Экономика Чехии: финансы, промышленность и транспорт

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 00:41, реферат

Описание работы

Среди всех посткоммунистических государств Чехия обладает одной из наиболее стабильных и успешных экономических систем. Её основой является промышленность (машиностроение, электротехника и электроника, химия, пищевая промышленность и чёрная металлургия), строительство и сфера услуг. Доля сельского и лесного хозяйства, а также горнодобывающей промышленности незначительна и продолжает уменьшаться.

Работа содержит 1 файл

економика чехии.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

3. Историческая справка.      

По  преданию, мифический отец Чех, поднявшись на гору Ржип, был очарован увиденным. И чешские славяне, пришедшие  сюда в пятом столетии, остались навсегда. Но еще в каменном веке здесь жили люди. На этой земле свои поселения оставили кельтские и  германские племена. Правил он долго и мудро, а после его смерти трон перешел к одной из его трех дочерей - Либуше. Либуше, как и ее сестры, была очень умна и рассудительна, кроме того она была волшебницей и пророчицей. Так, она в пророческом видении предсказала появление прекрасной столицы Праги. Правила она мягко, споры разрешала справедливо. Но однажды мужчины взбунтовались и не захотели, чтобы ими правила женщина. Они предложили Либуше выбрать себе мужа. И тогда девушка сказала им, чтобы они шли два дня, а на исходе второго дня увидели человека, пашущего землю на паре белых волов и привели его к ней. Так все и произошло. Пахарь Пршемысл стал мужем Либуше и князем. Род Пршемысловичей покинул Чешский трон в конце 13 века, когда в роду не осталось наследника по мужской линии. В девятом веке чешская династия Пршемысловичей основала в Пражской котловине Пражский Град, около которого позже начали появляться другие чешские города. Последняя представительница Пршемысловичей княжна Элишка вышла замуж за принца Люксембургского, Яна. У них родился сын, который впоследствии стал, самым знаменитым и почитаемым чешским королем Карлом IV.     

 Христианство чехи приняли в  IX веке. В то время уже существовало первое чешское государство - Великая Моравская Империя, в которую кроме Богемии и Моравии входили Словакия и Верхняя Черемшина. Главными идеологами распространения христианства в Великой Моравии были основатели славянской письменности Кирилл и Мефодий.     

В 1620 году после поражения в битве  на Белой Горе Чехия потеряла независимость до 1918 года, попав под власть габсбургской Австро-Венгрии. В это время чехи были сильно германизированы. Осталось мало чешских школ, официальным языком стал немецкий, чешским же пользовались только в отдаленных деревнях. Все изменилось в 1918 году, когда Чехия, обретя независимость, объединилась со Словакией. Первым президентом нового государства стал Томаш Гарик Массарик.     

В результате бездарно-примирительной политики Англии и Франции с марта 1939 года Чехия была оккупирована гитлеровскими войсками и объявлена "протекторатом Чехия и Моравия". Освобождение пришло 9 мая 1945 г., когда, придя на помощь восставшей Праге, в нее вошли советские войска, в составе которых действовала 1-я чехословацкая отдельная танковая бригада. Во время Второй мировой войны Чехия, и в том числе Прага, пострадали незначительно.     

 В 1990 г. охвативший многие страны  Восточного блока процесс дезинтеграции привел к изменению государственно-административного статуса Чехословакии, которая превратилась тогда в Чешскую и Словацкую Федеративную Республику.    

Спустя  два года, 1 января 1993 г. Чехия и  Словакия были провозглашены самостоятельными государствами. С 15 февраля 1993 г. президентом Чехии является Вацлав Гавел, известный чешский драматург и в прошлом диссидент, который еще в ноябре 1989 г. был избран президентом Чехословакии.    

Ежегодно  Чехию посещают более ста миллионов  гостей из разных стран. Туриндустрия страны дает прекрасную возможность  ознакомиться с ее культурными и историческими достопримечательностями, многие из которых сохранились в первозданном виде. Только замков, градов и крепостей на территории этого небольшого государства более двух тысяч. В окружении ухоженных парков, они украшают и дополняют живописный природный ландшафт. Когда-то эти молчаливые каменные строения стояли на страже границ, потом в них отдыхали короли.    

Большой интерес у гостей республики вызывают исторические города Прага, Чески Крумлов, Кутна Гора и Телч, занесенные в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.      

 

 

. Роль и место национальной  экономики в системе мировых  экономических отношений. 
 
  
 
Чешская Республика (ЧР, Чехия) относится к числу промышленно развитых стран Центральной Европы. Страна занимает территорию площадью 78 866 кв. км (0,05% от размера общей мировой территории). 
 
Численность населения страны, по состоянию на 30 июня 2010 г., составляла  10 515 818 человек (примерно 0,2% от общей численности населения мира). 
 
Чешская Республика занимает 48-е место в мировой экономике, являясь членом более чем 60 международных экономических и четырех финансовых организаций. 
 
Промышленность Чешской Республики обеспечивает выпуск около 0,3% мировой валовой продукции. Более 70% крупных предприятий Чешской Республики принадлежит полностью или частично транснациональным и иностранным фирмам. 
 
В целом положение экономики Чехии в значительной степени определяется состоянием и развитием её внешнеэкономических отношений. Традиционно чешская экономика ориентирована на внешние рынки, где реализуется большая часть произведенного в стране ВВП. Чехию относится к странам с рыночной экономикой, тесно связанной с экономиками основных стран ЕС. В результате проведенных за последние 15 лет структурных реформ и значительного притока иностранных инвестиций, чешская промышленность значительно модернизировалась, а экономика в целом стала менее материало- и энергоемкой. 
 
Важнейший вклад в развитие чешской экономики вносит внешняя торговля товарами и услугами. Доля Чехии в мировой внешней торговле составляет: по экспорту - 0,5%, по импорту – 0,6%. Основными торговыми партнерами Чехии являются страны ЕС, на которые приходится по итогам 8-ми месяцев 2010 г. более 74% внешнеторгового оборота страны. Главным торговым партнером Чехии является Германия, доля которой в товарообороте достигает 28%, доля России в общем объеме внешней торговли Чехии составляет 4,0%, что является 10-м показателем среди стран мира. 
 
Основными факторами, оказавшими влияние в 2009-2010 гг. на экономическую ситуацию в Чехии, стали: мировой финансовый и экономический кризис; снижение темпов экономического роста, а затем его последовательное восстановление в странах ЕС, основных торгово-экономических партнерах Чехии; значительная амплитуда колебаний курса чешской кроны по отношению к евро и доллару. 
 
Во II квартале 2010 г. рост ВВП по отношению к предыдущему году составил 2,4%, по прогнозам Чешского национального банка  по итогам 2010 г. рост ВВП составит 1,4%, а по итогам 2011 г. ВВП вырастет на 1,8%. 
 
Индекс роста потребительских цен в сентябре 2010 г. составил 2,0%. 
 
Средний уровень безработицы к концу сентября 2010 г. составил 8,5% , сократившись на 0,7% по сравнению с показателем на конец 2009 г. (9,2%). 
 
По данным ЧСУ, во II квартале 2010 г. номинальная заработная плата по стране составила  23 513 чешских крон (примерно 1213 долл. США). 
 
Приток прямых иностранных инвестиций в Чехию по данным Чешского национального банка в I полугодии 2010 г. составил примерно 4,2 млрд. долл. США. 
 
Большинство прямых иностранных инвестиций в Чехию в последние годы поступало из стран ЕС, в первую очередь из Германии, Люксембурга, Австрии, Голландии, Великобритании, Кипра, а также из неевропейских государств – США и Корейской Республики. 
 
  
Основные макроэкономические показатели развития Чехии за период 2007 -2010 гг. приведены в таблице: 
 
  
Источники: Чешское статистическое управление, ЧНБ, Минфин Чехии 
 
1 – по итогам I полугодия 2010 г., 
 
2 – по итогам II квартала 2010 г. 
 
3 – по итогам сентября 2010 г. 
 
4 – в августе 2010 г. 
 
5 – с января по август 2010 г. 
 
6 – в среднем за три квартала 2010 г. 
 
  
 
2. Валютно-финансовая система 
 
  
 
Государственный бюджет ЧР в 2009г. был исполнен с дефицитом 192,2 млрд. чешских крон (около 10,1 млрд. долларов)  
 
В соответствии с Законом «О государственном бюджете на 2010 г.», запланировано, что доходная часть составит 1022,2 млрд. чешских крон (56,8 млрд. долл. США), а расходная – 1184,9 млрд. чешских крон (65,8 млрд. долл. США) при дефиците 162,7 млрд. чешских крон (9 млрд. долл. США). 
 
По состоянию на октябрь 2010 г. инвестиционный рейтинг Moody's Чехии остался на прежнем уровне A1,Standard & Poor's на уровне А, Fitch на уровне А+, данные показатели относят Чехию к категории стран со средней задолженностью. 
 
По данным Чешского национального банка (ЧНБ), уровень инфляции в ЧР в 2009 году составил 1,0 %. Уровень инфляции был обусловлен с одной стороны увеличением среднегодового индекса потребительских цен, а с другой стороны твердой и последовательной политикой Чешского национального банка по сдерживанию инфляции. 
 
По данным Чешского статистического управления, уровень инфляции в августе 2010 г. составил 0,9%. Рост потребительских цен в августе 2010 года составил 2,0%. 
 
В 2009 г. Чешский национальный банк продолжил снижение банковской учетной ставки (ставка рефинансирования). Так, 6 февраля 2009 г. ставка была уменьшена с 1,25 % до 0,75 %, 11 мая 2009 г. ее уровень снизился до 0,50%, 7 августа 2009 г. ЧНБ принял решение о беспрецедентном снижении учетной ставки до 0,25%, по состоянию на октябрь 2010 г. учетная ставка остается на уровне 0,25% 
 
Также «Чешский национальный банк» призывает другие финансовые организации страны удешевить кредиты и ипотеку для своих клиентов. 
 
  
 
3. Регулирование потребительского рынка 
 
  
 
Чехия является членом Евросоюза и вопросы регулирования потребительского рынка осуществляются по основным критериям, принятым в ЕС. 
 
На внутреннем рынке Чехии довольно широко представлены товары и услуги, многие из которых соответствуют мировому уровню. 
 
Вследствие рецессии, которая характеризовала экономическую ситуацию Чешской Республики в 2009 году, произошло снижение внутреннего товарооборота и покупательной активности жителей страны.  
Тем не менее, стоит отметить ряд позитивных факторов, которые оказали влияние на внутреннее потребление: рост средней заработной платы, укрепление курса национальной валюты, снижение цен на продовольственные товары и безалкогольную продукцию, одежду, обувь, бытовую технику и электронику, увеличение объемов поставок дешевых товаров из азиатских стран (Китай, Вьетнам, Индия и др.), а также из европейских государств (Германия, Австрия, Словакия, Испания и др.). 
  
 
4. Прогноз и основные направления развития. 
 
  
 
Основу современной чешской экономики составляют высокоразвитая промышленность и энергетический комплекс, которые создают почти треть ВВП страны, а также стабильный финансовый сектор и высокопроизводительное и механизированное сельское хозяйство. Благоприятные условия для дальнейшего развития экономики Чехии обеспечиваются и, в том числе, путем ее участия в ведущих международных экономических организациях, прежде всего Евросоюзе и ВТО. 
 
Чехия не располагает богатыми залежами полезных ископаемых. 
 
Развитие экономики Чехии в значительной степени определяется состоянием и развитием её внешнеэкономических отношений. Традиционно чешская экономика была ориентирована на внешние рынки, где реализуется большая часть произведенного в стране ВВП. 
 
Сегодняшний открытый, экспортно-ориентированный характер чешской экономики - результат, в целом, успешно проведенной постсоциалистической трансформации и активной государственной политики по привлечению зарубежных инвестиций. 
 
На переломе XX -XXI вв. прошло интенсивное обновление большинства старых производств. В стране созданы новые производственные мощности, прежде всего в промышленном производстве, где заметное развитие получило ставшее «локомотивом чешской экономики» транспортное машиностроение и, в первую очередь, автомобильная промышленность. 
 
Производство сельхозпродукции составляет около 3% от ВВП ЧР, при этом страна полностью обеспечивает себя основными видами продовольствия. В экономической структуре Чехии производственный и транспортный секторы преобладают над сектором услуг. 
 
Активная политика по привлечению иностранных инвестиций в страну, которую проводило руководство Чехии в 90-х годах ХХ века, привела к тому, что государство и чешские предприниматели утратили контроль над ведущими промышленными отраслями. Все ведущие автозаводы, металлургические комбинаты, заводы общего машиностроения и предприятия по производству электротехники и электроники, нефтеперерабатывающие предприятия, компании по импорту газа и газоснабжению в регионах и ряд других важнейших компаний и предприятий принадлежат иностранному капиталу. 
 
Подконтрольными государству остались электроэнергетика, железнодорожный транспорт и авиаперевозки. Из первой десятки крупнейших компаний ЧР, формирующих почти треть ВВП страны, семь принадлежат иностранному капиталу, включая самую большую – «Шкода Ауто». Основными внешнеторговыми партнерами Чехии являются ФРГ и Словакия, на которые приходится около 30% и 14% внешнеторгового оборота ЧР, соответственно. В целом, на страны-члены ЕС приходится примерно 70% внешнеторгового оборота страны. Крупнейшими чешскими компаниями являются электроэнергетическая  компания  «ЧЭЗ» (аналог бывшего РАО «ЕЭС России») и предприятие агропрома «Агроферт Холдинг». 
 
Аналогичная ситуация с иностранным контролем сложилась и в банковской сфере. Кроме Чешского экспортного банка (ЧЭБ) все остальные крупные коммерческие банки принадлежат иностранным владельцам. 
 
Важнейшим энергетическим партнером Чехии является Россия. С 2010 г. все чешские АЭС начали работать на российском ядерном топливе. Российская нефть покрывает около 70% потребности Чехии в этом энергоносителе, российский газ – почти 80% потребности. 
 
Предполагается, что незначительный рост чешской экономики (около 1,4%) начнется с 2010 г. 
 
Банковский сектор в ЧР достаточно стабилен - в 2009 г. не было зарегистрировано ни одного закрытия какого-либо крупного финансового учреждения. В 2009 г. чешская крона по отношению к уровню предыдущего года ослабла по отношению к доллару США на 12 % (среднегодовой курс составил 19,1 кроны за 1 доллар США) и по отношению к евро - на 5 % (среднегодовой курс составил 26,4 кроны за 1 евро). 
 
По итогам трех кварталов 2010 г. средний курс кроны составил 19,4 чеш. крон за 1 долл. США и 24,7 чеш. крон за 1 евро. 
 
Во многом социально-экономическая стабильность в Чехии была обусловлена сохраняющимися на высоком уровне социальными выплатами и льготами для населения. Однако, если ранее, при стабильном росте ВВП это обеспечивалось значительными поступлениями в доходную часть бюджета страны, то в последнее время, по мере углубления мирового финансового и экономического кризиса и сокращением доходной части бюджета, Правительство ЧР было вынуждено прибегать к заимствованиям и увеличению дефицита бюджета. 
 
  
 
Торгпредство РФ в Чехии  
Октябрь 2010 г. 
Обзор экономики Чешской республики 
I. Основные тенденции 
1. Роль и место национальной экономики в системе мировых экономических отношений  
Чешская Республика (ЧР, Чехия) относится к числу промышленно развитых стран Центральной Европы. 
По данным статистического управления Чехии численность населения страны составляет 10 325 941 человек, или 0,2% от общей численности населения мира и занимает площадь 78 866 кв. км, т.е. 0,05% общей мировой территории. Чешская Республика обеспечивает выпуск около 0,3% мировой валовой продукции.  
По объему производимого валового внутреннего продукта (ВВП) Чешская Республика занимает 25-е место среди стран, входящих в ОЭСР, а по его размеру на душу населения – 23-е. В 2007 г. рост ВВП составил 6% , главным образом за счет увеличения на 4,7% объема внутреннего потребления и положительного сальдо внешней торговли. Рост объема промышленного производства в стране в 2007 году составил 8,6%. 
Наиболее развитыми отраслями чешской промышленности, состояние которых определяет общий уровень экономического положения страны, являются автомобилестроение, машиностроение, металлургия, энергетика, химическая и легкая промышленность.  
Производственные мощности ЧР превышают емкость ее внутреннего рынка, поэтому значительная часть валового внутреннего продукта страны ориентирована на экспорт. При этом чешская промышленность стала ориентироваться на производство товаров, не требующих большого потребления электроэнергии. В то же время из-за отсутствия в стране достаточной минерально-сырьевой базы многие виды энергетических и сырьевых ресурсов приходится импортировать, что определяет высокую степень зависимости экономики Чехии от внешнеэкономических факторов. 
Доля Чехии в мировой внешней торговле составляет по экспорту 0,5% и по импорту - 0,6% (34 и 32 места, соответственно). Среди стран с переходной экономикой (ЦВЕ, страны Балтии и СНГ) Чехия по объему товарооборота находится на третьем месте, уступая лишь России и Польше. Вместе с тем в течение 2007 г. страна стала менее конкурентоспособна.  
Главными экономическими партнерами ЧР являются страны Евросоюза, на долю которых приходится 85,2% чешского экспорта и 70,8% импорта страны.  
Чешская Республика является членом 62 международных экономических и четырех финансовых организаций.  
По уровню жизни Чехия приближается к экономически развитым странам Евросоюза. Средний уровень дохода на человека в месяц составляет 10 300 крон (около 500 долларов США). 
2. Основные тенденции и перспективы влияния развития мировой экономики на политическую и экономическую ситуацию в Чехии 
Основными внешними факторами, повлиявшими в 2007 г. на экономическую ситуацию в Чехии, стали: 
а) продолжающийся рост мировых цен на энергоносители  
В результате продолжавшегося в 2007 г. роста цен на энергоносители в ЧР возросла себестоимость производимой продукции, а также цены на нефтепродукты, электроэнергию, транспортные и коммунальные услуги для населения. Стоимость электроэнергии с начала 2008 г. возросла на 9,1%, газа – на 7,5%, отопления – на 10,3%, проезда на общественном транспорте – на 30%, бензина – на 6-9%.  
б) последствия приватизации промышленности  
В 2007 году чешские компании выплатили самые высокие дивиденды в истории - около 150 млрд. крон (около 7,5 млрд. долларов США), что на 10% больше, чем в предыдущем году. Более двух третей указанного объема (более 5 млрд. долларов США) перечислено на счета иностранных инвесторов. При этом повышенный спрос на кредитные и инвестиционные ресурсы на мировом рынке и практическое завершение приватизации в Чехии повлияли на активность иностранных инвесторов в Чехии. Объем прямых иностранных инвестиций в 2007 г. уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 8% и составил 7,1 млрд. долларов США. По прогнозам Чешского национального банка эта тенденция сохранится и в перспективе, что может сказаться на финансовом положении в стране. По данным Всемирного банка условия для предпринимательской деятельности в Чешской Республике ухудшились. По этому показателю страна в настоящее время занимает 56-е место в мире, что на четыре пункта меньше, чем в предыдущем году. По уровню коррупции ЧР занимает 41-е место в мире. В стране отсутствует эффективный механизм контроля финансируемых из бюджета государственных заказов, а расследование случаев коррупции часто затягивается. 
в) ситуация на мировых финансовых и фондовых рынках 
В течение 2007 г. продолжилось устойчивое усиление курса чешской кроны как по отношению к евро, так и по отношению к доллару США, что создало неблагоприятные условия для чешских экспортеров. Обозначившийся в 2007 году спад в американской экономике и связанное с этим падение в конце года котировок на основных мировых фондовых биржах также оказывают влияние на экономическую ситуацию в стране, поставляющей в США и другие страны с рыночной экономикой более 91% своей экспортной продукции.  
г) членство Чехии в Евросоюзе  
Членство ЧР в ЕС оказывает влияние на структурную перестройку экономики страны, создание конкурентной среды и развитие малого и среднего бизнеса. В значительной мере этому способствуют возможности привлечения финансовых средств из структурных фондов ЕС. Вместе с тем, значительное число чешских граждан высказывает свое недовольство членством Чехии в Евросоюзе. По данным традиционного опроса агентства «Евробарометр», проведенного в середине 2007 г., лишь 46% чехов положительно оценивают членство страны в ЕС, что на пять процентов меньше чем в предыдущем году.  
II. Оценка состояния национальной экономики и перспектив ее развития  
1. Общая характеристика  
Социально-экономическое положение Чехии в 2007 оставалось стабильным. Объем валового внутреннего продукта (ВВП) составил в 2007 г. 3396,3 млрд. чешских крон (163,3 млрд. долл. США), увеличившись на 6% по сравнению с тем же периодом 2006 года. При этом уровень инфляции увеличился по сравнению с 2006 г. на 0,3 процентных пункта, а безработицы - уменьшился на 1,8 процентных пункта. 
Индекс роста промышленного производства в 2007 г. составил 8,6%. Следует отметить, что непрерывный рост промышленного производства продолжается в Чехии уже в течение 63 месяцев, начиная с 2002 г. 
Наиболее высокими темпами (21,2%) росло производство транспортных средств и оборудования, электроприборов и оптических приборов (11,2%) и производство станков и инструментов (11,8%). 
В 2007г. наблюдалось значительное (на 6,8%) увеличение объемов строительства. Разрешения на строительство были выданы 10126 застройщикам. Примерная стоимость всех строительных объектов составила 30,1 млрд. чешских крон (1,4 млрд. долл. США). 
Объем прямых иностранных инвестиций в экономику Чехии в 2007 г. составил 7,1 млрд. долларов США, что на 0,6 млрд. долларов США меньше по сравнению с 2006 г.  
В 2007 г. уровень инфляции в Чехии составил 2,8%. Больше всего подорожали продукты питания, а именно фрукты, хлебобулочные изделия, яйца и сыр. Цены на хлеб выросли за 2007 г. на 37%, мясо птицы - на 36%, фрукты – на 31%, овощи, молоко и молочные продукты - на 27%, сливочное масло - на 24%, говядину – на 3%. С января 2008 г. выросли на 9,1% цены на электричество, на 10,3% - на отопление, на 8% - на воду и на 7,5% - на газ.  
По оценкам экспертов, введение экологического налога и повышение минимальной ставки налога на добавленную стоимость с 5% до 9% окажет негативное влияние на рост инфляции в стране. 
По предварительным данным Министерства финансов ЧР, на конец 2007 г. доходная часть бюджета ЧР составляла 1025,9 млрд. чешских крон (49,3 млрд. долл. США), расходная часть - 1092,3 млрд. чешских крон (52,5 млрд. долл. США), дефицит бюджета составил 66,4 млрд. чешских крон (3,1 млрд. долл. США), что на 30,9 млрд. чешских крон (1,4 млрд. долл. США) лучше по сравнению с показателями 2006 г. 
По мнению Правительства ЧР, сбалансированный бюджет Чехия могла бы иметь к 2014 году. Условием является завершение как минимум двух этапов реформы общественных финансов. Первый из них уже был одобрен Парламентом ЧР. В его рамках будет введен единый налог на доходы физических лиц и снизится налогообложение предприятий. Целью данного этапа является уменьшение дефицита госбюджета. На втором этапе, с 2008 по 2010 годы правительство собирается реализовать реформы в социальной, пенсионной сфере и здравоохранении. К 2010 году дефицит может быть снижен до 2% ВВП. Третий этап планируется с 2010 по 2014 годы. Снижение дефицита госбюджета связано с принятием евро. Согласно Маастрихтским критериям, дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП.  
В 2007 г. наблюдалось значительное укрепление курса чешской кроны по отношению к другим валютам.  
В Чехии все чаще высказывается мнение, что, если усиление курса кроны будет продолжаться такими темпами, то рост экономики может полностью остановиться.  
В течение 2007 г. чешское правительство неоднократно обсуждало вопрос перехода страны на евро. Официальных заявлений со стороны Правительства ЧР по результатам обсуждения этого вопроса не было, однако, по экспертным оценкам, Чехия войдет в еврозону не раньше 2013 г. До сих пор ориентировочным сроком принятия евро в Чехии считался 2012 г

., однако глава чешского правительства  Мирек Тополанек констатировал, что «для введения евро к этому сроку необходимо уже в 2009 г. вступить в переходную систему ERM2, что в стране, где до сих пор не была реализована ни пенсионная реформа, ни реформа системы здравоохранения, является нереальным».  
Средний уровень номинальной зарплаты в ЧР в 2007 г. возрос по сравнению с 2006г. на 6,2 % и составил 21362 чешских крон (1027 долл. США), в 2006г. средняя заработная плата по стране составляла 20207 чешских крон (894 долл. США). В то же время средняя заработная плата руководящих работников министерств и ведомств ЧР увеличилась с 46840 чешских крон (2252 долл. США) в 2006 г. до 54915 чешских крон (2640 долл. США) в 2007 г. Заработная плата депутатов Парламента ЧР в 2007 г. составила 61500 чеш. крон (2957 долл. США). 
Условия труда в Чехии привлекали значительное количество иностранной рабочей силы. Число иностранцев, легально трудоустроенных в ЧР, в 2007 г., по сравнению с 2006 годом, возросло на 38 тысяч и достигло 224 тыс. человек. Больше всего работников приезжало из Словакии (100 000), Украины (57 000) и Польши (22 000), а также из Монголии и Молдавии (по 5 000), Болгарии (4 000), Румынии и Германии (по 3 000), Вьетнама, России и Великобритании (по 2 000). 
По прогнозам чешских экономистов, безработица в стране будет сокращаться и к 2009г. может достигнуть 5%, что, тем не менее, не позволит Чехии войти в число первых 5 стран - членов ЕС, где уровень безработицы считается самым низким, а именно: Дания, Ирландия, Эстония, Голландия и Австрия. 
В 2007 г. Правительство ЧР приняло решение о проведении эмиссии долгосрочных государственных ценных бумаг со сроком погашения через 50 лет. На чешском рынке ценных бумаг в настоящее время находятся в обращении ранее эмитированные чешским правительством государственные ценные бумаги со сроками погашения через 15 и 30 лет на общую сумму около 620 млн. долл. США. 
По информации Чешского национального банка, основная кредитная ставка в течение 2007г. была пересмотрена в сторону увеличения трижды и к концу года составила 3,5%. 
В 2007 г. средний рост цен на потребительские товары составил, в среднем, около 23%. Однако по таким группам товаров, как алкогольные напитки и табак он составил 24,5%, а рост цен на услуги ЖКХ, включая стоимость воды, энергии и топлива, составил, в среднем, 8,9%.  
В 2007 году ожидаемое повышение ставки НДС на новое жилье с 5% до 9% (на жилье класса люкс - до 19%), а также рост процентных ставок по ипотечным кредитам оживило весь рынок недвижимости в Чехии. Наибольшими темпами росли цены на жилье в Праге, где цены достигли в среднем 2-2,5 тыс. евро за кв. метр. Частные дома под Прагой в 2007 г. можно было приобрести по цене 1,38 тыс. евро за кв. метр. 
Объем золотовалютных резервов ЧР в 2007г. в связи с укреплением курса чешской кроны, увеличился, по сравнению с 2006г., на 3,0 млрд. долл. США и составил 34,4 млрд. долл. США. 
Общий государственный долг в 2007г. увеличился на 89,9 млрд. чешских крон (4,32 млрд. долл. США) и составил 892,3 млрд. чешских крон (42,9 млрд. долл. США). По данным Международного валютного фонда, Чехия могла бы вернуть его в течение 6,5 лет. 
2. Развитие основных секторов экономики 
Ø промышленность  
В 2007г. темп роста объема производства промышленной продукции заметно ускорился и составил 8,6 %. В промышленности увеличилась занятость на 8%, а производительность труда росла быстрее, чем заработная плата.  
Высокими темпами развивалась, прежде всего, перерабатывающая промышленность, рост которой был обусловлен увеличением потребительского и инвестиционного спроса, а также благоприятной внешней конъюнктурой.  
Структурная перестройка промышленности, направленная на постепенное свёртывание избыточных производственных мощностей в добывающей, тяжёлой и лёгкой промышленности, и наращивание объёмов производства в таких отраслях, как автомобилестроение, производство оптических и электрических приборов, электроники, резинотехническая, целлюлозно-бумажная промышленность, производство транспортных средств и автокомпонентов, дает положительные результаты.  
Росту промышленности способствовало наращивание выпуска продукции на новых производственных мощностях, особенно, в автомобилестроении, электротехнике, энергетическом машиностроении и смежных с ними промышленных секторах. 
Наиболее высокие темпы роста в 2007 г. отмечались в производстве транспортных средств (21,2%), станков и оборудования (11,8%), производство электротехнических и оптических приборов (11,2%) и резинотехнических изделий (13,5%). 
Произошло сокращение производства по сравнению с 2006 г. в текстильной и швейной промышленности (-1,8%), а также в химической и фармацевтической отрасли (-0,6%).  
В 2007г. по сравнению с предыдущим годом объем продаж в промышленности увеличился на 11,3%, количество работающих - на 7,8%, среднемесячная зарплата - номинально на 7,8 %, производительность труда - на 8,7%. 
В течение 2007г. в промышленности под контролем иностранных инвесторов действовало 1946 предприятий, в которых было занято около 518 000 человек. Объем продаж этих предприятий по сравнению с предыдущим годом увеличился на 19%, а их доля в общей сумме реализованной промышленной продукции составила более 63%. Среднемесячная зарплата на предприятиях, принадлежащих иностранным инвесторам, составила 26200 крон в месяц, что на 7,8% больше чем по промышленности в целом.  
Одной из важнейших отраслей экономики Чешской Республики является автомобильная промышленность, в которой занято около 110 тыс. человек. Автомобилестроение продолжает оставаться самой динамичной отраслью чешской экономики, двигающей вперед всю промышленность. В автомобильной индустрии задействованы смежные отрасли: сталелитейная, химическая, резинотехническая и электротехническая. В настоящее время автопром выпускает более 21% всей промышленной продукции и обеспечивает 22% всего объема экспорта страны. 
В 2007 г. автомобилестроительная отрасль ЧР произвела 945 тыс. единиц автотранспортных средств (2006г. - 855 тыс.), прирост составил 10,5%. 
Продукция автомобильной промышленности в основном ориентирована на экспорт и, прежде всего, в страны ЕС, куда осуществляются поставки легковых и грузовых автомобилей, автобусов, а также запасных частей и автопринадлежностей.  
Доминирующее положение в автомобильной отрасли занимает производство легковых автомобилей. Основным производителем легковых автомобилей является компания «Шкода Ауто», г. Млада Болеслав, входящая в немецкий концерн «Фольксваген» и выпускающая 10-ю часть всего объема продукции концерна. 
В 2007 г. автозавод выпустил 630 тыс. автомобилей (2006г. - 556 тыс.), что на 13% или на 74 тыс. больше чем в 2006 г. Общая сумма продаж увеличилась до 10,7 млрд. долл. США, чистая прибыль составила 710 млн. долларов США. Большая часть доходов получена за счет реализации автомобилей на зарубежных рынках. Более 9% процентов всего объема чешского экспорта составляет продукция «Шкода Ауто».  
Увеличилось производство автомобилей семейства «Шкода» в зарубежных филиалах. АО «Шкода Ауто». Наряду с производством автомашин на Украине, в Боснии, Индии и Казахстане в 2007 г. начат их выпуск в Китае и России (Калужская область), где уже собрано 20000 автомобилей «Шкода».  
Компания, стремясь удержать конкурентоспособность, разрабатывает новые и постоянно модернизирует действующие модели автомобилей, которые все более специализирует для конкретных потребностей покупателей. В 2007г. на модернизированном предприятии в Квасинах в серию запущен новый модельный ряд автомобиля «Румстер» (семейный автомобиль) и организовано производство автомобилей «Фабия» и «Октавия» улучшенной модификации. Продолжается разработка перспективного внедорожника «Джети», который появится на рынке в ближайшие годы и представляет новое поколение моделей автомобилей и новый подход к дизайну. Инновационный процесс на автозаводе связан с расширением Центра технического развития и разработок в г. Млада Болеслав, в который инвестировано 50 млн. долл. США.  
В 2007г. автозавод консорциума «Toyota Peugeot Citroen» /ТРС/ в г. Колин выпустил 308,5 тыс. автомобилей класса «мини» (при проектной мощности 300 тыс. автомобилей в год), что на 5% больше чем в 2006 г. На заводе занято 3500 человек.  
Начата реализация соглашения с южнокорейским автоконцерном «Хиндай» о строительстве в Чехии нового автозавода с достижением в 2009 г. первоначальной проектной мощностью 200 тыс. автомобилей в год (объем инвестиций около 1 млрд. евро). При этом Чехия предоставит инвестиционные преференции на сумму 123 млн. евро и внесет вклад в развитие производственной и транспортной инфраструктуры. В результате реализации этого проекта ЧР войдет в число крупнейших мировых производителей легковых автомобилей и будет производить к 2010 г. более 1,2 млн. автомашин в год. 
Производство автобусов в ЧР представлено двумя компаниями: «Кароса» и «СОР Либхавы». С 2007г. АО «Кароса», г. Высоке Мито, входящее в группу «Ирисбус» итальянского концерна «Ивеко», переименовано в компанию «Ивеко Чешская Республика», которая стало выпускать автобусы под торговой маркой «Ирисбус». Название «Кароса» сохранилось только на запчасти для старых моделей автобусов. Предприятие является самым крупным в Чехии производителем автобусов, на котором занято более 1800 человек. Производственную программу составляет полный ассортимент автобусов: городских, маршрутных и туристических. В рамках концерна «Ивеко» чешское предприятие является основной базой по выпуску маршрутных автобусов для поставок на европейский рынок. В 2007 году произведено и реализовано 3357 автобусов (на 14% больше чем в предыдущем году), в том числе компанией «Ивеко» 2873 автобуса (на 16% больше чем в прошлом году). На экспорт приходится до 80% всего объема продаж, в основном в западноевропейские страны (Франция, Германия и Италия). Импортером чешских автобусов (30 единиц) являлась российская компания «Сургутнефтегаз», для которой поставлялась модель автобуса, модернизированная чешскими и российскими специалистами и приспособленная к эксплуатации в северных климатических условиях.  
Компания «СОР Либхавы» также расширило производство автобусов. В 2007 г. выпуск автобусов на предприятии увеличился на 2% и составил 418 единиц. 
Единственным производителем тяжелых грузовых автомобилей в Чехии является автозавод «Татра». В 2007 г. автозавод «Татра» выпустил и реализовал 2431 комплектных грузовиков. Базовыми моделями автозавода являются тяжелые грузовики-внедорожники и грузовики для комбинированного шоссейно-внедорожного использования, которые традиционно поставляются на рынки России и других стран СНГ, Индии, а также европейских стран, прежде всего, в Венгрию и Словакию. На предприятии занято более 1600 человек и около 80% всей продукции направляется на экспорт.  
«Татра» приступила к выпуску нового армейского грузовика - внедорожника для чешской армии. Новый автомобиль является совместным проектом чешской фирмы с французской компанией «Рено» и соответствует стандартам НАТО. В 2005 г. Министерство обороны ЧР подписало в 2007г. контракт на закупку у компании "Татра" в течение 10 лет 1000 грузовых автомобилей «Татра» на сумму более 200 млн. долл. США.  
Производство грузовых автомашин средней грузоподъемности (9-12 тонн) осуществляет фирма «Авиа», которая в 2007 г. произвела 723 (в 2006 г. – 468) грузовиков и большую часть из них реализовала в Чехии.  
Всего в 2007 г. Чехия выпустила 3154 грузовых машин, что на 5,9% больше объемов 2006г. 
Производство мотоциклов на заводе «Ява» в 2007г. достигло 2260 единиц, что на 123% больше прошлогоднего результата.  
К динамично развивающимся секторам промышленности относится «производство сельскохозяйственных и лесотехнических машин», в развитии которого важную роль сыграл известный чешский производитель колесных тракторов АО «Зетор» г. Брно. В результате реализации инвестиционного проекта на сумму 12 млн. долларов США, связанных с реконструкцией производственных линий и закупкой новых станков и технологий, обновлена производственная линия проектной мощностью 15 тыс. тракторов в год. В 2007 г. предприятие выпустило более 7,5 тыс. тракторов. Основными выпускаемыми моделями являются «Мейджер», «Проксима» и «Фортерра». На предприятии занято 1200 человек. 
К традиционным секторам чешской промышленности и общего машиностроения относится станкостроение, которое характеризуется широкой номенклатурой и высоким техническим уровнем. 
Его доля в объеме реализации продукции отрасли общего машиностроения составляет 9,3% и по этому показателю оно занимает 4-е место среди семи ее секторов. 
Важнейшую часть чешской станкостроительной продукции представляют металлорежущие станки и кузнечно-прессовое оборудование, составляющие основу чешского машиностроения. В 2007 г. объем производства продукции этого сектора по сравнению с 2006 г. увеличился на 17% и составил 423 млн. евро. Наиболее быстрыми темпами рос выпуск вертикальных обрабатывающих центров с ЧПУ, комбинированных расточно-фрезерных станков с ЧПУ, шлифовальных станков с ЧПУ, а также кузнечно-прессового оборудования.  
В связи с внедрением новых технологий на предприятиях сектора наблюдалось постепенное сокращение числа занятых и рост производительности труда. Одновременно отмечался и рост внутреннего потребления продукции станкостроения, которое прямо связано с инвестиционной деятельностью. 
Характерной особенностью чешской промышленности по производству металлообрабатывающего и прессового оборудования является ее сложившаяся ориентация на зарубежные рынки. Доля экспорта составляет порядка 80-90% объемов производства. Благодаря последовательной инновационной политике чешским производителям удалось в 90-х годах проникнуть и закрепиться на рынках индустриально развитых стран. Результаты последних лет свидетельствуют о том, что спад в станкостроении преодолен и рынок набирает силу.  
Объем экспорта станков в 2007 г. увеличился на 12% и достиг в стоимостном выражении 370 млн. евро. По группе обрабатывающих станков и кузнечно-прессового оборудования наблюдается устойчивое отрицательное сальдо внешней торговли, которое в последние годы постепенно снижается. Часть поступающего по импорту станочного оборудования Чехия реэкспортирует.  
К крупнейшим изготовителям и экспортерам универсальных токарных станков относятся фирмы «Ковосвит, Сезимово Усти») и «Таймак ЗПС, Злин», производящие токарные станки, автоматы и обрабатывающие центры, отвечающие международным стандартам. Указанное оборудование оснащается современными программными средствами управления известных фирм: «Сименс», «Фидиа» и др. Предприятие «Таймак ЗПС» через чешскую внешнеторговую организацию «Алта» принимает активное участие в модернизации технической базы российских предприятий. Новинкой производственной программы «Koвосвит» является пятиосевой вертикальный обрабатывающий центр. Особое место в этом сегменте занимает также компания «Шкода Машин Тул», которая специализируется на выпуске тяжелых горизонтально-расточных станков, поворотных столов, специальных токарных станков, предназначенные в основном для металлургического производства. Станки позволяют обрабатывать заготовки весом до 250 тонн и длиной до 30 метров. Фирма также является одним из известных изготовителей фрезерного оборудования. На экспорт поступает более 90 % производимой продукции. В декабре 2005 г. завод тяжелых металлообрабатывающих станков «Шкода Машин Тул» был приобретен российской компанией «Станко Импекс», г. Москва. 
Лидерами в области производства шлифовальных станков являются АО «Цетос, Гостиварж» и, «Эрвин Юнкер, Мелник» (принадлежит транснациональной компании Юнкер групп). Фирма «Эрвин Юнкер» поставляет широкую гамму классических станков и станков с ЧПУ для операций шлифовки, в том числе, высокоскоростные шлифовальные станки. Уникальным изделием фирмы «Цетос» является крупнейший в мире шлифовальный станок для обработки коленчатых валов. Вес коленчатого вала шлифуемого на одно закрепление достигает 40 тонн.  
Значительный удельный вес в производстве и экспорте кузнечно-прессового оборудования принадлежит фирмам «Шмерал, Brno», «Ждяс» (контрольный пакет у словацкой компании «Железарны Подбрезова») и «Диффенбахер-цз, Брно». Фирма «Шмерал, Брно» cпециализируется на выпуске вертикальных штамповочных прессов с высокими техническими характеристиками прессовки и др. АО «Ждяс» относится к числу крупнейших предприятий в Чехии. Представляет собой машиностроительно-металлургический комбинат, который кроме прессового оборудования выпускает оборудование для прокатных цехов и металлургическую продукцию.  
Учитывая происходящий в чешской экономике подъем, который нуждается в расширении, обновлении и ремонте основных средств производства, следует ожидать и в дальнейшем динамичное развитие сектора обрабатывающих станков.  
В настоящее время торгово-экономическое связи между РФ и ЧР в области машиностроения характеризуется ярко выраженным дисбалансом, связанным со значительным превышением российского машинотехнического импорта из Чехии над экспортом машин и оборудования в ЧР. Рост российского машинотехнического импорта с одной стороны связан с растущим промышленным производством в России, а с другой, свидетельствует об увеличении экспортного потенциала Чехии и эффективности мер государственной поддержки экспорта в РФ, направленных на сокращение общего отрицательного сальдо во взаимной торговле. 
Чехия вносит весомый вклад в модернизацию производственной базы российской промышленности поставками современного высокотехнологичного оборудования. При участии чешских фирм реализуются крупные совместные проекты, в том числе по модернизации ФГУП «Уралвагонзавод» (г. Нижний Тагил), строительству технологической линии по производству биотоплива в Омской области и стеклозаводов в Омской и Свердловской областях и др. 
По данным чешской Ассоциации производителей и поставщиков обрабатывающих станков, объединяющей около 40 станкостроительных предприятий, в России эксплуатируется порядка 1 млн. станков чешского производства, что создает дополнительные предпосылки для продвижения продукции чешского станкостроения на российский рынок.  
В 2007г. начата реализация подписанного соглашения между чешским предприятием «ТОC Варнсдорф» и ОАО «Ивановский завод тяжелого станкостроения» (ИЗТС) о создании совместного станкостроительного предприятия на базе «ИЗТС». В капитале нового СП обе компании имеют равные доли, по 50%. 
Крупной чешской машиностроительной компанией является «Шкода Холдинг», которая объединяет ряд фирм, специализирующихся на производстве транспортных средств («Шкода Транспортейшн», «Шкода Электрик») и паровых турбин («Шкода Пауэр»). 100% акций холдинга принадлежит транснациональной компании «Appian Group».  
В 2007 г. наиболее динамично развивались дочерняя компания холдинга- «Шкода Транспортейшн», являющаяся поставщиком низкопольных трамваев для г. Праги, трехсекционных локомотивов для железнодорожной компании «Ческе драги», модернизированных вагонов для пражского метро, а также экспортером трамваев в ряд европейских стран. Фирма принимает участие в модернизации трамвайных парков в городах России и Украины. Для всех своих транспортных средств компания использует электроприводы родственной фирмы «Шкода Электрик». В настоящее время «Шкода Электрик» совместно с Московским троллейбусным заводом продолжает работать над проектом производства нового троллейбуса. С участием «Шкода Холдинг» и российской компании «Дедал Групп» создано совместное предприятие по производству электроприводов для рельсовых транспортных средств (трамваев и локомотивов) и троллейбусов на базе предприятия «Сибэлектропривод», г. Новосибирск. В капитале предприятия обе компании имеют 50%-е доли, а общая сумма инвестиций «Шкода Холдинг» составила 6,3 млн. долларов США. Она инвестирована в развитие технологической базы предприятия и повышение качества продукции. 
Другим крупным машиностроительным предприятием холдинга «Шкода», специализирующимся на производстве паровых турбин является «Шкода Пауэр». В производственную программу компании входят: проектирование, производство, монтаж и реконструкция энергетического оборудования. Компания работает над конструкцией турбин нового поколения мощностью более 500 МВТ. Почти 80% объема продаж «Шкода Пауэр» приходятся на внутренний рынок и рынок европейских стран. По заказу энергетического концерна «ЧЭЗ» компания участвует в модернизации АЭС "Дукованы", что является очень важным для «Шкода Пауэр», так как это позволит ей получить в будущем крупные контракты на модернизацию тепловых электростанций концерна «ЧЭЗ». Компания получила также ряд заказов от частных чешских электростанций .В настоящее время компания «Шкода Пауэр» участвует в реализации проекта реконструкции и модернизации электростанции Красавино мощностью 200 МВТ (ранее построенной чешской фирмой «Шкода», г. Пльзень) Вологодской области. 
Следует отметить, что указанные предприятия в течение последних лет активно наращивали свою производственную и экспортную деятельность. В частности, предприятие АО «Шкода ядерное машиностроение» признано на сегодняшний день среднеевропейским лидером в области производства и поставок оборудования для атомной энергетики. Стратегическим торговыми направлениями предприятия являются инжиниринг и поставки оборудования для АЭС с реакторами типа ВВЭР, оборудования для западных типов АЭС, хранение отработанного ядерного топлива, обслуживание АЭС. С учетом развития российской атомной энергетики перспективным направлением является сотрудничество российских и чешских машиностроительных предприятий в производстве и поставках энергетического оборудования для АЭС. 
Чешская авиапромышленность представлена производством реактивных учебных и боевых самолетов, самолетов для местных сообщений, спортивных самолетов, планеров и быстро развивающимся в последнее время производством сверхлегких самолетов.  
К крупнейшим авиационным предприятиям ЧР относится АО «Aэро Водоходы». К наиболее значимым проектам компании относится выпуск боевого самолета L159, разработанного совместно с американской авиакомпанией «Боинг», затраты на который составили 50 млрд. крон. АО «Aэро Водоходы» удалось поставить указанные самолеты в количестве 72 единиц для чешской армии. Из них только 24 самолета находятся в боевом строю, а остальные – на хранении на заводе. В связи с отсутствием заказов в настоящее время выпуск самолетов L159 прекращен. В 2007 году по заказу Минобороны ЧР переоборудовано четыре одноместных истребителя L159 в два двухместных самолета. В течение года продолжались переговоры с Индонезией, Египтом, Нигерией, Венесуэлой и Грецией о возможных поставках L159 из наличия Минобороны страны, а также с Ливией и Нигерией о ремонте самолетов L39 «Албатрос», ранее поставленных Чехией в эти страны. 


Информация о работе Экономика Чехии: финансы, промышленность и транспорт