Экономическая роль государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:27, реферат

Описание работы

Любое государство в разные периоды исторического развития имеет воздействие на экономику. Либо оно способствует экономическому развитию, либо тормозит его.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………3
Экономическая роль государства: Необходимость,возможность,пределы………………………………………………………...4
Роль государства в современной экономике………………………………………………….6
Формы государственного регулирования экономики……………………………………7
Государственное регулирование монополий……………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………………………………………..17
Задача………………………………………………………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 46.24 Кб (Скачать)

В экономике  СССР все цены устанавливались в  плановом порядке, а ресурсы распределялись централизованно, поэтому практически  не производилось специальное выделение  отраслей, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике  обусловил необходимость применения определенных методов регулирования  естественных монополий. Эта необходимость  вызвана рядом причин.

Несмотря  на наличие технической эффективности  концентрации производства в руках  одного предприятия, практика рынка  выявляет немало фактов злоупотребления  монопольным положением в форме  завышения издержек или вздувания  прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата  неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне  в силу того, что реальное положение  дел монополиста является, как  правило, тщательно скрываемой информацией.

Ввиду того, что естественные монополии, как  правило, производят продукцию, необходимую  для нормального функционирования большинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах экономики государства. Распространение неплатежей - результат ценовой дискриминации естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.

Необходимость регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения. Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию  естественных монополий может служить  мощным инструментом экономической  политики государства, позволяющим  регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику  через систему регулируемых цен  является эффективным дополнением  к фискальной макроэкономической политике.

Способы регулирования  естественной монополии:  

  • прямое государственное  регулирование (возможности и границы),
 
  • торги за франшизу (возможность использования и  эффективность в различных условиях),
 
  • ценовая дискриминация (организационный и экономический  аспекты)
 
 
 

Начать следует  с прямого государственного регулирования  естественной монополии. Чаще всего  механизм и границы такого регулирования  определяются национальными законодательными актами. В частности, в Российской Федерации действует уже упоминавшийся  Федеральный Закон “О естественных монополиях” от 17 августа 1995 года, который  определяет и отрасли, относящиеся  к естественной монополии, и способы  прямого ее государственного регулирования .

Считается, что прямое государственное регулирование  посредством определения тарифов  или решающего влияния на них  естественных монополистов достаточно простой и понятный способ, позволяющий  снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности. В  частности, в российском законодательстве данному способу уделяется первостепенное внимание.

При реализации данного подхода возникает сразу  же несколько проблем:  

  • необходимость создания органа государственного контроля за деятельностью естественного  монополиста или придания таковых  функций уже действующей антимонополистической  структуре,
 
  • сложность точного  определения реальных издержек производителя  услуг - естественной монополии.
 

Легко сделать  вывод, что, говоря о торгах за франшизу, мы будем иметь дело с контрактной  системой как формой экономической  организации. Контракт заключается  с тем производителем (экономическим  субъектом), который предлагает лучшие условия (меньшая цена, больший набор  услуг и т. д.).

Стоит ли ожидать, что контрактная система позволит раз и навсегда решить проблему естественной монополии? Конечно, нет.

Феномен естественной монополии не является исключением, поэтому торги за франшизу в деле регулирования естественных монополий  выступают в качестве одного из равновероятных вариантов действий.

Торги за франшизу позволили в США решить проблемы с некоторыми естественными монополиями, причем лучшим способом по сравнению  с другими способами их регулирования. Это относится к дерегулированию  грузовых автоперевозок, к организации  работы местных авиалиний, почтовой службы, к работе кабельных телевизионных  сетей, в ряде случаев - к работе коммунальных служб, к проблеме дерегулирования  железных дорог. 

Говоря об естественных монополиях, нельзя обойти вниманием еще один способ их регулирования - ценовые дискриминации.

Возможность использования ценовых дискриминаций  имеется как у естественной монополии  для увеличения чистого дохода, так  и у регулирующих субъектов для  снижения общего негативного эффекта  от деятельности данного предприятия  естественного монополиста.

Естественные  монополии достаточно часто прибегают  к практике ценовых дискриминаций  для максимизации своего чистого  дохода. Для этого они сегментируют рынок. Примером такого подхода может  быть практика установления более высоких  тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий  и организаций и, соответственно, пониженных тарифов - для граждан.

Возможно  также применение множественных  тарифов в зависимости от времени  предоставления услуг (связь, электроэнергия, железнодорожные и авиационные  билеты и проч.).

Практика  использования ценовой дискриминации  может быть применена обществом  не только в случае прямого государственного регулирования естественной монополии, но и в случае торгов за франшизу.

Таким образом, ценовая дискриминация становится “обоюдоострым орудием”, которое  с успехом может быть использовано и естественной монополией, и обществом  для достижения своих целей. В  результате возникает определенный “баланс интересов” и острота  проблемы со стороны естественной монополии  смягчается (сглаживается, снимается).[6]

Государство должно строго следить за деятельностью  естественных монополий, анализировать  ситуацию в данной отрасли и искать возможность заменить естественную монополию хотя бы на несколько конкурирующих  компаний, но зачастую это не только не возможно, но и небезопасно для  экономики, обороноспособности страны - стоит только представить, что произойдет, если такая естественная монополия, как МПС, разорится и будет  вынуждена прекратить свою деятельность.

Естественная  монополия – это данность, с  которой вынуждены мириться экономики  всех стран, вне зависимости от их экономического и социального устройства. Некоторые государства менее  зависимы от них, некоторые, в том  числе находящаяся в состоянии  перехода от плановой экономики к  рыночной и унаследовавшая от нее  множество предприятий-гигантов и  естественных монополий Российская Федерация. В каждом государстве  есть естественные монополии, остается только применить меры государственного регулирования, чтобы свести вред от них к минимуму. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

Таким образом, экономическая роль государства  имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику.   На государство возлагаются  основные задачи:

       а) Создание правовой основы. Государство  принимает и разрабатывает законы, определяющие право собственности,  регулирующие предпринимательскую  деятельность, обеспечивающие качество  продукции.

       б) Обеспечение надлежащего правопорядка  в стране и ее национальной  безопасности. Государство должно  обеспечить права и безопасность  каждого гражданина, общества в  целом и всех субъектов рыночной  экономики.

       в) Стабилизация экономики.

       г) Обеспечение социальной защиты  и социальных гарантий гражданам  своей страны и не допускает  социальной напряженности в обществе.

       д) Защита конкуренции. Конкуренция  – один из главных регуляторов  рыночного хозяйства. Она является  основой прогресса во всех  сферах экономики, заставляя производителей  товаров и услуг внедрять все  новое и передовое, улучшать  качество продукции и снижать  издержки на ее производство. Государство всей своей мощью  должно стоять на защите конкуренции.

       е) Разработка, принятие и организация  выполнения хозяйственного законодательства, то есть правовой основы предпринимательства,  налогообложения, банковской системы. 

Многие экономисты признают, что государственное регулирование  экономики - это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия  правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической  системы.

Современная система государственного регулирования  России требует скорейшей модернизации, стране нужна долговременная экономическая стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российской экономики.

        
 
 

Задача

Принимается решение об установке дорожных знаков при следующих условиях: 

Кол-во

знаков

Общая

выгода

общества

(ден.ед)

Предельная

выгода

общества

Индивидуальная предельная выгода по группам
 
А-60%
 
В-30%
 
С-10%
1 300 -      
2 500 200 120 60 20
3 650 150 90 45 15
4 700 50 60 30 10
5 750 50 30 15 5
6 770 20 12 6 2
 

Каков будет оптимальный  объем производства для общества? 
 
 

Решение:

Оптимальный объем  производства для общества достигает  при максимальной средней общей  выгоде, т.е.когда средняя общая  выгода равна предельной выгоде. 

Кол-во знаков Общая выгода

общества

(ден.ед.)

Средняя общая

выгода

Предельная выгода

общества

Отклонение

сред.общей

выгоды от

предельной

1 300 300 - -
2 500 250 200 50
3 650 217 150 67
4 700 175 50 125
5 750 150 50 100
6 770 128 20 108

Информация о работе Экономическая роль государства