Экологическое образование и воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 02:27, доклад

Описание работы

В неспециальном виде «экологическое образование» осуществлялось уже в древних цивилизациях Запада и в особенности Востока. Экологическая составляющая была частью общей картины мира основоположников философии - Конфуция, Лао-цзы, Демокрита, Аристотеля. В Новое время экологическое образование в неспециальном виде сопутствует зарождению и развитию экологической науки.
Экология возникла в недрах биологии в форме знания о связи живого организма с окружающей природной средой. Представление о необходимости специального изучения связей видов с их природным окружением сложилось, когда пришло понимание того, что живые организмы эволюционируют и что важнейшую, определяющую роль в этом процессе играет внешняя среда. Такое понимание, как известно, нашло свое завершение в идее Ч.Дарвина о «борьбе за существование» в живой природе.
Более тесное соединение науки экологии и экологического просвещения и образования стало формироваться одновременно с введением в научный оборот самого термина «экология» Э.Гек-келем в 1866 г. Объектом экологического знания становятся уже не только живые организмы и их сообщества, но и биосфера в целом. Наконец, решающий сдвиг в становлении экологического образования происходит вместе со становлением в 70-е годы XX в. социальной экологии, важнейшим приоритетом которой как раз является экологическое просвещение.

Работа содержит 1 файл

Экологическое образование и воспитание.docx

— 44.25 Кб (Скачать)

Экологическое образование и  воспитание

В неспециальном  виде «экологическое образование» осуществлялось уже в древних цивилизациях Запада и в особенности Востока. Экологическая  составляющая была частью общей картины  мира основоположников философии - Конфуция, Лао-цзы, Демокрита, Аристотеля. В Новое  время экологическое образование  в неспециальном виде сопутствует  зарождению и развитию экологической  науки. 
Экология возникла в недрах биологии в форме знания о связи живого организма с окружающей природной средой. Представление о необходимости специального изучения связей видов с их природным окружением сложилось, когда пришло понимание того, что живые организмы эволюционируют и что важнейшую, определяющую роль в этом процессе играет внешняя среда. Такое понимание, как известно, нашло свое завершение в идее Ч.Дарвина о «борьбе за существование» в живой природе. 
Более тесное соединение науки экологии и экологического просвещения и образования стало формироваться одновременно с введением в научный оборот самого термина «экология» Э.Гек-келем в 1866 г. Объектом экологического знания становятся уже не только живые организмы и их сообщества, но и биосфера в целом. Наконец, решающий сдвиг в становлении экологического образования происходит вместе со становлением в 70-е годы XX в. социальной экологии, важнейшим приоритетом которой как раз является экологическое просвещение. 
Наше российское экологическое образование имеет давние традиции формирования знаний о взаимоотношениях человека и природы. Первоначально оно складывалось на основе естествознания, которое как предмет было учреждено в школах России в конце XVIII в. Затем последовало включение естествознания в число предметов, изучаемых студентами учительской семинарии. Усилиями таких светил отечественного естествознания, как А. Н. Бекетов и К.А.Тимирязев, их педагогическими работами в конце XIX -начале XX в. был создан естественнонаучный фундамент экологического образования. В последующем экологическое образование и воспитание в нашей стране существенно эволюционировали. 
Уже программы и указания Наркомпроса (1924 г.) ставили перед школой задачу изучения местного края и проведения работы по охране природы, по формированию у питомцев школы полезных навыков в этом государственно важном деле. В 20-30-х годах началось внедрение в массовую практику форм и методов работы, активизирующих познавательную и практическую деятельность школьников по изучению и охране природного окружения, особенно при изучении естествознания и во внеклассной работе. В 30-е годы природоохранительные знания были включены в учебные программы по биологии и географии, многие из которых сохранились в неизменном виде вплоть до конца 70-х годов. В послевоенные годы принимается ряд постановлений по охране природы с участием органов народного образования в улучшении работы в деле изучения природы, разумного и любовного отношения к ней и ее охране. В 50-60-е годы природоохранное просвещение и воспитание молодежи быстро возрастает во всем мире, это касается и нашей страны; во всех республиках СССР принимаются законы об охране природы; в учебном процессе усиливается природоохранительная тематика; в начальной школе выделяется самостоятельный предмет «природоведение». В 70-80-е годы особое внимание уделяется вопросам образования в сфере рационального природопользования и охраны природы. В 1972 г. в составе Научно-исследовательского института содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР была создана одна из первых в мире лаборатория природоохранительного просвещения. В том же году была утверждена долгосрочная комплексная программа исследования по охране природы стран-участниц Совета экономической взаимопомощи. Новым в экологическом образовании явилась разработка программ факультативных курсов по охране природы. 
Новое звучание экологическое образование получает с начала 90-х годов. Построение системы экологического образования базировалось на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 80-х годах такими учеными, как С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И.Д.Зверев, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина. Исходными стали представления, что человечество связано с природой своим происхождением, существованием и своим будущим; человеческая история - часть истории природы; целостность природной среды выступает естественной основой жизни в биосфере; качество экологически здоровой окружающей среды наряду с социальными условиями - основа физического и духовного здоровья человека; труд - основа взаимодействия человека и общества с природой, фактор ее изменения; изменение природной среды неизбежно, но оно имеет пределы, поэтому цели разумной человеческой деятельности должны всесторонне учитывать проявление законов природы и др. 
Учеными были разработаны специфические принципы экологического образования: принцип единства познания-переживания-действия; принцип непрерывности; принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подхода к анализу экологических проблем и путей их решения; принцип междисциплинарности и др., которые наряду с широко действующими в дидактике составили основу экологического образования. 
Первый принцип из группы «специфических» ориентирует педагогов на сочетание рационального познания природы и места в ней человека с чувственно-эмоциональным воздействием на ученика как непосредственного общения с окружающей природной средой, так и художественно-образных средств искусства. Недооценка этого принципа, считает И.Д.Зверев, приводит либо к чистому интеллектуализму, либо к бездоказательной мечтательности, либо к расчетливому «узкому» практицизму. Принцип непрерывности рассматривается как организационно-педагогическое условие, обеспечивающее процесс становления и развития ответственного отношения к окружающей среде школьников младшего, среднего и старшего возраста в системе классно-урочных и внеклассных занятий, а также всех видов общественно полезного труда. 
В эти годы было выявлено содержание экологического образования, основными компонентами которого явились знания и ценностные ориентации. В качестве ядра системы экологического образования А. Н. Захлебный выделяет четыре взаимосвязанных компонента: познавательный - основные идеи о характере взаимодействия природы и общества, о глобальных экологических проблемах и путях их решения и т.д.; ценностный - ценностные ориентации о многосторонней общественной и личной значимости природы; нормативный - основы нравственных и правовых норм природопользования, правила поведения в окружающей среде; деятельностный - виды и способы деятельности школьников, направленные на формирование познавательных и практических умений экологического характера. 
В настоящее время вместе с укреплением позиций нового гуманистического типа экологической культуры все большее значение приобретает вопрос о том, какие именно представления о биосоциальной системе «человек-общество-природа» следует прежде всего внедрять в экологическое образование и воспитание, а какие принципы прежней потребительской культуры должны быть объектом критического пересмотра. 
Факт глобального экологического кризиса требует закрепления в образовании и воспитании подрастающего поколения и в просвещении населения в целом нового миропонимания, а именно замены представления системы «природа и общество» на представление об объективном существовании иной системы «природа-общество». Научно-техническая революция, мощное усиление технической вооруженности человека в жесткой форме выявляет его полную зависимость от ресурсов живой и неживой природы. Эта драматическая ситуация должна быть в центре внимания и учителя и обучаемых. 
В наше время вся живая природа планеты вовлечена в человеческую деятельность, в само жизнеобеспечение человеческого общества. В таком положении вещей сокрыт другой важнейший приоритет современного экологического образования, на который следует обратить особое внимание. Дело в том, что обеднение генофонда, безвозвратные потери видов животных и растительного мира разрушают живую природу постепенно. И это разрушение не так очевидно, оно как бы нас и не касается. Если, скажем, последствия загрязнения водоемов производственными отходами совершенно наглядны, то это позволяет рассматривать данную тему уже в начальной школе. Более затруднено понимание того, что чистота природных вод, газовый состав атмосферы, переработка бытовых и производственных отходов, их возвращение в систему биологического кругооборота, восстановление нарушенных биосферных сообществ обеспечиваются живыми организмами. Включение в образовательный процесс представления о том, что основным условием эффективности названных процессов является многообразие форм жизни, - весьма непростая, требующая высокого мировоззренческого уровня и педагогического мастерства, но совершенно необходимая задача современного экологического образования. 
Далее, важнейшим аспектом современного экологического образования является научная пропаганда того, что экологические законы касаются и материальной и духовной культуры и, таким образом, влияют на социальные процессы. Охрана природы через обратную связь возвращается к нам охраной благополучия человека. Придерживаясь столь однозначной формулировки, нельзя, однако, позволить себе впасть в «новый антропоцентризм» и упустить проблему гуманной заботы о природе. Необходимы широкий подход к теме «человек-общество-природа» и знания не только общей экологии, но и социальной экологии, включения этого предмета в весь объем просветительского и образовательного процесса. 
В силу жизненной важности экологической проблематики обязательным принципом методологии экологического образования должен стать принцип его непрерывности. Экологическое образование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образование и неформальное образование взрослого населения. 
В. М. Назаренко выделяет различные модели организации экологического образования, характерные в настоящее время для средней общеобразовательной школы. Это включение экологической информации в традиционные предметы; изучение вопросов охраны окружающей среды в специально выделенном предмете; формирование экологических знаний в разных учебных предметах, а затем их интегрирование в отдельный предмет; полная реформа учебного процесса. Однако большинство школ в стране (98%) работают по первой модели. 
В. М. Назаренко доказывает, что создание системы непрерывного экологического образования требует новой парадигмы: экологическое образование - это не часть формального образования, а его новый смысл, его цель. Мировоззренческую основу экологического образования составляют два взаимосвязанных подхода: биоцентрический и антропоцентрический, которые позволяют сформировать представления о единстве природы и человека, о путях гармонизации их взаимодействия, о коэволюции природы и общества как единственно возможном пути развития современной цивилизации, а также о структуре личности, отвечающей требованиям экологической этики. 
Обратимся теперь к центральному звену экологического образования и воспитания - к школе. 
Ведущие специалисты школьной педагогики, на наш взгляд, с оправданным основанием полагают, что учителю, занятому экологическим преподаванием, постоянно нужно иметь перед собою определенную сверхзадачу: знания молодого человека - выпускника школы должны соответствовать передовым достижениям науки, соединенным с экологической культурой, с ее гуманистически цельным экономическим, правовым, нравственным, эстетическим и практическим отношением человека к природе. 
Современные представления о вариативном образовании как в начальной, так и в средней школе хорошо соотносятся с преподаванием экологии - относительно нового предмета: оба эти обстоятельства требуют от самого учителя и от его ученика творческого отношения к обучению, главным результатом которого должно стать воспитание ответственности человека перед природой. 
Далее, не менее важно, чтобы выпускник школы входил во взрослую трудовую жизнь, имея устойчивые ценностные установки бережного отношения к живой и неживой природе, по-настоящему усваивал, что можно, а что нельзя позволять себе и при производственных и при обычных, бытовых отношениях с нею. При этом учителю экологии никак нельзя стесняться высокого стиля изложения своего предмета, донося до сознания ученика, что его предмет действительно реально связан не только с его личным благополучием и благополучием его близких, но и всего человечества. Эмоциональный, художественный, образный подход к душе человека, пусть еще и совсем юного, - непременный элемент всей системы экологического просвещения, образования и воспитания. 
В системе непрерывного образования дошкольное воспитание является его первой ступенью. На этой ступени у дошкольников происходят формирование привычек гигиенического характера, выработка простейших практических навыков, осознание элементарных проблем окружающей среды. 
В начальных классах происходит закрепление и развитие знаний об окружающей природной и социальной среде, полученных школьником в семье и в дошкольных учреждениях. Преподавание ведется строго, логично, обязательны также образные формы обучения, обращение к искусству и художественной литературе. В этом возрасте закладываются основы экологической культуры, целостного представления о природе, формируется научное отношение к природной среде, сознается необходимость ее охраны, усваиваются нормы поведения в окружающей среде и навыки элементарных экологически грамотных действий. Каждый предмет, изучаемый в начальной школе (родной язык, рисование, музыка, трудовая подготовка и др.), по-новому раскрывает природоведческий материал, обогащает и помогает развивать навыки общения с природными объектами. В среднем школьном звене главная роль в экологическом образовании отводится теме «Естествознание» с привлечением задач по экологии, игр, а также некоторых видов практического общения с природой. В этих классах рекомендуется развивать «экологизированные» нравственные ценности, доступные подростковому возрасту. Целью воспитания детей данного возраста (11-14 лет) является формирование позитивного отношения к окружающей среде. Это происходит на уроках географии, биологии, литературы, физики. 
В средних и старших классах при изучении интегрированных курсов «Здоровье и окружающая среда», «Биосфера и человек», «Основы экологии», «Экология человека», «Природа и культура», «Охрана окружающей среды» закрепляется и совершенствуется нравственная ориентация школьника в его отношениях с природой. Здесь закладываются основы диалектического понимания единства природы и общества, а охрана природы рассматривается как часть общей культуры человека. На этом этапе формируется современное мировоззрение, строящееся на интегративных знаниях об окружающем мире и проявляющееся в ответственном, деятельностном поведении, основанном на убежденности в необходимости охраны природной среды. Важна роль экологической практики. 
Специалисты по школьному экологическому образованию обращают также внимание на планируемую последовательность преподавания учебного материала. Тематически и методически это формируется примерно и в общем виде таким образом: выяснение конкретного опыта общения школьника с природой; ознакомление с историей возникновения и развития экологической проблемы; формирование проблемы в современном понимании; четкое обозначение трудностей в ее решении; привитие правовых и этических норм общения человека с природой и соответствующая этому конкретная экологическая практика. На завершающем этапе обучения решающее значение приобретают самостоятельность и творческое отношение к предмету и, наконец, как уже подчеркивалось ранее, к ответственности перед природой. 
Уровень современного школьного образования во многом зависит от внедрения в постоянную практику новых оригинальных методов и приемов обучения и воспитания. Среди них можно назвать повсеместную и непрерывную, от младших до выпускных классов компьютеризацию экологического образования. Необходимо и внедрение неординарных педагогических приемов, как, например, «летний экологический лагерь» или, начиная с младших классов, проектных уроков, типа: «Лес - мой друг», «Город моей мечты», «Экомагазин», «Экотеатр», «Природа и искусство». 
В настоящее время появилось много альтернативных средних учебных заведений дополнительного экологического образования в связи с созданием современной эколого-информационной культуры (фермерские школы, заочные экологические лицеи для учеников сельских школ и малых городов, лагеря и школы по отдельным направлениям экологического и биологического образования и т.д.). В качестве примера приведем лицей эколого-информационных технологий («Ноосферная школа»). Основные принципы учебно-воспитательного процесса здесь исходят из понимания единства человека и всего остального мира; философским основанием стала концепция всеединства, разработанная к началу нашего века русскими мыслителями-софиологами В.Соловьевым, П.Флоренским, С.Булгаковым и др. Натурфилософским основанием стала научно-философская концепция биосферы и ее переход в ноосферу В. Вернадского. Данная концепция была разработана группой ученых Иркутска - Ю.Абрамовым, М.Алешкевичем, А. Буровским, А. Костиным - и внедрена в инновационное учебное заведение второго дополнительного профориентационного образования (средняя школа № 24 г. Иркутска). 
Цель данной образовательной программы - воспитание экологической культуры, обеспечивающей прогресс общества в гармонии человека и природы, становление гражданской зрелости и ответственности по отношению к природе, человеку, обществу, самому себе. 
Задачи образовательной программы. 
1. Объединить и систематизировать разрозненные знания по предметам естественного, общественно-гуманитарного цикла, раскрывающие характер взаимоотношений и взаимодействия природы и человека как в далеком историческом прошлом на современном этапе и в перспективе на XXI в. 
2. Провести анализ причин последствий и путей преодоления экологического кризиса. 
3. Сформировать у учащихся личностное отношение к сохранению окружающей среды, активную жизненную позицию. 
Структура образовательной программы построена по блочно-модульному принципу, что позволяет спроектировать новый учебный план с экологической доминантой. 
Экологическое образование - это органичная и приоритетная часть всей системы образования, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обществу, к человеку (экогуманизм). Экологизация образования означает формирование нового миропонимания и новый подход к деятельности, основанный на формировании ноосферно-гумани-тарных и экологических ценностей. 
Переходя к вузовскому экологическому образованию, мы должны констатировать, что соответствующее школьное образование и воспитание, их прогрессивность и современность зависят в первую очередь от постановки обучения будущего преподавателя школы в стенах педагогического вуза. 
Об уровне такой подготовки дают определенное представление количественные данные, взятые нами из выборочных экспертных оценок специалистов в этой области. Так, при изучении готовности выпускников вузов 1997 г. к экологическому образованию школьников до 30% из них показали высокую степень и знаний и методической подготовки. Оценка работы специалистов в разных общеобразовательных учреждениях выявила, что за период с 1991 по 1996 г. 27% педагогов, ведущих социальную экологию, повысили свою квалификационную категорию. В то же время есть данные последних лет иного, негативного, характера. Исследования уровня профессиональной компетентности 1300 педагогов и абитуриентов педагогических вузов показали, что около 25% педагогов не владеют в достаточной мере техникой ретрансляции экологических знаний, не способны вместить содержание экологического образования в рамки общих естественнонаучных знаний, до 50% выпускников школы - абитуриентов педагогических вузов - не владеют современной экологической культурой, продолжают придерживаться потребительских взглядов на природную среду. 
Приведенная выше статистика свидетельствует о том, что, несмотря на многие отрицательные внешние объективные факторы и недостаточную освоенность методики экологического образования, здесь наблюдаются несомненные сдвиги. Налицо постоянное расширение экологической тематики, в том числе ее социальной составляющей в высшем образовании; значимость экологического образования закреплена законодательными актами, охватывающими и школу и профессиональное образование. 
Значительно увеличился объем научных исследований в области теории и практики экологического образования, утверждается принцип непрерывного экологического образования, разработана последовательность такого образования в школе, написаны учебники для школьников и методические пособия для учителей, идет экологизация всего дошкольного и школьного образования и воспитания. В итоге, наверное, можно сказать, что экологическое образование становится важным фактором реформирования, осовременивания российского образования в целом. 
Недостаточная же степень развитости экологического образования в вузах, конечно, объяснима: экологическое образование, тем более в его современном варианте, по историческим меркам еще очень молодо, в сущности, оно только зарождается; многие педагогические вузы еще не имеют полнопрофильного курса по экологии, в том числе по ее социальному аспекту; во многих областях экологии как предмета науки и преподавания остается больше проблем, чем их решений; отчетливо сказывается и общий социальный фон - недооценка глубины экологического кризиса в нашем обществе, охваченном кризисом другого рода. 
В результате эффективность экологического преподавания в школе, главном звене экологического образования и воспитания, пока не удовлетворительна. 
Что касается непосредственно внутривузовских проблем экологического образования, то полагаем, что многие из них достаточно хорошо известны самим и преподавателям и студентам: нехватка учебных пособий, далеко не полная оснащенность новейшей техникой исследований и т. д. Мы же здесь укажем лишь на некоторые изъяны в постановке экологического образования, может быть, не столь очевидные. 
Наверное, следует признать, что еще недостаточно разработана сама методологическая основа, необходимая для прикладных исследований по экологическому образованию студентов и конкретных методических разработок; система общего среднего образования не располагает устоявшимися принципами экологического образования; есть определенный разрыв между довольно неплохим уровнем общего школьного экологического образования и уровнем развития эколого-педагогического образования; наметилось обострение противопоставления гуманитарной, естественнонаучной и технической культур, в частности, в связи с этим в экологическом образовании объемно представлено естественнонаучное содержание, но существенно отстает гуманитарное, в том числе во многом обделена вниманием социальная экология. 
Сегодня лишь на начальной стадии находится внедрение таких специальностей и дополнительных квалификаций, как педагог-специалист по социальной экологии, педагог дополнительного экологического образования, педагог дошкольного экологического образования, менеджер экологического образования, которые не только актуальны, но и рассчитаны на будущее, что немаловажно для вузовского педагогического образования. Недостаточно активно внедряются учебные программы по этноэкологии, эколого-педагогической практике, экологическому краеведению - столь же и своевременные и перспективные. В вузовской подготовке слабо осваиваются традиции разных народов, их экологическая культура, не налажено устойчивое взаимодействие педагогических вузов и школ. 
Решение обозначенных и других сходных проблем, дальнейшее внимание к экологическому образованию могли бы способствовать формированию его целостной научно обоснованной структуры. Такая структура, по мнению ведущих специалистов в данной области, должна включать ряд элементов. 
1. Экологическое образование студента педагогического вуза как компонент, органически присущий его общей культуре. 
2. Формирование гуманистической среды вуза как условие развития экологической культуры и практической готовности выпускника к школьному экологическому образованию и воспитанию в их современном и прогрессивном понимании. 
3. Подготовка педагога-эколога для образования на профессионально-квалифицированном уровне. 
Основываясь на этой структуре, выстраивается схема последовательного экологического образования в педагогическом вузе. На начальной стадии происходят личностное развитие и саморазвитие студента, усвоение им культурных и природных приоритетов и ценностей изначально на образном и эмоциональном уровнях. В соответствии с данной доминантой организуется обучение по всей общеэкологической программе. На второй стадии усваиваются необходимые образовательные и методические знания, складывается профессиональная компетентность будущего специалиста. Как следствие, формируется целый ряд предметов фундаментального экологического образования: общая экология, социальная экология, прикладная экология и т.д. На третьей стадии создаются условия для профессиональной идентификации студента, для выбора квалификации. На четвертой стадии студенты усваивают мировоззренческие представления о системе «человек-общество-природа», осуществляется интеграция исследовательской и научно-педагогической деятельности в этой области; создаются ситуации, стимулирующие его творческое саморазвитие. 
Важная роль в формировании экологической культуры общества отводится социальным институтам. Так, Н.Н.Храменков выделяет четыре основных типа экологических социальных институтов, которые в зависимости от своих функций разделяются на практические, научные, педагогические и управленческие. Большое значение при этом придается средствам массовой информации (печать, радио, телевидение). 
Стоить отметить также заключительный документ Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) - программу «Повестка дня для XXI века», где дана обобщенная оценка эволюции цивилизации и, что особо существенно, фундаментальным образом обоснованный сделан вывод о жизненной необходимости перехода человечества к устойчивому развитию. 
Осмысление специфики устойчивого развития начинается с усвоения того, что в центре такого развития находится человек, который имеет неотъемлемое право на здоровую и плодотворную жизнь, что охрана окружающей среды реально должна стать важнейшим элементом процесса устойчивого развития, что общество перейдет к коэволюционному способу взаимодействия с природой, когда усилия коллективного разума будут направлены на то, чтобы обеспечить безопасность человечества во всех отношениях и реализовать стремление человека к личному и социальному благополучию. 
Для достижения этих целей необходимо активизировать весь потенциал культуры, произвести радикальную, гуманистическую переориентацию всей системы ее ценностей, в полной мере раскрыть непреходящую значимость природы для человеческого существования.
 
 
 

Экологическое образование и воспитание в России
Экологическое образование является важнейшим  фактором устойчивого развития общества. На современном этапе экологическое  образование строится на принципах  единства, исторической взаимосвязи  природы и общества, социальной обусловленности  отношений человека и природы, на стремлении к гармонизации этих отношений. Многоаспектность взаимодействия общества и природы определяет комплексность  экологического образования, его основные принципы: междисциплинарный подход к формированию экологической культуры школьников; системность и непрерывность  изучения учебного материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности обучающихся  по изучению и улучшению окружающей среды, связь глобальных, региональных и краеведческих экологических  проблем.

Первые представления  детей о природе закладываются  в семье и детском саду. Дошкольники  получают конкретные представления  о растениях и животных, учатся их распознавать и классифицировать; ведут наблюдения за погодой и  т. д. В начальной школе (1–4 классы) важнейшую роль в процессе экологического воспитания играет изучение учебного предмета “Окружающий мир”. В основной школе (5–9 классы) экологическое воспитание обучающихся осуществляется в ходе преподавания таких учебных предметов, как окружающий мир, природоведение, биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, география, обществознание и другие. На ступени старшей школы (10–11 классы) экологические знания обучающиеся получают в ходе более  углубленного изучения таких учебных  предметов, как биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, география, обществознание и др.

В зависимости  от учебного плана образовательного учреждения экологию можно изучать  как отдельный учебный предмет (приказ Минобразования России от 9 февраля 1998 г. № 322 “Об утверждении базисного  учебного плана общеобразовательных  учреждений Российской Федерации”) или  на профильном уровне (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 “Об утверждении  федерального базисного учебного плана  и примерных учебных планов для  общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы  общего образования”). Учитывая большое  социальное значение экологической  подготовки школьников, многие образовательные  учреждения за счет часов вариативной  части базисного учебного плана (часов регионального (национально-регионального) и школьного компонентов) ввели  отдельные курсы экологической  направленности, а также организовали работу кружков и секций во внеурочное время.

Ежегодно Федеральное  агентство по образованию (Рособразование) Министерства образования и науки  Российской Федерации проводит всероссийскую  олимпиаду школьников по экологии. Победители и призеры заключительного этапа олимпиады имеют право без вступительных испытаний поступать в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения специальностям, соответствующим профилю олимпиады. Победители и призеры всероссийской олимпиады школьников достойно отстаивают честь страны на международных олимпиадах по экологии.

В системе дополнительного  образования детей действуют 25 897 творческих объединений эколого-биологической направленности, в регионах проводятся различные мероприятия в рамках Календаря всероссийских массовых мероприятий с обучающимися, а также с педагогическими работниками учреждений дополнительного образования детей эколого-биологической направленности. Ежегодно только на федеральном этапе во всероссийских конкурсах, выставках, олимпиадах и других мероприятиях участвуют более 3000 школьников из разных субъектов Российской Федерации. В рамках Календаря всероссийских массовых мероприятий с обучающимися проводятся: всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды; всероссийский юниорский лесной конкурс “Подрост” (“За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам”); всероссийский конкурс “Моя малая Родина”.

С целью разработки и апробации модели профильного  обучения старшеклассников с сентября 2007 г. на базе Федерального детского эколого-биологического центра (ДЭБЦ) организована работа творческих объединений обучающихся по ботанике, зоологии и гидробиологии; открыт уголок живой природы. Начиная с 2006 г., на базе ДЭБЦ совместно с Республиканским эколого-биологическим центром Министерства образования Республики Беларусь проходит Слет юных экологов Беларуси и России “Экология без границ”.

В 2007 г. образовательные  учреждения высшего профессионального  образования осуществляли подготовку специалистов по 10 специальностям экологического направления, из них подведомственные Рособразованию вузы – по 8 профильным специальностям:  

Специальность Кол-во вузов Прием, чел. Выпуск, чел. Общий контингент обучающихся, чел.
020801 “Экология” 58 1388 1393 7271
020802 “Природопользование” 42 998 922 5359
020803 “Биоэкология” 24 687 389 3013
020804 “Геоэкология” 24 841 747 4324
280201 “Охрана  окружающей среды и рациональное  использование природных ресурсов” 56 2066 2170 10291
280202 “Инженерная  защита окружающей среды” 61 1878 2063 10175
280302 “Комплексное  использование и охрана водных  ресурсов” 14 177 224 846
280402 “Природоохранное  обустройство территорий” 8 145 180 761
  
 
 

Учебно-методическое обеспечение по специальностям осуществляют учебно-методические советы и комиссии образовательных учреждений высшего  профессионального образования: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российский химико-технологический  университет имени Д. И. Менделеева, Московский государственный технический  университет имени Н. Э. Баумана, Московский государственный университет природообустройства.  

Библиотеки  России являются важным звеном в системе просветительской деятельности среди населения по распространению экологических знаний с целью формирования экологической культуры (ст. 71 и ст. 74 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”) и обеспечения перехода страны на модель устойчивого развития. Стремительные изменения, происходящие в жизни нашего общества, коснулись и библиотечной деятельности. Всевозрастающие темпы информатизации общества, лавинообразное наращивание электронного ресурса, проблемы авторского права и защита интеллектуальной собственности, мощное развитие информационно-коммуникационных технологий, модернизация деятельности библиотек – все это становится предметом анализа проблем и перспектив развития библиотек, обсуждения их на семинарах, конференциях и “круглых столах”, обмена опытом.

В период с 30 мая  по 1 июня 2007 г. в г. Загаталы (Азербайджан) состоялся Азербайджано-Российский семинар “Экологическое воспитание и экологические проблемы: роль библиотек”. Семинар организован в соответствии с “Программой обмена в области  культуры между Министерством культуры и туризма Азербайджанской Республики и Федеральным агентством по культуре и кинематографии (Роскультура) на 2007–2008 годы”. С Российской Стороны в  семинаре участвовали представители  Всероссийского библиотечного научно-методического  центра экологической культуры (ВЦЭК), Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ), научных  библиотек Брянской и Архангельской  областей. Тема семинара – взаимодействие государства и общественности в  решении экологических проблем: опыт экологического просвещения и  воспитания детей и юношества; партнерские  отношения библиотек с межправительственными, государственными и общественными  организациями; экологическая подготовка самих библиотекарей. Широко обсуждался опыт работы Брянской ОУНБ им. Ф. И. Тютчева по экологическому просвещению и инновационный проект “Формирование информационных ресурсов по экологии в электронной среде” Архангельской ОУНБ им. Н. А. Добролюбова.

Сектору библиотек  Министерства культуры и туризма  и крупнейшим библиотекам Азербайджана были подарены сборники Российской государственной  юношеской библиотеки (РГЮБ) “Библиотеки  и экология: прошлое, настоящее, перспективы. По итогам четвертого Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения (2005–2006 гг.)”, вышедшие под общей  редакцией руководителя ВЦЭК О. В. Покровской. В итоговом документе семинара рекомендовано, в целях продолжения взаимного обмена опытом работы библиотек в области экологического просвещения, культуры и информации, организовать с 2008 г. на базе библиотек Азербайджана Международную ежегодную школу-семинар “В интересах устойчивого развития: библиотека как центр экологического просвещения, культуры и информации”.

В рамках XIV Международной  конференции “Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса” (“Крым 2007”, июнь 2007 г.) работала секция “Экологическая информация и экологическая культура”. В девяти докладах обсуждались следующие темы: работа библиотек по воспитанию экологической культуры населения; актуальные проблемы экологии общего характера; вопросы, связанные с профессиональным образованием библиотекарей; электронные ресурсы по экологии для библиотек. Состоялась дискуссия на тему “Роль библиотек в обществе устойчивого развития. Экологическая культура как высшая форма гуманизма”. “Круглый стол” “Ярмарка идей для работы по экологическому просвещению детей и взрослых” проходил совместно с секцией “Формирование информационной грамотности у детей и юношества”. Организаторы этого мероприятия – газета “Библиотека в школе” и ГПНТБ России – предложили образовать общий банк идей по проведению мероприятий экологической тематики в библиотеках. Все идеи будут доступны в экологическом разделе сайта ГПНТБ России по адресу: ecology.gpntb.ru, а самые интересные опубликованы в газете “Библиотека в школе” и сборнике “Научные и технические библиотеки”. На секции была проведена презентация реферативной базы данных “Экология: наука и технология”, что позволило ознакомить коллег с информационным ресурсом зала экологической информации ГПНТБ России, открытом в библиотеке в ноябре 2006 г.

Семинары повышения  квалификации библиотекарей России в сфере экологического просвещения  ВЦЭК проводит ежегодно с 1999 г. на базе Российской государственной юношеской  библиотеки и при поддержке отдела библиотек Федерального агентства  по культуре и кинематографии Российской Федерации совместно с АПРИКТ. Значимость семинаров для библиотечного  сообщества оказалась столь высока, что из всероссийских они переросли  в межгосударственные: на семинарах  обучались библиотекари Украины, Белоруссии и Азербайджана.

В конце сентября 2007 г. в Москве завершил работу III Межгосударственный библиотечный семинар, рассмотревший  проблему “Экологическая культура и  информация в интересах устойчивого  развития”. В работе семинара участвовали  библиотекари из Республики Калмыкия, Астраханской, Воронежской, Ленинградской, Московской, Мурманской и Псковской  областей, а также их коллеги из Азербайджана. Кроме лекционного  курса, участники семинара познакомились  с организацией экологического просвещения  в федеральных библиотеках России – Российской государственной и  ГПНТБ, а также в библиотеке Информационного  центра Организации Объединенных Наций. Одно из занятий состоялось в Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации, где слушатели встречались  с сотрудниками аппарата Комитета по экологии и ознакомились с деятельностью  Парламентской библиотеки.

В Санкт-Петербурге 10–12 октября 2007 г. 170 представителей, в  том числе и библиотекари, из 66 субъектов Российской Федерации (Республики Татарстан, Ханты-Мансийского автономного  округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Томской области и др.) приняли  участие в общественных слушанияхОбщественной  палаты Российской Федерации “О состоянии  и перспективах экологического образования  и просвещения в России” Они  прошли в формате Всероссийской  конференции “Экологическая культура как один из определяющих факторов в решении социально значимых задач”. Организатор – подкомиссия  по вопросам экологической культуры Комиссии по экологической безопасности и охране окружающей среды. Цель конференции  – проанализировать и оценить  состояние и перспективы развития экологического образования и просвещения  в России, обсудить спектр социальных задач, решаемых в процессе формирования экологической культуры на современном  этапе различными социальными институтами, включая библиотеки. С изданными  материалами общественных слушаний можно ознакомиться, используя координаты Детского экологического движения “Зеленая планета”.

В РГБ 27–28 июня 2007 г. по инициативе Российского Зеленого Креста состоялась XIII Международная  конференция “Экологическое образование  в интересах устойчивого развития: опыт и перспективы”. Она была посвящена 90-летию со дня рождения академика  Н.ºН.ºМоисеева. В конференции участвовали  около 120 человек из 28 субъектов Российской Федерации, из Белоруссии и Швейцарии  – представители государственных, общественных и научных организаций, природоохранных служб, средств  массовой информации, специалисты в  области экологического образования, воспитания и просвещения, библиотекари, методисты, учителя, преподаватели  вузов.

На обсуждение “круглого стола” по теме “Роль  библиотечных информационных и коммуникационных технологий в развитии экологического образования в интересах устойчивого  развития” были вынесены вопросы  – актуальность и необходимость  активной работы по экологическому образованию  и просвещению; популяризация и  разъяснение идей устойчивого развития в обществе; роль библиотек и личностного вклада преподавателей в качество профессионального экологического образования; опыт библиотек по информационному обеспечению научных и организационных мероприятий; использование новых технологий в работе библиотек с экологической информацией. Конференция сочла необходимым обратиться к Министру образования и науки Российской Федерации и Министру природных ресурсов Российской Федерации с просьбой сохранить или создать заново административные структуры, ответственные за экологическое образование и просвещение в нашей стране (возможно, в новой формулировке – образование для устойчивого развития).

В Вологодской  областной библиотеке им. И. В. Бабушкина 10–14 сентябряIV Российская творческая библиотечная лаборатория “Экология. Культура. Образование”. Цель творческой лаборатории – обучение библиотекарей новым методам экологического просвещения населения, обмен опытом работы в этом направлении. В работе лаборатории принимали участие библиотекари Вологодской и Архангельской областей, городов Москва, Орел, Тверь. Участники лаборатории прослушали лекции по темам: итоги IV Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения в 2005–2006 гг.; состояние и охрана окружающей среды области; система экологического образования и просвещения в области; условия и средства развития экологической культуры на основе мониторинга; экологическое просвещение и информирование молодежи. Состоялось открытие центра экологической информации, были проведены “круглый стол”, мастер-класс, фокус-семинар. Участники ознакомились с работой районной и сельской библиотек Вологодской области. 2007 г. проходила

В г. Советский  Ханты-Мансийского автономного округа 10–14 сентября 2007 г. прошел I профессиональный форум творческих инициатив “Библиотеки  региона: Эксперименты. Новации. Достижения”. В задачи форума входило создание площадки для презентации библиотечных инноваций по экологическому просвещению  населения западного региона  Ханты-Мансийского автономного округа, укрепление профессиональных связей и  расширение сети партнерских отношений  библиотек региона. На форуме обсуждались  итоги IV Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению, библиотечные работники  муниципальных библиотек Советского района и библиотек региона поделились опытом инновационной работы в этом направлении.

В г. Пермь 19–20 сентября 2007 г. прошла Межрегиональная конференция  “Роль библиотек в решении  актуальных задач экологического образования  и культуры”. Главная цель конференции  – консолидация усилий библиотек, учебных  заведений и экологических организаций  в решении проблем формирования экологической культуры в интересах  устойчивого развития и обмена передовым  опытом библиотек Пермского края. На конференции были рассмотрены  следующие вопросы: экологическая  культура как высшая форма гуманизма; задачи экологического образования  и просвещения; экологическая ситуация в Пермском крае; роль библиотек  Пермского края в решении актуальных задач экологического образования  и просвещения. В ходе конференции  были подведены итоги VII краевого смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения края “Экологическая культура и информация в интересах  устойчивого развития” по пяти номинациям.

Сотрудники Курской  областной библиотеки для детей  и юношества совместно с Центрально-Черноземным  государственным природным биосферным заповедником им. В. В. Алёхина разработали проект “Красная книга Курской области” – информационно-образовательный ресурс по охране окружающей среды”. Одним из главных пунктов проекта является выпуск компакт-диска “Красная книга Курской области” и его тиражирование для библиотек, образовательных и природоохранных учреждений, музеев области.

Это первый опыт самостоятельного создания библиотекой  собственных электронных ресурсов, но продукт получился отличный, и  этот факт заслуживает всемерной  популяризации.

В 2007 г. в Кировской  областной универсальной научной  библиотеке им. А. И. Герцена открыт Центр экологической информации и культуры – для более активной, планомерной и структурированной работы с темой экологии.

Среди первых мероприятий  Центра: создание электронного информационного  дайджеста “Экологическое образование  и просвещение – в интересах  устойчивого развития”; электронная  презентация “Цикл книжных выставок КОУНБ им. А. И. Герцена по экологии – 2007 год”; создание странички Центра на сайте областной библиотеки, где в удобной и оперативной форме будет представлен весь комплекс информации экологической тематики – для пользователей библиотеки, посетителей сайта, а также для коллег – библиотечных специалистов.

Разработана новая  областная библиотечная программа  “Воспитание экологической культуры населения – миссия библиотек XXI века” (2007–2010 гг.); проведен областной  смотр-конкурс “Работа библиотек  области по воспитанию экологической  культуры населения”.

В 2007 г. сотрудники Орловской областной публичной  библиотеке им. И. А. Бунина подготовили и провели совместно со Службой по экологическому контролю и природопользованию области и Орловским природоохранным общественным движением “Центр-Ковыль” презентацию “Красной книги Орловской области”; электронные презентации “Природа – источник вдохновения – 2007” и “Орловская областная библиотека им. И. А. Бунина и экологическое просвещение населения”.

В 2007 г. изданы методические и информационные материалы: сборник  “Орловщина библиотечная” (Выпуск 9); альбом “Природа – источник вдохновения”; информационный бюллетень (Выпуск 21 и 22) “Экология и современность”.

Детская библиотека “РаДуГа” (Радость Духовной Гармонии) ЦБС г. Псков провела цикл мероприятий по экологическому краеведению(викторина “Реки Пскова”; бюро оперативной информации; выставка-презентация тематических информационно-библиографических материалов; книжно-иллюстративная выставка) в поддержку эко-кампании “Твой след на Земле”, которая стартовала во Всемирный день воды. Организаторами акции являются проект Всемирного фонда дикой природы “Псковский модельный лес” и Псковская областная универсальная научная библиотека.

В кампании “Твой  след на Земле” приняли участие 470 муниципальных  библиотек Пскова и Псковской  области. Библиотека “РаДуГа” стала  одним из пяти главных победителей  эко-кампании. Во Всемирный день охраны окружающей среды библиотека представила  свою презентацию “Формирование  экологически грамотной личности”.

На сайте ecoculture.ru Российской государственной юношеской библиотеки (РГЮБ) помещены российские нормативно-правовые документы, посвященные проведению в Российской Федерации в 2008 г. Международного года планеты Земля.

По итогам Всероссийских  конкурсов-смотров работы библиотек  по экологическому просвещению населения  в РГЮБ выпущена аналитическая справка  “Библиотека. Молодежь. Экология”, которая  была вручена директорам юношеских  библиотек на ежегодной рабочей  встрече (апрель 2008 г.).

Как видно из этого краткого обзора, библиотеки России все активнее используют свои информационные ресурсы в целях  воспитания экологической культуры населения, применяя самые различные  формы и методы и охватывая  разные категории населения. Следует  отметить и повышение квалификации библиотекарей в сфере экологии через систему курсов, школ и семинаров. Они становятся надежными помощниками  специалистов – экологов и работников природоохранных организаций.

Информация о работе Экологическое образование и воспитание