Правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Процесс загрязнения окружающей среды занимает ведущее место среди проблем, которые характеризуют наше общество на современном этапе его развития, данный вопрос неразрывно связан с необходимостью совершенствования законодательства в этой области. Проблема четкой фиксации прав и обязанностей природопользователей в этой связи является весьма актуальной, особенно в части определения видов платежей за негативное воздействие, их размера и порядка уплаты.

Содержание

Введение

Глава 1 Правовое регулирование платности за негативное воздействие на окружающую среду
§1 Цели и предмет правового регулирования платности за негативное воздействие на окружающую среду. Понятие негативного воздействия на окружающую среду
§2 Нормативные правовые акты, регламентирующие внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду

Глава 2 Правовые проблемы, возникающие при осуществлении платности за негативное воздействие на окружающую среду

Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Плата за негативное воздействие.doc

— 164.00 Кб (Скачать)


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Государственный Университет по Землеустройству

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду

 

 

 

 

Студент 10 группы

Лавнеева А.А.

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012


Содержание

 

Введение

 

Глава 1 Правовое регулирование платности за негативное воздействие на окружающую среду

§1 Цели и предмет правового регулирования платности за негативное воздействие на окружающую среду. Понятие негативного воздействия на окружающую среду

§2 Нормативные правовые акты, регламентирующие внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду

 

Глава 2 Правовые проблемы, возникающие при осуществлении платности за негативное воздействие на окружающую среду

 

Заключение

Список использованных источников

 


Введение

 

Увеличение объёмов производства, усиление негативного воздействия на окружающую среду, сокращение запасов природных ресурсов создают угрозу экологической безопасности стран и регионов, препятствуют их устойчивому социально - экономическому развитию, соблюдению принципов прав человека на благоприятную среду, платности природопользования и возмещения вреда.

Процесс загрязнения окружающей среды занимает ведущее место среди проблем, которые характеризуют наше общество на современном этапе его развития, данный вопрос неразрывно связан с необходимостью совершенствования законодательства в этой области. Проблема четкой фиксации прав и обязанностей природопользователей в этой связи является весьма актуальной, особенно в части определения видов платежей за негативное воздействие, их размера и порядка уплаты.

Развитие современной экономики в значительной степени определяется влиянием эколого-экономических регулирующих механизмов. Одним из важных регулирующих механизмов в России является плата за негативное воздействие на окружающую среду. Суть этого механизма государственного регулирования состоит в экономическом принуждении ограничения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности природопользователей и, наоборот, в экономическом поощрении и предоставлении льгот природопользователям, вкладывающим средства в природоохранные технологии и добивающимся снижения выбросов, сбросов и размещения отходов.

В российском законодательстве имеется целый ряд неурегулированных положений, прямо или косвенно связанных с платой за негативное воздействие. К ним, например, относятся вопросы взимания платы за так называемый сброс на рельеф местности, за размещение отходов производства и потребления.

Кроме того, в настоящее время плата за негативное воздействие на окружающую среду взимаются в размерах, которые не достаточны ни для финансирования государственных программ по охране окружающей среды, ни для стимулирования отказа от существующих технологий и внедрения экологически безопасного производства на предприятиях.

Проблемы правого регулирования платы за негативное воздействие на окружающую среду не получили в научной литературе достаточно широкого и полного освещения, что прежде всего связано с относительной новизной данного института для современного экологического законодательства. Основное внимание уделено проблеме определения правовой природы данных платежей.

 


Глава 1 Правовое регулирование платности за негативное воздействие на окружающую среду

 

§1 Цели и предмет правового регулирования платности за негативное воздействие на окружающую среду. Понятие негативного воздействия на окружающую среду

 

Одним из основополагающих принципов законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды является принцип платности природопользования, в соответствии с которым негативное воздействие на окружающую среду является платным.

В соответствии с законодательством об охране окружающей среды платность негативного воздействия на окружающую среду преследует достижение ряда целей. Во-первых, указанная плата является источником пополнения федерального и местных бюджетов. Во-вторых, важнейшая цель платежей - стимулирование природопользователей к рациональному использованию природных ресурсов и к повышению эффективности их природоохранной деятельности.

Статья 14 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[1] (далее - Закон об охране окружающей среды) относит установление платы за негативное воздействие на окружающую среду к числу методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды.

Статьей 16 Закона об охране окружающей среды определены виды негативного воздействия на окружающую среду и установлено, что формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

      выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

      сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

      загрязнение недр, почв;

      размещение отходов производства и потребления;

      загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

      иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Предметом правового регулирования являются правоотношения, возникающие при взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности.

В статье 1 Закона об охране окружающей среды дается определение негативного воздействия на окружающую среду как воздействия хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Для регулирования воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду предусмотрены нормирование в области охраны окружающей среды и нормативы допустимого воздействия. Нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, нормативы образования отходов, нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) являются основой для оценки воздействия на окружающую среду, расчета платежей.

Некоторые исследователи конкретизируют понятие негативного воздействия, обозначая его как любое антропогенное воздействие, приводящее к отрицательным изменениям окружающей природной среды (во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей)[2].

Условием для возникновения обязанности по уплате платы за такое воздействие является факт осуществления деятельности, негативно воздействующей на окружающую среду и ее компоненты.

Таким образом, указанная плата рассматривается как регулятивный механизм, стимулирующий природоохранную деятельность природопользователей вне зависимости от вида осуществляемой ими хозяйственной и иной деятельности.

 

§2 Нормативные правовые акты, регламентирующие внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду

 

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время Постановлениями Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»[3] (далее – Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632) и от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»[4] (далее - Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344) выделяют три вида негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата, а именно:

                  выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками;

                  сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

                  размещение отходов производства и потребления.

Следует подчеркнуть, что указанные виды негативного воздействия, за которые взимается плата, не охватывают все перечисленные в действующем законодательстве виды негативного воздействия. Так, в Законе об охране окружающей среды к видам негативного воздействия отнесены, например, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий. Однако механизмы взимания платы за данные виды негативного воздействия в настоящее время не установлены.

Согласно действующему законодательству внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде (пункт 4 статьи 16 Закона об охране окружающей среды). Как отмечает А.С. Шестерюк[5] данное положение является существенной гарантией эффективности природозащитного механизма, так как суммы платежей не могут в полной мере восполнить ущерб, нанесенный окружающей среде. Кроме того, данные платежи не оказывают стимулирующего воздействия на хозяйствующие субъекты в части внедрения ими более «чистых» установок, поскольку суммы несопоставимо малы по сравнению с возможными затратами на новые технологии.

Вопросы, связанные с платой за негативное воздействие на окружающую среду, на территории Российской Федерации регулируются, помимо указанных выше закона и постановлений Правительства РФ, Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды[6]. Этот документ в настоящее время несколько устарел, но сохраняет свою юридическую силу в части, не противоречащей действующему законодательству.

Вопрос о том, кто является плательщиком за негативное воздействие на окружающую среду, в действующем российском законодательстве не имеет четкого и однозначного ответа. Закон об охране окружающей среды содержит лишь косвенное упоминание о плательщиках как о субъектах хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Пределы действия правового механизма взимания платы за негативное воздействие по кругу лиц конкретизируются Постановлением Правительства от 28.08.1992 № 632, которым установлено, что Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок определения платы) распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

Следует отметить наличие несогласованности норм Закона об охране окружающей среды, устанавливающих субъектов платы за негативное воздействие, а также конкретизирующих данные нормы массива подзаконных актов с положениями иных законодательных актов, регулирующих отдельные виды негативного воздействия.

Например, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»[7] (далее – Закон об охране атмосферного воздуха) плата за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух взимается с физических и юридических лиц, а в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»[8] (далее – Закон об отходах) плата за размещение отходов взимается с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Порядок заполнения и представления Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду определен Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 (в ред. Приказа Ростехандзора от 27.03.2008 № 182) «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду»[9].

В соответствии со статьями 51, 57 и 62 Бюджетного Кодекса РФ[10] плата за негативное воздействие на окружающую среду отнесена к неналоговым доходам бюджетов и распределяется по следующим нормативам: 20 % - в федеральный бюджет, 40 % - в бюджет субъекта РФ, 40 % - в местный бюджет. При этом Кодексом не устанавливается целевое расходование этих финансовых средств.

Сроки уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлены Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду»[11] не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом является календарный квартал.

Неуплата платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки или невнесение ее в не полном объеме наказывается в соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ[12] наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., на юридических лиц – от 50000 до 100000 руб.

Следует отметить, что судебными решениями отдельные положения нормативных актов, регламентирующих правовой режим платы за негативное воздействие на окружающую среду, были признаны недействующими.

Решением Верховного Суда РФ (далее – ВС РФ) от 12.02.2003 № ГКПИ03-49 «О признании частично недействующими отдельных положений Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»[13] пункт 2 указанного Постановления, согласно которому Министерство экологии и природных ресурсов РФ (далее - Минприроды РФ) принимало базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы, признан недействующим. Впоследствии нормативы платы и коэффициенты были установлены Постановлением Правительства от 12.06.2003 № 344.

Информация о работе Правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду