Понятие и признаки экологического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

Природный-объект-можно определить-как составную часть окружающей природной среды, охраняемую действующим законодательством, обладающую признаками естественного происхождения, состояния в экологической цепи природных систем, способную выполнять экологические, экономические, культурные и оздоровительные функции и обеспечивать качество среды обитания. Признаки природного объекта находят свое проявление в трех выполняемых им функциях – экологической, экономической и культурно – оздоровительной. Экологическая функция является главной; выполнение ее позволяет природному объекту находиться в естественной взаимосвязи с природой.

Содержание

1. Конституционное права граждан на благоприятную окружающую среду,достоверную информацию о ее состоянии и возмещения ущерба,причененного здоровью , или имуществу экологическим правоотношением.

2.Полномочия и обязанности граждан в области охраны окружающей среды

3.Понятие и признаки природного объекта,Функции природного объект

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 52.95 Кб (Скачать)

Вопросы:

1. Конституционное права граждан  на благоприятную окружающую  среду,достоверную информацию о  ее состоянии и возмещения  ущерба,причененного здоровью , или  имуществу экологическим правоотношением.                            

2.Полномочия и обязанности граждан  в области охраны окружающей  среды

3.Понятие и признаки природного  объекта,Функции природного объект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1. Конституционное права граждан на благоприятную окружающую среду,достоверную информацию о ее состоянии и возмещения ущерба,причененного здоровью , или имуществу экологическим правоотношением.                            

В соответсивии со ст. 42 Конституции  РФ Каждый имеет право на благоприятную окружаюшую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.(см.схема 1)

Право граждан на благоприятные  условия жизни предполагает реальные

возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, а также право на возмещение ущерба.

     Схема , «Экологические права, устанавливаемые Конституцией РФ»    

    

Право граждан на благоприятную  среду обитания обеспечивается планированием  и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды,

предупреждению и ликвидации последствий  аварий, катастроф, стихийных

бедствий, социальным и государственным  страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы, их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Федеральной лесной службы, иных специально уполномоченных государственных органов. Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий. Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды и образуется из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические

правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и

рыболовства. Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с заявлениями, жалобами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов; требовать ограничения, приостановления, прекращения их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан. За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния,  должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную гражданско-правовую ответственность. Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и

пропагандировать свои экологические  программы, защищать экологические  права и интересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства; создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей для участия в государственной

экологической экспертизе, проводить  общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы); требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с изложением своей платформы в средствах массовой информации. Согласно ст. 13 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991г, государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать меры

по выполнению их предложений и  требований. Должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности по закону. В частности, граждане и общественные объединения граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Должностные лица, граждане,

предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной или

искаженной информации, отказе от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане – до десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица — до двадцатикратного размера минимальной заработной платы).

               Признание экологических прав граждан              

Признание экологических прав граждан  становится одним из наиболее существенных факторов развития российского экологического права. Закрепление в ст. 42 Конституции Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, важно, прежде всего, с точки зрения вовлечения граждан в механизм охраны окружающей среды

Ранее, до принятия Конституции России 1993 г., в Законе об охране окружающей природной среды было закреплено право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью (ст. 11),(см. схема 3). В соответствии с Законом это право обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и

общественных резервных фондов помощи; возмещением в судебном или

административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в  результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф; государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в его нарушении (данные меры являются основными способами реализации экологических прав граждан).

Для реализации данного фундаментального права важно, что Законом предусмотрен ряд существенных полномочий граждан и общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды. Они включают право принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, референдумах по охране окружающей среды, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями, требовать их рассмотрения; требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии природной среды и мерах по ее охране; требовать в административном или судебном порядке отмены

решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции,

эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями (ст. 12, 13), (см. схема).

    

Схема «Основные экологические права граждан»

 

    

Таковы конституционные основы экологических прав граждан и  гарантии их

реализации. В соответствии со ст. 18 Конституции права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Что касается практической реализации этих прав, то в настоящее время она затруднена по ряду серьезных причин. Основная из них — кризисное состояние экономики, невозможность, с одной стороны, обеспечить выделение хоть в какой-то мере достаточных финансовых и материальных средств на охрану окружающей среды, с

другой — невозможность по экономическим  соображениям закрывать экологически вредные предприятия или хотя бы ограничивать их деятельность. Другой причиной является низкий уровень правовой культуры граждан, знания ими законодательства по охране окружающей среды.

В защите прав граждан в области  охраны окружающей среды действующее

законодательство отводит значительную роль судам. Однако суды практически пока бездействуют в данной сфере, поскольку и физические, и юридические лица мало осведомлены о возможностях судебной защиты своих экологических прав. Также в качестве основного конституционного экологического права граждан признается право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды(см. схема 3)

Право граждан на достоверную экологическую  информацию и проблемы его реализации Чернобыльская катастрофа с особой остротой поставила вопрос о доступе  граждан к экологической информации. Как реакция на эту общественную потребность Конституцией и Законом  об охране окружающей природной среды  гражданам было предоставлено право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и

мерах по ее охране. Конституция также закрепляет в качестве основного

право каждого на достоверную  информацию о состоянии окружающей среды. Хотя в последние годы информация о состоянии окружающей среды в стране стала более доступной и обширной, чем ранее, серьезные правовые проблемы в данной сфере остаются. Так, в апреле 1993 г. на Сибирском химкомбинате в Томске-7 произошла авария, повлекшая выброс в окружающую среду радиоактивных веществ. Последствия

этой аварии с точки зрения «чистой  физики» были неизмеримо меньше, чем  в Чернобыле. И все-таки было нечто  крайне опасное, что объединяло об аварии, — умолчание. В практике имеют  место и более серьезные нарушения, в частности окружающей среды. Наряду с этим правом Конституция РФ устанавливает общее право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию

любым законным способом (ст. 29). Исключение составляют сведения, содержащие государственную  тайну. Перечень таких сведений определяется федеральным законом. В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О государственной  тайне» от 21 июля 1993 г, под государственной  тайной понимаются «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной  деятельности, распространение которых  может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». По закону не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и  их последствиях, а также о

стихийных бедствиях: о состоянии  экологии, здравоохранения, санитарии (ст. 7). Должностные лица, принявшие  решения о засекречивании перечисленных  сведений либо о включении их в  этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с законом несут  уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости  от причиненного обществу, государству  и гражданам материального и  морального ущерба Что касается защиты права граждан на достоверную  информацию о состоянии окружающей среды, то она обеспечивается в порядке, определяемом Законом РФ «Об обжаловании  в суд действий и решений, нарущающих права и свободы граждан», от 27 апреля 1993 г. и изложенном выше.

 

 

 

Защита права граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью

                        загрязнением окружающей среды                       

Наряду с правом на благоприятную  окружающую среду Конституция РФ закрепляет право каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим  правонарушением. Аналогичное право закреплено в Законе РФ об охране окружающей природной среды. По имеющимся данным, 20 — 30% заболеваемости населения непосредственно связано с провоцирующим действиемактуальности проблемы защиты конституционного права каждого на возмещениеущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 87 Закона об охране окружающей природной среды, возмещение вреда производится добровольно либо по решению суда. Возмещение вреда здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением по решению суда производится на основании иска потерпевшего. При определенных законодательством условиях иск о возмещении вреда здоровью гражданина в интересах потерпевшего может быть предъявлен членами его семьи, прокурором, общественной организацией (профсоюзной или экологической). Обычной для России практикой возмещения вреда здоровью граждан в результате загрязнения окружающей среды (как частный случай повреждения здоровья вообще) является получение пособия по временной нетрудоспособности либо пенсии по инвалидности в случае стойкой утраты трудоспособности. Возмещение вреда потерпевшему в этом случае осуществляется при обращении его за помощью в медицинское учреждение, оформлении листка о временной нетрудоспособности либо по решению врачебно-трудовой экспертной комиссии и обеспечивается за счет

Информация о работе Понятие и признаки экологического права