Экономические механизмы охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:31, реферат

Описание работы

Экологические цели государства – сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций. Согласуются ли экономические цели с экологическими? Да, если экономика несет потери из-за неблагополучной экологической обстановки, если экономически выгодно охранять окружающую среду. Если же экономических интересов в охране окружающей среды нет, то возможны административные, директивные методы управления хозяйственной деятельностью, обязывающие экономических субъектов соблюдать экологические стандарты.

Содержание

1. Введение
2. Понятие экономического механизма охраны окружающей среды
3. Элементы экономического механизма охраны окружающей среды
4. Роль экологических фондов в экономическом механизме охраны окружающей среды
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

экология срс2.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

Важное значение для  финансирования охраны природы имеют  внебюджетные экологические фонды. Экофонды должны быть дополняющими государственные  затраты на экологические нужды. Они должны дополнять финансирование и кредитование программ экологической направленности, содействовать развитию экологического образования и воспитания.

Источники формирования фондов: платежи предприятий за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, штрафные платежи, средства за возмещение экологического ущерба при нарушении природоохранного законодательства предприятиями, добровольные взносы и другое.

Большое значение для  общества имеет формирование экологических программ (на международном уровне, внутри страны, региона). Можно привести примеры грандиозных по затратам экологических программ в США по возрождению Великих Озер, японские экологические программы и т.д.

Использование рыночного  инструмента продажи прав на загрязнение широко распространено прежде всего в США. Но возможна такая сделка и в межстрановом аспекте.

Пожалуй, самым старым и проверенным экономическим  инструментом в охране окружающей среды  является залоговая система, или  система "залог - возврат". Это хорошо знакомая всем система. Когда мы покупаем какой-нибудь товар, то оплачиваем также дополнительную стоимость, которая затем возвращается к нам (возврат пустых бутылок, израсходованных электрических батареек, пластиковых контейнеров и так далее). Данный механизм позволяет снизить поступления отходов в окружающую среду, в том числе и токсичных, сберечь значительные средства и ресурсы за счет утилизации.

Экологическое страхование - страхование ответственности предприятий - источников повышенного риска за причинение убытков в связи с аварией, технологическим сбоем или стихийным бедствием, приводящим к загрязнению окружающей среды - это инструмент, смягчающий последствия аварий.

Таким образом, экономический  механизм природопользования в рыночной экономике должен быть нацелен на решение природоохранных задач.

В состав экономического механизма входят:

1) правила заключения договоров, выдача лицензий и установление лимитов на комплексное природопользование;

2) платность природопользования;

экономическое стимулирование охраны окружающей среды.

Плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, леса и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

1) за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

2) за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

на воспроизводство  и охрану природных ресурсов.

Плата за загрязнение  окружающей природной среды и  другие виды воздействия взимается  за:

1) выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

2) выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды осуществляется путем:

- установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранный эффект;

- освобождения от налогообложения экологических фондов;

- передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

- установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов;

применения поощрительных  цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

- введения платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие вредные воздействия на окружающую среду;

-применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.

 

Роль экологических  фондов в экономическом механизме  охраны окружающей среды

Важную роль в защите экологии играют экологические фонды, они обычно носят перераспределительный характер: средства поступают от загрязнителей и им же возвращаются на конкретные средоохранные мероприятия или идут на улучшение экологической обстановки в целом. Это позволяет координировать экологическую деятельность и приводить ее в соответствии с общими целями экологической политики. Фонды могут быть национальными, межрегиональными, региональными и местными. Первые три типа образуются для проведения крупных экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, стоимость которых превышает имеющиеся средства местных фондов.

Местные экологические  фонды складываются из следующих  средств:

1) эмиссионные налоги и платежи предприятий (за выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы, размещение твердых отходов);

2) налоги и платежи за ресурсы;

3) залоги-возмещения и облигации пользования;

4) средства, изысканные в возмещение ущерба, причиненного при нарушении средоохранного законодательства;

5) плата предприятий за выбросы (лицензионные взносы);

6) штрафы, взысканные в административном и судебном порядке с юридических и физических лиц, виновных в нарушении законодательства по охране окружающей среды.

Средства крупных фондов могут расходоваться на финансирование:

- крупных средоохраных проектов на предприятиях при невозможности их осуществления за счет собственных средств;

- строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта средоохранных объектов, действующих на соответствующей территории;

- научно - исследовательских разработок и создания новых видов средоохранной техники и технологии;

- мероприятий по предупреждению и компенсации негативных социально-экономических последствий нарушения средоохранного законодательства на данной территории (озеленение, борьба с шумом и т.д.);

- работ по оценке воздействия на окружающую среду и проведения экспертизы экономических проектов, приуроченных к данной территории;

- создания специализированных предприятий по переработке отходов производства на территории данного региона;

- частичное или полное погашение банковских кредитов, данных предприятиям для проведения ими крупных капиталоемких мероприятий средоохранного назначения (строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и т.д.) при условии обеспечения высокого качества этих работ и выполнения их в определенные сроки.

Основными направлениями  расходования средств территориальных  экологических фондов являлись: строительство, техническое перевооружение, реконструкция природоохранных объектов, материально-техническое обеспечение, внедрение экологически чистых технологий, создание и использование систем мониторинга окружающей среды, другие виды природоохранной деятельности.

 

Заключение

Таким образом, под экономическим  механизмом охраны окружающей среды  понимается совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Казахстану необходим другой механизм природопользования, соответствующий переходной экономике, включающий создание благоприятного климата для развития энерго- и природосберегающих производств, надежных систем противоаварийной защиты, введение налоговых, кредитных ограничений на разработку новых месторождений, больших штрафов за загрязнение природной среды, несоблюдение стандартов разработки месторождений, новую концепцию развития аграрно-продовольственного и лесного комплексов и другие меры.

                   

 

                           Список использованной литературы

 

1. Алексеев В.С. «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды» - М., 1998.

2. Ветошкин А. Г. «Теоретические основы защиты окружающей среды» - М., 2004.

3. А. Г. Банников «Основы экологии и охрана окружающей среды» – М.; 1999.

4. Экология и экономика природопользования / Под ред. Э.В. Гирусова, В.Н. Лопатина. - М., 2002.


Информация о работе Экономические механизмы охраны окружающей среды