Глобальные этнические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в мире достаточно сложно найти государство, которое было бы полностью однородным по своему этническому составу. По самым скромным подсчетам, современное человечество унаследовало от прошлого 2—3 тысячи этнических общностей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие этнического конфликта и его классификация типов………….4

Глава 2. Наиболее яркие проявления этнических проблем в современном мире……………………………………………………………………………….. ..10

2.1 Расизм……………………………………………………………...10

2.2 Этнический терроризм……………………………………………11

2.3 Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств…………………11

2.4 Этнические анклавы………………………………………………13
Этнические войны………………………………………………...13

2.6 Этнические чистки……………………………………………….15

2.7 Беженцы…………………………………………………………..15

Глава 3. Способы и меры разрешения этнических конфликтов………………...16

Заключение…………………………………………………………………...19

Список использованных источников и литературы……………………….20

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 48.86 Кб (Скачать)

Этнотеррористы, действуя разными  методами, достигают одного результата: гибели представителей национального  большинства, которое обеспечивает стабильность того или иного государства. Причем финансовые этнотеррористы убивают  незаметно, но более масштабно. Они  вывозят капиталы за границу, ослабляя экономику, само государство. Это приводит к обнищанию коренного народа. Невыплаты зарплаты, пенсий, социальных пособий ведет к его вымиранию.

2.3 Ассимиляция  и депопуляция этноменьшинств[5]

Процессы ассимиляции  и депопуляции этноменьшинств проявляются в наши дни в самых различных формах и связаны с утратой малыми этносами своего языка, культуры, религии, национального самосознания, а также с кровосмесительными браками, низкой рождаемостью, высокой смертностью и соответственно с «отрицательным» естественным приростом населения. 
Совершенно очевидно, что ассимиляционные процессы отличаются чрезвычайным многообразием характера, темпов и форм и потому их оценка не может быть однозначной. В науке четко различаются понятия естественной и насильственной ассимиляции. Первое из них ассоциируется, например, с многочисленными иммигрантами в США и странах Западной Европы, где довольно быстро «растворяются» этнические группы европейского происхождения в белом англоязычном большинстве. Такого рода этнические ассимиляционные процессы происходят, как правило, безболезненно и не ведут к заметным социальным конфликтам. Старое понятие связывается с целенаправленной политикой государства на поглощение, уменьшение функциональной роли других этносов. 
Наиболее значительные масштабы ассимиляционные процессы приобрели в полиэтнических странах: Индии, Индонезии, США, странах Тропической Африки и др. При этом не существует прямо пропорциональной связи между ассимиляционными процессами и межэтническим соперничеством за землю, за жилье в городах, за ключевые позиции в экономике, политическое господство и т. п.

 
     Ассимиляция этноменыпинств нередко сопровождается депопуляционными тенденциями, связанными с ухудшением генетического фонда меньшинств, кровосмесительными браками, пространственным «расползанием» этноса. Не следует, естественно, смешивать депопуляционные процессы, распространенные на «периферии» мировой цивилизации (австралийские аборигены, некоторые индейские племена Латинской Америки, народности Крайнего Севера России) с явлениями, имеющими место в странах с развитой рыночной экономикой; факторы, их порождающие, совершенно различны.

2.4 Этнические  анклавы[6] 

Мигранты приезжают и  постепенно оседают на территории своего нового государства, образуя этнические "анклавы". Этнические анклавы выходцев из стран Южной и Восточной Азии, Северной Африки, Центральной и Восточной Европы интегрировались в общественную, политическую и экономическую структуру стран-реципиенте в как замкнутые образования, не ассимилируясь в ней, но, тем не менее, претендуя на все социальные услуги. Именно среда мигрантов богата преступными событиями. Многие из них имеют проблемы с законностью своих перемещений из страны в страну, что позволяет преступным группам использовать это в своих корыстных целях.  В конце 90-х годов все это привело к обострению межэтнических конфликтов в западноевропейских странах.

2.5 Этнические  войны[7]

  Этнические военные конфликты  крайне опасны, поскольку их последствия  могут быть разрушительными не  только для конфликтующих изначально  сторон, но и для всего мира. Так, например, с этнического конфликта  между сербами и Австро-Венгрией  началась Первая Мировая война, в которой участвовали десятки стран мира. Можно так же вспомнить Вторую Мировую войну и геноцид, который устроил Гитлер, Югославскую войну, ставшей самой кровопролитной в Европе после Второй мировой.

Во многих случаях  этнические конфликты переходят в стадию геноцида - так произошло, например, в Руанде в 1990-е годы. Кроме того, ныне мир не приемлет "внешнего" пересмотра государственных границ. Так  попытка Израиля аннексировать Голанские высоты у Сирии не была признана международным сообществом. Попытка Саддама Хусейна в 1990 году присоединить Кувейт вызвала войну с Ираком. Изменение государственных границ ныне возможно лишь "изнутри" - в том числе, в результате внутренних этнических конфликтов.

Подобные вооруженные  конфликты привели к появлению  нескольких новых государств. Последним  стал Восточный Тимор, получивший независимость  от Индонезии. В конце 2004 года в мире насчитывалось от 15 до 28 вооруженных  конфликтов (аналитики расходятся в  оценках), участники которых боролись за независимость или, наоборот, за территориальную целостность государства.  Еще не менее 70-80-ти движений, считающих себя национально-освободительными, теоретически могут перейти к вооруженной борьбе за независимость. В их числе несколько европейских народов, например, каталонцы в Испании, фламандцы и валлоны в Бельгии, венгры в бывшей Югославии, шотландцы в Великобритании и т. д. В большинстве случаев этой угрозы удается избегать политическими методами, предоставив подобным движениям больше автономии, политического влияния и т.д. Примерно четверть всех национально-освободительных (они же сепаратистские) движений переходит к вооруженной борьбе. 

В 20 веке мир потрясли три  волны этнических конфликтов, закончившиеся  образованием десятков новых, большей  частью национальных, государств. Первая волна образовалась после окончания Первой Мировой войны, распада двух империй - Австро-Венгерской и Оттоманской, на территории которых возникли новые государства. Вторая волна была инициирована Второй Мировой войной и крахом колониальных держав. Третья волна образовалась после распада СССР. Многие исследователи считают, что  ныне человечество находится на излете "третьей волны", что делает возможным предсказать, что новые этнические конфликты будут возникать относительно редко. Однако, при наличии многих народов, не имеющих своего государства (например, курдов, компактно живущих в Турции, Ираке, Сирии и Иране) никто не знает, когда и при каких условиях начнется "четвертая волна".

 

 

2.6 Этнические  чистки[6]

Этнические  чистки — политика, направленная на насильственное изгнание с определённой территории лиц иной этнической принадлежности, при этом «этнические чистки» могут принимать самые различные формы, от массового переселения этнических групп и принуждения к эмиграции до депортации и геноцида.

Выражение «этническая чистка» означает вытеснение с определённой территории одной  этнической группы, осуществляемое другой этнической общностью. Обычно это вытеснение принимает насильственные формы, хотя существуют и примеры добровольной или компенсированной этнической чистки.

2.7 Беженцы[3]

 Нельзя не коснуться  еще одной серьезнейшей проблемы  нашего времени. Небывалое большое число жителей Земли в последние годы становятся беженцами вследствие международных конфликтов, гражданских войн, стихийных бедствий и, все чаще, голода и нищеты.

Сегодня в мире насчитывается около 19 миллионов беженцев и 15 – 20 миллионов перемещенных лиц.

Поднимается волна расизма  и ксенофобии. Никто не готовит  теплого приема беднякам-беженцам, часто не имеющим профессиональной подготовки. К тому же около 70% беженцев – женщины и дети.

 

 

 

 

Глава 3. Способы  и меры разрешения этнических конфликтов. [11,12]

 

В целом возникновение любого этнического  конфликта обусловлено существованием той или иной формы неравенства  этносов. Поэтому урегулирование этнических конфликтов требует нахождения нового, компромиссного и приемлемого для  всех конфликтующих сторон баланса  взаимно удовлетворяющих их интересов.

Урегулирование и прекращение  межэтнических конфликтов являются жизненно важной необходимостью существования  любого полиэтнического сообщества. Конфликтные межэтнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно влияют на основные процессы социально-экономического, культурного  и политического развития любого государства. Они не просто задерживают  и нарушают ход общественного  развития, но и способны изменить всю  его ориентацию, породить новые негативные тенденции, заложить основу для будущих  конфликтов других поколений.

Существуют следующие  способы разрешения этнических конфликтов: нейтрализация, «естественное» развитие и последующее самозатухание этнического конфликта, неконтролируемое развитие и самоуничтожение этнического конфликта,  достижение национального согласия.

Нейтрализация этнического  конфликта. Обычно это означает надежный перевод этнического конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон, а также при наличии обоснованных расчетов на то, что сепаратисты, в конечном счете, не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку. Такая политическая борьба, т.е. по сути консервация этнического конфликта, может в вялой форме протекать десятилетиями, как, например, деятельность шотландских или квебекских сепаратистов, не сопровождаясь межэтническими столкновениями. Тем не менее, при этом остается опасность, что в случае неожиданных кардинальных изменений условий жизни (резкого экономического спада, экологической катастрофы и т. п.) дальнейшее развитие конфликта может выйти за законные рамки, поскольку продолжают сохраняться этнонационалистические партии и экстремистски настроенные деятели в их рядах.

Естественное развитие и последующее самозатухание (саморассасывание) этнического конфликта. Этнический конфликт в ходе постепенной эскалации и перерастания в форму насильственного противостояния сторон в таком случае заканчивается в результате разрушения того прежде единого полиэтничного общества, в котором он возник и развивался. Подобный исход никак нельзя считать урегулированием конфликта, и к тому же это обычно означает переход от этнического конфликта внутри прежнего полиэтничного общества к межгосударственному конфликту вновь образовавшихся государств и новых обществ.

Неконтролируемое развитие и самоуничтожение этнического  конфликта также является реальным и достаточно часто встречающимся его исходом.

Существует два основных сценария разрушения полиэтничного общества и тем самым прекращения этнического конфликта:

- изменение территории (за счет  проведения новых государственных  границ, отделяющих одну из конфликтующих  сторон от другой);

- изменение этнического состава  населения (за счет депортации  «враждебных групп», выделяемых  по этнонациональному признаку).

Особой задачей разрешения этнического  конфликта является достижение национального согласия, представляющего собой сложный процесс примирения конфликтующих сторон, согласования их интересов, устремлений и требований, достижение взаимоприемлемого результата. Национальное согласие предусматривает предупреждение перерастания обострившихся в обществе противоречий в деструктивные, разрушительные по своей форме конфликты. Достижение его осуществляется в процессе переговоров, носящих конструктивный характер.

Важной формой достижения согласия или завершения конфликта между  этническими общностями, их представителями  выступает заключение межэтнического компромисса. Он предполагает достижение взаимопонимания или частичного завершения этнического конфликта путем взаимных уступок и согласования интересов (посредством их частичного удовлетворения). Модель завершения этнического конфликта таким способом используется в условиях, когда его участники имеют равные возможности при отсутствии достаточных ресурсов для полного удовлетворения интересов одной из конфликтующих сторон.

В этом случае заключается соглашение, имеющее определенные временные  параметры, по истечении которых  одна из сторон или обе в равной мере будут обладать достаточными возможностями  для пересмотра заключенного этнического  компромисса с целью изменения  результата в свою пользу. Проблема будет разрешена в процессе завершения конфликта, либо он потеряет свою актуальность.

В случае возникновения вооруженного конфликта между его субъектами достижение компромисса прежде всего направлено на прекращение военных действий между его участниками, что создает благоприятные условия для привлечения и использования мирных средств. Каждая из сторон, приняв решение о своем согласии на заключение этнического компромисса, определяет с учетом своих интересов допустимые нижние границы уступок, на которые она готова пойти при определении соглашения. Принятие уступок ниже допустимых границ означает ее поражение в этническом конфликте.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе курсовой работы я узнал о сути этнических противоречий, о понятии этнического конфликта и классификацию его типов, рассмотрел одни из основных проблем, вызванных обострением этнических отношений, а так же меры и способы разрешения этноконфликтов.

Этнический конфликт - форма политических отношений — конфронтация между двумя или несколькими этносами,  характеризующаяся состоянием взаимных претензий, имеющую тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Предпосылки этнических конфликтов: социально-экономические, политические, культурно – языковые, этнодемографические, экологические, этнотерриториальные, исторические, конфессиональные, культурные, психологические.

Существуют следующие способы  разрешения этнических конфликтов: нейтрализация, «естественное» развитие и последующее самозатухание этнического конфликта, неконтролируемое развитие и самоуничтожение этнического конфликта, достижение национального согласия. Достижение национального согласия как способ урегулирования конфликта представляет собой сложный процесс примирения конфликтующих сторон, согласования их интересов, устремлений и требований, достижение взаимоприемлемого результата.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

  1. Козырев, Г.И. Политическая конфликтология /Г.И. Козырев. – М.: ИД « ФОРУМ – ИНФРА – М», 2008. – С. 167.
  2. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы.-М.: Экопрос, 1993.-544 с.
  3. Родионова, И. А. Глобальные проблемы человечества/ И.А. Родионова.-М.:Аспект Пресс,1995.-159с
  4. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. завдедений. - 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Издательский центр "Академия", 2003. — С. 320.
  5. Глобальные проблемы человечества [globaltrouble.ru]
  6. Википедия — свободная энциклопедия [http://ru.wikipedia.org]
  7. Этноконфликт в Современном мире [http://www.ethnoconflict.ru]
  8. О всём [http://www. ovsem.com/user/rasnz] – Морис Олендер «Расизм, национализм»
  9. Новохатский С.Н. - Этнический терроризм . // Рус. Дом. 2010. №6. – С.304.
  10. Максаковский В. П. Географическая картина мира. Книга I . Общая характеристика мира. - М.: Дрофа, 2003. - 496 с
  11. Пугачев, В.П. Политология /В.П. Пугачев. – М.: Слово: Эксмо, 2006. – С. 542.
  12. Крысько, В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения: курс лекций /В.Г. Крысько. – М.: Экзамен, 2002. – С. 140

Информация о работе Глобальные этнические конфликты