Экологический Общественный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:13, доклад

Описание работы

Общественный экологический контроль в соответствии с федеральным законом «Об охране окружающей среды» осуществляется в целях реализации права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. До принятия в 2002 году Федерального закона «Об охране окружающей среды» общественный экологический контроль осуществлялся профессиональными союзами Российской Федерации, иными общественными объединениями, трудовыми коллективами, гражданами. С 2002 года профсоюзы и трудовые коллективы исключены из этого списка.

Работа содержит 1 файл

Общественный эко контроль.docx

— 277.65 Кб (Скачать)

   

   Глава 5 Общественный экологический  контроль

   Общественный  экологический контроль в соответствии с федеральным законом «Об  охране окружающей среды» осуществляется в целях реализации права каждого  гражданина на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения  законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный экологический  контроль осуществляется общественными  и иными некоммерческими объединениями  в соответствии с их уставами, а  также гражданами в соответствии с законодательством. До принятия в 2002 году Федерального закона «Об охране окружающей среды» общественный экологический  контроль осуществлялся профессиональными  союзами Российской Федерации, иными  общественными объединениями, трудовыми  коллективами, гражданами. С 2002 года профсоюзы  и трудовые коллективы исключены  из этого списка.

     Главной задачей  общественного экологического  контроля является, независимая проверка  исполнения требований  природоохранного  законодательства  министерствами, ведомствами, учреждениями, организациями, предприятиями, независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами, а также гражданами.

   Общественный  экологический контроль обладает важным преимуществом - реальной независимостью от государственных  структур и ведомственных  интересов, он в большей  степени отражает экологические интересы населения.

    Права  и обязанности общественных и  иных некоммерческих организаций,  осуществляющих деятельность в  области охраны окружающей среды,  определены в статье 12 Федерального  закона «Об Охране окружающей  среды».

   В рамках общественного  экологического контроля граждане имеют право:

  • создавать экологические общественные объединения, фонды, иные общественные формирования, обладающие контрольными функциями;
  • принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, демонстрациях и референдумах по вопросам охраны окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с петициями, письмами, жалобами, заявлениями, требовать их рассмотрения;
  • запрашивать государственные органы власти об информации, характеризующей состояние окружающей среды и меры по ее охране;
  • требовать в административном или судебном порядке отмены решений о ведении хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой с нарушениями экологических требований и условий;
  • ставить вопрос о привлечении к ответственности юридических лиц и граждан за нарушение экологических требований и условий, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причененного здоровью и имуществу граждан.

   Общественные  экологические организации  и объединения  могут:

  • осуществлять общественный контроль за выполнением экологических требований и условий при организации и ведении хозяйственной и иной деятельности;
  • требовать предоставления достоверной информации о состоянии окружающей среды, мероприятиях по ликвидации экологических последствий аварий и катастроф, о возмещении вреда, причиненного имуществу и здоровью граждан;
  • направлять материалы общественного экологического контроля в органы государственной власти, а также в средства массовой информации;
  • требовать от органов государственной власти рассмотрения и вынесения в установленном законом порядке заключения по предложениям и рекомендациям общественности, связанным с обеспечением выполнения экологических требований и условий;
  • требовать в судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве новых и реконструкции, расширении, техническом перевооружении и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований и условий;
  • требовать назначение государственной экологической экспертизы, рекомендовать своих представителей для участия в такой экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу;
  • создавать общественные экологические фонды и контролировать порядок их функционирования и расходования средств.

   Законом определено, что результаты общественного  экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

    На  практике, чаще всего, общественный  экологический контроль осуществляется  при реализации проектов с  большим общественным резонансом, когда проект достаточно масштабен  и значим, например, для нескольких  регионов. Также, бывают прецеденты, когда конкуренты могут привлечь  ту или иную общественную организацию  для придания реализуемому проекту  широкой огласки чаще всего  в негативных аспектах, либо общественная  организация привлекается для  дополнительной поддержки осуществляемого  проекта.

   В качестве примера общественного контроля, эффективность которого была целиком и полностью обусловлена поддержкой и активной позицией среднего класса, можно привести кампанию против вырубки старовозрастных лесов Карелии. В середине 90-х г. крупнейшая лесозаготовительная финская компания «Энсо» договорилась с властями Карелии о вырубке старовозрастных лесов на границе России и Финляндии. Естественно, «зеленые» не могли не встать на защиту так называемого «зеленого пояса» Карелии. Но акции прямого действия только вызывали раздражение чиновников и местных жителей, которым долгое время внушали, что рубка леса - единственный источник дохода для них. Тогда было решено действовать путем давления на компании на их родине. Карельская древесина шла на экспорт в европейские страны и использовалась для производства бумаги. В этих странах была организована кампания по отказу потребителей покупать товары, произведенные из российских старовозрастных лесов. Кампания была настолько успешной, что «Энсо» ощутила реальные убытки и была вынуждена пойти на переговоры с экологическими организациями, а затем объявить мораторий на рубки в спорной зоне. 

    Эта  кампания послужила толчком для  развития системы общественного  экологического контроля в российском  лесном секторе. В некоторых  регионах страны усилиями крупных  международных и небольших региональных  организаций удалось добиться  многого: собрана информация о  сохранившихся участках ненарушенных  лесов, налажен диалог с самыми  крупными иностранными лесодобывающими компаниями, работающими в конкретных регионах, начат процесс добровольной лесной сертификации и т.д. На то, чтобы прийти к сотрудничеству с властями и бизнесом ушло более 10 лет. Нельзя сказать, что сейчас все абсолютно гладко, но общественность получила реальную возможность контролировать этот сектор, с мнением экспертов экологических организаций считаются и учитывают при принятии решений на самом высоком уровне. 

    Мы  уверены, что создать такую  же систему общественного контроля  в области биобезопасности можно, и Европа уже сделала немало важных шагов в этом направлении.

   2. Право на общественный  экологический контроль.

   Сравнивая природоохранное законодательство последних лет, можно сделать  вывод, что за последние три года уровень демократичности законов, регулирующих участие общественности в управлении государством, снизился, что является одной из причин снижения активности населения и в вопросах охраны окружающей среды. В частности, федеральное законодательство исключило возможность самостоятельного задержания и доставления общественными инспекторами нарушителей экологического

   и природноресурсного законодательства, составления протоколов и изъятия орудий экологических правонарушений. Государственные природоохранные органы лишились права материального поощрения активной работы общественных инспекторов за счет наложенных и взысканных с нарушителей штрафов. В регионах России в последние годы отмечалось определенное противостояние интересов населения и местных органов власти, поддерживающих незаконные действия коммерческих структур.

          Последний пример тому (16 августа 2005 г.) - конфликт населения г.  Тюмени с фирмой – ООО «Сибирский ландшафт» вследствие игнорирования общественного мнения при уничтожении березовой рощи в селитебной зоне в целях строительства элитного жилого дома. При этом местная администрация и правоохранительные органы в нарушение законодательства выступили на стороне коммерсантов. То есть, налицо тенденция к бюрократизации, росту коррупции в сфере экологического контроля и управления природными ресурсами, к отстранению граждан от участия в решении экологических проблем.

   России  крайне нужны четкие правовые механизмы, позволяющие общественным организациям и гражданам реализовать свое право на благоприятную окружающую среды, получение информации, участие  в принятии экологически значимых решений, на судебную защиту этих прав при наличии  государственных гарантий и содействия в осуществлении общественно  полезной экологической деятельности. Одним из вариантов достижения указанного является рассмотрение вопроса присоединения России к Орхусской конвенции и принятие федерального закона «Об участии общественности в охране окружающей среды».

   Однако, в настоящее время  не все так безнадежно, как считают скептики.

   Даже  действующее законодательство все  же позволяет эффективно осуществлять общественный экологический контроль, приводящий к принятию мер по его  результатам. 2005 год показывает изменение  общественно-политической ситуации в  стране в форме роста активности граждан и общественных организаций  в защите частных и общественных экологических интересов. Отмечается повышение интереса к вопросам экологической  безопасности и сохранению живой  природы со стороны основных социальных групп.  

   Как же трактует понятие  общественного экологического контроля и права  общественности действующее  законодательство? 

   ВСЕОБЩАЯ  ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА,

   принята 1.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН.

   Ст.19: Каждый человек имеет право ... искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. 

   КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

   принята 12.12.1993 г.

   Глава 2. Права и свободы человека и  гражданина.

   Ст.29 п.4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию любым  законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

   Ст. 32 п.1.Граждане РФ имеют право участвовать  в управлении делами государства  как непосредственно, так и через  своих представителей.

   Ст.42. Каждый имеет право на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим  правонарушением.

   Ст.58. Каждый обязан сохранять природу  и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

   Кроме того, можно использовать статью 33 (право  граждан и НПО обращаться в  государственные органы и органы местного самоуправления), ст.46 (право  обращаться

    в  суд в целях защиты прав  и свобод граждан).

   Указанное подтверждает и ст.1 «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

   Важно уяснить, что Конституция РФ имеет  высшую юридическую силу, прямое действие (ст.15) и в случае противоречия ей любого нормативного акта применяется  соответствующее положение Конституции. 

   ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ»,

   Принят  23 ноября 1995 г.

   Ст.3. Экологическая  экспертиза основывается на принципах:

   -гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения.

   Ст.19. Граждане имеют право:

   - выдвигать  предложения о проведении общественной  экологической экспертизы хозяйственной  и иной деятельности, реализация  которых затрагивает общественные  экологические интересы населения,  проживающего на данной территории;

Информация о работе Экологический Общественный контроль