Экологический мониторинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:31, реферат

Описание работы

Глобальная система мониторинга окружающей среды, система местного экомониторинга, правовое и нормативное экообеспечение.

Содержание

1. Современное состояние природной среды
2. Что такое мониторинг, мониторинг окружающей среды, экологический мониторинг?
3. Глобальная система мониторинга окружающей среды
4. Государственный экологический мониторинг
5. Единая государственная система экологического мониторинга
6. Как создать систему местного экомониторинга?
7. Правовое и нормативное экообеспечение

Работа содержит 1 файл

Реферат по экомониторингу в 2003.docx

— 381.29 Кб (Скачать)

    Первоочередной  задачей была признана организация  мониторинга загрязнения окружающей природной среды и вызывающих его факторов воздействия.

    Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях (рис. 3), которым соответствуют специально разработанные программы:

  • импактном (изучение сильных воздействий в локальном масштабе в— И);
  • региональном (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона — Р);
  • фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность — Ф).

    Программа импактного мониторинга может быть направлена, например, на изучение сбросов или выбросов конкретного предприятия. Предметом регионального мониторинга, как следует из самого его названия, является состояние окружающей среды в пределах того или иного региона. Наконец, фоновый мониторинг, осуществляемый в рамках международной программы Человек и биосфера, имеет целью зафиксировать фоновое состояние окружающей среды, что необходимо для дальнейших оценок уровней антропогенного воздействия.

    Программы наблюдений формируются по принципу выбора загрязняющих веществ и соответствующим  им характеристикам. Определение этих загрязнений при организации  систем мониторинга зависит от цели и задач конкретных программ: так, в территориальном масштабе приоритет  государственных систем мониторинга  отдан городам, источникам питьевой воды и местам нерестилищ рыб; в отношении  сред наблюдений первоочередного внимания заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов. Приоритетность ингредиентов определяется с учетом критериев, отражающих токсические  свойства загрязняющих веществ, объемы их поступления в окружающую среду, особенности их трансформации, частоту  и величину воздействия на человека и биоту, возможность организации измерений и другие факторы.  

    
  1. Государственный экологический мониторинг
 

    Глобальная  система мониторинга окружающей среды (ГСМОС)- основывается на системах национального мониторинга, которые функционируют в различных государствах согласно как международным требованиям, так и специфическим подходам, сложившимся исторически или обусловленным характером наиболее остро стоящих экологических проблем. Международные требования, которым должны удовлетворять национальные системы-участники ГСМОС, включают единые принципы разработки программ (с учетом приоритетных факторов воздействия), обязательность наблюдений за объектами, имеющими глобальную значимость, передачу информации в Центр ГСМОС. На территории СССР в 70-е годы на базе станций гидрометеослужбы была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому принципу. 

    

    Рис. 4. Лоток информации в иерархической  системе ОГСНК 

    В обработанном и систематизированном  виде полученная информация представлена в кадастровых изданиях, таких  как Ежегодные данные о составе  и качестве поверхностных вод  суши (по гидрохимическим и гидробиологическим показателям), Ежегодник состояния  атмосферы в городах и промышленных центрах и др. До конца 80-х годов  все кадастровые издания имели  гриф Для служебного пользования, затем в течение 3-5 лет были открытыми и доступными в центральных библиотеках. К настоящему времени массивные сборники типа Ежегодных данных в библиотеки практически не поступают. Некоторые материалы можно получить (приобрести) в региональных подразделениях Росгидромета.

    Помимо  ОГСНК, входящей в систему Росгидромета (Федеральной службы России по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды), экологический мониторинг осуществляется целым рядом служб, министерств  и ведомств. 

  1. Единая  государственная  система экологического мониторинга
 

    С целью радикального повышения эффективности  работ по сохранению и улучшению  состояния окружающей среды, обеспечению  экологической безопасности человека в Российской Федерации создана Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

    ЕГСЭМ решает следующие задачи:

  • разработка программ наблюдений за состоянием окружающей природной среды (ОПС) на территории России, в её отдельных регионах и районах;
  • организация наблюдений и проведение измерений показателей объектов экологического мониторинга;
  • обеспечение достоверности и сопоставимости данных наблюдений как в отдельных регионах и районах, так и по всей территории России;
  • сбор и обработка данных наблюдений;
  • организация хранения данных наблюдений, ведение специальных банков данных, характеризующих экологическую обстановку на территории России и в отдельных её районах;
  • гармонизация банков и баз экологической информации с международными эколого-информационными системами;
  • оценка и прогноз состояния объектов ОПС и антропогенных воздействий на них, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на изменение состояния ОПС;
  • организация и проведение оперативного контроля и прецизионных изменений радиоактивного и химического загрязнения в результате аварий и катастроф, а также прогнозирование экологической обстановки и оценка нанесённого ОПС ущерба;
  • обеспечение доступности интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей, включая население, общественные движения и организации;
  • информационное обеспечение органов управления состоянием ОПС, природных ресурсов и экологической безопасностью;
  • разработка и реализация единой научно технической политики в области экологического мониторинга;
  • создание и совершенствование организованного, правового, нормативного, методологического, методического, информационного, программно-математического, аппаратурно-технического обеспечения функционирования ЕГСЭМ.
 

    ЕГСЭМ в свою очередь включает в себя следующие основные компоненты: 

    
  • мониторинг  источников антропогенного воздействия  на окружающую среду;
  • мониторинг загрязнения абиотического компонента окружающей природной среды;
  • мониторинг биотического компонента окружающей природной среды;
  • социально-гигиенический мониторинг;
  • обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.

    При этом распределение функций между центральными органами исполнительной федеральной власти осуществляются следующим образом.

    Госкомэкологии: координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга ОПС; организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия; организация мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры (кроме лесов); обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем; ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их использовании.

      Росгидромет: организация мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства, в том числе комплексного фонового и космического мониторинга состояния окружающей природной среды; координация развития и функционирования ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения ОПС; ведение государственного фонда данных о загрязнении окружающей природной среды.

    Роскомзем: мониторинг земель.

    Министерство  природных ресурсов: мониторинг недр, включая мониторинг подземных вод  и опасных геологических процессов; мониторинг водной среды водохозяйственных  систем и сооружений в местах водосбора и сброса сточных вод. Роскомрыболовство: мониторинг рыб, других животных и растений.

    Рослесхоз: мониторинг лесов.

    Роскартография: осуществление топографо-геодезического и картографического обеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем. Госгортехнадзор России: координация развития и функционирования подсистем мониторинга геологической среды, связанных с использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспечения промышленной безопасности (за исключением объектов Минобороны России и Минатома России). Госкомэпиднадзор России: мониторинг воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения. Минобороны России; мониторинг ОПС и источников воздействия на нее на военных объектах; обеспечение ЕГСЭМ средствами и системами военной техники двойного применения. Госкомсевер России: участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в районах Арктики и Крайнего Севера. Технологии единого экологического мониторинга (ЕЭМ) охватывает разработку и использование средств, систем и методов наблюдений, оценки и выработки рекомендаций и управляющего воздействия в природно-техногенной сфере, прогнозы её эволюции, энерго-экологические и технологические характеристики производственной сферы, медико-биологические и санитарно-гигиенические условия существования человека и биоты. Комплексность экологических проблем, их многоаспектность, теснейшая связь с ключевыми отраслями экономики, обороны и обеспечением защиты здоровья и благополучия населения требует единого системного подхода к решению проблемы. Мониторинг в целом создан, чтобы предотвратить различные экологические проблемы, а также разрушение экосистем. 

  1. Как создать систему  местного экомониторинга?
 

    Начиная создавать систему местного мониторинга  загрязнений окружающей среды, следует:

    1) Четко определить территорию исследования.

    2) После этого необходимо определить  ближние и удаленные источники  загрязнения. Эта работа называется - инвентаризация источников загрязнения. Для ее проведения необходимо на территории Вашего проживания и(или) исследования определить действующие и другие возможные источники загрязнения и вещества, которые могут выбрасывать эти источники, а также оценить объем выбросов выделяемых ЗВ (мощность источников). Источники, при этом, разделяют на точечные и площадные. Точечные, или организованные, источники локализованы на местности, т.е. имеют определенную точку выброса, например, в виде трубы. Это могут быть промышленные предприятия, дома с печным отоплением, котельные, свалки.

    Площадные, или неорганизованные, источники  не имеют определенной трубы - ЗВ выбрасываются  по определенной площади. Это автомобильные  и железнодорожные магистрали, сельхозугодья, на которых применяются удобрения и пестициды, лесные угодья, которые могут обрабатываться инсектицидами и дефолиантами.

    Различают локальные источники, т.е. расположенные  на территории исследования или в  пределах 10-20 км от нее и региональные, расположенные в 50-200 км. При этом следует попытаться оценить источники  и выделить наиболее мощные, определяющие уровень загрязнения Вашей местности.

    Например, зона воздействия точечного регионального  источника -Мончегорского горнорудного комбината Североникель , распространяется на территорию более 100 км. В зоне до 20 км от комбината кислотными осадками выжжена вся растительность за исключением наиболее устойчивых мхов, а загрязнение почв и, соответственно, грибов и ягод тяжелыми металлами распространяется в радиусе 50 км от комбината.

     В таких случаях, более мелкие источники  тяжелых металлов и сернистых  соединений практически не оказывают  влияния на общую картину загрязнения, т.к. полностью подавляются более  мощным источником. Результаты измерений, таким образом, будут определяться метеорологическими факторами переноса ЗВ и интенсивностью выбросов комбината.

     Важно также обратить внимание на пути распространения ЗВ. Вещества от источника в окружающую среду могут поступать в виде выброса в атмосферу или сброса в водоток или канализацию. Инвентаризация источников - кропотливая и трудная работа. Однако, успешно проведенная инвентаризация источников обещает половину успеха. Получить необходимую информацию об источниках и мощности выбросов можно в местных комитетах по экологии. Каждый промышленный объект, выделяющий в окружающую среду продукты своей деятельности, имеет экологический паспорт и обязан провести инвентаризацию источников загрязнения на своей территории.

     3) На третьем этапе, используя знания и методики биоиндикации, следует попытаться обнаружить эффекты.

     4) Четвертый этап включает комплексное обследование всех сред исходя из имеющихся у вас средств измерений.

       Здесь на первых порах большую  пользу принесут простые планшетные  исследования, например снегомерная  съемка и анализ проб снега  на содержание, и состав твердых  частиц и концентрацию ионов  водорода (рН). После проведенного обследования Вы уже можете судить о степени промышленного и сельскохозяйственного загрязнения Вашей местности и определить наиболее значимые источники загрязнения. После этого можно приступать к подфакельным наблюдениям и организации мониторинга за деятельностью конкретного предприятия, вносящего максимальный вклад в загрязнение Вашей местности. Суть подфакельных наблюдений заключается в том, что по направлению преобладающих ветров на равном удалении от источника закладываются пункты (точки) сбора информации. При этом хорошо сочетать различные методы исследования - химические, биологические (например, биоиндикацию), географические и др. На наветреной стороне, на некотором удалении от источника, также необходимо заложить точку наблюдений, которая будет играть роль контрольной точки, но лишь в том случае, если она не располагается на наветреной стороне другого, не менее мощного источника. Сравнивая результаты, полученные по подветреным точкам, находящимся на разном удалении от источника между собой и с контрольной точкой можно наглядно показать влияние данного предприятия на состояние среды и определить зону его воздействия.

    Конечно, при ограниченных количествах наблюдений вы не сможете воссоздать биогеохимические циклы. Эта задача под силу лишь крупным  научным коллективам, однако, уже  сможете судить об уровне загрязнения  и об источниках, вносящих максимальный вклад в загрязнение природной  среды Вашей местности. Конечной целью проведения комплексного обследования территории является оценка состояния  загрязнения Вашей местности. Оценка включает сравнение уровней загрязнения  Вашей местности с другими  районами, обычным, фоновым уровнем  загрязнения по выбранным загрязняющим веществам и определение силы воздействия и соответствия качества сред принятым предельно допустимым нормам. К сожалению, экологические нормы в полной мере не разработаны и часто приходится использовать лишь санитарно-гигиенические нормы. С фоновыми уровнями можно ознакомиться в местных СЭС, комитетах экологии и в ежегодниках Росгидромета. 

Информация о работе Экологический мониторинг