Экологическое воспитание в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:15, курсовая работа

Описание работы

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Работа содержит 1 файл

4 .docx

— 43.06 Кб (Скачать)

 

Систематизируя научную  экологическую литературу при ее обзоре и анализе, можно сформулировать следующие выводы:

 

1) экологическое образование  и воспитание школьников находятся  стадии становления;

 

2) существуют отдельные  программы, концептуальные подходы  педагогических коллективов образовательных  учреждений к организации экологического  образования и воспитания;

 

3) вскрываются отдельные  проблемы экологического образования  и воспитания;

 

4) излагаются методологические  и научно-методические подходы  к организации образования и  воспитания в области охраны  окружающей среды;

 

5) предлагается богатейший  педагогический опыт в области  методики и инновационных педагогических  технологий экологического образования  и воспитания;

 

6) рассматриваются варианты  экологического образования и  воспитания при изучении отдельных  предметов образовательных учреждений;

 

7) отмечается обширная  и разнонаправленная практическая  деятельность педагогов по внедрению  экологических знаний и воспитанию  экологической культуры;

 

8) имеется богатейший опыт  природоохранной деятельности учеников  в ряде коллективов школ, училищ, вузов.

 

Таким образом, по мнению педагогов-новаторов, педагогов-практиков, ученых, педагогов-исследователей, на данном этапе возможно эффективное  экологическое воспитание подрастающего  поколения, формирование высокой экологической  культуры учеников, способных принимать  оптимальные решения по отношению  к природе и обществу, быть ответственными за сохранение жизни на Земле.

 

1.2 Система экологического  образования и воспитания: сущность, принципы, цель, задачи, формы, методы.

 

 Образование и воспитание  школьников в области окружающей  среды является в настоящее  время одним из приоритетных  направлений работы с молодежью.  Чем раньше начинается формирование  экологической культуры у детей,  чем целесообразнее организовать  этот процесс, тем выше эффективность  воспитания. Научная организация  процесса экологического воспитания  требует четкого определения  всех его звеньев, выявления  связей и зависимостей

 

Экологического образования  и воспитания - это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс  формирования системы экологических  знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивает становление  и развитие у личности ответственного отношения к природе как к  универсальной ценности [16]. Таким  образом, основной целью экологического образования и воспитания является формирование экологической культуры школьников. Цель экологического образования  и воспитания обуславливает следующие  актуальные задачи:

 

- усвоение ведущих идей, основных понятий и научных  фактов, на основе которых определяется  оптимальное воздействие человека  на природу и природы на  человека;

 

- понимание многосторонней  ценности природы как источника  материального и духовного развития  общества;

 

- овладение прикладными  знаниями, практическими умениями  и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить  состояние природной среды, принимать  правильные решения по ее улучшению;

 

- выработка умений предвидеть  возможные последствия своей  деятельности в природе;

 

- формирование понятия  о взаимосвязях в природе;

 

- развитие духовной потребности  в общении с природой, осознание  ее облагораживающего воздействия,  стремление к познанию окружающей  природы в единстве с переживаниями  нравственного характера;

 

- формирование стремления  к активной деятельности по  улучшению и сохранению природной  среды, пропаганде природоохранительных  знаний, нетерпимого отношения действия  людей, наносящих вред природе.[14].

 

При этом под экологической  культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

 

- интерес к природе;

 

- знания о природе, взаимосвязях  в природе, воздействии человека  на природу;

 

- чувства эстетические  и нравственные;

 

- позитивная деятельность  и поведение в природе;

 

- мотивы деятельности  в природе гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические,  утилитарные и др.

 

Принципы организации  экологического воспитания:

 

1. Процесс формирования  ответственного отношения к природе  является составной частью общей  системы воспитания, актуальным  ее направлением. 2. Процесс формирования  экологической культуры строится  на взаимосвязи глобального, регионального  и краеведческого подходов к  раскрытию современных экологических  проблем.

 

3. В основе формирования  бережного отношения к природе  лежит единство интеллектуального,  эмоционального восприятия окружающей  среды и практической деятельности  по ее улучшению.

 

4. Процесс формирования  экологической культуры школьников  опирается на принципы систематичности,  непрерывности, и междисциплинарности  в содержании и организации  экологического образования.

 

Систему экологического воспитания составляют звенья:

 

Экологическое воспитание в  семье.

 

Экологическое воспитание в  дошкольных учреждениях.

 

Экологическое воспитание в  школе (в учебной и внеурочной работе)

 

Экологическое воспитание в  детских внешкольных учреждениях.

 

Экологическое воспитание в  лагерях летнего отдыха.

 

Самообразование и самовоспитание.

 

Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают :

 

а) традиционные;

 

б) активные, инновационные.

 

Выделяют:

 

-урок как традиционная  форма ( вводные уроки, тематические  уроки, уроки-лекции, уроки-беседы  и другие).

 

-специальные уроки (самостоятельная  работа учащихся, метод учебных  дискуссий, ролевые игры).

 

-внеклассная и внешкольная  работа (исследовательский метод,  эксперимент, решение экологических  задач).

 

-факультативы, лекции, рассказ,  просмотр кинофильмов.

 

-различные виды экскурсий.

 

-СМИ.

 

Наиболее действенным  средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:

 

- по защите природной  среды (подкормка животных; спасание  животных, попавших в беду; борьба  с мусором; изготовление кормушек  и домиков для птиц, установка  табличек в местах распространения  охраняемых растений);

 

- по предупреждению дурных  поступков в природе и борьбе  с ними (участие в "зеленом"  и "голубом" патрулях, рейдах  в природу);

 

- по улучшению природной  среды (посадка растений, озеленение  склонов, расчистка леса от  сушняка);

 

- по пропаганде и разъяснению  идей охраны природы (беседы  с товарищами, родителями, взрослыми,  изготовление плакатов, выпуск стенгазет,  подготовка радиопередач);

 

- по сохранению и использованию  эстетических ценностей природы  (сбор природного материала, изготовление  панно, поделок из природного  материала).

 

Основным критерием эффективности  работы по формированию экологической  культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника  понимание того, что человек принадлежит  природе и его долг и обязанность  заботиться о ней.

 

 Глава 2.

 

Формирование ведущих  экологических идей в природоохранном  воспитании школьников.

 

2.1 Идея целостности природы  в биосфере и взаимосвязи всех  ее компонентов.

 

Природа -- это единственная книга с великим содержанием  на каждом листке.

 

И. В. Гете.

 

Не то, что мните вы, природа,

 

Не слепок, не бездушный  лик --

 

В ней есть душа, в ней  есть свобода,

 

В ней есть любовь, в ней  есть язык.

 

Ф. Тютчев.

 

Основные законы экологии (по Коммонеру):

 

 Все связано со всем.

 

 Все должно куда-то  деваться.

 

 Природа знает лучше.

 

 Ничто не дается  даром. 

 

1. Все связано со всем.

 

На планете Земля совершает  свой путь великое множетво жизней. Все они взаимосвязаны, образуют единую общую систему, и значит, человечество едино с природой, само человечество тоже едино. Не может быть хорошо одним  людям, когда плохо другим.

 

2.Все должно куда-то  деваться.

 

В природе нет такого понятия, как "мусор". Отходы живых организмов, останки одних служат пищей другим. В результате "все возвращается на круги своя". Не надо думать, сто  если какая-то вещь стала ненужной и  ее выбросили на помойку, то она как  бы исчезла. Ничто не исчезает бесследно, оно лишь перемещается, меняя свою форму.

 

3. Природа знает лучше.

 

В течение нескольких миллиардов лет формировалась земная природа. Это огромный период времени. Примерно 10000 лет назад возникла человеческая цивилизация. Проходили века, и человек  вообразил, что он по своему желанию  может "улучшать природу", меняя  ее. К сожалению, это не так. Он не учел того, что взаимосвязи живой  природы невообразимо сложны. А поэтому и получилось, что вмешательство в природу приводило не к ее улучшению, а наоборот, к ухудшению. Нельзя допускать больших изменении природы, нужно обращаться с природой бережно, внимательно, осторожно. 4. Ничто не дается даром.

 

Любая природная система - это единое целое. Если начать что-то улучшать то при этом, что-то обязательно  ухудшится. Выигрыш в одном связан с проигрышем в другом. Если человек  берет что-то у природы, он должен как-то возместить, иначе возмещать  придется нашим потомкам. Выделяют следующие уровни организации живого:

 

Ген- клетка- ткань- орган -организм- популяция- биоценоз- биогеоценоз- биом- биосфера- ноосфера. Современная экология изучает жизнь, интегрированную  в биологические системы более  высокого ранга, чем организм.

 

Экология исследует три  основных уровня организации живой  материи: отдельные особи, популяции, сообщества. Изучая особи, экология исследует, как влияют на организмы абиотические и биотические факторы и наоборот. На уровне популяций изучаются свойства популяции (численность, плотность, возрастной и половой состав, пространственная структура, рождаемость, смертность), динамика регуляции численности популяции. Экология сообществ рассматривает  состав и структуру сообществ, закономерности функционирования, трансформацию вещества и энергии.

 

В конце XX века экология превратилась в одну из ведущих наук. Это обусловлено  тем, что решение проблем, связанных  с рациональным использованием природных  ресурсов биосферы, возможно только с  экологических позиций.

 

 Экология как наука  является теоретической основой  охраны природы. Она изучает  принципы и законы, определяющие  типы объединения организмов, потоки  вещества и энергии через трофические  уровни, закономерности функционирования  экосистем и биосферы в целом.  Велико разнообразие особей, населяющих  биосферу. Растительный мир представлен  500 тысячами видов, животный мир  около 1.5 миллионов видов. 

 

Зеленым растениям принадлежит  особая космическая и земная роль. Климент Аркадьевич Тимирязев писал: "Когда где-то на Землю упал луч  Солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зелёную былинку пшенично-ростка... Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу. И в той  или иной форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Этот луч Солнца согревает нас…быть может, в эту минуту он играет в  нашем мозгу".

 

Растения освобождают  воздух от углекислого газа, обогащая его кислородом и , являясь продуцентами (автотрофамй), т.к. только они способны образовать из неорганических веществ  органические соединения, от которых  зависит существование всех остальных  форм жизни. Значительная часть энергии, запасенная в процессе фотосинтеза, необходима самому растению для поддержания  жизненных процессов, построения собственного тела. Часть ее передается животным с растительным кормом. В результате то, чем питается человек, имеет растительное происхождение [16].

 

Мы привыкли представлять нефть, газ, торф, бурый и каменный уголь как нечто, связанное только с геологией, между тем у них  чисто растительное происхождение. Надо признать, что именно растёния управляют нашими автомобилями, обогревают наши дома, участвуют в производстве промышленных товаров. Однако и этим не ограничивается зависимость человека от растений. История начала человеческой цивилизации -- это история окультуривания растений. Каждый центр цивилизации  базировался на своей собственной  растительной культуре: Египет и Месопотамия- на пшенице, Китай-- на рисе, майа и ацтеки -- на кукурузе,, инки - на кукурузе и  картофеле. Растения являются окружающей средой для человека. Это источник технического и лекарственного сырья, стройматериалов. Многие растения стали  объектами и изучения бионики  в целях использования особенностей их строения в технике. Полый стебель (соломинка) подсказал идею создания опорных столбов и свай.

Информация о работе Экологическое воспитание в начальной школе