Экологическое воспитание и ликвидация безграмотности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 02:56, доклад

Описание работы

Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание и ликвидация безграмотност1.docx

— 36.81 Кб (Скачать)

Возможности народной педагогики 

Этнопедагогику можно  было бы в общем и целом представить  как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика – наука об эмперическом опыте этических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических  и эстетических воззрениях исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования  в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно  развивающимся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются  и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания. Как уже было сказано, этнопедагогика изучает процесс социального  взаимодействия и общественного  воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваиваются  социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных  учениях, сказках, загадках, пословицах и поговорках, в играх и прочих, в семейном и общественном укладе, быте, традициях, а также философско-этические собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на экологически культурное формирование личности. В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.  Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательной дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов – профессионалов. Тем не менее, она важнее всего для педагогов, особенно же – для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не ставились и не могли ставится народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимание, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе – и родителям, как естественным воспитателям. 

Многообразие экологического воспитания 

Характерно, что природа  в деятельности школьников выступает  разносторонне, требуя проявления соответствующих  разносторонних способностей, так, она  оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и  охраняют ее; объектом и предметом  целенаправленного познания, когда  они изучают ее закономерности на уроках и дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой – в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного  изображения – в процессе творческого  воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве. Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и  спортивно – оздоровительную  деятельность детей среди природы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые  мотивы поведения, общественное мнение. В условиях влияния различных  окружающих условий на сознание учащегося  его формирование во многом зависит  именно от целенаправленных действий педагога. Здесь находят применение разнообразные приемы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы и лекции о  труде и природе, разъяснение  долга и приемы убеждения в  необходимости личной заботы каждого  о среде, требования к поведению  и вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, соревнование и личный пример воспитателя.  Как  актуальная социально – педагогическая задача формирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе  должно пронизать все направления  планирования, организации и контроля в работе школы: в общешкольных планах и документах классных руководителей, в системе идейно политической, трудовой, нравственной, эстетической и физической подготовки учащихся. 

Среди объективных  предпосылок личных отношений к  природной среде следует назвать, прежде всего, свойства и явления  естественной среды. Другой объективной  предпосылкой выступает отношение  общества к природе, влияющее на позиции  школьников. Познание опыта общества не только расширяет знания, но и  обогащает использование экономических  и нравственно – эстетических оценок окружающей среды. Осмысливая ее материальную и духовную ценность, учащиеся глубже осознают необходимость  заботиться о ее сбережении. Третья предпосылка формирования отношения  школьников к природе – это  процесс воспитания и обучения, в  ходе которого они овладевают общественно  ценными отношениями и действиями. Формирование у школьников положительного отношения к окружающей среде  является целенаправленным процессом. От учителей во многом зависит планирование и организация общественно –  полезных действий. Они помогают школьникам овладевать коллективными формами  деятельности среди природы, выработать продуманные позиции в отношениях со средой претворить заботу о ней  в конкретные дела. Наконец, предпосылкой личного отношения к среде  является собственная деятельность ребенка, в которой возникают, осознаются и реализуются цели личности и  коллектива, отношения воспитателей и воспитуемых к природе и  обществу. Среди субъективных предпосылок  формирования отношений школьников к окружающей среде необходимо выделить способность ее восприятия, переживания  и осмысления; заинтересованность в  познании, преобразовании и поддержании  среды в оптимальном состоянии; готовность сознательно реализовать  во взаимодействии с внешним миром  общественные и личные цели и таким  образом удовлетворять свои потребности  и стремления. Природоохранительная деятельность определяется знаниями о  природе и обществе, полученными  при изучении географии, биологии, химии  и физики. В опытнической и краеведческой  работе в деятельности бригад и лесничеств учащиеся приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению растительности и животных, приумножению природных богатств. 

В совокупность их практических дел входят посильный уход за растениями и животными, участие в воспроизводстве  естественных ресурсов, забота о земле  и водных источниках, полезащитные и лесозащитные мероприятия. Под  руководством педагогов формируются  навыки рационального природопользования. Нравственная сторона природоохранительного  отношения формируется в действиях  направленных на защиту окружающей среды. Она связана с осознанием общенародной принадлежности, полезности и ценности природы. Формирование нравственных начал  отношения к среде здесь неразрывно связано с ростом заботы о природе, о чистоте водных источников, о  сохранении почвенного слоя, о пресечении действий которые наносят ущерб  окружающей среде. Организованные действия в защиту природы должны приводить  школьников к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты окружающей среды столь  же закономерно должно порождать  стремление охранять среду, готовность к соответствующим практическим действиям. Эксперименты, проведенные  в различных природных условиях, показывают, что на отношения к  природе влияют пол, индивидуальные особенности школьников, место жительства, профессия и образование родителей. По данным исследований, не редко девочки  эмоциональней воспринимаю ландшафт, мальчики же выше ценят возможность  познакомиться с новыми районами природы или заняться спортом. Есть различия в отношении к природе  у сельских и городских учащихся. Не все в равной мере осознают, каково влияние природы на их чувства, мысли, отношения к людям. Отмечается, что  в семьях с меньшим уровнем  образования родителей дети относятся  к природе более прагматично. Рост образованности родителей способствует установлению у детей более богатых  духовных связей со средой. Эти данные показывают, что в педагогической работе следует учитывать влияния  разнообразных социальных факторов на отношения к окружающей среде. Особую роль во взаимодействии школьников с природой играет их индивидуальная избирательность сознательных связей с внешним миром. В деятельности по охране окружающей среды одного интересует содержание, другого – форма, третьего – орудия труда. Часть детей увлечена жизнью леса, другая часть возможностью побыть в лесу с товарищами. Чрезвычайно многообразны познавательные и практические интересы, эстетические вкусы и чувства, индивидуальные оценки различных явлений природы и человеческих действий. Опыт показывает, что сформировать у учащихся бережное отношение к природе может учитель, которого увлекает благородная задача охраны среды, который испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму окружающего мира. Развивая средствами природы духовным мир школьников, они в то же время закаляют детей физически, формируют их волю и характер, воспитывают коллективизм и патриотизм будущих заботливых хозяев родной земли, чем бережнее относится к природе сам учитель, тем сознательнее и ответственнее относятся к ней его воспитанники. Школа испытывает потребность в педагоге – универсале, который глубоко знает не только свой предмет, но и общие закономерности воспитания отношений к природе и людям. 

Развития эстетического  отношения к природе 

Деятельность ребят, организуемая учителями, порождает  и развивает личные впечатления  и чувства, убеждения и интересы. Отображение в сознании природных  явлений возникает в деятельности. Однако оно происходит не автоматически, а под влиянием ее целей и задач, инструкций учителей и воспитателей. Необходимо четко планировать задание  по восприятию и осмыслению окружающих ландшафтов.  Перевод учащихся от наблюдений на прогулках за красотой природы к подобным наблюдениям  во время сельскохозяйственных опытов, при уходе за школьным лесопитомником, а затем к наблюдениям в  ходе производительного труда –  это развернутый педагогический прием целенаправленного обогащения индивидуальных эстетических отношений. Его применение должно вести к  развитию содержания и форм наблюдений за красотой по мере усложнения деятельности и тем самым к общему усложнению непосредственных связей со средой. Научившись наблюдать за окружающей красотой в  процессе труда и осознав возможность  творить с его помощью красоту  во круг себя, школьник иначе воспринимает окружающую среду. Поэтому прогулки и другие виды деятельности иначе, чем  прежде раскрывают перед ним красоту  природы. Как известно, деятельность характеризуется особым содержанием  и своеобразными формами. Она  является системой взаимосвязанных  дел, совокупностью различных действий и приемов (операций). Эти дела, действия и приемы имеют определенную структуру, которая обусловлена внешними, в  частности природными, объектами, а  так же личными интересами школьников и обучением в сочетании с  воспитанием. В структуре деятельности отдельного ученика, как и класса в целом, сочетаются устойчивые (постоянные, часто повторяющиеся) и не устойчивые дела и действия. Соотношение тех  и других поддается педагогическому  контролю и регулированию. В равной мере педагогическое руководство влияет на выбор и чередование во взаимосвязях школьников с природой дел разных видов, разной качественной определенности.

Не всякая деятельность способна прямо выявить эстетические свойства природы для школьников. Чтобы научиться оценивать красоту  форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, симметрию  явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно - логическом. А это значит, что учителя должны вовлекать школьников в наблюдения за свойствами ландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.  

Задача учителя, который  развивает эстетическое отношение  к природе у своих питомцев, заключается прежде всего в том, чтобы нацелить учащихся на встречу  с красотой и организовать соответствующую  познавательную деятельность. Нужно  разработать систему эстетико-познавательных задач и упражнений, организовать ряд эстетически воспитывающих  ситуаций, которые побуждают учеников воспринимать, осмысливать, оценивать  познаваемые объекты как красивые, выразительные и т.д. На первый план в познании следует выдвинуть  эстетические свойства среды, чтобы  пробудить отношение именно к  ним.  Одновременно нужно глубже продумывать возможности педагогического  воздействия на эстетические восприятия, чувства и суждения учащихся через  те виды деятельности, которые связаны  более всего с познанием, выявлением потребительских (в большей мере, чем эстетических) свойств среды, это например, различные промыслы (сбор ягод, грибов, рыбная ловля и  др.), сбор материалов для школьных коллекций, экспедиции по поиску местных стройматериалов, уход за птицами, водоемами, лесом и  т.д. Чтобы выявить эстетические свойства явлений природы в такой  деятельности, надо сделать составной  частью каждого отдельного дела ознакомление с ними. Иначе говоря, в деятельности любого вида должен осуществляться педагогический подход. Он обеспечивает общность деятельности, а так же единство идейно нравственного, трудового, эстетического, физического  воспитания. Таким образом, при воспитании эстетического отношения к природе  в разнообразной деятельности перед  учителем встает двуединая задача. С одной стороны, необходимо организовать специфическую деятельность, непосредственно  открывающую школьникам красоту  природы. С другой – нужно суметь соединить с познанием эстетических свойств среды любую деятельность, в том числе и такую, которая  в силу своей специфики формирует  иные, чем эстетические отношения  к внешнему миру. Например, для формирования умения воспринимать красоту природы  важно, чтобы познавательные задачи ставились достаточно часто. Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, необходимо создавать  регулярно. В их решении должны участвовать  все школьники каждого класса, всех возрастных групп. Чем младше школьники, тем большая роль в таких ситуациях  принадлежит игровым элементам. В подростковой группе на первый план выступает опытническая, поисковая, краеведческая, спортивная деятельность. У старшеклассников ведущую роль получают труд, изучение науки и  искусства. Разнообразное художественное творчество должно охватывать учащихся всех школьных возрастов. В разном возрасте ученики по-разному оценивают  значение одних и тех же дел  для своих связей с природой. В  зависимости от таких оценок изменяются их увлечения, происходит переход от одних дел к другим, возникает  интерес к явлениям, которые раньше не привлекали особого внимания. В  среднем возрасте ученики предпочитают заниматься такими делами как, посадка  деревьев и кустарников, участвуют  в экскурсиях, туристских походах. Престижны  освоения местного рельефа, изучение животных, растений, ловля рыбы. Менее ценятся  участие в охране природы, уход за деревьями, уборка территорий, зарисовки  явлений природы, сбор лекарственных  растений. 

Информация о работе Экологическое воспитание и ликвидация безграмотности