Экология Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:30, реферат

Описание работы

Экологическая ситуация - "зеркало", в котором отражается уровень социально-экономического развития страны и вместе с тем уровень научных знаний, уровень развития общественного сознания.
Москва - столица нашей Родины - России, крупнейший мегаполис в центре нашей великой страны. На территории Москвы площадью 107,1 тыс. га проживает в настоящее время 8,9 млн. человек; размещается более 7 тыс. предприятий производственной сферы (промышленных, строительных, связи), около 500 энергетических объектов; автотранспорт столицы насчитывает около 2 млн. единиц.1

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
АНТРОПОГЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА КЛИМАТ ГОРОДА И СОСТОЯНИЕ ЕГО ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ
Антропогенные изменения погодных условий в городе Москве
Загрязнение атмосферного воздуха
СОСТОЯНИЕ ВОДНОГО БАССЕЙНА ГОРОДА МОСКВЫ
Водоснабжение города Москвы
Состояние поверхностных вод в черте города Москвы
Состояние подземных вод
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

эко сост москвы.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. ВВЕДЕНИЕ 
  2. АНТРОПОГЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА КЛИМАТ ГОРОДА И СОСТОЯНИЕ ЕГО ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ
    1. Антропогенные изменения погодных условий в городе Москве
    2. Загрязнение атмосферного воздуха
  3. СОСТОЯНИЕ ВОДНОГО БАССЕЙНА ГОРОДА МОСКВЫ
    1. Водоснабжение города Москвы
    2. Состояние поверхностных вод в черте города Москвы
    3. Состояние подземных вод
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  5. ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Экологическая  ситуация - "зеркало", в котором  отражается уровень социально-экономического  развития страны и вместе с тем уровень научных знаний, уровень развития общественного сознания.

 Москва - столица  нашей Родины - России, крупнейший  мегаполис в центре нашей великой  страны. На территории Москвы  площадью 107,1 тыс. га проживает  в настоящее время 8,9 млн. человек;  размещается более 7 тыс. предприятий производственной сферы (промышленных, строительных, связи), около 500 энергетических объектов; автотранспорт столицы насчитывает около 2 млн. единиц.1

 Исключительно  высокая плотность населения,  сложная система организации хозяйства и концентрация его на сравнительно небольшой территории требуют решения многих задач: экономических, социальных и, конечно, экологических.

 Географически  Москва сложилась в виде амфитеатра, когда при плотно застроенном  и заселенном, но сравнительно невысоком по рельефу центре сформировалась более высокая и в настоящее интенсивно освоенная периферия на юге и севере города. С точки зрения экологии такая организация территории крайне неблагополучна. Вытеснение озелененных территорий промышленной и жилой застройкой наряду с тепловым и химическим загрязнением также существенно осложнило экологическую ситуацию в Москве.

 Бурное промышленное  развитие Московского региона  в XX веке, рост города и окружающих  его городов-спутников, образующих  огромную столичную агломерацию, рост численности населения - обусловили высокий уровень давления на окружающую природную среду, следствием чего явилось истощение природных ресурсов, местами коренное изменение естественных природных ландшафтов, возникновение острейших экологических проблем.

 Таким образом,  совокупность техногенных, градостроительных  и физических факторов накладывает  свой отпечаток на состояние  окружающей природной среды города  Москвы.

 Литература  об экологии Москвы, представленная  в данной работе ("Экологические экскурсии по Москве" К. В. Авиловой и М. С. Орлова, "Вода и воздух Москвы" С. А. Ушакова и Н. Г. Комаровой, "Экологические проблемы Москвы за 150 лет" Э. А. Лихачевой и Е. В. Смирновой и др.), дает возможность осознать важность экологической проблемы и ответственность каждого из нас, жителей Москвы, за состояние дел в нашем городе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНТРОПОГЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА КЛИМАТ ГОРОДА И СОСТОЯНИЕ  ЕГО ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ

 

Антропогенные изменения погодных условий в  городе Москве

 

 В Москве, как и в других больших городах мира, естественно-погодные условия в значительной степени подвержены воздействиям самого города, его сложного хозяйства. Внутри города наблюдаются микроклиматические различия, обусловленные территориальной застройкой, размещение промышленных установок, характером подстилающей поверхности, рельефом.

 Москва оказывает  существенное воздействие на  метеорологические и радиационные  характеристики атмосферы, прежде  всего на температуру воздуха.  В центральной части города  температура воздуха в среднем  и в январе и в июле примерно на 1 - 2о выше, чем на окраинах. "Остров тепла" - типичное явление для больших городов. Связано оно с интенсивной теплоотдачей зданий, автотранспорта, огромных территорий, покрытых асфальтом, тепловыми потерями на городских объектах.

 Отмечается  также увеличение интенсивности  и повторяемости осадков над  городом, обусловленное эффектом "препятствия" и антропогенного  загрязнения атмосферы. Метеорологические  условия над Москвой почти  во все сезоны года неблагоприятны  для рассеивания примесей в атмосфере, многие из которых обладают гигроскопичностью и образуют ядра конденсации. Повышение концентраций вредных веществ в атмосфере города чаще всего связано с сочетанием приземных инверсий и слабого ветра (0 - 1м/сек).

 Анализ распределения по городу сумм осадков за зиму и лето показывает увеличение в Москве осадков на подветренной (восточной) стороне города зимой примерно на 50%, летом - на 15%. Причины увеличения осадков в городах - это "остров тепла" и связанные с ним восходящие потоки воздуха, эффект препятствия (над шероховатой поверхностью города фронтальные воздушные потоки замедляют движение) и загрязнение атмосферы, особенно теми выбросами, которые ведут к образованию активных ядер конденсации и сублимации водяного пара. Источник таких ядер - выбросы металлургических заводов, а также свинец, содержащийся в выхлопных газах автотранспорта. Самые сильные ливни и град обычно выпадают в центре Москвы.

 Влияние  города проявляется также и  на химическом составе осадков.  В целом, по расчетам, количество серы, вносимой в почву в условиях города, в 4 - 5 раз больше, чем в сельской местности, что может привести к нарушению баланса серы в почве. Снег является накопителем выпадающих зимой загрязнений. Установлено, что концентрация ионов хлора, серы, кальция и гидрокарбонат ионов резко снижается при увеличении расстояний от шоссейных дорог, и в то же время концентрация ионов магния, натрия, калия и ионов аммония практически не меняется по мере удаления от дорог. Этот факт следует учитывать при планировании застройки вблизи транспортных магистралей.

 Город значительно  влияет на ветровой режим. В  пригороде повторяемость сильного  ветра практически вдвое больше, чем в городе - эффект плотности  застройки города и радиально-кольцевого  расположения улиц. Последний фактор порождает особую систему ветров внутри Москвы - "городские бризы" с окраин в центр города.

 Недоучет  ветрового режима привел к  тому, что появились микрорайоны,  где скорость ветра не снижается,  как это бывает обычно в  условиях города, а увеличивается на 20% и более, когда на торцевых разрывах между зданиями происходит сильное сужение потоков воздуха (Крылатское, Нагатинская набережная), в результате создаются условия дискомфорта. Город, наряду с изменениями других характеристик воздушных масс, трансформирует их оптические свойства.

 В больших  городах под влиянием антропогенных  факторов наблюдается меньшее  значение альбедо подстилающей  поверхности. Причина этого, с  одной стороны, загрязнение подстилающей  поверхности, особенно снега,  а с другой - "потемнение" поверхности в результате закрытости горизонта в условиях города.

 Накопление  примесей в атмосфере города, обусловленное слабым ветром  и инверсией, усиливается в  условиях тумана. В городе чаще  всего наблюдаются радиационные  туманы в связи с наибольшим прогревом воздуха над городом. Капельки тумана, сливаясь с загрязняющими веществами в атмосфере, часто образуют так называемый "смог".

 Итак, систематическое  исследование метеорологического  и радиационного режима Москвы  позволило выявить значительное влияние большого города на местный климат. Многие его характеристики заметно изменились. Повышение среднегодовой температуры воздуха можно объяснить дополнительным потоком тепловой энергии за счет городских источников излучения. Рост города вширь, застройка новых микрорайонов приводит к увеличению шероховатости подстилающей поверхности, в результате чего уменьшается скорость ветра.

 При затрудненном  воздухообмене внутри города  создаются неблагоприятные условия  для очищения воздушного бассейна  от городских аэрозолей, что проявилось в заметном возрастании фактора мутности атмосферы даже в относительно чистом юго-западном районе Москвы. Этот фактор, а также обнаруженная тенденция роста балла облачности сказались на уменьшении прихода солнечной радиации, особенно в ультрафиолетовой (УФ) области спектра, что неблагоприятно отразилось на природных условиях жизни городского населения, которое уже недополучает 13% наиболее активной УФ-радиации по сравнению с сельскими жителями.

 В последние  годы наметилась тенденция возрастания доли кислотных дождей. Увеличение промышленной нагрузки, особенно на юго-востоке Москвы, приводит к значительному росту уровня загрязнения воздуха не только в данном районе, но и в городе вообще.

 

Загрязнение атмосферного воздуха

 

 Сравнительный анализ среднегодовых концентраций основных загрязняющих веществ в атмосфере Москвы и ряда зарубежных городов (Лондон, Дели, Париж, Франкфурт, Токио, Берлин) показал, что Москва находится не в самом худшем состоянии.2

 Данные наблюдений  показывают, что общая загрязненность атмосферного воздуха г. Москвы различными веществами продолжает возрастать, по большинству показателей ПДК. В значительной мере это связано с увеличением объемов выбросов в атмосферу от автотранспорта, количество которого в Москве постоянно растет.

 На всей  территории Москвы атмосферный  воздух загрязнен оксидами азота  в масштабах, значительно превышающих  допустимые санитарно-гигиенические  нормативы. Основная причина - значительные выбросы оксидов  азота автотранспортом и крупными  энергетическими объектами (ТЭЦ, РТС и др.). Особенно большие разовые концентрации оксидов азота отмечаются вдоль крупных транспортных магистралей в центре города, в юго-восточном и южном округах - на Садовом кольце, Варшавском шоссе, Можайском шоссе, в районах скопления автотранспорта у Курского и Центрального автовокзалов.

 Средний  уровень содержания оксидов углерода  в воздухе города, который за  период 1990-93гг. снизился до ПДК,  в последнее время начинает  возрастать. Основным поставщиком  оксидов углерода на улицы города является автотранспорт.

 Среднегодовые  концентрации пыли, диоксидов серы, сероводорода, фенола, сажи, цианистого  водорода, ксилола, толуола - этих  вредных специфических веществ  в атмосферном воздухе Москвы  в целом не превышает ПДК.  Правда, в отдельных районах города, например, в микрорайонах Орехово-Борисово, Братеево под воздействием выбросов нефтеперерабатывающего завода концентрации ксилола, толуола, фенола и сероводорода в последние годы неоднократно превышали ПДК.

 Основными  источниками загрязнения воздушной среды города Москвы являются; автотранспорт, предприятия энергетики, нефтеперерабатывающей промышленности, а также черной и цветной металлургии, в выбросах которых содержатся высокотоксичные вещества: свинец, бенз(а)пирен и диоксины.

 Рост автомобильного парка города, и прежде всего числа личных легковых автомобилей, поддерживает устойчивую тенденцию возрастания загрязнения атмосферного воздуха города.

 Другой причиной  ухудшения состояния воздуха  в городе является слабо осуществляемый  контроль за качеством нефтепродуктов, в том числе моторного топлива.

 Существенно  сказывается резкое ухудшение  технического состояния подвижного  состава всех автобусных парков  города, а также плохое качество  дорог, низкие темпы дорожно-строительных  работ, в результате чего пропускная способность более чем 80% улиц и магистралей центра города исчерпана почти полностью, и как следствие - резко возросли концентрации оксида углерода и оксидов азота в атмосфере города.

 Для улучшения  положения с автотранспортом,  уменьшения доли его выбросов в загрязнении атмосферы города, прежде всего, необходимо добиваться снижения токсичности выхлопных газов автомобилей. Предлагается введение кислородсодержащих добавок к бензину, оснащение автотранспорта с бензиновыми двигателями окислительными нейтрализаторами и противодымными фильтрами. Частично решает проблему перевод автомобильного парка города с бензина на сжатый газ; оснащение автопредприятий газоаналитической аппаратурой.

 Среди промышленных  предприятий - главных загрязнителей атмосферы города - в первую очередь должен быть назван московский нефтеперерабатывающий завод, работающий на ухтинской нефти с содержанием серы 0,980% и смеси татарской и западно-сибирской нефти с содержанием серы 1,3%. Основные вещества, выбрасываемые этим предприятием в атмосферу: углеводороды, оксид углерода, сернистый ангидрид, диоксид азота.

 В южном, юго-восточном  и восточном административных  округах размещаются предприятия,  вносящие наибольший вклад в  загрязнение атмосферы Москвы (ЗИЛ,  Московский коксогазовый завод, АЗЛК, предприятия "Асфальтобетон", "Изолит", "Кулон", "Элма" и многие другие). Многие из них имеют литейное и лакокрасочное производства, гальванические цеха, свои ТЭЦ. Помимо газообразных выбросов в воздух попадают значительные количества мельчайших частиц опасных для здоровья человека тяжелых металлов.

 Среди стационарных  источников загрязнения атмосферного  воздуха города Москвы наибольший  объем выбросов дают предприятия  энергетики, являющиеся главными  поставщиками оксидов азота и  пыли (зола) в атмосферу города3.

Информация о работе Экология Москвы