Природные объекты, как объекты экологических правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:50, реферат

Описание работы

Данная тема является инструментом понимания экологического права в целом и необходимым способом восприятия корректной общеправовой информации о природных объектах, как объектах экологических правоотношений. Естественно, что тема экологии является чрезвычайно актуальной для современного мира, поэтому рассмотрение природных объектов, а они являются важнейшими воплощениями взаимодействия права и природы, в качестве темы реферата представляется мне наиболее насущным и интересным в данный момент.

Содержание

Введение
Понятие природных объектов
Общие положения о собственности на природные объекты в РФ
Право государственной собственности на природные ресурсы
Право муниципальной собственности на природные ресурсы
Право частной собственности на природные ресурсы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Структура любого регулятивного  правоотношения включает в себя три  основных элемента:

- объект правоотношения;

- субъект правоотношения;

- содержание правоотношения.

Не всякий объект собственности  может быть природным объектом собственности. Природный объект должен обладать внутренним и внешним признаком природного объекта.

Внутренним признаком  природного объекта является совокупность его свойств, которую можно условно  разделить на три элемента:

1. Свойства природного  объекта типичные и устойчивые для данного типа объектов признаки. Например, всем землям присуще наличие почвенного плодородного слоя.

2. Состояние природных  объектов изменения, вызванные  в нем в результате природной  и хозяйственно деятельности, засоренность  сельскохозяйственных угодий камнями, санитарное состояние леса и т.п.

3. Природные процессы, происходящие в природном объекте,  например, ветровая и водная эрозия  почв, засоление, заболачивание почв  и т.п. 

Внешним признаком природного объекта является наличие его  экосвязей с другими природными объектами и с экологической системой в целом.

Итак, объектами права  частной, государственной, муниципальной  и других форм собственности на природные  объекты являются:

- отдельные природные  объекты (земля, недра, леса  и т.п.);

- только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия);

- при условии, если они находятся  в экологической связи с окружающей  природной средой (например, воду  в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т.п. нельзя считать находящимися в экологической связи с природой; они переходят в разряд имущества и становятся объектами гражданского права).

Немаловажное значение для характеристики природного объекта имеют его полезные для человеческого общества качества, т.е. когда они служат для выполнения жизнеобеспечивающих функций, определяющих социально-экономическую ценность объектов природы.

Необходимо, чтобы природные объекты  были возможными для эксплуатации человеком. Нельзя, например, использовать оползни и обвалы в горах.

Природные объекты должны находиться в пределах государственных границ и континентального шельфа России.

Таким образом, можно сказать, что  природа интегрированный и дифференцированный объект правовой охраны. Являясь системой экологических систем, земная природа внешними границами имеет атмосферу и околоземное пространство.

Субъектами права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности  на природные ресурсы являются народы Росси, проживающие на соответствующей территории, где земля и иные природные ресурсы используются и охраняются как основа их жизни и деятельности.

Однако, следует особо заметить, что в законе народам не предоставлено  статуса собственника, и правомочия по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами осуществляется соответствующими органами государственной и муниципальной власти, а также иными юридическими и физическими лицами.

Общий анализ российского законодательства показывает, что в Российской Федерации введена множественность субъектов права государственной и иной собственности на землю и иные природные ресурсы.

 

  1. Право государственной собственности на природные ресурсы.

 

Государственная собственность на природные ресурсы во многом сохраняет свое доминирующее положение и в настоящее время. В исключительной собственности государства находятся недра, леса, животный мир, природные лечебные ресурсы, подавляющая часть водных объектов. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Если раньше все природные  ресурсы находились в исключительной собственности союзного государства, то таких собственников два. Это  Российская Федерация и ее субъекты. В связи с этим встал вопрос о разграничении государственной  собственности на природные ресурсы на федеральную и собственность субъектов РФ.

В соответствии с федеральным  природоресурсным законодательством к федеральной собственности относятся:

земельные участки:

земли лесного фонда, земли особо охраняемых природных  территорий федерального значения, земли водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земли обороны и безопасности; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов;

земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения;

земли природоохранного, рекреационного и историко - культурного  назначения;

земли водного фонда, если на этих земельных участках располагается  недвижимое имущество, находящееся  в федеральной собственности;

земельные участки, предоставленные  органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации;

находящиеся в государственной  собственности земельные участки, на которых располагается приватизированное  недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности  Российской Федерации;

земельные участки, под  поверхностью которых находятся  участки недр федерального значения;

земли запаса, если на них  располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации;

земельные участки, приобретённые  Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

лесной фонд и расположенные  на землях обороны леса;

объекты животного мира:

редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

населяющие территориальное  море, континентальный шельф и  исключительную экономическую зону Российской Федерации;

подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

отнесенные к особо  охраняемым, ценным в хозяйственном  отношении;

естественно мигрирующие  по территориям двух и более субъектов  Российской Федерации.

водные объекты:

поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых  расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;

водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных  видов рыб; трансграничные (пограничные) водные объекты; внутренние морские  воды; территориальное море Российской Федерации;

водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных  местностей федерального значения;

иные особо охраняемые водные объекты федерального значения;

участки недр федерального значения, необходимые для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными  видами ресурсов недр, наличие которых  влияет на национальную безопасность РФ, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам РФ. К собственности субъектов РФ относятся природные объекты и ресурсы, не находящиеся в федеральной собственности и не переданные в частную и муниципальную собственность, а также приобретенные субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Таким образом, в сфере  государственных правомочий относительно природных объектов, существует обширный перечень вопросов, которые регулируются исключительно государством и подлежать государственному контролю.

 

  1. Право муниципальной собственности на природные ресурсы.

 

Субъектом права муниципальной  собственности являются муниципальные  образования. От их имени выступают  органы местного самоуправления. В  настоящее время в муниципальной собственности могут находиться лишь земельные участки, расположенные на них обособленные водные объекты и древесно-кустарниковая растительность, а также объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке.

В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Основанием внесения земельных участков в перечень земельных  участков, на которые у муниципальных  образований возникает право  собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными  водными объектами, находящимися в  муниципальной собственности;

земель сельскохозяйственного  назначения; земель населенных пунктов;

земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного  назначения;

земель природоохранного, рекреационного и историко - культурного  назначения;

земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, находившегося до приватизации в государственной собственности;

эти находящиеся в  государственной собственности  земельные участки предоставлены  гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а  также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, не подлежащих передаче в муниципальную собственность;

под поверхностью этих земельных  участков находятся участки недр местного значения; земель запаса в  границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

Основание передачи земельных участков, находящихся в собственности городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга в муниципальную собственность устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

Учитывая вышеперечисленные  положения можно заключить, что местному самоуправлению предоставлен широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению природными объектами.

 

  1. Право частной собственности на природные ресурсы.

 

Субъектами права частной  собственности являются граждане и  юридические лица.

В частной собственности могут находиться:

земельные участки, предоставленные  гражданам и юридическим лицам  в установленном законом порядке, а также приобретенные ими  в результате совершения земельных  сделок;

древесно-кустарниковая  растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, если иное не установлено федеральным законом;

древесно-кустарниковая  растительность, которая появилась  в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу;

обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие  по площади и непроточные искусственные  водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами;

объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном  порядке.

В соответствии со ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка  вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под  поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. Владение, пользование и распоряжение древесно-кустарниковой растительностью, расположенной на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, осуществляются собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о растительном мире. Владение, пользование и распоряжение древесно-кустарниковой растительностью, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, осуществляется собственником по своему усмотрению.

В настоящее время  наметилась тенденция утверждения института частной собственности на такие объекты гражданского оборота как природные ресурсы в качестве основного регулирующего экономику фактора. С учетом геополитического положения Российской Федерации и ее экологического потенциала дальнейшее распространение подобной политики представляется как минимум нецелесообразным.

Информация о работе Природные объекты, как объекты экологических правоотношений