Право человека на благоприятную окружающую среду

Автор: Давлетшина Айгуль, 10 Июня 2010 в 14:04, контрольная работа

Описание работы

На современном этапе развития человечества в условиях колоссального усиления антропогенного давления на природную среду и как следствие актуализации проблем обеспечения экологической безопасности социума в глобальных масштабах, вопросы закрепления и реализации правовых механизмов защиты права человека на благоприятную окружающую среду приобретают особое значение.

Работа содержит 1 файл

права человека.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

      Очевидно, что нарушение права на благоприятную  окружающую среду по такой статье обосновывается не просто12.

  Защита  от беспокоящего воздействия эффективно осуществлена в деле Лопез Остра против Испании, по которому Суд установил полную применимость статьи 8 в отношении беспокоящего воздействия окружающей среды. Заявитель жаловалась на запахи, шум и загрязняющие испарения, создаваемые заводом по переработке мусора, расположенным в нескольких метрах от её дома, и на то, что это нарушает её права на уважение к её жилищу, личной и семейной жизни. На основании фактов данного дела Суд отметил, что заявитель и её семья вынуждены были жить по соседству с заводом в течение нескольких лет, и он рассмотрел и нашел убедительными данные, собранные в доме и относившиеся к ухудшению здоровья его обитателей. Даже принимая во внимание предел усмотрения государством, Суд нашел, что государство не добилось успеха в соблюдении справедливого баланса интересов экономического благополучия города - для чего был создан завод по переработке мусора - и эффективного осуществления права заявителя на уважение к его жилищу и семейной жизни.

      Какие требуются медицинские данные для  того, чтобы установить вмешательство в семейную жизнь и неуважение к жилищу, вызванные загрязнением? Принимая во внимание трудности, которые могут возникнуть в подтверждении причинной связи между загрязнением окружающей среды и принесением вреда здоровью, важно, что в деле Лопез Остра Суд указал, что данных об истинном ухудшении здоровья не требуется согласно статье 8. Фактически он пришел к выводу о том, что: естественно, что обширные загрязнения окружающей среды могут влиять на самочувствие человека и мешать ему пользоваться своим домом, поскольку влияют неблагоприятным образом на его личное здоровье и здоровье его семьи, однако без серьезной угрозы здоровью.

  Мы  разделяем мнение юристов У.Килкэли, Е.А.Чефрановой, Н.Роджерса, что для  защиты права на благоприятную окружающую среду достаточно свидетельства, доказывающего ограничение нормального владения домом и семейной жизни в нарушение статьи 8, а установление ясной и прямой причинной связи между загрязнением и проблемами со здоровьем заявителя, не является необходимым (не обязательно угроза должна быть столь огромной, чтобы представлять опасность нанесения большого вреда здоровью)14.

  Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов (абз. 13 ст. 1, Федеральный закон "Об охране окружающей среды от 10.01.02 №7-ФЗ).

      Таково  понимание благоприятной окружающей среды в эколого-правовом смысле согласно российскому законодательству.

      Благоприятная окружающая среда в социальном (частном, личном) смысле понимается, как окружение, условия, благоприятные для кого-либо при осуществлении какой-либо деятельности. "Второе" значение термина создаёт предпосылки недооценки его основного содержания. Желательно избегать использования в устной или письменной речи таких выражений, как "благоприятная окружающая среда для инвестиций" (предпринимательской деятельности и т.п.). Очевидно, что ценностное содержание принадлежит эколого-правовому значению этого термина. Именно в этом значении мы его рассматриваем говоря и о здоровой окружающей среде - здоровой для жизни, подходящей (в природном, но не социальном смысле) для обитания биологических видов, включая homo sapiens.

      Настало время сделать попытку определить содержание конституционной нормы о праве на благоприятную окружающую среду.

      Чтобы окружающая среда была благоприятной  необходимо сохранить, восстановить её состояние (сохранить неизменной качественную совокупность показателей):

      во-первых, компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле - Федеральный закон "Об охране окружающей среды от 10.01.02 № 7-ФЗ, ст. 1 абз. 4), формирующие природные и природно-антропогенные объекты;

      во-вторых, состояние природных объектов (природных  комплексов, образованных функционально  и естественно между собой связанными природными объектами, сохранившими свои природные свойства, являющимися: 1) естественными экологическими системами, растения, животные, иные организмы и неживые элементы которых образовывают единое функциональное целое; 2) природными ландшафтами - сочетаниями определенных элементов, условий, территорий);

      в третьих, состояние природно-антропогенных  объектов (обладают свойствами природных объектов: 1) природный объект изменен; 2) объект создан человеком и имеет рекреационное и защитное значение).

      В случае возникновения опасности  окружающей среде - угрозы качеству окружающей среды, государство должно принять  меры, устраняющие такую угрозу и  обеспечивающие профилактическое воздействие, которое снизит вероятность повторного возникновения такой угрозы в будущем.

      Общему  праву на благоприятную окружающую среду соответствуют обязанности  специальных субъектов. Данные обязанности  закреплены в следующих формах: 1) источники, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права; 2) международные договоры Российской Федерации; 3) законодательство; 4) подзаконные нормативные и индивидуальные акты. Обеспечение исполнения этих обязанностей - реализация соответствующих им прав и составляют смысл конституционной нормы о праве на благоприятную окружающую среду.

      Сокрытие  информации об обстоятельствах, о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность  для окружающей среды, и, особенно, для  обеспечения права на благоприятную  окружающую среду (создающих опасность  для качеств, обеспечивающих устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов) должно преследоваться по Закону.

      Для определения субъекта и объекта  конституционного права на благоприятную  окружающую среду рассмотрим отличия  деятельности по его обеспечению от охраны окружающей среды.

      Очевидно, что охрана окружающей среды является природоохранной деятельностью  в широком смысле. Подобно этому  экологическое законодательство иногда именуют природоохранным, хотя в  это понятие также включается и природоресурсное законодательство (отраслевое законодательство об охране компонентов природной среды). Собственно природоохранной деятельностью является деятельность по обеспечению и реализации права на благоприятную окружающую среду.

      М.М.Бринчук  относит к субъектам права на благоприятную окружающую среду граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации15. М. И. Васильева отмечает, что данное право может относиться не только к индивидуальным [включая апатридов - лиц без гражданства], естественным или коллективным правам [население, общество], но и правам человечества - близким к особым публичным правам, так как является средством защиты не только индивидуального, что, безусловно, самоценно, но и всеобщего (публичного) экологического интереса.

      Субъектом права на благоприятную окружающую среду, по нашему мнению, выступает  всё человечество в совокупности, составляющих его социальных институтов и членов общества и каждый из них  в отдельности. Это сложный составной субъект права. Возможны ситуации, в которых элемент права на благоприятную окружающую среду следует охарактеризовать как элемент субъективного права без субъекта.

  Исполнение  обязанностей и обеспечение реализации права на благоприятную окружающую среду связаны с совокупностью задач, вопросов, проблем, функций, которые для этого предстоит решать (стремиться к решению), осуществить (стремиться к осуществлению). Поскольку в эту совокупность мы включаем элементы уже осознанные обществом, прошедшие рефлексию в праве, обязанность реализации которых возложена на определённых субъектов, назовём её "правовые требования экологического императива по обеспечению благоприятной окружающей среды", соблюдать которые надлежит, безусловно, категорично, они составляют ядро публичных экологических интересов и объект права на благоприятную окружающую среду.

      Экологический императив философски рассматривается  как граница допустимого поведения  человека, которую он не имеет права  переступать, действия, вне рамок  которого влекут необратимые изменения окружающей среды и представляют угрозу жизни на Земле.

      Правовые  требования экологического императива по обеспечению благоприятной окружающей среды (I-IIIla-10al-n и 1-III1б-10б1-n, далее в общем смысле - А и Б) весьма многочисленны и разнятся по силе и пространству, на котором действуют.

      Правовые  требования экологического императива по обеспечению благоприятной окружающей среды (составной объект права на благоприятную окружающую среду) условно  подразделяются по направленности на: 1) идеальные А и Б (касающиеся духовных, культурных ценностей, чаяний настоящего и будущих поколений, без ущербного использования элементов природы в научных, просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических целях); 2) средоохранные А и Б (касающиеся внешних и внутренних условий участков окружающей среды и окружающей природной среды в целом); 3) объектоохранные А и Б (касающиеся определенного объекта или категории объектов); 4) операциональные А и Б (предписывают определённому субъекту исполнение конкретного управленческого действия); 5) функциональные А и Б (определяют ведомственную принадлежность общих сфер ведения, отраслевых вопросов сфер ведения) - имеют определённый круг субъектов, отвечающих за их реализацию, составляют основу организационной системы реализации функций государства.

      Также правовые требования экологического императива по обеспечению благоприятной окружающей среды (составной объект права на благоприятную окружающую среду) различаются  по уровню, на котором осуществляются:

1)  А и Б международного уровня (осуществляются федеральными органами исполнительной власти за счёт средств федерального бюджета с участием субъектов Российской Федерации);

2)  А и Б федерального уровня (осуществляются федеральными органами исполнительной власти за счёт средств федерального бюджета);

3)  субвенционные А и Б (осуществляются государственными органами субъектов Российской Федерации за счёт субвенций из федерального бюджета);

4)  А и Б уровня субъектов Федерации (осуществляются государственными органами субъектов Российской Федерации за счёт средств субъектовых бюджетов);

5)  А и Б муниципального уровня;

6)  совместные А и Б (мероприятия по реализации которых осуществляются за счёт средств нескольких бюджетов).

7)  А и Б локального уровня (осуществляются в масштабах ведения предприятий, организаций, местных общественных объединений, территориальных органов местного самоуправления и групп гражданами за счёт их собственных или привлечённых средств);

    Киотский  протокол к Рамочной конвенции ООН  об изменении климата - итог разнообразных тенденций, направленных на глобализацию в решении проблем экономики и экологии. Он определяет те принципиальные структурные элементы, на которых в двадцать первом веке будут основываться глобальные усилия по решению проблемы климатических изменений. Соглашение предусматривает гибкие механизмы, позволяющие смягчить тяжесть принятых обязательств, и в этом смысле непосредственные результаты Протокола не слишком повлияют на состояние окружающей среды или экономику. Реализация таких обязательств не остановит глобального роста эмиссии, не окажет ощутимого влияния на рост экономики. Тем не менее, эти обязательства отражают принципиальное изменение курса, и структура их такова, что в случае их ратификации, реализации и углубления на последующих этапах возникнет эффективная международная система, позволяющая решать проблему климатических изменений. В некоторых отношениях Киотский протокол может оказаться самым важным и принципиальным международным соглашением конца двадцатого столетия.

1. Происхождение проблемы  и создание МГЭИК

    Парниковый  эффект - проблема не новая. Уже в 1827 году французский ученый Фурье высказал предположение, что атмосфера Земли подогревает поверхность, пропуская к ней солнечное излучение с высокой энергией, но не давая выйти в космос части длинноволновой тепловой радиации, отражающейся от земной поверхности. Этот эффект вызывается несколькими парниковыми газами, в особенности двуокисью углерода и водяным паром. В конце девятнадцатого столетия шведский ученый Аррениус пришел к выводу, что возрастание выбросов двуокиси углерода предприятиями, возникшими в период промышленной революции, изменило содержание газов в атмосфере и что это может привести к росту приземной температуры.

Информация о работе Право человека на благоприятную окружающую среду