Биосфера и человечество. Основные проблемы охраны окружающей среды и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:18, реферат

Описание работы

Биосфера и человечество. Основные проблемы охраны окружающей среды и пути их решения Беляков В.В. Калининградский государственный университет 1. Состояние среды и ресурсов биосферы в связи с ростом народонаселения и развитием научно-технического прогресса. Человек до тех пор, пока численность его была мала, был лишь одним из биологических видов, обитающих на Земле, подчиняясь тем же законам, что и систем и биосферы в целом было незначительным. Но специфика человека состоит в том, другие организмы, и влияние его на функции природных

Работа содержит 1 файл

Биосфера и человечество.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

которыми определяются продуктивность и стабильность сообщества и эффективность их самоочистки, эколог может разработать генеральну, схему развития процветающих биогеоценозов в урбанизированной среде. Эта схема может быть реализована в комплексе с мероприятиями по промышленному освоению края, она должна рассматриваться как непременная составная часть общего плана развития страны. А лучше, если будет разрабатываться общая схема развития биогеоценотического покрова конкретного экономико

- географического региона. Это поможет избежать экологических просчетов - таких, как осушение Полесских болот или строительство плотины на реке Замбези в Африке. Все вышесказанное дает основание надеяться, что гений человечества позволит овладеть законами биосферы и активно создать новую эпоху в ее эволюции. Этот этап в эволюции биосферы В.И.Вернадский назвал "

Ноо¬сферой", этапом господства разума и строгих научных принципов и методов в использовании природных ресурсов, что приведет к гармоничному сосуществованию природы и человека. 5. Организация охраны природы 5.1. Национальные органы Охрана природы есть научно обоснованная система государственных, международных и общественных мероприятий, направленных на охрану, рации,нальное использование, воспроизводство природных ресурсов и улучшение окружающей человека среды в интересах настоящего и будущего поколений. Исполнители - государственные и международные организации, общественные организации и научные учреждения. Их деятельность регламентирована и опирается на законодательные акты и правовые нормы. В статье 9 ныне действующей Конституции РФ сказано: "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в

РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории". В статье 42 : "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями." Статья 58 гласит об обязанностях: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам". Кроме этих и некоторых других статей

Конституции, отношения в сфере взаимодействия общества и природы в нашей стране регулируются законом РФ "Об охране окружающей природной среды", введенным в действие 19 декабря 1991 года. В этом законе определены принципы охраны окружающей среды, объекты охраны, права граждан и государственных органов (начиная с законодательных и заканчивая местными исполнительными) в области охраны окружающей природной среды. Здесь же приведены экономические механизмы охраны окружающей среды, порядок нормирования

ее качества, методы контроля, пути экологического воспитания и образования, ответственность за экологические правонарушения, принципы международного сотрудничества в этой сфере и другие аспекты природоохранительной деятельности. Этот закон должен стать настольной книгой каждого руководителя и общественного деятеля. Непосредственным организатором выполнения этого закона является целая система органов, наделенных законодательной и исполнительной властью. К законодательным органам относятся : Комитет по природным ресурсам и природопользованию при Государственной думе, постоянная комиссия по экологии и рациональному использованию природных ресурсов при областных или краевых думах. В состав исполнительных органов входят : Совет при Президенте РФ по экологической политике, межведомственная комиссия совета безопасности РФ по экологической безопасности, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов в составе

правительства, а в республиках, краях, областях и районах - региональные комитеты по охране окружающей среды и природных ресурсов. Их функции определены законом и включают: - определение основных направлений охраны окружающей среды; - учет и оценка природной среды, состояния природных ресурсов; - учет экологически вредных объектов, планирование охраны окружающей среды, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных программ; - координация природоохранительной деятельности органов управления предприятий,

учреждений; - координация деятельности экологических служб, проведение экологической экспертизы проектов; - государственный экологический контроль; - разрешение, запрещение деятельности экологически вредных предприятий; - организация сбора и обезвреживания отходов; - организация особо охраняемых территорий; - организация экологического воспитания и образования; - обеспечение населения экологической информацией и др. Кроме специального Министерства, при других министерствах и самостоятельно при правительстве существуют

комитеты, службы, департаменты, занимающиеся отраслевыми вопросами охраны природы, в том числе: - комитет РФ по геологии и использованию недр; - комитет РФ по земельным ресурсам; - комитет РФ по рыболовству; - комитет РФ по водному хозяйству; - департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов при министерстве с/х; - федеральная служба геодезии и картографии России; - федеральная служба лесного хозяйства России; - федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; - санитарно-эпидемиологическая служба РФ при Министерстве здраво¬охранения. Все эти комитеты, департаменты и службы на местах, т.е. в республиках, краях, областях, городах, районах, имеют управления, инспекции, станции (например, областное управление лесного хозяйства, госохотинспекция, санэпидстанция и др.). Помимо этого к государственным учреждениям рассматриваемого направления относятся заповедники, заказники,

национальные парки, зоопарки, ботанические сады. Таким образом, система государственных учреждений и организаций, занимающихся вопросами природоохранительной деятельности (планиро¬вание, организаторская работа, контроль), весьма громоздка, часто ведет к обезливанию и снижению эффективности действия законов. Самым главным недостатком в деятельности названных органов, на наш взгляд, следует считать их неспособность обеспечить действенность хороших законов, законодательных актов и правовых норм.

5.2. Общественные организации Охрана окружающей среды - дело всего народа. Сегодня в РФ функционирует 27 природоохранных общественных объединений, обладающих на основании закона большими полномочиями. Самым массовым является Всероссийское общество охраны природы, созданное в 1924 году. Оно включает 215 тыс. первичных организаций, объединяющих около 32 млн. граждан. Высшим органом общества является съезд, собираемый один раз в 4 года.

Съезд избирает президиум. В последнем выделяются секции: леса, озеленение, охраны птиц, рыб, вод, недр и т.д. При президиуме образован научно-технический совет по комплексным вопросам. В районах, городах, областях, краях и республиках на конференциях избираются аналогичные органы. Вся природоохранная работа осуществляется, прежде всего, через первичные организации, которые создаются при предприятиях, в учреждениях, организациях, школах, вузах и других учебных заведениях.

Функциями ВООП и его подразделений являются: пропаганда природоохранительных знаний (издание плакатов, брошюр, книг, чтение лекций и др.); непосредственное участие в природоохранительных мероприятиях (рейды по контролю за выполнением природоохранительных законов, общественные инспекции, голубые патрули, зеленые патрули, общественная экологическая экспертиза, разработка предложений по улучшению охраны природы). Кроме ВООП в РФ функционирует Российский социально-экологический союз, экологическая академия,

Ассоциация развития экологической прессы, Союз общественных экологических фондов России и др. 5.3. Научные организации Российская АН, отраслевые АН, Государственные органы по науке и технике имеют специальные подразделения, которые разрабатывают и утверждают комплексные программы и планы научных исследований в области охраны и оздоровления окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Например, при президиуме РАН создан научный совет по проблемам биосферы. Названные органы руководят деятельностью целой сети НИИ и лабораторий, разрабатывающих способы очистки от загрязнений, методы контроля за состоянием окружающей среды, государственные стандарты и нормативы в этой области. Занимаются прогнозами, готовят проекты, осуществляют государственную экологическую экспертизу, оказывают

помощь в решении практических задач рационального природопользования и охраны окружающей среды. Примером может служить центральный научно-исследова¬тельский институт по комплексным проблемам охраны растительного и животного мира при Министерстве с/х. Немалую роль в природоохранительной деятельности играют вузы. Силами кафедр, специальных лабораторий и НИИ они участвуют в разработке и реализации комплексных, целевых экологических программ, проектных работах, входят в состав научно-технических и экспертных советов, дают заключения по экологической экспертизе. Некоторые вузы готовят специалистов в области охраны среды; независимо от профиля, обеспечивают преподавание специальных курсов по охране среды и рациональному природопользованию. Этим достигается формирование экологической культуры граждан. С нашей точки зрения, силами вузов и других учебных заведений, с помощью прессы, радио, телевидения

и публичных выступлений в самом ближайшем будущем должна быть достигнута экологическая макрообразованность, по крайней мере, руководителей и специалистов, поскольку, как пишет Ю. Одум, к тому времени, когда проблема станет очевидной каждому, предпринимать какие бы то ни было действия будет уже слишком поздно (Одум Ю 1986). 5.4. Международные природоохранительные организации Охрана природной среды - дело людей всего мира.

Отдельно взятое государство, как бы идеально ни организовало эту работу, не в состоянии обеспечить защиту природных ресурсов, находящихся в вечном движении, постоянно пересекающих государственные границы - атмосферный воздух, воды морей, океанов, мигрирующих рыб, птиц, зверей. Охрана природы требует усилий всех государств планеты. На это направлены, прежде всего, международные конвенции и соглашения.

Например, "Соглашение об охране морских котиков" заключено в 1897 году между Россией, США и Японией. Около 70 договоров, конвенций, соглашений существует по регулированию рыболовства и китобойного промысла. Ряд соглашений достигнут по охране Мирового океана от загрязнения нефтью. В 1974 году СССР, ПНР, ГДР, ФРГ, Данией, Швецией, Финляндией была заключена конвенция о запрете загрязнения Балтийского моря. В 1973 году принята конвенция по ограничению торговли редкими видами животных и растений. Более 80 стран заключили конвенцию по охране гнездовий, мест отдыха и зимовок водоплавающих птиц. Существует соглашение между РФ и США о сотрудничестве в области изучения и охраны окружающей среды. При ООН созданы специализированные органы, в том числе: 1. ЮНЕСКО - организация по проблемам образования, культуры, решает вопросы образования подготовки кадров

по охране природы. 2. ФАО - по вопросам продовольствия и с/х. 3. ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения. 4. МСОП - международный союз охраны природы, объединяет 46 государств, имеет 6 постоянных комиссий со штаб-квартирой в городе Морж (Швейцария). Он подготавливает соглашения, конвенции; организует консультации по вопросам охраны природы. Разрабатывает и распространяет новейшие научные и научно-технические достижения

в области охраны природы, готовит проекты по выбору территорий для биосферных заповедников и национальных парков. Поскольку народы, страны и окружающая среда находятся в более тесной зависимости друг от друга, чем это обычно представляют, все решения должны приниматься в контексте холистического (целостного) подхода. Действия, направленные на достижение узко ограниченных целей, скорее всего, контрпродуктивны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Биосфера и человечество. Основные проблемы охраны окружающей среды и пути их решения