Экология Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:03, реферат

Описание работы

Санкт-Петербург - важнейший промышленный, культурный научный центр России, четвертый по населенности город Европы и самый северный из крупнейших городов мира. По мнению специалистов, к настоящему времени в городе довольно сложная экологическая ситуация. Территория города и области отличается высокой техногенной нагрузкой на окружающую среду среди регионов европейской части страны по комплексу показателей экологической опасности, что и обуславливает его проблемы. Более 40 % территории Санкт-Петербурга занимают промышленные предприятия и обслуживающие их структуры.

Содержание

1. Экология промышленных районов Санкт-Петербурга
2. Влияние автомобильного транспорта на состояние воздуха
3. Влияние строительства промышленных объектов
4. Программа "Чистый город"
5. Уровень загрязнения воздуха в Санкт-Петербурге
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Экология Санкт-Петербурга.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

ВНИМАНИЕ!

Материалы данного файла  могут быть использованы без ограничений  для написания  собственных работ  с целью последующей  сдачи в учебных  заведениях.

Во  всех остальных случаях  полное или частичное  воспроизведение, размножение  или распространение  материалов данного файла допускается только с письменного разрешения автора. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              Реферат на тему: 

Экология  Санкт-Петербурга 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2003 
 
 
 

Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 

 

1. Экология промышленных районов Санкт-Петербурга.

 

      Санкт-Петербург - важнейший промышленный, культурный научный центр России, четвертый  по населенности город Европы и самый северный из крупнейших городов мира. По мнению специалистов, к настоящему времени в городе довольно сложная экологическая ситуация. Территория  города и области отличается высокой техногенной нагрузкой на окружающую среду среди регионов европейской части страны по комплексу показателей экологической опасности, что и обуславливает его проблемы. Более 40 % территории Санкт-Петербурга занимают промышленные предприятия и обслуживающие их структуры. Почти 1000 крупных индустриальных объектов загрязняют городскую среду. Современная экологическая обстановка в регионе является следствием существования на протяжении десятков лет системы хозяйствования, тех принципов и установок, которые были заложены в основу. Причины создавшейся экологической ситуации заключаются в том, что в стране отсутствовала экологическая ориентация в развитии производительных сил, в производстве преобладали водо-, ресурсо- и энергоёмкие технологии, существовало раздельное планирование и управление экономическими, социальными и природоохранными процессами, материально - техническая база была неудовлетворительна (коэффициент износа оборудования нередко составлял 50 %), а несовершенство действующих нормативных и законодательных актов и низкий уровень природоохранных затрат

дополняли отрицательное  действие на окружающую среду. 

         Сегодня самыми серьёзными проблемами Санкт-Петербурга остаются отходы и состояние воздуха. Приоритетным загрязнителем являются автотранспорт и предприятия топливно-энергетического комплекса, металлургии и металлообработки (см. Таблицы 1 и 2). 

ТАБЛИЦА №1.

Выбросы загрязняющих веществ  в атмосферу города. 

Выбросы, тыс. тонн 1987 1990 1993 1994 1995 1996
Всего 633 436 229 104 152 138
в т. ч. :
Твердые вещества 51 35 18 14 11 11
Оксид углерода 338 224 91 11 67 61
Диоксид азота 66,5 57,5 41 28 31 31
Диоксид серы 85 63 53 42 19 15
 
 

ТАБЛИЦА №2.

Динамика  изменения концентрации примесей в воздухе  Санкт-Петербурга. 

Загрязняющие  вещества ПДК ср. с. мг/м  куб. Среднегодовые концентрации
    1992   1993 1994 1995 1996
Пыль  0,5 1,0 1,3 1,3 1,3 1,2
Диоксид серы 0,005 0 0,2 0,1 0 0
Оксид углерода 1,0 0 0,3 0,3 0 0
Диоксид азота 0,04 1,8 2,0 1,8 1,8 1,9
Фенол 0,003 0 1,3 2,8 3,2 2,7
Хлористый водород 0,02 0,02 0,8 0,4 0 0
Аммиак 0,04 2,0 1,0 0,9 1,0 1,1
Формальдегид 0,003 1,3 2,3 1,3 1,6 1,1
Окись азота 0,06 0 1,2 0,3 0 0
 
 
 

        В прошлом году количество автомобилей  в нашем городе выросло на 300 тысяч. Учитывая что транзитное число автомобилей в городе достигло 1,5 (полутора миллионов). Вклад автотранспорта в загрязнение атмосферы составляет 77 %. Только в пришлом году выброшено в воздух более 200 тысяч тонн вредных веществ. Самыми грязными сегодня являются Центральный, Фрунзенский, Колпинский, Красносельский, Василеостровский районы. 

ТАБЛИЦА №3.

Санитарно-гигиеническая характеристика наиболее загрязненных зон на территории Санкт-Петербурга. 

Зона  Границы района Повышение концентрации загрязняющих в-в в воздухе (кол-во раз).
Особо неблагоприятная             Василеостровский  р-он, р. М. Нева, Малый пр., пр. Кима Меркаптан-5, фенол-3, двуокись азота-6, соляная кислота-7.
Особо неблагоприятная Василеостровский  р-он, р.Б.Нева, 22-23-линии, Большой пр. Меркаптан-5, ксилол-9, двуокись азота-11, марганец-3,5
Особо неблагоприятная Выборгский  р-он, р.Б.Невка, граница Калининского и Приморского р-нов Углеводороды-4, двуокись азота-2,8,ксилол-4,7,пыль-4,6
Неблагоприятная Дзержинский р-он Двуокись азота-1,5
Особо неблагоприятная Калининский р-он, гр-ца с Выборгским р-ном, Свердловская наб., Полюстровский пр. Двуокись азота-30, марганец-3, сернистый газ-5
Особо неблагоприятная Кировский р-он, гр-ца с Ленинским, Московским пр., внутр.ж.д  полукольцо, о-в Гутуевский Меркаптан-25, свинец-10, ацетон-28, ксилол-14, сернистый газ-5
Неблагоприятная Внутр. Ж.д. полукольцо, Краснопутиловская ул., р.Красненькая Марганец-9, свинец-10, сернистый газ-36, ксилол-14, ацетон-28
Особо неблагоприятная Красногвардейский р-он, Б. Пороховская ул., пр. Металлистов, р. Охта, р. Оккервиль, внутр. Ж.д. полукольцо Марганец-48, пыль-4, окись углерода-1,6
Особо неблагоприятная Куйбышевский  р-он, Загородный пр, Разъезжая ул., Лиговский  пр., Звенигородская ул. Свинец-30, пыль-1,5, двуокись азота-7, ксилол-13
Особо неблагоприятная Ленинский пр., гр-ца Кировского и Московского р-нов, пр. Огородникова, наб.Обводного канала, Измайловский пр., 12-я Красноармейская ул. Свинец-2,5, фенол-8, серная кислота-2, ацетон-3,5
Особо неблагоприятная 
 
Московский  р-он, гр-цы Фрунзенского, Ленинского, Кировского р-нов, ул. Решетникова Альдегид-35, фенол-7, ксилол-15,щелочь-27
 
 
Особо неблагоприятная
 
Октябрьский р-он, Новоадмиралтейский пр., Матисовы о-ва, Лоцманская
 
 
Двуокись  азота-1,5, сернистый газ-2,8, пыль-1,5
Особо неблагоприятная Смольнинский  р-он, Лиговский пр., наб. Обводного  канала, река. Монастырка, Невский пр., Гончарная ул. Сернистый газ-20, фенол-60, двуокись азота-23, хром ангидрид-16
Особо неблагоприятная 
Фрунзенский р-он 
Свинец-3, акролеин-17, уайт-спирит-14, хром ангидрид-16 

 

2. Влияние автомобильного транспорта на состояние воздуха.

 

      Автомобильными  двигателями выделяются в воздух города более 95 % оксида углерода, около 65 % углеводородов и 30 % оксидов азота. Кроме того, входящий в состав воздуха  азот при высокой температуре  и давлении в цилиндрах двигателя  реагирует с остаточным кислородом. В результате образуются оксиды азота - ещё одна вредная составляющая выхлопных газов.

      Автомобиль  загрязняет атмосферный воздух не только токсичными компонентами отработанных газов, Парами топлива. но и продуктами износа шин, тормозных накладок. В атмосферный воздух постоянно поступают пары топлива из баков, наиболее заметных в летний период в местах массовых стоянок автомобилей. Наибольший ущерб здоровью наносят машины, стоящие в непосредственной близости от жилых зданий.

      В  Санкт-Петербурге автомобильный транспорт ежегодно выбрасывает в атмосферу около двухсот тонн загрязняющих веществ. По официальным данным, вклад машин в насыщение воздуха вредными примесями превышает 70 %. Наиболее загрязнёнными считаются Василеостровский, Калининский, Центральный и Колпинский районы. Естественно, это не может не сказываться на здоровье населения. Только за пять лет, с 1995 по 2000 год, страдающих бронхиальной астмой среди маленьких петербуржцев стало больше на 20 %, болезнями эндокринной системы - на 15 %, онкологическими заболеваниями- на 67 %. По данным санитарных врачей, в 12 районах города каждый второй житель испытывает на себе негативное воздействие загрязнённого воздуха. Это выражается в кашле, затруднённом дыхании, общем ухудшении самочувствия. В некоторых наиболее неблагоприятных местах страдают до 88 % населения.

      Если  бы питерские автобусы ( но не изрыгающие клубы дыма, а новые ), трамваи  и троллейбусы ходили бесперебойно, то очень многие, говорят, предпочли  бы их личным автомобилям. В Европе, например, для городского транспорта, включая такси, выделены отдельные полосы движения. В результате - меньше пробок, а пассажиры могут четко рассчитать время до прибытия в пункт назначения. А ведь именно в пробках, когда машины то тормозят, то снова трогаются, бензиновые и дизельные двигатели наиболее опасны. Причем больше других загрязняют воздух грузовики и автобусы. Но лишь к 2007 году власти Санкт-Петербурга почти полностью обновили автобусный парк.

      Санкт-Петербург  решил построить современную  магистраль вокруг города, которая уже получила название К А Д ( Кольцевая автомобильная дорога ). Когда кольцо замкнётся, по нему пойдёт весь транзит, а также часть городского транспорта. После окончания строительства, состояние атмосферы в Санкт-Петербурге должно улучшиться в полтора раза. Общая протяжённость трассы составит 130 км, расчётная скорость движения-120 км/ч.

      С таким солидным приобретением петербуржцев можно поздравить. Однако хочется  предостеречь от ошибок, допущенных на московском кольце( МКАД ). Внимательные автомобилисты наверняка заметили, что огромное количество деревьев, расположенных вблизи дороги, превратилось в настоящих мутантов. Листья на них растут не на ветках, а по стволу. Особенно эти уродцы заметны на северном участке- от Волоколамского до Дмитровского шоссе. Причины две. Первая - безнадежная загазованность прилегающих к МКАД территорий. Но оказывается, что еще более опасны для зелёных насаждений химикаты, которыми дорожные службы до последнего времени щедро поливали обледеневший асфальт. Возможно, городу на Неве следует пойти по пути своих соседей финнов, которые в большинстве случаев вовсе не пользуются вредными веществами для растапливания снега, а просто его утрамбовывают. Правда, для этого требуется ввести закон, запрещающий эксплуатацию автомобилей без зимних шин с шипами. Но что-что, а запрещать у нас умеют.

      Кроме строительства КАД в Санкт-Петербурге разрабатывают проект автоматизированного  контроля за состоянием воздуха и  перераспределения транспортных потоков. Подобный проект уже реализуется в Англии, отличающейся самой высокой в мире интенсивностью дорожного движения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

3. Влияние строительства промышленных объектов.

       

      В Санкт-Петербурге и области предусмотрено  осуществление ряда крупных проектов развития инфраструктуры - энергетики, транспорта, водоснабжения и водоотведения, защитных сооружений города от наводнений и др. Это безусловно повлечет дополнительную антропогенную и техногенную нагрузку на окружающую природную среду и здоровье населения. Единство природы требует комплексного рассмотрения воздействия последствий реализации крупных проектов на почвы, растительность, воздух, пресные, морские, и подземные воды, животный мир, а через них на здоровье человека. Особо следует отметить необходимость оценки взаимного влияния и эффекта совместного воздействия многих из проектов на окружающую среду, что невозможно учесть при разработке каждого из них в отдельности.

      Что же это за проекты? Это прежде всего  создание Российского транспортно - технического портового комплекса ( РТТПК ) на побережье Финского залива, который до конца не проработан, и высокоскоростная пассажирская железнодорожная магистраль Санкт-Петербург  -  Москва (ВСМ).Эти проекты безусловно должны благотворно сказаться на развитии города, улучшив его экономико-географическое положение. Однако, негативные социальные и экологические последствия могут возникнуть на стадии строительства и эксплуатации ВСМ и при авариях на нефтепроводе при строительстве и эксплуатации РТТПК. Кроме двух отмеченных, следует указать и другие проекты, быть может не столь масштабные, как упомянутые, но имеющие важное значение для устойчивого развития региона. Это - планируемая реконструкция нефтеналивного района Санкт - Петербургского морского порта, строительство Северо-Западной ТЭЦ, спроектированной по современным для тепловых станций технологиям, завершение затянувшегося строительства комплекса

Информация о работе Экология Санкт-Петербурга