Экология в древних странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:35, реферат

Описание работы

Человек тесно связан с окружающей средой происхождением, материальными и духовными потребностями. Масштабы и формы этих связей неуклонно росли от локального использования отдельных природных ресурсов до практически полного вовлечения ресурсного потенциала планеты в жизнеобеспечение современного промышленно развитого общества.

Содержание

Цели, задачи,эпиграф…………….……………………….……………....2
Актуальность……………………………………………….…………..…2
Введение…………………………………………………….……………..3
Природа и человек в Древнем Риме……………………….…………….4
Природа и человек в Древней Греции …………………….…………….5
Природа и человек в Древнем Китае…………….………………………6
Природа и человек в Древнем Египте ……………….…………….……7
Заключение…………………………………………….………………….8
Список используемой литературы……………………………….…….10
Приложение…………………………………………………………..….11

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 820.78 Кб (Скачать)

Содержание

 

Цели, задачи,эпиграф…………….……………………….……………....2

Актуальность……………………………………………….…………..…2

Введение…………………………………………………….……………..3

Природа и человек в Древнем  Риме……………………….…………….4

Природа и человек в Древней Греции …………………….…………….5

Природа и человек в Древнем  Китае…………….………………………6

Природа и человек в Древнем Египте ……………….…………….……7

Заключение…………………………………………….………………….8

Список используемой литературы……………………………….…….10

Приложение…………………………………………………………..….11 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпиграф:    "…Более,  чем   дети  о своей матери,

                        должны граждане   заботиться  о 

                        родимой  земле,  ведь она   богиня -

                      добытчица   смертных  созданий…"

                                                                                         (Платон).    

Цели проекта:  1. Расширить знания о б экологии  Древнего мира; 
   2. Сделать выводы о том как поменялась экология с древних времен до нашего времени

Задачи: 1. изучить научную литературу по данному вопросу;  

                2.защитить проект. 
Актуальность: Многие учащиеся не имеют представления об экологии Древнего мира, а так же как древние люди находили решение тех или иных экологических проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Человек тесно связан с окружающей средой происхождением, материальными и духовными потребностями. Масштабы и формы этих связей неуклонно росли от локального использования отдельных природных ресурсов до практически полного вовлечения ресурсного потенциала планеты в жизнеобеспечение современного промышленно развитого общества. 
   С возникновением человеческой цивилизации появился новый фактор, влияющий на состояние биосферы. Он достиг огромной силы в текущем столетии, особенно в последние десятилетия. По масштабам своего воздействия на природу 6 млрд наших современников равны примерно 60 млрд людей каменного века, а количество высвобождаемой человеком энергии скоро может стать сравнимой с энергией, получаемой Землей от Солнца. Человек, развивая производство, переделывает природу, приспосабливает ее к своим потребностям, и чем выше уровень развития производства, чем совершеннее техника и технология, тем больше степень использования сил природы и загрязнения окружающей среды. 
    Еще в Древнем Риме и Афинах римляне отмечали загрязнение вод Тибра, а афиняне - загрязнение вод афинского порта Пирея, принимавшего корабли со всей тогдашней ойкумены, т.е. территории земного шара, заселенной человеком. 
    Римские поселенцы в провинциях Африки жаловались на оскудение земель вследствие эрозии почв. На протяжении многих столетий искусственные, т.е. антропогенные, источники загрязнения окружающей среды не оказывали заметного воздействия на экологические процессы. Наиболее развитыми в те времена были производства металлов, стекла, мыла, гончарных изделий, красок, хлеба, вина и т.д. В атмосферу выделялись такие соединения, как окислы углерода, серы и азота, пары металлов, особенно ртути, в водоемы шли отходы красильных и пищевых производств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природа и человек  в Древнем Риме

Началось  все с маленького  поселения  в  Лациуме, и это  поселение Рома,  Рим - распространило свою власть не только на земли соседей, на территории Италии, но и на прилегающие  обширные страны.  Уже тогда, в  древности, современники искали  объяснения этим впечатляющим достижениям: историки и поэты видели их причины главным  образом в силе римского оружия, в героизме римлян, но обращали внимание и учитывали также важную роль географических условий, которым этот край, в особенности низины Северной Италии, был обязан своими обильными  урожаями и богатствами.  
          Климат  и температура страны  отличаются   большим разнообразием,, чем и вызываются  величайшие  изменения…  животного и растительного мира и вообще  всего,  что полезно для поддержания жизни… На долю Италии  выпало  еще следующее преимущество: так как Апеннинские горы  тянутся   по всей длине и оставляют по обеим сторонам равнины и плодоносные холмы. 
   Нет ни одной части страны, которая ни пользовалась бы богатствами горных и равнинных местностей.  К этому следует добавить множество больших   рек и озер, и сверх того,  во многих  местах   еще и источники горячих и холодных вод,  самой природой созданные для здоровья, а особенно обилие всевозможных  рудников. 
       Без человеческих усилий все выгоды географического положения Италии остались бы нереализованными и Рим не смог бы достичь того могущества  и славы. Считалось,  что  греки  при  основании городов особенно удачно достигали  цели, стремлением к красоте, неприступности,  наличию плодородной  почвы  и  гаваней,  то римляне как раз  заботились о том,  на  что греки не обращали внимания: на постройку дорог,  водопроводов,  клоак,  по которым  городские  нечистоты  можно спускать в  Тибр.  Они  построили  дороги по  всей стране,  срывая  холмы,  и,  устраивая  насыпи  в  лощинах,  так,  что  их повозки  могут  принимать  грузы  купеческих  судов. 
    Водопроводы подают  такое огромное  количество воды, что через город и по клоакам текут настоящие реки. Именно римляне, по мнению географов,  сумели,  владея  Италией,  превратить  ее  в опорный пункт своего владычества над всем  миром. Осваивая  природу и приспосабливая её элементы к собственным нуждам,  древний человек неустанно занимался мелиорацией. 
   В одних местах  он  веками  боролся с избытком грунтовых вод,  в других,  ощущая нехватку влаги, собственным умом и руками  должны были "поправлять"   окружающую   среду -  снабжать  водой засушливые  области. 
            Вода для утоления жажды,  для ведения хозяйства,  для лечения - не всегда  была легкодоступным даром природы или богов, источником бесплатной  выгоды.  
      Первоначально это были долговременные водосборники или колодцы. Выбор того  или иного приспособления  для снабжения людей водой зависел от местных географических условий. 
Крупные поймы, места, затопляемые при разливах, соседствуют с районами, где для орошения служит только дождевая вода. Поэтому - то устойчивое водоснабжение было проблемой весьма нелегкой. Однако из древнейших  форм  накопления и сбора воды - устройство гротов, оборудование источников,  защищенных от загрязнения. Устроенные таким образом подземные родники напоминали  колодцы. 
Выявить источник воды и оборудовать доступ к нему значило решить лишь половину задачи.  Не менее важна была проблема транспортировки, доставки  воды  потребителям.  Иногда привозили сразу большой запас воды в объемистых кувшинах. 
   Создавали также огороженные бассейны с углублениями, оттуда легко было черпать воду. 

 

Природа и человек  в Древней Греции  
Опустошения, которые производит человек в природе, привлекали внимание греческих правителей уже в начале VI в. до н.э. Законодатель Солон предложил запретить культивировать крутые склоны — во избежание эрозии почвы; Писистрат поощрял тех крестьян, которые сажали оливковые деревья, сопротивляясь обезлесению местности и истощению пастбищ.

Двести лет спустя Платон так  писал о разрушении, нанесенном аттической земле: «И вот остался, как бывает с малыми островами, сравнительно с  прежним состоянием лишь скелет истощенного  недугом тела, когда вся мягкая и тучная земля оказалась смытой — и только один остов еще перед  нами... Среди наших гор есть такие, которые ныне взращивают разве только пчел...

Много было и высоких деревьев из числа тех, что выращены рукой  человека ... а для скота были готовы необъятные пажити, ибо воды, каждый год изливаемые от Зевса, не погибали, как теперь, стекая с оголенной  земли в море, но в изобилии впитывались  в почву, просачивались сверху в  пустоты земли и сберегались  в глиняных ложах, а потому повсюду  не было недостатка в источниках ручьев и рек. Доселе существующие священные  остатки прежних родников свидетельствуют  о том, что наш теперешний рассказ  об этой стране правдив» (Платон. Критий).

С точки зрения экологии, «переход к земледелию был самой важной вехой в истории человечества». В результате сложилась первая форма  сельскохозяйственной среды — культивированная сельская местность. В этом процессе Европа следовала по пути, намеченному  в Юго-Западной Азии, и развивалась  параллельно Китаю и Центральной  Америке (Месоамерике). Наш субконтинент не обошли стороной и все последствия  такого развития — постоянный избыток  пищи — и, следовательно, потенциал  для демографического роста; организованное, иерархическое общество; усиление принуждения  в экономике и в делах войны; появление городов, организованной торговли и письменной культуры —  и экологические бедствия.

Главное, сложились особые представления  об отношении человечества к Природе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природа и человек  в Древнем Китае 
Проблема человека в древнекитайской философии возникает вместе с философией и на каждом этапе развития древнекитайского общества решается как проблема развития отношений человека к человеку и человека к природе. Особое значение она придаёт определению места и функций человека в мире и критериев познания себя и природы в исторической взаимосвязи. 
    В древнекитайском философском мировоззрении в решении проблемы человека проявились по преимуществу 3 тенденции: 
1. Поиск путей построения правильных отношений между природой и человеком как деятельным субъектом, когда духовно-поведенческие образцы жизни воплощаются в избранном идеале человека. Общество и природа представляются как один огромный дом-семья и космос-государство, живущие по закону природно-человеческой «взаимности» Жэнь, «справедливости-долга» И, «уважения» и «любви» Сяо и Цы, старших и младших, скрепленных в единство « ритуалом-этикетом» Ли. 
2. Решение проблемы человека с ориентацией на стабильно движущиеся образцы природы, когда идеалом общественного субъекта избирается человек природного «естества» Цзы жань (шен жень «мудрец-человек» в даосизме). Жизнь человека строится в гармонии с живыми ритмами природы. Человек понимается как вечная духовно-телесная сущность, живущая по законам Дао-Дэ. 
3.  Третий способ решения проблемы совмещает в себе возможности первого и второго. Поведение человека есть гармонизация природных и социальных ритмов, материальное и духовное уравновешивание космоса и природы. Закон жизни – природно-человеческая гармония чувств и мыслей. 
    Раннее конфуцианство, даосизм и легизм в период «хаоса Поднебесной» ставили одну и ту же задачу: отыскать пути к установлению гармонии между природой и человеком. В конфуцианстве интерес падает на самосознательного человека, который соблюдает ритуальную общественную и природную традицию и следует в поведении и истории заветам «преждерожденных». Сознание здесь движется от природы к человеку, от закрепленного в природных ритмах «постоянства» прошлого к настоящему. В даосизме поисковый интерес обращен на природу, сознание движется от человека к природе. Человеческий субъект здесь телом и душой доверяет природе и отождествляет себя с ней. В легизме центр тяжести приходится на субъекта, организующего жизнь общества и природы по закону Фа сознание сосредоточено в центре столкновения природной и человеческой норм жизни. В этих указанных направлениях, древнекитайской философии, антропологическая проблема тесно связана с природой, на теле которой объективируются все человеческие смыслы жизни. Более того, при всеобщем одухотворении и очеловечении природы последняя воспринимается как субъект и прямой участник истории. С этим связаны глубокие экономические обоснования – почти полная зависимость китайской сельскохозяйственной общины от природы. Вследствие этого в сознании древних китайцев природа стоит выше человека. 
   Кроме того, исходные теоретические начала конфуцианства, даосизма и легизма восходят ко времени непосредственного отождествления человека с природной вещью (родовое общество), что также наложило отпечаток на философский стиль мышления. В результате учения о человеке в древнекитайском мировоззрении принимают форму учений о природе. Следовательно, при рассмотрении проблемы человека в древнекитайской философии необходимо обращаться к учениям о происхождении природы и типах ее структурной упорядоченности.

 

 

 

Природа и человек  в Древнем Египте

В древнем Египте сведения об экологических  знаниях восходят к источникам, связанным  со временем жизни замечательного мыслителя  и врачевателя Имхотепа (около 2800-2700 гг. до н.э.). В сохранившихся древнеегипетских папирусах, относящихся к 2500-1500 гг. до н.э., также излагаются мысли экологического характера о жизни, природе и  здоровье, о проблемах смерти, которые, по мнению ученых нашего времени, поражают своей исключительно научной  точностью и ясностью изложения  при отсутствии религиозно-мистических  наслоений. Египетская цивилизация  на протяжении нескольких тысячелетий  жила и творила весело, с подъемом жизненной энергии. Источник жизненных  сил и столь долгого процветания  Египта таится в отношении египтян  к миру и его природе, в их понятиях о совести и душе, о жизни  на Земле и судьбах людей в  неразрывной связи и гармонии со средой обитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе проекта я узнал очень  много об экологии Древних цивилизации, а так же пополнил свои знания о том, как решались те или иные экологические проблемы тех времен.

Для разных времен свои проблемы. Сейчас их гораздо больше и они в несколько  раз масштабны. 
Ещё древние философы писали о том как важно беречь природу, мы не должны забывать этого и сейчас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Винничук Л. «Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима» Пер. с польск. В.К.

2. Ронина. – М.: Высш. шк. 1988 – 496 с.

3.Интернет 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Карты древних  цивилизаций

Древний рим

Древняя Греция

Древний Китай

Древний Египет

 


Информация о работе Экология в древних странах