Проблемы правового регулирования в экологическом аудите

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:53, реферат

Описание работы

Согласно главе 1 статье 1 ФЗ «Об охране окружающей среды», экологический аудит представляет собой независимую комплексную документированную оценку соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности...

Работа содержит 1 файл

эп.doc

— 42.00 Кб (Скачать)

 

Проблемы правового  регулирования  в экологическом  аудите.

                                                                           

 

Согласно главе 1 статье 1 ФЗ «Об охране окружающей среды», экологический аудит представляет собой независимую комплексную документированную оценку соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности. 1

Развитие и распространение  процедуры экологического аудита, как  в России, так и за рубежом обусловлено  главным образом ужесточением экологического законодательства, унификацией требований и стандартов в области торговли, кредитной и финансовой политики в связи с созданием единого экологического пространства. В ряде стран также, начиная с 90-х годов, приняты национальные стандарты и специальные законодательные акты в области экологического аудита. Основные принципы и положения экологического учёта и аудита получили развитие в Руководстве (Правилах) Европейского Союза по экологическому менеджменту и экологическому аудиту, которое было принято 29 июня 1993 года. Данная программа, которая вступила в силу в апреле 1995 года, принята с целью совершенствования деятельности участвующих в ней промышленных компаний за счёт использования систем управления окружающей средой, регулярного проведения экологического аудита и обнародования заявлений о воздействии на окружающую среду. В настоящее время более 8 тыс. европейских компаний и фирм присоединились к данной схеме экологического менеджмента и экоаудита. Если за рубежом Система экологического менеджмента и экологического аудита (EMAS) начиная с 1993 г. стала реальным инструментом экологической политики, то применительно к нашей стране можно утверждать, что в настоящее время система экологического аудита не реализуется в полной мере ни в Российской Федерации в целом, ни в ее субъектах. Соответственно, исходя, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что существует ряд проблем. Так, в силу отсутствия наработанной практики по проведению проверок в области экологического аудита качество предоставляемых услуг недостаточно высоко. Промышленные предприятия как основные потребители на рынке экологического аудита в силу ряда факторов не заинтересованы в его проведении.2

Важным направлением реализации Государственной  стратегии устойчивого развития России, направленной на сбалансированное решение социально-экономических  задач на перспективу и сохранение благоприятного качества окружающей среды, является применение экологического аудита как инструмента обеспечения благоприятного экологического климата. Данное обстоятельство связано с необходимостью интеграции России в систему мировой экономики и международной экологической безопасности, а также с усилением требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Одним из новых направлений развития экологического аудита за рубежом является внедрение данной процедуры в непромышленном секторе экономики, а также в деятельности банков. В последние годы экологический аудит находит все большее применение в банковском секторе экономики как инструмент управления состоянием окружаюшей среды с использованием для этого оценки прошлой и текущей природоохранной деятельности компаний и структур клиентов. В ряде исследований последнего времени предпринимается попытка распространить процедуру экологического аудита в России также на деятельность банковских учреждений. В рамках созданной системы экологического менеджмента банк Credit Suisse составляет экологический баланс, а также публикует ежегодные экологические доклады. Данный банк в первую очередь проявляет заинтересованность в работе с теми фирмами, которые имеют указанный сертификат. Например, если два предприятия нуждаются в кредите и одно из них имеет сертификат ISO серии 14001, то безусловно предпочтение будет отдано тому, которое имеет экосертификат. В условиях реструктуризации банковской системы России и возникновения новых финансовых институтов за счет консолидации капитала важно, чтобы экологическая составляющая нашла свое отражение в деятельности банков.

 

 Имеются определенные недостатки и в правовом регулировании. Так, обязательные к применению правила и стандарты аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, потеряли свою силу с принятием ФЗ «Об аудиторской деятельности». В данном Законе, в статье 9 говорится о том, что обязательные к применению федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются исключительно Правительством РФ. Действующие же на данный момент ГОСТы, утвержденные Госстандартом РФ, неспособны восполнить существующие пробелы или, например, отсутствие специального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности», а также не урегулированный современным законодательством в сфере экоаудита правовой статус экологического аудитора. Дискуссионным остается вопрос о применении к таким отношениям норм закона «об аудиторской деятельности». Данный закон не предусматривает экологический аудит не в качестве аудиторских услуг, ни в качестве сопутствующих аудиторским услугам. Однако на практике закон применяется, при предоставлении экоаудиторских услуг.

Следует отметить, что  существующие проблемы в сфере правового  обеспечения имеют различные  формы выражения. В частности, Закон  Российской Федерации «Об аудиторской  деятельности» содержит нормы, направленные на создание правового режима аудиторской тайны, который выражается в наложении обязанности на определенный круг субъектов обеспечения конфиденциальности сведений об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. В качестве данных субъектов в соответствии с Законом, выступают аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, уполномоченный федеральный орган, а также иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну. На мой взгляд, использование в Законе формулировки «операции аудируемых лиц» является некорректным. Действующее в настоящее время законодательство не раскрывает данное понятие, и если под вышеназванными операциями понимать лишь хозяйственные операции, то под режим защиты аудиторской тайны попадает только малая часть полученных сведений. В соответствии с п. 2 статьи 8 Закона «Об аудиторской деятельности» под защитой находится документация, получаемая или составленная при осуществлении аудиторской деятельности. Однако, вышеуказанная документация содержит сведения не только о хозяйственных операциях, а, как правило, более широкий круг сведений о деятельности проверяемых лиц. Следовательно, понятие операции не способно характеризовать всю информацию подлежащую сохранности. Более правильным, на наш взгляд, является использование термина сведений, полученных в ходе аудиторской проверки или в процессе оказания услуг, сопутствующих аудиту.

Именно подобные сведения в соответствии с положениями  статьи 14 рассматриваемого Закона, аудиторские  организации и индивидуальные аудиторы обязаны предоставлять для проверки уполномоченному федеральному органу. Данное обстоятельство отрицательно воспринимается руководством аудиторских компаний. Однако, следует заметить, что при правильной реализации подобных отношений на практике, данный процесс не способен нарушить конфиденциальность аудиторской тайны. Передача рассматриваемых сведений иным органам государственной власти, либо третьим лицам должна происходить только по решению суда. 3

Таким образом, учитывая существующую проблематику, необходимо в целях упорядочения правового обеспечения отношений в области экологического аудита закрепить концепцию его развития на федеральном уровне.

 

 

 

 

 

1 См.:ст.1 ФЗ от 10 января 2002г.№7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

2 Экологический аудит. Департамент окружающей среды Всемирного банка.Update№11,2010г.

3 Моткин Г.А. Экологическое страховании: итоги и перспективы, -– Москва – Улан-Удэ НИЦ «Экопроект» 2010г.


Информация о работе Проблемы правового регулирования в экологическом аудите