Правовые меры охраны окружающей природной среды городов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 11:15, контрольная работа

Описание работы

Для грамотного решения этих проблем необходимо четкое правовое регулирование и соответствующая законодательная база, направленная на охрану окружающей среды.
В данной работе рассматривается ряд понятий, связанных с градостроительной деятельностью, основополагающие нормативно-правовые акты, раскрываются экологические требования в планировании и застройке городов, рассматриваются вопросы санитарной охраны окружающей среды городов и охраны зеленой растительности в городах.

Содержание

1. Введение. 3
2. Понятие и состав территории городов. 4
3. Законодательство о градостроительстве. 6
4. Экологические требования в планировании и застройке. 7
5. Санитарная охрана окружающей среды. 9
6. Охрана зеленой растительности. 11
7. Государственный экологический контроль за охраной окружающей среды. 13
8. Заключение. 15
9. Литература. 16

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Существуют три принципа, имеющие основополагающее значение при разработке генеральных планов городов и других документов: принцип зональности, принцип экологической безопасности, принцип рациональной организации территории.

Принцип зональности подразумевает подразделение всей территории города, входящей в планируемое пространство, на четыре блока - промышленный, жилой, культурно-бытовой, рекреационный. Требования экологической безопасности предполагают учет градостроительных нормативов на размещение дорог, жилых и административных зданий, зон отдыха, санитарных нормативов предельно допустимых концентраций и выбросов, сбросов вредных веществ, на размещение санитарно-защитных зон, складирования отходов и т.п.

Генеральные планы города служат основой для разработки проектов планировки и застройки города и его отдельных частей. В соответствии с законодательством планировка и застройка городов и всех других населенных пунктов в обязательном порядке должна предусматривать создание наиболее благоприятных условий для жизни, отдыха и здоровья населения. Основная задача, определяющая порядок комплексного благоустройства городов, заключается в предупреждении и ликвидации вредного и опасного влияния факторов окружающей среды на условия жизнедеятельности человека.

Наличие положительного заключения органов экологического и санитарно-эпидемиологического контроля и надзора является необходимым условием для предоставления земельных участков под жилищное и промышленное строительство, утверждения проектной и сметной документации, строительства и ввода в эксплуатацию независимо от форм собственности и подчиненности. Это правило является гарантией соблюдения экологической безопасности человека. Если это правило не соблюдается, то предприятия, организации ли граждане обязаны приостановить работы по проектированию и строительству объектов, а в случае невозможности выполнения санитарно-экологических требований - полностью их прекратить. Важно отметить, что одновременно с приостановлением, прекращением работ закон требует прекращения их финансирования учреждениями банка.

Планы земельно-хозяйственного устройства городов предусматривают размещение коммуникационных связей, обеспечивающих подачу электроэнергии, воды, тепла населению и сброс дождевых вод и отходов. Они разрабатываются и реализуются в соответствии с санитарными нормами и правилами под контролем санитарно-эпидемиологической службы города.

Вся градостроительная документация подлежит обязательной государственной экспертизе в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое РФ (Главгосэкспертизе России). В проведении подобных экспертиз участвуют Минэкономики, Минприроды и Минтруда России. В зависимости от источника финансирования проекты строительства утверждаются Госстроем Федерации либо архитектурно-строительными комитетами республик, краев, областей. Проекты, реализуемые за счет собственных средств, утверждаются заказчиком, разумеется после экспертного заключения органов экологического и санитарного контроля и надзора.

Перечисленные виды градостроительного планирования касаются в основном архитектурно-строительного облика города, но они не раскрывают содержания общественных отношений. Решению этих проблем посвящены другие виды городского планирования: комплексные планы социально-экономического развития города; территориальные комплексные схемы охраны окружающей среды города; различные целевые научно-технические программы.

Планы социально-экономического развития предназначены для определения перспектив города на ближайшие 5 - 10 лет с учетом строительства, реконструкции, перепрофилирования предприятий и расширения культурно-бытовой сферы, жилищного строительства. Территориальные комплексные схемы охраны окружающей среды (ТКСООС) городов являются основным документом, который предшествует разработке планов социально-экономического развития городов. Они составляют информационно-методическую и нормативно-техническую базу этих планов. Эти схемы предназначены для разработки мер по предупреждению и устранению потерь в природной среде в связи с хозяйственным и социальным развитием города, расширением его территории.

Для решения этой задачи ТКСООС городов сочетают территориальный подход к организации природоохранительной деятельности с отраслевыми мерами по охране и рациональному использованию отдельных природных объектов и ресурсов - земель, вод, лесов, воздушного бассейна. Существуют специальные целевые научно-технические программы по охране окружающей среды городов. Как правило они направлены на решение одной или нескольких взаимосвязанных экологических проблем - чистота воздушного бассейна, охрана питьевой воды, защита природного и культурного наследия, рекультивация земель, озеленение территорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  САНИТАРНАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

При изучении рассматриваемой темы важно затронуть вопрос санитарной охраны окружающей среды. Это деятельность органов санитарно-эпидемиологического надзора по охране жизни и здоровья граждан от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Центральным органом в этой области является Государственный комитет РФ по санитарно-эпидемиологическому надзору. Одновременно с ним действуют санитарно-надзорные службы в воинских частях, предприятиях военно-промышленного комплекса, войсках и подразделениях МВД и других формированиях закрытого типа.

Главная цель санитарной охраны заключается в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, т.е. такого состояния общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и есть благоприятные условия для его деятельности. Основная масса загрязнения воздуха приходится на долю крупных городов.

Госкомсанэпиднадзор России, его центры в республиках, краях, областях, городах и районах, научно-исследовательские учреждения, лаборатории и другие учреждения составляют систему органов санитарно-эпидемиологической службы РФ. Эта служба выполняет свои задачи посредством санитарного нормирования, осуществления разрешительных, надзорных и контрольных функций.

Санитарное нормирование окружающей среды представляет собой установление предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, радиоактивных излучений, шума, вибрации, вредного воздействия магнитных полей и других физических, химических, биологических воздействий.

Разрешительные функции в области охраны окружающей среды и здоровья человека выполняются санэпидслужбой в трех формах: 1) выдача заключений на размещение предприятий и сооружений, их технико-экономическое и экологическое обоснование, на ввод объектов в эксплуатацию; 2) разрешение на применение химических и иных токсических веществ в отдельных отраслях народного хозяйства; 3) ведение регистра потенциально опасных химических и биологических веществ.

Суть надзорной функции заключается в организации систематической проверки соблюдения санитарного законодательства предприятиями, учреждениями, организациями и жителями города.

Контрольную функцию санэпидслужба реализует путем осуществления социально-гигиенического мониторинга, представляющего собой государственную систему наблюдения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека. На основе полученных сведений формируется база данных о здоровье населения, тенденциях его развития под воздействием окружающей среды.

Решения санэпидслужбы, принимаемые ей в пределах своей компетенции, обязательны для всеобщего исполнения.

Должностные лица санэпидслужбы уполномочены в пределах своей компетенции и по вопросам своего ведения посещать предприятия и организации, требовать преставления соответствующих данных о соблюдении санитарных норм и предельно допустимых концентраций вредных веществ, давать обязательные к исполнению указания.

Санэпидслужба обладает необходимыми полномочиями для принятия решения о приостановлении, ограничении, прекращении деятельности объекта, о наложении административного штрафа, передаче материалов дела органам следствия, предъявлении в суде или арбитражном суде иска о возмещении ущерба.

В процессе своей деятельности санэпидслужба сотрудничает с представительными и исполнительными органами власти, а также специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды - городскими комитетами по охране окружающей среды Минприроды, архитектурно-строительными отделами Госстроя РФ, постами и пунктами наблюдения Роскомгидромета, ГИБДД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        ОХРАНА ЗЕЛЕНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

 

Существенную часть окружающей среды городов составляет зеленая растительность. Степень ее насыщенности влияет на качество окружающей среды. Всю зеленую растительность в пределах городской черты подразделяют на две группы: лесная и нелесная растительность.
К лесам относится растительность, произрастающая в городах, на землях лесного фонда (городские леса, лесопарки, лесные массивы, входящие в городскую черту). Они находятся в ведении и управлении местной администрации и федеральных органов лесного хозяйства - Рослесхоза. Городские леса могут находиться как в государственной, так и в муниципальной собственности. Конкретная форма собственности городских лесов определяется по взаимному соглашению федеральных органов власти и местной администрации.

Правила, регулирующие порядок пользования городскими лесами, утверждаются республиканскими, краевыми или областными органами лесного хозяйства. Городские леса находятся под особой охраной, что предполагает запрет на заготовку древесины, рубку леса для промышленных или бытовых целей. В городских лесах разрешаются санитарные рубки, рубки ухода за лесом, реконструкция лесных пород.

Основное целевое назначение городских лесов - исполнение экологической и культурно-оздоровительной функций. Под экологической функцией подразумевается обеспечение чистоты городского массива, пополнение города запасами кислорода, оказание влияния на погоду и климат городских поселений. Культурно-оздоровительная функция выражается в использовании населением лесов для укрепления здоровья, отдыха, туризма, спорта. По согласованию с органами лесного хозяйства местные органы представительной и исполнительной власти вправе принимать рушения об организации на территории лесного фонда города национального природного парка, заказника, об объявлении тех или иных природных объектов памятниками природы. Важно отметить, что местным органам города и органам лесного хозяйства запрещено использовать земли городского лесного фонда не по назначению. Перевод лесных площадей в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, производится только с разрешения органов управления лесным хозяйством области, края, республики, согласованного с органами охраны окружающей природной среды.

В отношении городских лесов действуют общие экологические требования, предъявляемые при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, способных оказать экологически вредное влияние на состояние лесов. Места строительства таких объектов, их проекты заранее согласовываются с исполнительными органами субъектов Федерации и органами охраны окружающей природной среды.

Под нелесной растительностью в городах понимаются деревья и группы деревьев, произрастающих на городских землях, не отнесенных к лесному фонду.

По своему целевому назначению такая растительность подразделяется на защитную, озеленительную, декоративную, плодово-ягодную и прочую. Защитная растительность выполняет охранительные функции вокруг промышленных предприятий, источников водоснабжения, жилых домов и культурных учреждений. Озеленительные насаждения призваны выполнять экологические функции. Они защищают воздух от пыли, грязи, вредных газов, обогащают его кислородом, обеспечивают благоприятный ландшафтный фон. Декоративная растительность выполняет эстетические задачи. Плодовая растительность помимо экономической выполняет также декоративную и эстетическую функции.

Собственность на нелесную растительность определяется статусом землепользователя. Парки, скверы, ботанические, зоологические сады, дендрологические парки в городах являются муниципальной собственностью и находятся в ведении и распоряжении исполнительных органов власти. Непосредственное управление пользованием зеленой растительностью выполняют различные органы в зависимости от целевого назначения земель. К сфере ведения управлений культуры относятся парки и зоопарки, дендронологические парки и скверы - управлений озеленительного хозяйства; плодово-ягодные, озеленительные и другие деревья, находящиеся на землях граждан, являются их собственностью.

Согласно ст. 74 Земельного кодекса РСФСР все собственники, пользователи, либо арендаторы земельных участков обязаны проводить комплекс необходимых работ по благоустройству и озеленению земель городов и поселков. Граждане и организации обязаны сохранять зеленые насаждения в соответствии с существующими правилами и поддерживать закрепленную за ними территорию в требуемом санитарном и противопожарном состоянии.

В соответствии с действующим законодательством за уничтожение, повреждение защитной и другой растительности, не входящей в лесной фонд, виновные лица несут ответственность как за уничтожение, повреждение лесов особо охраняемых территорий.8 Подобная ответственность является разновидностью гражданско-правовой ответственности. Вопрос о возмещении вреда решается через суд. Кроме того, виновное лицо или организация привлекаются к административной ответственности в виде наложения административного штрафа.

Зеленая растительность, произрастающая на придомовых участках (являющихся частной собственностью), находится в распоряжении граждан. Они вольны поступать с ней по своему усмотрению, если их действия не посягают на интересы других собственников и задачи охраны окружающей природной среды.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Правовые меры охраны окружающей природной среды городов