Этапы развития социальной экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 23:59, курсовая работа

Описание работы

Для того чтобы лучше представить предмет социальной экологии, следует рассмотреть процесс ее возникновения и оформления как самостоятельной отрасли научного знания. По сути, возникновение и последующее развитие социальной экологии явились естественным следствием все более возрастающего интереса представителей различных гуманитарных дисциплин - социологии, экономической науки, политологии, психологии и др., - к проблемам взаимодействия человека и окружающей среды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Развитие экологических представлений людей с древнейших времён до наших дней……………………………………………………………………….3
2.Причины появления социальной экологии как самостоятельной научной дисциплины………………………………………………………………………12
3.Становление предемета социальной экологии………………………………14
4. Официальное признание социальной экологии……………………………18
5.Основные этапы развития социальной экологии………………………….18
5.1 Начальный или «эмпирический» этап ……………………………………..18
5.2 Второй или «модельный этап» …….………………………………………20
5.3 Третий или «глобально-политический» этап………………………………21
Заключение………………………………………………………………………21
Список используемой литературы.........................………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая по экологии.docx

— 55.65 Кб (Скачать)

                                                  Содержание. 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Развитие экологических представлений людей с древнейших времён до наших дней……………………………………………………………………….3

2.Причины появления социальной экологии как самостоятельной научной дисциплины………………………………………………………………………12

3.Становление предемета социальной экологии………………………………14

4. Официальное признание социальной экологии……………………………18

5.Основные этапы развития социальной экологии………………………….18

5.1 Начальный или «эмпирический» этап ……………………………………..18

5.2 Второй или «модельный этап» …….………………………………………20

5.3 Третий или «глобально-политический» этап………………………………21

Заключение………………………………………………………………………21

Список  используемой литературы.........................………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Для того чтобы лучше представить предмет  социальной экологии, следует рассмотреть  процесс ее возникновения и оформления как самостоятельной отрасли  научного знания. По сути, возникновение  и последующее развитие социальной экологии явились естественным следствием все более возрастающего интереса представителей различных гуманитарных дисциплин - социологии, экономической  науки, политологии, психологии и др., - к проблемам взаимодействия человека и окружающей среды.

1.Развитие экологических представлений людей с древнейших времён до наших дней.

История возникновения и развития экологических  представлений людей уходит корнями  в глубокую древность. Знания об окружающей среде и характере взаимоотношений  с ней приобрели практическое значение еще на заре развития человеческого  вида.

Процесс становления трудовой и общественной организации первобытных людей, развитие их умственной и коллективной деятельности создавали основу для  осознания не только самого факта  своего существования, но и для все большего понимания зависимости этого существования как от условий внутри своей общественной организации, так и от внешних природных условий. Опыт наших далеких предков постоянно обогащался и передавался из поколения в поколение, помогая человеку в его повседневной борьбе за жизнь.Образ жизни первобытного человека давал ему сведения и о животных, на которых он охотился, и о пригодности или непригодности собираемых им плодов. Уже полмиллиона лет назад предки человека имели немало сведений о пище, которую они добывали собирательством и охотой. Тогда же началось использование природных источников огня для приготовления пищи, потребительские качества которой в условиях термической обработки существенно улучшались. Постепенно человечество накапливало сведения о свойствах различных природных материалов, о возможности их использования для осуществления тех или иных целей. Созданные первобытным человеком технические средства свидетельствуют, с одной стороны, о совершенствовании производственных умений и навыков людей, а с другой стороны, являются доказательством «познания» ими внешнего мира, так как любое, даже самое примитивное, орудие требует от его создателей знания свойств природных объектов, а также понимания назначения самого орудия и знакомства со способами и условиями его практического использования. Примерно 750 тыс. лет назад люди сами научились разводить огонь, оборудовать примитивные жилища, освоили способы защиты от непогоды и врагов. Благодаря этим познаниям человек смог значительно расширить области своего обитания.

Начиная с 8-го тысячелетия до н. э. в Передней Азии начинают практиковаться различные методы обработки земли и выращивания сельскохозяйственных культур. В странах Средней Европы такого рода аграрная революция произошла в 6 -2-м тысячелетиях до н.э. В результате большое количество людей перешло к оседлому образу жизни, при котором возникла настоятельная необходимость в более глубоких наблюдениях за климатом, в умении предсказывать смену времен года и изменения погоды. К этому же времени относится и открытие людьми зависимости погодных явлений от астрономических циклов. Осознание своей зависимости от природы, теснейшей связи с ней играло важную роль в формировании сознания первобытного и древнего человека, преломляясь в анимизме, тотемизме, магии, мифологических представлениях. Несовершенство средств и способов познания действительности подтолкнуло людей к созданию особого, более понятного, объяснимого и предсказуемого, с их точки зрения, мира сверхъестественных сил, выступающего в качестве своеобразного посредника между человеком и реальным миром. Сверхъестественные сущности, антропоморфизируемые первобытными людьми, помимо черт своих непосредственных носителей (растений, животных, неодушевленных предметов) наделялись чертами человеческого характера, им приписывались особенности человеческого поведения. Это давало основания для переживания первобытными людьми своего родства с окружающей их природой, чувства «сопричастности» к ней.

Первые  попытки упорядочить процесс  познания природы, поставив его на научную  основу, стали предприниматься уже  в эпоху ранних цивилизаций Междуречья, Египта, Китая. Накопление эмпирических данных о протекании различных природных  процессов, с одной стороны, и  развитие систем счета и совершенствование  измерительных процедур, с другой - позволили со все более высокой точностью предсказывать наступление тех или иных природных катаклизмов (затмений, извержений, разливов рек, засух и др.), поставить на строгую плановую основу процесс сельскохозяйственного производства. Расширение объема знаний свойств различных природных материалов, а также установление некоторых ключевых физических закономерностей дали возможность архитекторам древности достичь совершенства в искусстве создания жилых строений, дворцов, храмов, а также строений хозяйственного назначения. Монополия на знания позволяла правителям древних государств держать в повиновении массы людей, демонстрировать способность «управлять» неведомыми и непредсказуемыми силами природы. Нетрудно видеть, что на данном этапе изучение природы имело четко выраженную утилитарную направленность. Наибольший прогресс в развитии научных представлений о действительности пришелся на эпоху античности ( VIII в. до н.э - V в. н.э.). С ее началом наметился отход от утилитаризма в познании природы. Это нашло свое выражение, в частности, в появлении новых направлений ее изучения, не ориентированных на получение непосредственной материальной выгоды. На первый план стало выходить стремление людей к воссозданию непротиворечивой картины мира и осознанию своего места в нем.

Древнегреческий философ и врач Эмпедокл (ок. 487 - ок. 424 гг. до н. э.) большее внимание уделил описанию самого процесса возникновения и последующего развития земной жизни. По его представлениям сначала из земли проросли растения, потом возникли «животные» (отдельно живущие головы, туловища, ноги и т.д.). Соединяясь впоследствии друг с другом, они образовывали сложные организмы, из которых выживали и оставляли потомство лишь наиболее жизнеспособные творения. Точно таким же путем по мысли Эмпедокла произошел и человек. Величайший философ, ученый-энциклопедист Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) создал первую из известных классификаций животных, а также заложил основы описательной и сравнительной анатомии. Отстаивая идею единства природы, он утверждал, что все более совершенные виды животных и растений произошли от менее совершенных, а те, в свою очередь, ведут свою родословную от самых примитивных организмов, возникших некогда путем самозарождения. Усложнение организмов Аристотель считал следствием их внутреннего стремления к самосовершенствованию.

Одной из главных проблем, занимавших умы  античных мыслителей, была проблема взаимоотношений  природы и человека. Изучение различных  аспектов их взаимодействия составило  предмет научных интересов древнегреческих  исследователей Геродота, Гиппократа, Платона, Эратосфена и др.

Древнегреческий историк Геродот (484 - 425 гг. до н.э.) связывал процесс формирования у людей черт характера и установление того или иного политического строя с действием природных факторов (климата, особенностей ландшафта и др.).  

Древнегреческий врач Гиппократ ( 460 - 377 гг. до н.э.) учил, что лечить больного необходимо, принимая во внимание индивидуальные особенности организма человека и его взаимоотношения с окружающей средой. Он считал, что факторы внешней среды (климат, состояние воды и почвы, образ жизни людей, законы страны и т.д.) оказывают определяющее влияние на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека. Климат, по мнению Гиппократа, во многом определяет также и особенности национального характера.

Знаменитый  философ-идеалист Платон (428 - 348 гг. до н.э.) обращал внимание на изменения (преимущественно негативного характера), происходящие с течением времени в окружающей человека среде, и на влияния, оказываемые этими изменениями на образ жизни людей. Платон не связывал факты деградации жизненной среды человека с осуществляемой им хозяйственной деятельностью, считая их признаками естественного упадка, перерождения вещей и явлений материального мира.

Древнегреческий ученый-географ Эратосфен (ок. 276 - 194 гг. до н.э.) предпринял попытку дать строгое описание современной ему Ойкумены - части Вселенной, населенной людьми. Он составил наиболее точную для своего времени карту известного мира, на которой земля простиралась от Атлантического океана на западе до Бенгальского залива на востоке, от земли Туле (Западное побережье современной Норвегии) на севере до Тапробаны (остров Цейлон) на юге. Вся Ойкумена была подразделена им на зоны: жаркую, две умеренные и две холодные. Эратосфена считают ав тором подхода к изучению земли, согласно которому Земля рассматривается как «дом» человека.

Начатое древнегреческими учеными дело изучения среды обитания людей и взаимоотношений  человека и природы получило свое продолжение в эпоху расцвета Древнего Рима.

Римский поэт и философ Лукреций Кар (ок. 99- 55 гг. до н.э.) вслед за своим духовным учителем, древнегреческим философом Эпикуром (ок. 342 - 270 гг. до н.э.), утверждал, что природой управляют определенные законы, познание которых призвано избавить людей от страха перед смертью, богами и силами природы и открыть дорогу к счастью и блаженству. Он оставил после себя незавершенную поэму «О природе вещей», в которой, в частности, изложил естественную историю происхождения и развития человеческого рода. Рост могущества человека Лукреций связывал с развитием у него особых механизмов приспособления к условиям существования, делающим людей более конкурентоспособными по сравнению с другими разновидностями живых существ (ранее сходные мысли высказывал Эмпедокл). Основой мировоззрения Лукреция был своеобразный эпикурейский атомизм, согласно которому все сущее в мире составлено из одних и тех же мельчайших частиц - атомов. Все складывается из них и со временем распадается на них. Атомы, необходимые живому организму для поддержания существования, черпаются им из внешней среды, в то же время ненужные либо утратившие связь с другими частицами отторгаются вовне. Древнегреческий географ, геолог и историк Страбон (ок. 64 - 24 гг. до н.э.) написал 17-томную «Географию», содержащую ценные сведения из области геологии, физической географии, этнографии, зоологии и ботаники. Как геолог Страбон предвосхитил споры «вулканистов» и «нептунистов», допуская, что поверхность Земли формировалась под влиянием обоих факторов динамической геологии - воды и подземного жара. Он интерпретировал ископаемые раковины моллюсков как окаменелые остатки древнейшей морской фауны, оказавшиеся на суше в результате поднятия соответствующих участков морского дна. Страбон также высказал предположение, что за Атлантическим океаном, на западе существует неизвестный материк, возможно, населенный другими, не похожими на европейцев, людьми. Он также придерживался интересной точки зрения, согласно которой к цивилизации могут приобщиться лишь люди, проживающие на территории с теплым или умеренным климатом, обосновывая это тем, что в условиях низких температур жизнь вынуждена собираться вокруг костров, требующих непрерывного поддержания огня. Римский натуралист Плиний (23 - 79 гг. н.э.) составил 37-томное сочинение «Естественная история», своеобразную энциклопедию естествознания, в которой изложил сведения по астрономии, географии, этнографии, метеорологии, зоологии и ботанике. Описав большое количество растений и животных, он также указал места их произрастания и обитания. Определенный интерес представляет предпринятая Плинием попытка сравнения человека и животных. Он обратил внимание на то, что у животных в жизни доминирует инстинкт, а человек всё (в том числе умение ходить и говорить) приобретает путем выучки, через подражание, а также посредством сознательного опыта.

Начавшийся  во второй половине II в. упадок древнеримской  цивилизации, ее последующее крушение под напором варваров и, наконец, установление практически на всей территории Европы господства догматического христианства привели к тому, что науки о  природе и человеке в течение  многих веков переживали состояние глубокой стагнации, не получая практически никакого развития. Положение вещей изменилось с наступлением эпохи Возрождения, о приближении которой возвестили труды таких выдающихся средневековых ученых, как Альберт Великий и Роджер Бэкон.

Английский  философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214 - 1294) утверждал, что все  органические тела представляют по своему составу различные комбинации тех  же элементов и жидкостей, из которых  сложены тела неорганические. Бэкон  особо отмечал роль солнца в жизни  организмов, а также обращал внимание на их зависимость от состояния среды  и климатических условий в  конкретной местности обитания. Он говорил также о том, что человек  в не меньшей степени, чем все остальные организмы, подвержен влиянию климата - его изменения способны приводить к изменениям в телесной организации и характерах людей.

Наступление эпохи Возрождения неразрывно связано  с именем знаменитого итальянского живописца, скульптора, архитектора, ученого  и инженера Леонардо да Винчи (1452 - 1519). Он считал основной задачей науки  установление закономерностей явлений  природы, исходя из принципа их причинной, необходимой связи. Изучая морфологию растений, Леонардо интересовался влиянием, оказываемым на их строение и функционирование со стороны света, воздуха, воды и  минеральных частей почвы. Изучение истории жизни на Земле привело  его к заключению о связи судеб  Земли и Вселенной и о ничтожности  того места, которое занимает в ней  наша планета. Леонардо отрицал центральное  положение Земли как во Вселенной, так и в Солнечной системе.

Конец XV - начало XVI в. по праву носит название эпохи Великих географических открытий. В 1492 г. итальянский мореплаватель Христофор Колумб открыл Америку. В 1498 г. португалец Васко да Гама обогнул Африку и морским путем достиг Индии. В 1516(17?) г. португальские путешественники впервые достигли Китая морским путем. А в 1521 г. испанские мореплаватели во главе с Фернаном Магелланом совершили первое кругосветное путешествие. Обогнув Южную Америку, они достигли Восточной Азии, после чего возвратились в Испанию. Эти путешествия явились важным этапом в расширении знаний о Земле.  

В 1543 г. был опубликован труд Николая  Коперника (1473 - 1543) «Об обращениях небесных сфер», в котором излагалась гелиоцентрическая  система мира, отражающая истинную картину мироздания. Открытие Коперника  произвело переворот в представлениях людей о мире и понимании ими  своего места в нем. Итальянский  философ, борец против схоластической философии и римско-католической церкви Джордано Бруно (1548 - 1600) внес значительный вклад в развитие учения Коперника, а также в освобождение его  от недостатков и ограниченности. Он утверждал, что во Вселенной имеется  бесчисленное множество звезд, подобных Солнцу, значительная часть которых  заселена живыми существами. В 1600 г. Джордано Бруно был сожжен на костре по приговору  инквизиции.

Информация о работе Этапы развития социальной экологии