Экономическое районирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 07:31, контрольная работа

Описание работы

В данной работе рассмотрено образование, формирование и развитие экономических районов России.

Содержание

Введение
1. Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России
2. Основные принципы районирования
3. Современное экономическое районирование и формы территориальной организации хозяйства России
4. Территориальное деление Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Экон районирование (1).doc

— 346.00 Кб (Скачать)

 

Несоответствие экономического районирования реальности сегодняшнего времени отмечалось многими экспертами. На практике тенденция к пересмотру границ появилась при создании ассоциаций экономического взаимодействия. Именно для данных ассоциаций, готовились комплексные программы социально-экономического развития.

Федеральные округа Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В.В.Путина №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г.

Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.

В момент их учреждения в 2000 было создано 7 федеральных округов. Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа президента Д.А.Медведева 19 января 2010. Единственным изменением в названиях округов было предшествующее переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000. Список федеральных округов представлен в таблице 2.

В июне 2011 года Президент Медведев предложил создание Столичного федерального округа (границей которого предполагается ЦКАД).

Почти все округа состоят преимущественно или  только из административно-территориальных  образований (субъектов федерации). Единственным из округов, который почти  полностью состоит из национально-территориальных субъектов (республик), является Северо-Кавказский округ.

В округах определены города-центры, в которых размещаются  их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя  президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором центр не является крупнейшим городом округа, а также административным центром или крупнейшим городом одного из входящих субъектов.

Полпред Президента РФ в федеральном округе является представителем Президента РФ и работником администрации Президента.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Список федеральных округов8

 

 

Название округа

Площадь 
(км²)

Население 
(на 01.01.2009)

Субъектов РФ

Административный центр

1

Центральный федеральный  округ

52,800

37 121 812

18

Москва

2

Южный федеральный  округ

416,840

14 686 261

6

Ростов-на-Дону

3

Северо-Западный федеральный округ

1,677,900

13 462 259

11

Санкт-Петербург

4

Дальневосточный федеральный округ

6,215,900

6 460 094

9

Хабаровск

5

Сибирский федеральный  округ

5,114,800

19 545 470

12

Новосибирск

6

Уральский федеральный  округ

1,788,900

12 254 976

6

Екатеринбург

7

Приволжский федеральный округ

1,038,000

30 157 844

14

Нижний Новгород

8

Северо-Кавказский федеральный округ

159,860

8 215 263

7

Пятигорск


 

Северо-Кавказский федеральный округ — федеральный округ Российской Федерации, выделенный из состава Южного федерального округа указом президента России Д. А. Медведева от 19 января 2010 года. Расположен на юге европейской части России, в центральной и восточной части Северного Кавказа.

С 13 мая по 21 июня 2000 года название Северо-Кавказский федеральный округ носил Южный федеральный округ.

Образование данного  округа стало первым изменением числа  федеральных округов с момента  их учреждения в 2000 году президентом  России В. В. Путиным.

Площадь территории округа составляет около одного процента от площади территории Российской Федерации. Это самый маленький федеральный округ России и единственный, в котором этнические русские составляют меньшинство населения.

Центр округа — город Пятигорск, единственный из центров округов, который не является ни административным центром субъекта, входящего в округ, ни крупнейшим городом округа (однако входит в крупную Кавказско-Минераловодскую агломерацию). С апреля 2010 года резиденция заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, полномочного представителя Президента в Северо-Кавказском федеральном округе А. Г. Хлопонина временно расположена в Ессентуках.9

Почти все округа состоят преимущественно или  только из административно-территориальных  образований (субъектов федерации). Единственным из округов, который почти полностью состоит из национально-территориальных субъектов (республик), является Северо-Кавказский округ.

В округах определены города-центры, в которых размещаются  их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя  президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором центр не является крупнейшим городом округа, а также административным центром или крупнейшим городом одного из входящих субъектов.

Полпред Президента РФ в федеральном округе является представителем Президента РФ и работником администрации Президента.

Руководство округов  главенствует над входящими субъектами, не имея конституционных полномочий, но имея соответствующие ведомственные.

Подводя итоги роли и значения федеральных округов в преобразовании системы территориального управления, необходимо, прежде всего, отметить, что создание федеральных округов стало реакцией на фактическое распадение России в конце 1990-х годов на ряд «региональных баронств», стремившихся к предельно расширительному толкованию предложенного в Конституции понятия «суверенитета» субъектов.

Федеральные округа выступают в территориальном  строительстве России как элемент  унитарности внутри федеративного  государства, стягивающий систему территориального управления и предохраняющий ее от рецидивов «регионального баронства».

Создание федеративных округов позволило привести в  относительное единство систему  территориального управления, не только нормализовав нормативно-правовую базу, но и приведя в действие политические рычаги воздействия на регионы.

В итоге федеральные  округа обеспечивают углубление и развитие как вертикальных, так и горизонтальных федеративных связей, позволяют решать стратегические вопросы территориального развития на уровне, адекватном масштабу и сложности округов, в контексте территориального администрирования обеспечивать баланс между общегосударственными интересами и самостоятельностью на местах. С управленческой точки зрения конечная цель существования федеральных округов видится в организации эффективного администрирования, оптимизации и окончательной перестройке большинства территориальных структур федеральных органов государственной, прежде всего исполнительной, власти по надсубъектному, межрегиональному принципу, что необходимо как для ограничения влияния местных властей на федеральные структуры, так и повышения действенности территориальных органов федеральных государственных органов, снижения дублирования и улучшения координации их деятельности.

 

 

Заключение

 

Районирование должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов) в определенных территориальных границах.

Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов. Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи. В то же время, территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в элементах административно - территориального деления (областях, краях), а также в республиках.

Современный этап организации  территориального управления требует  экономического районирования, учитывающего комплексный характер воздействия  всех факторов.

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.- 26.01.2009.- N 4.- ст. 445.
  2. Белянин, И.В. Роль федеративных округов в формировании идей федерализма // Аспирант и соискатель.- 2005. - N 5. С. 18-25.
  3. Кистанов, В. В. Федеральные округа России: важный шаг в укреплении государства.- М.: Экономика, 2000г. – 296 с.
  4. Общероссийский классификатор экономический регионов  ОК 024-95// http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/59fbe48040d8fac69441fc4d51240c37/OKER_5.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=59fbe48040d8fac69441fc4d51240c37&CACHE=NONE
  5. Регионоведение/Под ред. Т.Г. Морозовой.-М.: ЮНИТИ, 2010.- 424 с.
  6. Региональная экономика/Под ред. В.И. Видяпина.-М.: ИНФРА-М, 2009.- 666 с.
  7. Усягин, А. Противоречия и пробелы современного территориального устройства России // Федерализм.- 2005.- N 4. - С. 83- 91.
  8. Черкасов, К.В. Федеральные округа в Российской Федерации// http://www.juristlib.ru/book_3829.html
  9. Юсупов К.Н. Региональная экономика.-М.: КноРус, 2009.- 232 с.
  10. http://ru.wikipedia.org/wiki

 

 

 

 

1 Регионоведение/Под ред. Т.Г. Морозовой.-М.: ЮНИТИ, 2010.- С. 211.

2 Юсупов, К.Н. Региональная экономика.-М.: КноРус, 2009.- С. 178.

3 Там же.

4 Юсупов, К.Н. Региональная экономика.-М.: КноРус, 2009.- С. 180.

5 Региональная экономика/Под ред. В.И. Видяпина.-М.: ИНФРА-М, 2009.- С. 95.

6 Региональная экономика/Под ред. В.И. Видяпина.-М.: ИНФРА-М, 2009.- С. 95.

7 Общероссийский классификатор экономический регионов  ОК 024-95.- М.: Издательство стандартов, 2000//http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/59fbe48040d8fac69441fc4d51240c37/OKER_5.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=59fbe48040d8fac69441fc4d51240c37&CACHE=NONE

8 http://ru.wikipedia.org/wiki

9 Белянин, И.В. Роль федеративных округов в формировании идей федерализма // Аспирант и соискатель.- 2005. - N 5. С. 19.




Информация о работе Экономическое районирование