Экологический мониторинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:58, реферат

Описание работы

Научно-техническая деятельность человечества в конце ХХ века стала ощутимым фактором воздействия на окружающую среду. Тепловое, химическое, радиоактивное и другие загрязнения окружающей среды в последние десятилетия находятся под пристальным вниманием специалистов и вызывают справедливую озабоченность, а иногда - и тревогу общественности. По многим прогнозам проблема защиты окружающей среды в XXI веке станет наиболее значимой для большинства промышленно развитых стран. В подобной ситуации налаженная широкомасштабная и эффективная сеть контроля состояния окружающей среды, особенно в крупных городах и вокруг экологически опасных объектов, может явиться важным элементом обеспечения экологической безопасности и залогом устойчивого развития общества.

Содержание

Введение.
2. Понятие мониторинга. Зачем он нужен?
3. Основные задачи экологического мониторинга:
4. Классификация экологического мониторинга
5. Уровни мониторинга
6. Разработка проекта экологического мониторинга.
7. Экологическая экспертиза.
8. Цель экологической экспертизы.
9. Значение экологического мониторинга.
10. Проектирование систем мониторинга как основа их эффективного
функционирования.
11. Принципы комплексной характеристики состояния загрязнения природной среды.
12. Принципы Интегральнй характеристики состояния загрязнения природной среды.
13. Многосредность.
14. Системность
15. Многокомпонентность
16. Создание системы местного мониторинга.

Работа содержит 1 файл

Экологический мониторин.doc

— 178.00 Кб (Скачать)
Kласс Загрязняющее  вещество Среда Тип программы 
(уровень мониторинга)
1 Диоксид серы, взвешенные частицы Воздух И,Р,Ф
Радионуклиды Пища И, Р
2 Озон 1 Воздух И(тропосфера), 
Ф (стратосфера)
Хлорорганические  соединения и диоксины Биота, человек И,Р
Кадмий Пища, вода, человек И
3 Нитраты, нитриты Вода, пища И
Оксиды  азота Воздух И
4 Ртуть Пища, вода И, Р
Свинец Воздух, пища И
Диоксид углерода Воздух Ф
5 Оксид углерода Воздух И
Углеводороды  нефти Морская вода Р, Ф
6 Фториды Пресная вода И
7 Асбест Воздух И
Мышьяк Питьевая сода И
8 Микробиологические  загрязнения Пища И, Р
Реакционноспособные загрязнения Воздух И
 

Определение приоритетов  при организации систем мониторинга  зависит от цели и задач конкретных программ: так, в территориальном  масштабе приоритет государственных систем мониторинга отдан городам, источникам питьевой воды и местам нерестилищ рыб; в отношении сред наблюдений первоочередного внимания заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов. Приоритетность ингредиентов определяется с учетом критериев, отражающих токсические свойства загрязняющих веществ, объемы их поступления в окружающую среду, особенности их трансформации, частоту и величину воздействия на человека и биоту, возможность организации измерений и другие факторы. В Приложении1 приведены сведения об источниках и характерных факторах возможных воздействий.

Отметим, что  приоритеты, выбранные общественными  организациями при разработке программ мониторинга, могут быть сформулированы иным образом, не повторяющим ранжирование, принятое в ГСМОС. Это решение вполне оправданно, так как региональные и локальные приоритеты тесно связаны с экономикой региона, с местными источниками воздействия. Наконец, программа общественного мониторинга может быть связана с совершенно конкретной проблемой, которая и будет определять приоритеты в данном случае.  

6. Разработка проекта  экологического мониторинга.

При разработке проекта экологического мониторинга  необходима следующая информация:

• источники  поступления загрязняющих веществ  в окружающую природную среду - выбросы загрязняющих веществ в атмосферу промышленными, энергетическими, транспортными и другимиприводящие к выбросу в атмосферу опасных веществ и разливу жидких загрязняющих и опасных веществ и т.д.;

• переносы загрязняющих веществ - процессы атмосферного переноса;процессы переноса и миграции в водной среде;

• процессы ландшафтно-геохимического перераспределения загрязняющих веществ - миграция загрязняющих веществ по почвенному профилю до уровня грунтовых  вод; миграция загрязняющих веществ  по ландшафто-геохимическому сопряжению с учётом геохимических барьеров и 
биохимических круговоротов; биохимический круговорот и т.д.;

• данные о состоянии  антропогенных источников загрязнения - мощность источника загрязнения  и месторасположение его, гидродинамические условия поступления загрязнения в окружающую среду.

      В  зоне  влияния  источников  эмиссии   организуется   систематическое

наблюдение  за  следующими  объектами  и  параметрами  окружающей  природной  среды.

1. Атмосфера:  химический и радионуклидный  состав газовой и аэрозольной  фазы    воздушной сферы; твердые и жидкие осадки (снег, дождь) и их химический  и   радионуклидный состав; тепловое и влажностное загрязнение атмосферы.

2. Гидросфера: химический  и радионуклидный состав  среды   поверхностных  вод (реки, озера, водохранилища и т. д.), грунтовых  вод,  взвесей  и  данных

   отложений   в  природных  водостоках  и  водоемах;  тепловое   загрязнение

   поверхностных  и грунтовых вод.

3. Почва: химический  и радионуклидный состав деятельного  слоя почвы.

4.  Биота:  химическое  и  радиоактивное   загрязнение  сельскохозяйственных

   угодий, растительного покрова, почвенных  зооценозов, наземных  сообществ,  домашних и диких животных, птиц, насекомых, водных  растений,  планктона, рыб.

5. Урбанизованная  среда:  химический  и  радиационный  фон  воздушной  среды населенных пунктов; химический и радионуклидный состав продуктов питания, питьевой воды и т. д.

6.  Население:  характерные   демографические   параметры   (численность   и

   плотность   населения,  рождаемость  и  смертность,   возрастной   состав,

   заболеваемость,  уровень  врожденных  уродств   и  аномалий);   социально-

   экономические  факторы.

      Системы  мониторинга  природных   сред  и  экосистем  включают  в  себя

средства    наблюдения:    экологического    качества    воздушной    среды,

экологического   состояния   поверхностных   вод   и    водных    экосистем,

экологического  состояния геологической среды  и наземных экосистем.

     Наблюдение  в  рамках  этого  вида  мониторинга  проводятся  без  учета

конкретных источников эмиссии и не связаны с  зонами  их  влияния.  Основной принцип  организации — природно-экосистемный.

     Целями  наблюдений, проводимых в рамках  мониторинга  природных  сред  и экосистем, являются:

. оценка состояния  и функциональной целостности среды обитания и экосистем;

.  выявление   изменений  природных  условий   в   результате   антропогенной

   деятельности  на территории;

.   исследование    изменений    экологического    климата    (многолетнего

   экологического состояния) территорий. 
 

 

8. Экологическая экспертиза.

      В конце 80-х годов возникло  понятие общественная   экологическая

экспертиза и  достаточно быстро получило широкое  распространение.

      Первоначальная  трактовка  этого   термина  была  весьма  широкой.  Под

независимой экологической  экспертизой  подразумевали  разнообразные  способы

получения   и   анализа   информации   (экологический   мониторинг,   оценка

воздействия  на  окружающую  среду,  независимые  исследования  и  т.д.).  В

настоящее время понятие  общественная  экологическая  экспертиза  определено

законодательно.

      “Экологическая  экспертиза  —   установление  соответствия   намечаемой

хозяйственной и иной деятельности экологическим  требованиям  и  допустимости реализации   объекта   экспертизы   в   целях    предупреждения    возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную  среду и связанных с ними социальных, экономических и иных  последствий  реализации объекта экологической экспертизы”. Экологическая экспертиза может быть государственной и общественной.

      Общественная   экологическая   экспертиза  проводится   по   инициативе

граждан и общественных организаций  (объединений),  а  также  по  инициативе органов     местного     самоуправления     общественными      организациями (объединениями).

      Объектами государственной экологической  экспертизы являются:

проекты генеральных  планов развития территорий, все виды градостроительной документации (например, генеральный план,  проект

застройки), проекты схем развития отраслей народного хозяйства,

проекты межгосударственных инвестиционных программ, проекты  комплексных  схем  охраны  природы,  схем  охраны  и  использования

природных  ресурсов  (в  т.ч.  проекты  землепользования  и  лесоустройства,

материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные),

проекты международных  договоров, материалы обоснования  лицензий  на  осуществление  деятельности,  способной оказать воздействие  на окружающую среду, технико-экономические  обоснования и  проекты  строительства,  реконструкции, расширения,   технического   перевооружения,   консервации   и    ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной  деятельности,  независимо  от  их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, проекты технической документации на новую  технику,  технологию,  материалы,

вещества, сертифицируемые  товары и услуги.

      Общественная экологическая экспертиза  может  проводиться  в отношении  тех  же  объектов,  что   и  государственная  экологическая  экспертиза,   за исключением  объектов,  сведения  о  которых   составляют   государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

   

  8. Цель экологической  экспертизы. 

Целью  экологической  экспертизы  является  предупреждение возможных

неблагоприятных воздействий намечаемой деятельности на  окружающую  среду  и связанных  с ними социально-экономических  и иных последствий. 
 

9. Проектирование систем мониторинга как основа их эффективного

                              функционирования. 

      В  публикациях  последних   лет  отмечается  большое   значение  стадии

проектирования   (или   планирования)   для   эффективной   работы   системы  мониторинга. Вместе с тем  проектирование  национальных  систем  мониторинга  сталкивается  с  большими  трудностями,  связанными  с   их   сложностью   и противоречивостью.

      Суть проектирования системы  мониторинга должна заключаться  в  создании функциональной  модели их работы  или  в   планировании  всей  технологической  цепочки получения информации. Поскольку  все  этапы

получения информации тесно связаны между  собой,  недостаточное  внимание  к разработке какого-либо этапа неизбежно приведет к резкому снижению  ценности всей получаемой информации. На  основании  анализа  построения  национальных систем формулируются  основные  требования  к  проектированию  таких систем. Эти требования  должны  предусматривать  следующие пять основных этапов:

Информация о работе Экологический мониторинг