Административно-территориальное устройство Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является на основе комплексного анализа состава и конституционного статуса административно-территориальных образований Российской Федерации показать их сходство, различия, проблемные вопросы, имеющиеся в административно-территориальном устройстве субъектов, т.к. правильное понимание и уяснение указанных вопросов играет важное значение для процесса Конституционного преобразования России, построения правового государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Система основных категорий административно - территориального устройства Российской Федерации
1.1.Понятие административно - территориального устройства
Российской Федерации
1.2.Значение административно-территориального устройства страны
Глава 2. Основные элементы системы административно-территориального устройства Российской Федерации
2.1. Республика в составе Российской Федерации как субъект административно-территориального устройства
2.2. Край, область, город федерального значения как субъекты административно-территориального устройства РФ
2.3. Автономная область, автономный округ как единицы административно-территориального устройства РФ
Глава 3. Политические и экономические права и обязанности субъектов РФ
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая .doc

— 142.00 Кб (Скачать)

единстве с системой органов государственной власти всей Федерации, она должна отвечать и другим основам конституционного строя, а именно, соответствовать республиканской форме правления, принципам правового, социального и светского государства. Следовательно, ни один субъект РФ не вправе создавать систему государственной власти на основе каких-либо религиозных догматов, монархической власти и т.п.

     Бюджетная система Российской Федерации в настоящее время построена таким образом, что при формировании межбюджетных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации проблем с идентификацией субъектов этих отношений не возникает. Этим двум уровням власти взаимно однозначно соответствуют два уровня бюджетной системы, отношения между которыми регулируются бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

     Что же касается межбюджетных отношений на субфедеральном уровне, то здесь картина иная. Положения федерального законодательства, затрагивающие межбюджетные отношения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Федерации, не дают четкого ответа на вопрос о том, какие именно органы власти могут выступать в роли непосредственных контрагентов субъектов Федерации по межбюджетным отношениям внутри регионов. При этом налоговое и бюджетное законодательство Российской Федерации, а также

общие принципы организации местного самоуправления, имеющие статус

федерального закона, позволяют  претендовать на эту роль разным кандидатам.

Заключение

 

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных мною задач. Можно сделать вывод о том, что современные тенденции в области государственного строительства все более активно требуют ревизии всего огромного массива федерального законодательства, затягивание с которой искажает перспективу модернизации государства, ее тактику и стратегию.

В первой главе курсовой работы были рассмотрены понятия и значение административно-территориального устройства Российской Федерации. Существующая система государственно-территориального и административно - территориального устройства РФ жестко не связана с многонациональным составом населения страны. Напротив, опыт многонациональных и федеративных государств свидетельствует, что множественность критериев территориального размежевания между субъектами федерации, их внутренняя неоднородность и взаимозаполняемость — важнейшие условия политической стабильности.

Административно-территориальное  устройство рассматривается в основном в двух аспектах: во-первых, это одна из сторон территориальной организации государства, то есть той объективной социальной структуры, которая подразделяется на территориальные подсистемы и компоненты, элементы и части; во-вторых, это деление территории государства на части, соответствующие исторической природе, задачам и функциям федерального государства, а также соответствующая этому делению организация системы органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Во второй главе мною были рассмотрены  основные элементы системы административно-территориального устройства Российской Федерации.

Административно-территориальное  устройство (деление) выступает как субъективное, но неизбежное и необходимое проявление объективной стороны территориальной организации государства. Административно-территориальное устройство субъектов РФ во многом имеет субъективный характер и может быть «правильным» и «неправильным». Однажды возникнув, это административно-территориальное устройство субъектов РФ [см. Приложения] становится фактором территориальной организация российского государства, в том числе процессов социально-экономического развития, этнического и национально-политического размежевания, разграничения режимов природопользования и т.п.

И наконец, в третьей главе я рассмотрел политические и экономические права и обязанности субъектов РФ. В части 4 ст.5 Конституции говорится о том, что "во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны". Однако в части 1 той же статьи сказано, что "Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации".

«О каком равноправии может  идти речь, если в самой Конституции  предусматривается наличие шести разновидностей субъектов?»1 Кроме того, в части 2 ст.5 предусматривается, что республика (государство) имеет свою конституцию, а прочие субъекты - только уставы. В данном случае налицо явное противоречие, поскольку субъектам конституционных правоотношений предписываются разные модели поведения, следовать которым в практической деятельности весьма проблематично.

Таким образом, существует неразрешенное  конституционное противоречие, касающееся правового статуса субъектов  Федерации, грозящее деструктивными тенденциями федеративного устройства. Помимо ст.5, Конституция содержит еще ряд оснований для дифференциации статуса субъектов РФ, которые вместе с внеконституционными составляют внушительный перечень. Не исключена ситуация, при которой каждый субъект Федерации будет иметь свой собственный исключительный статус. Укажем на некоторые конституционные же противоречия принципу равноправия субъектов Российской Федерации:

- предусматривается существование  шести разновидностей субъектов:  республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов (ч.1 ст.5, а также ст.65);

- только республика является  государством (ч.2 ст.5);

- республика имеет свою конституцию,  а другие субъекты - только уставы (ч.2 ст.5, ч.1 и 2 ст.66);

- республики вправе устанавливать  свои государственные языки (ч.2 ст.68);

- в перечне ст.65 субъекты Федерации  указаны не в алфавитном порядке  (в последовательности их перечисления  большую роль сыграли представления  о разных видах субъектов);

- существует такая разновидность субъектов Федерации, как автономные округа, входящие в состав других субъектов - краев и областей (ч.4 ст.66), вследствие чего появляется феномен "сложносоставных субъектов РФ";

- особый статус имеет город  Москва - столица Российской Федерации, что также отражено в Конституции (ч.2 ст.70).

 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  • Существующее сегодня количество субъектов Федерации (89) явно чрезмерно. Это и слишком большое количество субъектов, и "пестрота" их статуса, и неопределенность в правовом положении отдельных субъектов.

 

  • Существующая система государственно-территориального и административно - территориального устройства РФ жестко не связана с многонациональным составом населения страны.

 

  • Средство снижения напряженности — упреждающие реформы, направленные на передачу существенных полномочий на более высокие или низкие уровни, чем уровень субъектов федерации, то есть местного самоуправления, но без передела границ

 

  • Административно-территориальное устройство (деление) выступает как субъективное, но неизбежное и необходимое проявление объективной стороны территориальной организации государства.
  • Административно-территориальное устройство может быть в руках российского государства и его субъектов мощным рычагом целенаправленного воздействия на все стороны социально-экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 80 с.
  2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ).
  3. Абдулатипов Р. Г Опыты федерализма / Р. Г. Абдулатипов Л. Ф. Болтенкова. М., 1998.- 560с.
  4. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. - М., 1983. – 345с.
  5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид. вузов и факультетов. 3-е изд.- М.: Норма, 2001.-С.249.
  6. Жуков Д.В. Обзор конституций республик, входящих в состав Российской федерации // Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации / Д.В. Жуков, А.Е. Постников и др.. М., 1995.
  7. Козлова Е.И., Кутафин О. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Ф. Кутафин О..- М.:,2002. – 678 с.
  8. Конституционное право России: Сборник нормативных правовых актов и документов (по состоянию на 1 августа 1996 г.) / Сост. и автор вступит. статьи А.Е. Козлов. М.: Бек, 1996.-654с.
  9. Конституционное право России: Сборник конституционно-правовых актов. Том 1-2 / Составитель Н.А. Михалева; Отв. ред. О.Е. Кутафин.- М.: Юристъ, 2001.- 516с.
  10. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. -  М.: Фонд "Правовая культура", 1996.- 546с.
  11. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М.: Новая Правовая культура, 2002.-С.356.
  12. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". / Под общей ред. В.И. Шкатулла. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.
  13. Саломаткин А.С. Административно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики). - М.: Манускрипт, 1995. –342с.
  14. Хорев Б. С. Территориальная организация общества.- М.: 1981.- 124с.
  15. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М.: 1997

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Глигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования//"Журнал российского права", 2002.- N 7.С.16. 


Информация о работе Административно-территориальное устройство Российской Федерации