Правоведение экологической экспертизы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть понятие экологической экспертизы и охарактеризовать ее виды; определить объекты экологической экспертизы; изучить права общественных объединений и граждан в проведении экологической экспертизы.

Содержание

I. Введение
II. Экологическая экспертиза
1. Понятие экологической экспертизы
2. Виды экологической экспертизы
3. Объекты экологической экспертизы
4. Права общественных объединений и граждан в проведении экологической экспертизы
5. Задача
III. Заключение
IV. Библиографический список

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 32.16 Кб (Скачать)

     Если  отдельные члены экспертной комиссии не согласны с заключением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают  заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется экспертом  в виде документа, содержащего обоснование  причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям  и нормам.

     Заключение  государственной экологической  экспертизы может быть положительным  или отрицательным, за исключением  проектов нормативных правовых актов  Российской Федерации.

     Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы: о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды;

о допустимости намечаемого воздействия на окружающую среду; о возможности реализации объекта экспертизы.

     Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов: о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией; о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.

     Заключение  государственной экологической  экспертизы по проектам правовых актов  Российской Федерации, реализация которых  может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, должно содержать выводы о соответствии (несоответствии) основных положений  указанного проекта правового акта законодательству Российской Федерации  в области охраны окружающей природной  среды и требованиям экологической  безопасности, а также выводы об экологических и связанных с  ними иных последствиях реализации данного  объекта экспертизы. Заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти.

     Этой  статьей установлен также исчерпывающий  перечень оснований, когда положительное  заключение государственной экологической  экспертизы теряет свою юридическую  силу.

2.2. Общественная экологическая экспертиза

     Согласно  ст. 20 Федерального закона «Об экологической  экспертизе» «общественная экологическая  экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также  по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых  в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и  проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в  порядке, установленном законодательством Российской Федерации» Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ // СПС Консультант Плюс.

     «Комментируемая статья устанавливает два вида субъектов, участвующих в осуществлении  общественной экологической экспертизы:

1) субъекты, инициирующие процедуру проведения  общественной экологической экспертизы. К таковым относятся граждане, общественные организации (объединения), органы местного самоуправления;

2) субъекты, проводящие общественную экологическую  экспертизу. Ее имеют право проводить исключительно общественные организации (объединения), а также иные некоммерческие объединения в соответствии со ст. 12 Закона об охране окружающей среды, в уставе которых предусмотрен указанный вид деятельности и которые зарегистрированы в установленном законодательством об общественных объединениях порядке» Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» / под ред. Кичигина Н.В., Пономарева М.В., Семьяновой А.Ю. - М., Издательство Проспект. 2007. .

     Статья 21 определяет объекты общественной экологической экспертизы, которые  в целом совпадают с объектами  государственной экологической  экспертизы, предусмотренными ст. 11, 12, за исключением случаев, связанных  с секретностью сведений об объектах экологической экспертизы.

     В данной статье перечислены два вида охраняемых законом сведений: государственная  тайна и коммерческая тайна. Вместе с тем данный перечень не исчерпывающий, и законодательством могут быть предусмотрены также иные виды конфиденциальной информации, которая не может предоставляться  для проведения общественной экологической  экспертизы.

     Статья 22 устанавливает порядок проведения общественной экологической экспертизы. Исходя из содержания данной статьи, общественная экологическая экспертиза может  проводиться либо до проведения государственной  экологической экспертизы, либо во время ее проведения. Также она  предусматривает возможность проведения общественной экологической экспертизы после проведения государственной  экологической экспертизы.

     На  экспертов общественной экологической  экспертизы распространяется ряд требований, предъявляемых к экспертам государственной  экологической экспертизы.

Статья 23 Федерального закона «Об экологической  экспертизе» предусматривает осуществление  общественной экологической экспертизы «при условии государственной регистрации  заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении» Федеральный  закон «Об экологической экспертизе»  от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ // СПС Консультант  Плюс. .

     Статья 24 устанавливает перечень условий, при которых в проведении общественной экологической экспертизы может  быть отказано. Данный перечень условий  является исчерпывающим, а значит, никакие  иные основания не могут быть основанием к отказу в реализации права на проведение общественной экологической  экспертизы.

     Порядок утверждения заключения общественной экологической экспертизы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  аналогичен процедуре утверждения заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.

     В результате утверждения заключения общественной экологической экспертизы оно приобретает правовой режим  заключения государственной экологической  экспертизы, а члены экспертной комиссии общественной экспертизы приобретают  правовой статус экспертов государственной  экологической экспертизы и несут  юридическую ответственность за соответствие заключения общественной экологической экспертизы установленным  законодательством требованиям.

2.3.Иные виды экологической экспертизы

     Государственная и общественная экологические экспертизы занимают ведущее место в системе  экспертных работ.

Однако  существуют и другие виды экспертной деятельности.

1) Ведомственные  экспертизы (например, государственная  экспертиза промышленной безопасности  и рационального использования  недр, которая проводится Ростехнадзором; государственная экспертиза в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, осуществляемая МЧС России и др.)

2) обследования (например, комплексные экологические  обследования территорий для  придания им статуса особо  охраняемых природных территорий  или зоны чрезвычайной (экологической)  ситуации либо зоны экологического  бедствия и др.)

3) исследования (например, лекарственных средств,  пищевых продуктов и др.)

4) испытания  (например, пестицидов и агрохимикатов)

5) заключения (например, санитарно-гигиенические,  санитарно-эпидемиологические)

6) расследования  (например, санитарно-эпидемиологические  расследования причин возникновения  инфекционных заболеваний).

3 . Объекты экологической экспертизы

     Под объектами экологической экспертизы понимаются документы, предшествующие производственно-хозяйственной, рекреационной  и иной деятельности, негативно воздействующей на природную среду и здоровье человека, сама вышеназванная деятельность и ее продукты.

     Объекты экологической экспертизы можно  разделить на две группы - федерального уровня и уровня субъектов Федерации, которые перечислены в ст. 11 и 12 Федерального закона «Об экологической  экспертизе».

     Профессор О.В. Дубовик говорит о двух критериях  разграничения этих групп: формально-юридический  и экологический. Формально-юридическим критерием является «применительно к объектам федеральной экспертизы утверждение документации и проектов деятельности Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти. Экологическим критерием служат потенциальная возможность воздействия реализуемого объекта на окружающую среду сопредельных с Россией государств или двух и более субъектов РФ, воздействие или использование природных ресурсов федерального значения (относящихся к федеральной собственности), в том числе на особо охраняемые природные территории федерального значения» Там же. С. 317.

     Перечень  объектов государственной экологической  экспертизы постоянно расширяется  государственными органами. Ей подвергаются не только инвестиционные проекты в  промышленности. Это и проекты  различных государственных планов, программ, концепций, основных направлений  и схем размещения производительных сил страны и отраслей народного  хозяйства, другая предплановая документация по развитию хозяйственной и иной деятельности, реализация которой может  оказать воздействие на состояние  окружающей среды. Это могут быть проекты инструктивно-методических и нормативно-технических документов, регламентирующих хозяйственную деятельность. Экспертизе подлежит документация по созданию новой техники, технологий, материалов и веществ, в том числе  закупаемых за рубежом. Экспертизе подвергается ввозимая в Россию и вывозимая  из России продукция. Целесообразно  подвергать экспертизе экологическую  ситуацию в регионе в целом, а  не только действующие предприятия  и другие объекты, оказывающие влияние  на состояние окружающей среды. 

4. Права  общественных объединений и граждан  в проведении экологической экспертизы.

     Участие общественности является настолько  важным и актуальным принципом проведения экологической экспертизы, обеспечивающим ее успешность, что заслуживает более  подробного рассмотрения.

     В Законах Российской Федерации "Об охране окружающей среды" (от 10 января 2002 г.) и "Об экологической экспертизе" (от 23 ноября 1995 г.) указаны следующие  весьма важные принципы проведения государственной  экологической экспертизы, касающиеся общественности [8,9]. Это принципы гласности, участия в экспертизе общественных организаций (объединений), обязательного учета общественного мнения об объектах экспертизы и др. В частности, граждане и общественные организации (объединения) имеют право: в соответствии с законодательством выдвигать предложения о проведении государственной и общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории; направлять в письменной форме органам охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности (для получения требуемого эффекта эти предложения должны быть аргументированными);  получать от органов, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;  обжаловать выводы экспертной комиссии в судебном порядке (через суд или арбитражный суд);  требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступая с изложением экологической платформы в средствах массовой информации; рекомендовать своих представителей для участия в заседаниях экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (с совещательным голосом) по вопросам размещения и проектирования объектов.

     К проведению государственной экологической  экспертизы имеют отношение некоторые  более общие экологические права  граждан, записанные в Конституции  РФ, а именно:  право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;  право ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц;  право предъявлять в суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями; право требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве или эксплуатации экологически вредных объектов, об ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности.

Информация о работе Правоведение экологической экспертизы