Генеральное соглашение по торговле услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:10, доклад

Описание работы

В рамках ВТО действует Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), представляющее многосторонний свод принципов и правил международной торговли услугами, соблюдение которых обязательно для всех стран-членов ВТО.

Для представителей деловых кругов стран – членов ВТО ГАТС имеет большое значение, т.к. они получают возможность:

- работать на иностранных рынках услуг на заранее известных условиях;
- доступа к информации об условиях работы на иностранных рынках услуг;
- следить за изменением положения на рынках услуг других стран.

Работа содержит 1 файл

ГАТС.docx

— 15.97 Кб (Скачать)

Генеральное соглашение по торговле услугами 
 
(General Agreement on Trade in Services) 
 
В рамках ВТО действует Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), представляющее многосторонний свод принципов и правил международной торговли услугами, соблюдение которых обязательно для всех стран-членов ВТО.  
 
Для представителей деловых кругов стран – членов ВТО ГАТС имеет большое значение, т.к. они получают возможность: 
 
- работать на иностранных рынках услуг на заранее известных условиях; 
- доступа к информации об условиях работы на иностранных рынках услуг;  
- следить за изменением положения на рынках услуг других стран.  
 
ГАТС определяет меры, которые страны – члены ВТО могут принимать в отношении торговли услугами. При этом под «торговлей услугами» понимается поставка услуги, включающая производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуги. Понятие «услуга» включает любую услугу в любом секторе, за исключением услуг, поставляемых при исполнении государственными органами своих функций, т.е. не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с другими поставщиками услуг.  
 
Услуги, на которые распространяется действие ГАТС, сгруппированы Секретариатом ВТО по 12 секторам: деловые услуги; услуги связи; строительные услуги и связанные с ними инжиниринговые услуги; дистрибьюторские услуги; услуги в области образования; услуги по защите окружающей среды; финансовые услуги; услуги по охране здоровья и социальные услуги; услуги в области туризма и услуги, связанные с путешествиями; услуги в области организации досуга, культуры и спорта; транспортные услуги; прочие услуги. Каждый сектор включает несколько подсекторов, всего их более 150.  
 
Для сведения: между услугами и товарами имеется ряд отличий, которые определяют способы их поставки в международной торговле. 
Так, товары всегда имеют предметную форму, их можно накапливать и складировать. Поставка товаров в международной торговле связана с их перемещением через государственные границы, что фиксируется таможенными органами. 
Услуги же лишь в отдельных случаях выражаются в предметной форме; во многих случаях они невидимы и неосязаемы, часто место потребления услуги совпадает с местом её оказания. В большинстве случаев услуги потребляются в момент их оказания.  
 
В ГАТС зафиксированы 4 способа поставки услуг: 
 
- с территории одной страны – члена ВТО на территорию любой другой страны – члена ВТО (трансграничная поставка); 
- на территории одной страны – члена ВТО потребителю услуги из любой другой страны – члена ВТО (потребление за границей); 
- посредством коммерческого присутствия поставщика услуг одной страны – члена ВТО на территории любой другой страны – члена ВТО (коммерческое присутствие);  
- путём перемещения поставщиком услуг из одной страны – члена ВТО физических лиц этой же страны в другую страну – член ВТО для оказания там услуг (присутствие физических лиц). 
 
Меры стран – членов ВТО, затрагивающие торговлю услугами, могут выражаться в форме законов, правил, процедур, решений, административных действий и т.д., принимаемых или осуществляемых органами власти. 
 
Общие требования к внутреннему регулированию торговли услугами 
 
В ГАТС определены общие требования к системе внутреннего регулирования торговли услугами, которые должны быть учтены страной – членом ВТО в её национальном законодательстве: 
 
- в каждом секторе услуг, по которому страной – членом ВТО приняты специфические обязательства, меры, затрагивающие торговлю услугами, должны применяться разумным, объективным и беспристрастным образом; 
- страны – члены ВТО не должны создавать неоправданных барьеров в торговле услугами посредством квалификационных требований и процедур, технических стандартов и требований по лицензированию; 
- в секторах по профессиональным услугам, по которым приняты специфические обязательства, страна – член ВТО вводит процедуру проверки компетенции иностранных специалистов, и др.  
 
Общие обязательства стран – членов ВТО в сфере торговли услугами:  
 
· предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ). 
РНБ в сфере торговли услугами означает, что каждая страна – член ВТО должна немедленно и без всяких условий предоставлять другой стране – члену ВТО режим не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет любой другой стране, независимо от того, является ли эта другая страна членом ВТО или нет. При этом РНБ распространяется как на услуги, так и на поставщиков услуг. 
Вместе с тем в ГАТС предусмотрено, что страна – член ВТО может применять меру, несовместимую с РНБ, если эта мера в установленном порядке согласована и внесена этой страной в свой список освобождений от обязательств по статье II (РНБ) ГАТС, который является приложением к ГАТС; 
 
· обеспечение транспарентности (прозрачности) регулирования торговли услугами.  
Для своевременного получения объективной и полной информации о национальном законодательстве и регулировании, относящихся к сфере торговли услугами, каждая страна – член ВТО обязана: 
- опубликовывать информацию о всех мерах общего применения, имеющих отношение к ГАТС, в т.ч. о международных договорах по вопросам торговли услугами; 
- незамедлительно давать ответы на запросы других стран – членов ВТО, связанные с торговлей услугами; 
- создать один или несколько информационных пунктов (enquiry point) для предоставления информации по вопросам торговли услугами в соответствии с запросами других стран – членов ВТО в лице их правительств. 
Следует отметить, что развитые страны – члены ВТО и по возможности другие страны – члены ВТО должны создавать контактные пункты (contact point) для облегчения доступа развивающихся стран к информации о рынках услуг указанных стран – членов ВТО. 
При этом страна – член ВТО не обязана предоставлять конфиденциальную информацию, раскрытие которой могло бы препятствовать исполнению законов, противоречить общественным интересам, нанести ущерб законным интересам конкретных государственных или частных организаций; 
 
· признание квалификации иностранных поставщиков услуг. 
Для соблюдения действующих национальных норм по выдаче разрешений иностранным поставщикам услуг, их лицензированию и сертификации страна – член ВТО может устанавливать порядок, в соответствии с которым будут признаваться выданные в другой стране – члене ВТО свидетельства и дипломы о полученном образовании и имеющемся опыте, о соответствии определённым требованиям, а также лицензии и сертификаты. Однако во всех случаях странам – членам ВТО следует избегать превращения признания квалификации в средство дискриминации или в скрытое ограничение торговли;  
 
· принципы деятельности монопольных поставщиков услуг, а также поставщиков услуг, получивших от органов власти исключительные (эксклюзивные) права. 
Страна – член ВТО должна обеспечить, чтобы любой такой поставщик: 
- при поставке монопольной услуги поступал в соответствии с обязательствами страны – члена ВТО по обеспечению РНБ и специфическими обязательствами; 
- при поставке услуги, которая не относится к сфере его монопольных прав и по которой приняты специфические обязательства, включённые в национальный перечень страны – члена ВТО, не злоупотреблял своим монопольным положением, действуя образом, несовместимым с такими обязательствами.


Информация о работе Генеральное соглашение по торговле услугами