Эколого-экономические принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:37, контрольная работа

Описание работы

Этот принцип требует чтобы при использовании ограниченного ресурса учитывалась стоимость и неиспользованной альтернативы. Стоимость упущенных возможностей, состоит в разнице прибылей, которые мы получим при использовании окружающей среды как приемника и вместилища отходов и использования той же местности в качестве сельскохозяйственных угодий. Надо отметить, что принцип действует и в обратную сторону, то есть охрана окружающей среды имеет свою стоимость с точки зрения не использования среды в хозяйственных целях.

Работа содержит 1 файл

4.docx

— 30.51 Кб (Скачать)

1) Эколого-экономические  принципы

А) Принцип стоимости  упущенных возможностей.

Этот принцип  требует чтобы при использовании ограниченного ресурса учитывалась стоимость и неиспользованной альтернативы. Стоимость упущенных возможностей, состоит в разнице прибылей, которые мы получим при использовании окружающей среды как приемника и вместилища отходов и использования той же местности в качестве сельскохозяйственных угодий. Надо отметить, что принцип действует и в обратную сторону, то есть охрана окружающей среды имеет свою стоимость с точки зрения не использования среды в хозяйственных целях.

Б) Принцип “загрязнитель  платит”.

В соответствии с рекомендацией ОЭСР (организация  экономического сотрудничества и развития) 1972 г., принцип “загрязнитель платит”  означает, что “загрязнитель должен нести расходы по проведению мер  экологического оздоровления по решению  властей”.

В “Рекомендации  Совета 75/436 Евратом, ЕОУС (Европейское  объединение угля и стали), ЕЭС  от 3.03.75 о распределении затрат по охране окружающей среды и действиях  органов общественной власти в этой области” дается определение и руководство  по применению данного принципа. Отнесение  расходов по борьбе с загрязнениями  и другими неблагоприятными воздействиями  на окружающую среду на непосредственных виновников заставляет их в условиях рынка искать пути снижения загрязнения, использовать более приемлемые с  экологической точки зрения технологии, принимать меры по более рациональному  использованию природных ресурсов. Определение ЕЭС гласит, что “физические  и юридические лица, действующие  в рамках публичного частного права, ответственные за загрязнение, должны нести все расходы по мероприятиям, необходимым для ликвидации этого  загрязнения или сокращения его  до уровня, который соответствовал бы стандартам или эквивалентным  требованиям, обеспечивающим соблюдение целевых показателей качества окружающей среды, или, при отсутствии таких  показателей, стандартам и нормативам установленным общественными властями”.

Современную трактовку  принципа “загрязнитель платит” можно свести к двум основным положениям:

- загрязнитель  должен нести все расходы по  средоохранной деятельности;

- загрязнитель  имеет право возмещать свои природоохранные издержи через цены на свою продукцию и услуги.

Следует отметить,   однако,  что практическое применение принципа "загрязнитель платит" показывает множество отклонений от теоретических постулатов.

Во-первых, существует проблема идентификации загрязнителя. Юридически ответственным за загрязнение признается физическое или юридическое лицо, которое прямо или косвенно наносит ущерб окружающей среде или создает условия, приводящие к возникновению такого ущерба. Однозначное же определение ответственного за загрязнение может быть затруднено, особенно тогда, когда загрязнение связано одновременно с несколькими источниками (кумулятивное загрязнение) или с последовательными причинами (цепное загрязнение): например, в загрязнении воздуха выхлопными газе виновен как производитель, так и владелец автомобиля. В этих случаях соответствующие расходы должны быть распределены таким образом, чтобы обеспечивалось оптимальное с административной и экономической точки зрения решение и достигался бы максимальный эффект улучшения состояния окружающей среды.

Во-вторых, политические причины (потеря популярности среди избирателей) могут препятствовать принятию решений о проведении политики в соответствии с принципом "загрязнитель платит".

В-третьих, экономические причины, особенно на региональном уровне (безработица, закрытие основных производств) создают внешне убедительный аргумент против применения данного принципа.

Тем не менее, не существует другого принципа экологической политики, который мог бы сравниться по эффективности с данным. Различные инструменты экологической   политики   по   разному способствуют реализации этого принципа, о чем речь пойдет ниже.

В) Принцип долгосрочной перспективы.

Стоимость экологической  деградации или охраны окружающей среды не может рассматриваться статично. Загрязняющие вещества аккумулируются с течением времени, и лишь по прошествии его может  выявиться полный ущерб.

Не только ущерб,  но и стоимость охраны  окружающей  среды должна рассматриваться перспективно. Экологическая деятельность очень капиталоемка.  Требуется несколько лет для накопления капитала (например,  строительство водоочистных сооружений  и  канализации).  Адаптация  производственных  процессов, изменение  отраслевой  структуры,  переразмещение фирм требуют одного-двух десятилетий. Поэтому экологическая политика должна проводиться постоянно.

Сейчас же мы  порой  наблюдаем  обратные  явления,  старые свалки  служат ярчайшим примером необдуманной экологической политики без предвидения будущего ущерба.

Г) Принцип взаимозависимости.

Экологическая политика  должна учитывать взаимозависимость между природными средами, технологиями производства, загрязнения  и сокращения загрязнения,  между самими загрязняющими веществами.

В качестве  отрицательного примера можно привести экологическую политику в США и некоторых европейских странах в  начале 70-х гг., концентрировавшуюся на управлении качеством воздуха и вод и пренебрегавшую почвой и свалками твердых отходов,  загрязненных опасными веществами. 

Д) Принцип “пользователь  платит”.

Принцип “пользователь  платит” является применением принципа “загрязнитель платит” в отношении  ресурсопользования, хотя и не вполне адекватным. Он требует, чтобы пользователь любого природного ресурса полностью оплатил его использование и последующее восстановление. 
 

     2)  плата за природопользование

     Предоставление  природных ресурсов в пользование  предполагает взимание определенной платы. Платежи за пользование природными ресурсами имеют рентную природу. Рента в классическом понимании - это вид дохода, не требующий  от его получателя необходимости  осуществлять предпринимательскую  деятельность и нести затраты  труда. Иными словами, ренту можно  охарактеризовать как незаработанный доход.

     Различают абсолютную и дифференциальную ренту. Абсолютная рента - это доход от использования природных ресурсов с худшими характеристиками, то есть любой доход, полученный от использования любого природного ресурса, ценного своими природными качествами как таковыми. Например, доход, полученный от отдельно взятого земельного участка при отсутствии других производителей.

     Но  качество природных ресурсов различается. Земли отличаются плодородием, полезные ископаемые - условиями залегания  и содержанием полезных компонентов. Различия в этих условиях способствуют образованию уже не абсолютной, а  дифференциальной ренты - дохода природопользователей, использующих сравнительно лучшие природные ресурсы. К этому приводит и рост потребностей в определенных природных ресурсах. Разновидностью дифференциальной ренты является дифференциальная рента II - дополнительный доход, обусловленный эффективными вложениями капитала и труда в разработку природных ресурсов.

     Различают следующие виды природной ренты: земельную, горную, водную, лесную, промысловую, экологическую. Все виды природных ресурсов являются источником природной ренты, поэтому их использование является платным. На протяжении истории существования менялись принципы построения платежей, связанных с пользованием природными ресурсами. Но, так или иначе, законодатель стремился при помощи платежей изъять дополнительный, незаработанный доход природопользователя.

     Так, например, в соответствии с действующим  законодательством ставки лесных податей  дифференцированы по регионам России, по основным и неосновным породам  деревьев, по размерам деревьев, по расстоянию вывозки. Это означает, что более  высокие ставки установлены по "лесным" регионам, по более ценным породам  деревьев, по крупной древесине, а  также при условии минимального расстояния вывозки древесины с  места заготовки. Аналогичный подход применен также по земельному налогу, плате за пользование водными  объектами, иным ресурсным платежам.

     Современная фискальная система РФ предусматривает  обязательность уплаты следующих платежей за пользование природными ресурсами: плата за землю, налог на добычу полезных ископаемых, платежи при пользовании  недрами, водный налог, платежи за пользование  лесным фондом, сбор за пользование  объектами животного мира, сбор за пользование объектами водных биологических  ресурсов, плата за негативное воздействие  на окружающую среду.

     Не  все из перечисленных ресурсных  платежей относятся к налогам  и сборам, взимаемым на основании  законодательства о налогах и  сборах. Ряд платежей носит неналоговый  характер.

     Состав  налогов и сборов устанавливается  статьями 13, 14, 15 части первой Налогового кодекса РФ.

     В состав ресурсных налогов входят:

     - налог на добычу полезных ископаемых (федеральный налог),

     - плата за пользование водными  объектами (федеральный налог,  с 01.01.2005 г. плата заменена водным  налогом),

     - земельный налог (местный налог).

     Федеральными  сборами являются сбор за пользование  объектами животного мира и сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.

     Частично  налоговыми являются платежи за пользование  лесным фондом - в пределах сумм, исчисленных  по минимальным ставкам лесных податей, они рассматриваются как региональный сбор. С 2005 г. эти платежи в разряд налоговых не входят. Неналоговый характер имеют платежи за негативное воздействие на окружающую среду, платежи при пользовании недрами, арендная плата за землю и нормативная цена земли. 

    3) Платежи за загрязнение окружающей среды

Основными нормативно-правовыми актами в сфере взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:  
1) Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 г. № 118-ФЗ);  
2) постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия";  
3) постановление Правительства РФ от 12 июля 2003 г. № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".  
Отдельные виды платы регулируются также следующими актами:  
1) Федеральным законом от 24 июня 1998 г. 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";  
2) Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";  
3) постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" и др. 
Плата за негативное воздействие на окружающую среду объединяет собой несколько платежей, взимаемых за различные виды вредного воздействия. Закон предусматривает следующие виды:  
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;  
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;  
- загрязнение недр, почв;  
- размещение отходов производства и потребления;  
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.
 

  1. Экологические фонды

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ - внебюджетные государственные фонды, создающиеся для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления природной среды, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. Образуют единую систему, объединяющую федеральные Э.ф. и Э.ф. субъектов РФ. Э.ф. образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, в т.ч.: платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения; сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; полученных дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам; инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан (см. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г.). 
 
 
 
 

  1. Экологическое страхование
 

    Экологическое страхование – новая правовая мера охраны окружающей среды. Закон  РСФСР «Об охране окружающей природной  среды» выделяет два вида экологического страхования – добровольное и  обязательное государственное страхование  предприятий, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф. В соответствии с этим Законом порядок экологического страхования и использования  его фондов устанавливается Правительством России. Хотя после принятия Закона прошло немало лет, правительственное  постановление пока не принято. 

    В этих условиях для обеспечения компенсаций  пострадавшим от аварийного загрязнения  окружающей среды, получения дополнительных финансовых средств для осуществления природоохранной деятельности, а также создания условий для прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий экологических аварий и других целей Минприроды России было организовано проведение эксперимента по развитию экологического страхования. Эксперимент проводится в соответствии с Положением о порядке проведения эксперимента по развитию экологического страхования, утвержденным приказом Минприроды России от 26 июля 1994 г., на базе Архангельской, Астраханской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Иркутской областей, Краснодарского края, г. Санкт-Петербурга, Сергиево-Посадского района и г. Электростали Московской области.  

Информация о работе Эколого-экономические принципы