Практика надзора за исполнением законов об охране окружающей природной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Цели прокурорского надзора можно выделить в две основные части: выявление нарушений законности и реагирование на них. Прежде чем принять меры к устранению нарушений законности, прокурор должен выявить эти нарушения, т.е. получить фактические данные о них. Затем полученные данные исследуются и осмысливаются с точки зрения законности и в результате их правовой оценки выявляются имеющиеся нарушения законности, а также все связанные с правонарушением правовые последствия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ


1.1. Цели и задачи деятельности прокуратур по надзору за исполнением законов об охране окружающей природной среды.
6
1.2. Теоретическая и практическая основа прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства.
11
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СИСТЕМА ПРИРОДООХРАННОЙ ПРОКУРАТУРЫ

2.1. Предмет прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства.
17
2.2. Природоохранная деятельность прокуратуры. 23
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Работа содержит 1 файл

Курсач по ЭП.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

     Надзор  за исполнением законов об охране окружающей среды в отдельное  направление в законе о прокуратуре  не выделяется. Поэтому в своей  деятельности по надзору за соблюдением природоохранного законодательства прокуроры руководствуются как нормами экологического законодательства, так и правовыми актами в области прокурорского надзора и рядом других.

     Специфика экологических прав и свобод человека, за соблюдением которых осуществляет надзор прокуратура, обусловлена тем, что человек в законе рассматривается  одновременно как  объект воздействия окружающей

среды, имеющий право на охрану от вредных  влияний и как субъект, самостоятельно воздействующий на окружающую среду, и соответственно несущий ответственность за возможные последствия такого воздействия.

     В качестве существенного недостатка отмечено отсутствие закрепления на федеральном уровне права законодательной  инициативы у Генерального прокурора  и других прокуроров, возглавляющих соответствующие прокуратуры. Прокуратура, в силу широкого профиля своей деятельности, обладает существенным потенциалом в законотворчестве и в связи с этим могла бы значительно влиять на правотворческий процесс в сфере охраны природы и экологических прав граждан. Поэтому было бы целесообразно включить прокуратуру в перечень органов, обладающих правом законодательной инициативы, установленный ст. 104 Конституции РФ. 
 
 

     1.2. Теоретическая и практическая основа прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства 

     Курсовое  исследование базируется на выводах общей теории права и трудах в области прокурорского надзора и судоустройства и экологического права.

     Были  изучены относящиеся к теме работы по философии, теории государства и права, конституционному, уголовному праву, уголовному процессу и другим наукам8.

     Не  большая новизна курсовой работы определяется исследованием проблем надзорной деятельности органов прокуратуры в сфере надзора за исполнением законов об охране окружающей природной среды, основанном на комплексном подходе и обусловленном качественно новым состоянием экономики   и     экологии   государства,  сформировавшимся   под    влиянием

социально-экономических  условий его развития и возникшими, в связи с этим, качественно новыми научными задачами, стоящими перед государством, и органами прокуратуры в частности. Исследование представляет собой систему теоретических взглядов на ситуацию, сложившуюся в рассматриваемой области в данное время.

     Полученные  данные позволяют уже сегодня более эффективно, с использованием научных достижений, осуществлять надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды. Они могут послужить основой для дальнейшего развития научных исследований различных аспектов прокурорского надзора за исполнением как экологического, так и природоресурсного законодательства.

     Обосновывается  повышенная актуальность осуществления  прокуратурой экологической функции, касающейся обеспечения прав и свобод человека и гражданина, и законодательства в сфере экологии, определяется ее содержание и структура. Для реализации экологической функции прокуратура имеет в распоряжении эффективные правовые средства, частью из которых не обладают соответствующие природоохранные органы.

     Определяется предмет прокурорского надзора за соблюдением природоохранного законодательства.

     Определяется  понятие природоохранного законодательства, за соблюдением которого осуществляет надзор прокуратура.

     Проводится  научно обоснованная систематизация и  определяются методические основы проведения надзорных проверок соблюдения природоохранного законодательства (как одной из основных форм осуществления прокурорского надзора в сфере экологии), предлагается научно обоснованная методика проведения таких проверок в органах государственного экологического контроля, которая может быть использована при осуществлении прокурорского надзора в сфере экологии.

     Анализируются  и  выделяются факторы, препятствующие исполнению

природоохранного  законодательства, соблюдению экологических прав и свобод граждан, и предлагаются меры по их нейтрализации.

     Прокуратура, как никакой другой орган, способна обеспечить эффективную реализацию экологических прав граждан. В связи  с этим, при осуществлении дальнейшего  реформирования органов прокуратуры, необходимо повысить ее статус и укрепить надзорную функцию в сфере соблюдения законов и прав граждан, в том числе и в области экологии. Для разрешения проблемы правового статуса прокуратуры вносится предложение поместить в Конституцию отдельную главу, посвященную прокуратуре, в которой следует закрепить назначение прокуратуры, ее основные функции, а также то, что деятельность прокуратуры регулируется Федеральным Конституционным Законом9.

     Для повышения эффективности прокурорского  надзора за исполнением экологического законодательства, следует усилить надзор за реализацией своих обязанностей по осуществлению экологического контроля природоохранными контролирующими органами, а также за законностью правовых актов, издаваемых органами власти, управления и контроля. Целесообразно усилить надзор и в отношении других органов государственного контроля. С этой целью п. 2 ст. 21 закона о прокуратуре необходимо дополнить ч. 3 следующего содержания: «надзор за органами государственного контроля, и за законностью правовых актов издаваемых органами власти и управления осуществляется систематически, независимо от поступления информации о нарушении законов».

     Особенно  эффективно надзор за соблюдением природоохранного законодательства осуществляют природоохранные  прокуратуры, и наиболее результативно  работают  природоохранные  прокуратуры межрегионального

типа. В  связи с этим необходимо развивать  сеть природоохранных прокуратур и  стремиться организовывать именно межрегиональные.

     Закон о прокуратуре следует дополнить  разделом «Особенности организации и деятельности специализированных прокуратур», с соответствующими главами, посвященными каждой из специализированных прокуратур - природоохранной, транспортной и др. Включение данного раздела будет способствовать решению проблемы разграничения компетенции между территориальными и специализированными прокуратурами и повышению эффективности надзора прокуратуры в природоохранной сфере.

     В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы крайне негативно  следует расценивать любые шаги, направленные на ослабление прокурорского надзора в сфере экологии. Обобщение опыта работы природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования их деятельности, укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.

     Сегодня, как никогда раньше, необходимы: укрепление авторитета природоохранных  прокуратур; создание стабильных правовых основ деятельности и взаимодействия их с территориальными прокуратурами и другими право- и природоохранными и контролирующими органами в сфере экологии; активное участие природоохранных прокуратур в законопроектной работе в области экологии.

     Надзор  природоохранных прокуратур необходимо распространить также на исполнение международных договоров России в области охраны окружающей природной среды, ратифицированных в установленном порядке и имеющих прямое действие, без внесения соответствующих изменений и дополнений в законы и другие нормативно-правовые акты.

     Осуществление     наиболее    эффективного    надзора   за    исполнением

действующих в сфере экологии (включая природопользование, охрану окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности) нескольких сотен законов и указов нормативного характера Президента РФ, оказание прокуратурой действенной помощи различным ветвям власти в их деятельности в сфере экологии представляются возможными только специализированными природоохранными прокуратурами.

     Именно  эти прокуратуры могут наиболее квалифицированно надзирать за исполнением экологических требований законодательства в пределах территорий (акваторий), занятых объектами федеральной государственной собственности, за соответствием федеральным законам подзаконных нормативных актов, издаваемых в сфере экологии, соблюдением законодательства по вопросам защиты конституционных экологических прав и свобод человека и гражданина и исполнением иных экологических предписаний федерального законодательства.

     Совершенствуя сеть природоохранных прокуратур, следовало бы не ограничиваться какой-либо одной моделью их организации. В зависимости от сложности решаемых задач, объема надзорной работы в сфере экологии одновременно могли бы функционировать несколько моделей специализированных природоохранных прокуратур.

     В настоящее время действующее  природоохранительное законодательство не очень совершенно. Что касается самого закона «Об охране окружающей природной среды», то в концептуальном отношении он довольно неплохой. И в этом смысле основные положения закона должны быть сохранены. Другое дело, что оно не доработано с точки зрения механизмов реализации правовых норм. В нем есть какие-то постулаты, а как их осуществить - неизвестно, механизмы отсутствуют. Закон не содержит ответа на многие, практически значимые вопросы. Списание со счетов в бесспорном порядке по требованию соответствующих органов, обращение взыскания на имущество      должника,   введение    каких-либо   санкций   за   неуплату    не

предусмотрено. То же самое по штрафам. Установлен порядок применения штрафов, а как, каким образом производить взыскание штрафов (в бесспорном или судебном), закон не определяет. Все это создает трудности в работе общих и Арбитражных судов, природоохранных органов, порождает неэффективность принимаемых мер в области охраны окружающей среды.

     Одним из путей комплексного подхода в  организации природоохранной деятельности является принятие межведомственных нормативных  актов, охватывающих смежные вопросы  охраны окружающей среды.

     Данная  работа позволяет сделать вывод, что экологическая функция правоохранительных органов нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. Необходимо создавать новые структуры, прообразом которых может стать экологическая милиция. Так как от этого зависит не только наше здоровье но и здоровье наших потомков.

     Вот так выглядит комплекс предполагаемых мер, которые, возможно, следует предпринять  государству в наведении порядка  в области экологического контроля. Естественно, эти меры должны носить всеохватывающий экологический, организационно-правовой и профилактический характер. Однако при непременном условии ужесточении контроля, ответственности, централизации властных полномочий в сфере экологии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СИСТЕМА ПРИРОДООХРАННОЙ ПРОКУРАТУРЫ 

     2.1. Предмет прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства 

     Предметом надзора является правовое поведение  федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, контролирующих органов, их должностных лиц, коммерческих и некоммерческих организаций, предприятий, связанное с природоохранным законодательством и экологическими правами граждан. В предмет надзора не входит оценка целесообразности и эффективности осуществления тех или иных действий поднадзорными субъектами.

     В отношении предприятий, чья деятельность оказывает неблагоприятное воздействие  на окружающую среду, надзор осуществляется систематически, независимо от поступления информации о нарушении закона. Перечень таких предприятий устанавливается прокурором соответствующей межрегиональной природоохранной прокуратуры, приравненной к прокуратуре субъекта Российской Федерации (или прокуратурой соответствующего субъекта Российской Федерации), по согласованию с региональными комитетами Министерства природных ресурсов.

Информация о работе Практика надзора за исполнением законов об охране окружающей природной среды