Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 22:15, реферат

Описание работы

В этой работе будет рассмотрен вопрос о заповедниках, национальных парках, заказниках и иных особо охраняемых природных территориях и о видах животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, как объектах, имеющих особый режим использования и охраны, относящихся к третьей категории.

Содержание

Введение 3
1 Особо охраняемые природные территории: история, цели образования, виды. 4
2 Правовой режим государственных природных заповедников 11
3 Правовой режим национальных и природных парков 13
4 Правовой режим государственных природных заказников 16
5 Правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов 17
6 Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон 19
7 Правовой режим особо охраняемых природных объектов 20
Заключение 23
Библиографический список 25

Работа содержит 1 файл

Правовой режим ОСОБО ОХРАНЯЕМЫх ПРИРОДНЫх ТЕРРИТОРИй.doc

— 172.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

Реферат

 по  дисциплине: “Экологическое право”

на тему: “ Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов ” 
 
 
 
 
 
 

 

 

 СОДЕРЖАНИЕ 

       
 
 
 
 
 
 
 

        Введение

     Хотя на всей территории государства устанавливается в основном единый, общий правовой режим природопользования, oxраны природы и отдельных природных ресурсов, некоторые территории  и  объекты  имеют  особый  режим.   На  основе  анализа действующего законодательства можно выделить три категории особо охраняемых территорий: экологически неблагополучные территории (зоны экологического бедствия и чрезвычайной ситуации); разного рода санитарные и защитные зоны (санитарно- защитные зоны, создаваемые между предприятиями и жилыми домами; водоохранные зоны (полосы) рек, озер и водохранилищ; округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей; зоны санитарной охраны источников водоснабжения; запретные полосы лесов по берегам водных объектов и др.); особо охраняемые природные территории в собственном смысле. Каждая из названных категорий имеет свой правовой режим, определяемый с учетом целей, для которых соответствующие территории объявляются особо охраняемыми.

    В этой работе  будет рассмотрен  вопрос о заповедниках, национальных парках, заказниках и иных особо охраняемых природных территориях и о видах животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, как объектах, имеющих особый режим использования и охраны, относящихся к третьей категории.

    Общественная  потребность выделения данной категории  территорий и объектов для особой охраны определяется рядом причин и интересов. При ретроспективной оценке развития правовых мер относительно выделения территорий особой охраны в России можно определить основные из них — экологические, экономические, рекреационные, здравоохранительные, научные, культурные. 
 
 
 
 

  1. Особо охраняемые природные территории: история, цели образования, виды

      Объявление особого режима использования и охраны природных ресурсов на отдельных территориях получило в России название «заповедовать» («заповедный» - неприкосновенный, запретный).   Объявление  территории  или  природных  объектов заповедными означало установление ограничения или полного запрета их использования. Заповедовать как способ охраны природы и решения иных государственных задач развивалось в России давно. . В Древней Руси выделение таких территорий как особо охраняемых диктовалось военными соображениями.

 Потребность в этом появилась несколько веков  назад. Уже с XVI в. был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, которые служили средством защиты от набегов татар. («Засека» — преграда из срубленных и наваленных деревьев.) Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охранялись специальными сторожами.

 В XVII в. по указу царя Алексея Михайловича, страстного любителя соколиной охоты, заповедными были объявлены семь островов у Мурманского побережья, где водились добываемые для царской охоты лучшие кречеты. Объявлялись заповедными и места царской охоты, где не позволялось охотиться никому, кроме царя. Так, в Шацком уезде запрещалось охотиться на оленей, а в подмосковных местах в Соколиной роще и под селом Хвили (Фили) запрещалось бить зверей и птиц.

 Заповедование служило не только защите личных интересов  царя, но и явилось средством защиты экономических интересов государства. Так, именно казенные интересы заставили Московское правительство объявить заповедными с середины XVII в. целые районы Сибири. Это было связано с тем, что соболиный промысел становился хищническим и при добыче свыше трети осенней  численности  соболей  прекращался  их  естественный рост. Соболиная охота в этих местах запрещалась.

 Петр  I своими указами запретил уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Он объявил заповедными некоторые особо ценные леса и деревья.

 Круг  интересов общества и государства, которые учитываются при развитии системы особо охраняемых природных территорий и объектов на современном этапе, гораздо шире, чем в древности. Эти интересы в основном обозначаются в законодательстве, регулирующем режим таких территорий.

 Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

 Одновременно при учреждении того или иного вида особо охраняемых природных территорий планируется удовлетворение особенных общественных интересов. Рассмотрим их применительно к отдельным видам таких территорий. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие виды указанных территорий.

    1. Государственные  природные заповедники, в том числе биосферные. Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными научно-исследовательскими   и  эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и  животных,  типичных и уникальных экологических систем. Государственные природные биосферные заповедники создаются в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологически ресурсы.

    

    На  государственные природные заповедники  возлагаются следующие задачи:

  • осуществление охраны природных территорий в целях 
    хранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
  • организация и проведение научных исследований, включая 
    ведение Летописи природы;
  • осуществление экологического мониторинга в рамках  
    общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;
  • экологическое просвещение;
  • участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;
  • содействие в подготовке научных кадров и специалистов в 
    области охраны окружающей природной среды.

   2. Национальные парки. Они являются природоохранными, 
эколого-просветительскими и научно-исследовательскими  учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

   • сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; 

  • сохранение историко-культурных объектов;
  • экологическое просвещение населения;
  • создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

• разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

• осуществление экологического мониторинга;

  • восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

 3. Природные парки. Это природоохранные рекреационные 
учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя 
природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. На природные парки возлагаются следующие задачи:

    • сохранение природной среды, природных ландшафтов;
    • создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов; 
    • разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

 4. Государственные  природные заказники — территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

   •  комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

   • биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

  • палеонтологическими, предназначенными для сохранения 
    ископаемых объектов;
  • гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими),  предназначенными для сохранения и  восстановления 
    ценных водных объектов и экологических систем;
  • геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы. 
  1. Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и 
    искусственного происхождения.
  1. Дендрологические парки и ботанические сады являются 
    природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.
  2. Лечебно-оздоровительные   местности   и   курорты. К ним 
    могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для oорганизации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия). Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.
  3. Хотя в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» зеленые зоны городов и других поселений не 
    выделены в качестве самостоятельного вида особо охраняемых 
    природных территорий, по существу, они являются таковыми. 
    В Законе об охране окружающей среды этот вид включен в главу 
    «Природные объекты, находящиеся под особой охраной». Такие 
    зоны выполняют средозащитные (средообразующие, экологические), санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
  4. К природным объектам особой охраны относятся редкие и 
    находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные

    Их охрана преследует главную цель сохранения биологического 
    разнообразия.

 С учетом особой значимости особо охраняемых природных территорий законодательством установлены специфические, требования в отношении них. Так, Закон об охране окружающей среды запрещает изъятие земель природно-заповедного фонда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

Информация о работе Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов