Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить основные направления в политике государства по регулированию инфляции и нормализации денежного обращения в стране в её условиях.
Задачи:
1.Раскрыть сущность, типологию и источники инфляции как многофакторного процесса, определить влияние инфляции на социально-экономические процессы и хозяйственный механизм государства в целом.
2.Изучить основные положения стратегии и тактики антиинфляционного регулирования, сложившиеся в мировой практике.
3.Рассмотреть особенности регулирования процесса инфляции на примере

Содержание

Введение………………………………………………………….....………….…....3
1. Инфляция как многофакторный процесс
Сущность и типология инфляции …………….........………….….….5
Причины инфляционных процессов……………………........….…...9
Инфляционные механизмы……………....................................….…11
Последствия инфляционных проявлений.….....……....................…13
2. Регулирование инфляции
Стратегия и тактика антиинфляционного регулирования...........….15
Особенности антиинфляционной политики России……….........…19
Заключение……………………………………………………………....…………26Список литературы…………………………………………………………....…...27

Работа содержит 1 файл

158.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

      1) регулирование совокупного спроса;

      2) регулирование совокупного предложения.

    Оценивая  характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих  подхода: кейнсианское и монетаристское.

    1) В рамках первого направления считается, что поднять уровень предложения можно, создав эффективный спрос, который для предпринимателей должен стать внешней активизирующей силой. Другим рычагом роста предложения должны стать дополнительные инвестиции, подстегнутые дешевым кредитом. Эффективный спрос правительство создает тем, что оно предоставляет крупным частным фирмам весомый государственный заказ. Спад сокращается, безработица снижается. Предложение, подстегнутое заказами и дешевым кредитом, растет, что приводит, в конечном счете, к падению цен, к сокращению инфляции.

    Особенностью  этого варианта является углубление бюджетного дефицита (схема1). Государственный заказ частному бизнесу представляет собой дополнительный государственный расход.

    Дефицит государственного бюджета как неизбежное следствие кейнсианских программ, ни в коем случае недолжен покрываться дополнительной эмиссией денег. Считается целесообразным другой путь — прибегнуть к государственным займам, которые можно будет погасить в дальнейшем, когда страна переборет экономические болезни.

Схема 1 «Кейнсианская» антиинфляционная политика

Увеличение

государственных

расходов

 
Рост

инвестиционного

спроса

 
Рост

предложения

Снижение

цен

 

 Дешевый кредит

 

    2) Политика монетаристов опирается на сокращение совокупного спроса.

    В условиях дефицита нельзя требовать  от государства дополнительных расходов. Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который не требовал дополнительных инвестиций.

    Для этой цели они рекомендуют продавать  все, что можно — ресурсы, информацию и т.д., вести решительное наступление на монополизм в экономике, поощрять мелкий и средний бизнес. Рынки следует либерализовать, убрать всяческие барьеры притоку капиталов.

    Факторы, воздействующие на рост предложения, должны дать эффект по истечении довольно значительного срока. Поэтому процесс подтягивания предложения относится к долгосрочной антиинфляционной стратегии. Самое мощное наступление на инфляцию связано с ограничением спроса. Эти меры быстро ударят по инфляционной волне, поэтому использование этого блока относится к мерам тактического свойства.

    Сократить совокупный спрос можно и денежной реформой конфискационного плана. Ее цель - уменьшить количество денег у  населения. Это сразу значительно сократит спрос. Такое действие относится к самым сильным средствам. Но возможны и не столь радикальные меры, уменьшающие возможность населения предъявлять спрос - это замораживание сбережений, которое снижает уровень их ликвидности, поощрение покупок недвижимости и драгоценностей. В этом случае сбережения не должны усиливать давление спроса на потребительском рынке.

    Т.о, задействовано два антиинфляционных блока: стимулирование совокупного предложения и сокращение совокупного спроса.

    Монетаристы предлагают ввести дорогой кредит. В этом случае для малоэффективного производства он становится недоступным и такое производство разоряется. На рынок выходят самые сильные производители, которых правительство поощряет более низкой ставкой налогов. Они быстро наполняют рынок, цены начинают падать.

    Итак, монетарные программы осуществляются в три этапа (схема 2):

  1. на первом проводится конфискационнан денежная реформа;
  2. на втором сокращается бюджетный дефицит и удорожается кредит;
  3. на третьем снижаются налоговые ставки.

    На первом и втором этапах используются рычаги, снижающие совокупный спрос, на третьем — рычаги, стимулирующие рост товарной массы.

Схема 2 «Монетарная» антиинфляционная политика

Сокращение  спроса

 ↓

 Iэтап Денежная реформа

 ↓ ↓

  IIэтап Сокращение бюджетного дефицита Удорожание кредита

 

Следствия:

Уменьшение  потребительского и  инвестиционного  спроса

Банкротство неэффективного производства: рост спада производства

  ↓  ↓

Формирование  рыночных ниш от разорившихся производителей Сохранение на рынке сильных производителей

 

III этап Сокращение ставок налогов

Следствия:  

Рост  инвестицийРост товарного предложения Снижение цен

    Реакция государства на разрастающуюся инфляцию может быть двоякой:

      1)формирование условий наименее болезненной адаптации к ней населения;

      2)выработка системы мер, способных ей противоборствовать. Одновременно со смягчением последней от инфляции должна быть продумана система мер, гасящих источники инфляции.

    Инфляции  последних лет протекают на фоне чрезмерного бюджетного дефицита. Здесь возможны два пути: увеличить доходную часть бюджета за счет роста налогов или сократить расходы государства. Если нельзя отказаться от государственных расходов, приходится ужесточать налоговый пресс. Бремя налога легко перекладывается на цену, что только подхлестывает инфляцию. В долгосрочной перспективе большие налоги угнетают инвестиции, что тормозит рост предложения; государство лишается возможностей роста налоговых поступлений в бюджет из-за замедления инвестиционных процессов.

    Современные правительства в борьбе с инфляцией ориентируются больше на другое направление, уменьшающее бюджетный дефицит, — сокращение государственных расходов. Для нашей страны это прежде всего сокращение военных расходов, дотаций для неэффективного производства и, к сожалению, социальных программ.

    Комплекс  мер антиинфляционной политики может  быть представлен следующим образом.

      Долговременная политика включает в себя:

      Во-первых, задачу погасить инфляционные ожидания населения, которые нагнетают текущий спрос.

    Во-вторых, меры по сокращению бюджетного дефицита за счет повышения налогов и снижения расходов государства.

      В-третьих, мероприятия в области денежного обращения, в частности, установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование — регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

    В-четвертых, ослабление влияния внешних факторов. В частности, задача состоит в уменьшении инфляционного воздействия на экономику переливов иностранного капитала (при положительном сальдо платежного баланса) в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.

      В-пятых, политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

    Краткосрочная политика направлена на временное снижение темпов инфляции. Здесь успешный результат возможен в случае расширения совокупного предложения без увеличения совокупного спроса. В этих целях государство предоставляет льготы предприятиям, выпускающим дополнительно к основному производству побочные товары и услуги.

    Определенное  воздействие на темпы инфляции оказывает  уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более высокую норму сбережения.

    Методы  борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

      Косвенные методы включают:

    • регулирование общей массы денег через управление «печатным станком»;
    • регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком;
    • обязательные денежные резервы коммерческих банков;
    • операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Косвенные методы не могут работать в нашей  экономике на полную мощность по причине ее недостаточной «рыночности». Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а соответственно Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг.

 Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как:

    • прямое и непосредственное регулирование кредитов и их

 распределения государством;

    • государственное регулирование цен;
    • государственное регулирование пределов заработной платы;
    • государственное регулирование внешней торговли и операций с

 иностранным капиталом;

    • государственное регулирование валютного курса.

    При сильной инфляции потери в значительной степени несут потребители, у которых снижается жизненный уровень. Поэтому правительство обычно проводит политику амортизации ударов инфляции. Она включает два направления:

  • индексация потерь доходов;
  • компенсация потерь от инфляции.

    Коэффициент индексации должен строиться с учетом темпов инфляции. Поскольку инфляция не прекращается, время от времени приходится проводить индексацию, устанавливать предел жизненного уровня. Компенсации проводятся в государственном секторе за счет бюджета, который уже находится в состоянии дефицита. Дефицит бюджета углубляется. Причины инфляции не устраняются, временно сглаживаются лишь ее последствия.

    Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных  мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

 
 

    2.2. Особенности антиинфляционной  политики России 

    Исторически инфляция в экономике России возникла еще в 50-х – нач. 60-х годов  и связана с резким падением эффективности общественного производства. Она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците. Разрушение СЭВа и СССР привело к разрыву традиционных хозяйственных связей, резкому падению производства. Открыто взрыв инфляции произошел в январе 1992 г., когда были отпущены все цены. С этого момента инфляционный процесс стал быстро нарастать. Инфляция быстро перерастала в гиперинфляцию.

    Отечественный тип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняется  условиями ее развития - перехода от плановой к рыночной экономике.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства