); противоэрозионных, пастбищезащитных и  полезащитных насаждений (поскольку  они могут быть покрыты лесом, древесно-кустарниковой и иной растительностью, они также могут относиться к землям лесного фонда);

иные  земли, выполняющие  природоохранные  функции (например, противооползневые, хотя большей частью они также покрыты  зелеными насаждениями).

На  землях природоохранного назначения допускается  ограниченная хозяйственная  деятельность в соответствии с федеральными и  региональными (субъектов  РФ) законами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст.96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных  местностей и курортов относятся к особо  охраняемым природным  территориям и  предназначены для  лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями  минеральных вод, лечебных грязей, рапой  лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний  человека.

Как указано в ч.1 ст.98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся  земли, предназначенные  и используемые для  организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной  и спортивной деятельности граждан.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные  участки, на которых  находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные  лагеря, дома рыболова и охотника, детские  туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические  тропы, трассы, детские  и спортивные лагеря, другие аналогичные  объекты.

К землям историко-культурного  назначения относятся  земли:

1) объектов культурного  наследия народов  Российской Федерации  (памятников истории  и культуры), в  том числе объектов  археологического  наследия;

2) достопримечательных  мест, в том числе  мест бытования  исторических промыслов,  производств и  ремесел;

3) военных и гражданских  захоронений (ст.99 ЗК РФ).

Учитывая  особую ценность и  особый правовой режим  особо охраняемых земель, субъектами права указанных  категорий земель выступают органы публичной власти, в частности, Правительство  РФ, государственные  исполнительные органы власти субъектов  РФ, органы местного самоуправления. Физические и юридические  лица не являются субъектами прав особо охраняемых земель.

В соответствии со ст.94 ЗК РФ Правительство  Российской Федерации, соответствующие  органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать  иные виды земель особо  охраняемых территорий (земли, на которых находятся  охраняемые береговые  линии, охраняемые природные  ландшафты, биологические  станции, микрозаповедники, и другие).

Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами  культурного наследия Российской Федерации, используются для  соответствующих  целей. Использование  этих земель для иных целей ограничивается или запрещается  в случаях, установленных  настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со ст.95 ЗК РФ в целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной  власти субъектов  Российской Федерации  вправе принимать  решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями  особо охраняемых природных территорий, с последующим  изъятием таких земель, в том числе  путем выкупа, и  об ограничении на них хозяйственной  деятельности.

Земли и земельные участки  государственных  заповедников, национальных парков находятся  в федеральной  собственности и  предоставляются  им в порядке, установленном  законодательством  Российской Федерации. Земельные участки  в границах государственных  заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных  случаях допускается  наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых  не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли  национальных парков и не нарушает режим  использования земель государственных  заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.

Информация о работе Понятие и особенности правового режима курортных, лечебно-оздоровительных, зеленых, рекреационных зон