Экономика природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 19:26, реферат

Описание работы

Республика Казахстан занимает девятое место в мире по размерам территории (272,5 млн.га) включающим лесостепные, степные, полупустынные и пустынные зоны. Разнообразие почв Казахстана обусловлено широтной зональностью, усилением климата с запада на восток, геолого-геоморфологическими особенностями разных частей территории.

Работа содержит 1 файл

готово.docx

— 37.68 Кб (Скачать)

1.Особенности экономической оценки земли

Республика  Казахстан занимает девятое место  в мире по размерам территории (272,5 млн.га) включающим лесостепные, степные, полупустынные  и пустынные зоны. Разнообразие почв Казахстана обусловлено широтной зональностью, усилением  климата с запада на восток, геолого-геоморфологическими особенностями разных частей территории. 
Природные черноземные земли расположены узкой полосой в северной и северо-западной части республики, где температурные условия и атмосферные осадки позволяют выращивать стабильные урожаи. Восточная и центральная части из-за часто повторяющихся засушливых лет считается зоной рискованного земледелия. Южная часть республики расположена в полупустынной и пустынной зонах и земледелие здесь возможно только орошаемое. 
В последние годы прекратился прирост пашни, удобные и пригодные земли освоены, остались неудобные солонцы, солончаки и пески. Несмотря на это, продолжается отвод сельскохозяйственных угодий на несельскохозяйственные нужды: под строительство дорог, промышленных предприятий, жилья и других объектов. 
По данным Государственного земельного кадастра на 01.11.2008г. площадь земельного фонда сельскохозяйственного назначения в Казахстане составляет 130,1 млн.га (48,2%). С 2000 года общее уменьшение площади данной категории земель составило 90,7 млн.га, что связано с передачей земель в ведение местных исполнительных органов и перевода неиспользуемых земель в земельный запас, а также в связи с отказами от использования части пастбищ, прежде всего в зонах пустыни и полупустыни. 
Наличие больших площадей земель песчано-механического состава (81,6 млн.га), бессистемное использование пастбищ предопределили развитие ветровой эрозии, особенно на массивах песков и на почвах пустынных зон.  Помимо ветровой, в республике получила развитие и водная эрозия почв, которой охвачено 4,3 млн.га земель. 
Пустыни и полупустыни занимают 64% территории республики. Лесостепная и степная зона составляет 27,3 млн.га, сухостепная и полупустынная зона - 99,6 млн.га и пустынная зона – 112,1 млн.га. Процесс опустынивания, включающий деградацию почвенного и растительного покрова, проявляется практически на всей территории республики и имеет тенденцию к ускорению. 
Опустынивание является следствием сложного взаимодействия физических, биологических, политических, социальных и экономических факторов. В последние десятилетия роль деятельности человека в усилении опустынивания заметно преобладала над влиянием колебаний климата. Основные результаты антропогенного воздействия связаны с ухудшением состояния почв и растениеводства. 
Уровень применения органических удобрений в Казахстане очень низкий. В Северном Казахстане более 70% пашни сосредоточено под посевами зерновых, с преобладанием монокультуры яровой пшеницы. Вынос питательных веществ велик, наблюдаются большие потери гумуса. 
В настоящее время в Казахстане преобладают почвы с низким содержанием гумуса. За 30 лет почти во всех подтипах почв Северного Казахстана уменьшилось содержание гумуса на 5-20% и более, что связанно многолетней распашкой земель без достаточного внесения органических удобрений, развитием процессов водной и ветровой эрозии и другими факторами. За 35 лет эксплуатации целинных земель из 4,3 млрд.т. запасов гумуса пахотного слоя 0-25 см безвозвратно утрачено за счет минерализации органического вещества, выноса с урожаем, при водной и ветровой эрозии 1,2 млрд. т. или 28,3%. 
Учет и оценка состояния земельных ресурсов имеет огромное значение, так как земля является основой сельскохозяйственного производства. 
Почвенные ресурсы характеризуются прежде всего структурой посевных площадей. Для ее оценки могут применяться различные показатели. Среди них выделяются:

  • структура использования ( в процентах) показывает, какая доля занята пашней, сенокосами, пастбищами и т.п.;
  • доля земель ( в процентах), занятая болотами, лесами, каменистая, эрозированная и т.п.;
  • агрозащитная лесистость, в процентах;
  • доля мелиорированных земель в пашне, в процентах;
  • валовая продукция на 1 га угодий.
 

 Казахстан характеризуется  слабой лесистостью (3,7%), тогда как лишь для защиты пашни  лесной фонд должен составлять 2-4%. 
Общее распределение земельных ресурсов Республики Казахстан и их качественное состояние отражены в таблице 2.1. и 2.2.
 

Почвенные и земельные ресурсы  Казахстана, их качественная характеристика

Таблица 2.1

Распределение земельного фонда  Республики Казахстан  
по категориям земель.

   
Категории землепользователей
Площадь (тыс.га) В %
Земли сельскохозяйственного назначения 130062,7 48,2
Земли населенных пунктов 19890,8 7,4
Земли промышленности, транспорта, связи, обороны  и иного несельскохозяйственного  назначения 11843,4 4,4
Земли особо охраняемых природных территорий 1087,3 0,4
Земли лесного фонда 20046,7 7,4
Земли водного фонда 3146,3 1,2
Земли запаса 83893,0 31,0
Итого земель 269970,2 100,0
Земли, используемые за пределами республики 110,5 -
Земли, используемые другими государствами 2630,5 -
Территория  республики 272490,2 1
 

  
 
 
 
 

Таблица 2.2. 
Качественное состояние земель Республики Казахстан

 
% земель
Содержание  гумуса, %
4,7 Выше 6
23,9 От 4 до 6
46,5 От 2 до 4
24,9 Менее 2
 

 

Земельный фонд Республики Казахстан  в 2008 году составил 272,5 млн.га. 
Земли сельскохозяйственного назначения занимают 130,1 млн.га или 48,2% используемых республикой земель. Общее уменьшение площади данной категории земель по сравнению с 2000 годом составило 90,7 млн.га. 
Несмотря на значительное сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения, в их составе остается основная часть наиболее ценных сельскохозяйственных угодий республики: 93,6% пашни, в том числе 89,4% орошаемой, 74,4% многолетних насаждений, 62,1% сенокосов. Земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов) занимают 19,9 млн.га или 7,4% земельного фонда республики. В землях населенных пунктов преобладают сельскохозяйственные угодья (89,8%), на долю застроенных территорий и земель общего пользования в городах приходится 10,6% всей площади земель, в сельских населенных пунктах этот показатель составляет 3,2%. 
Земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения составляют 11,8 млн.га или 4,4% земельного фонда республики. В структуре земель данной категории свыше 90,0% (10,7 млн.га) занимают земли обороны и иного несельскохозяйственного назначения. 
Земли лесного фонда составляют 20 млн.га или 7,4%, водного фонда – 3,1 млн.га или 1,2%, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения – 1,2 млн.га или 0,4%. 
Площадь орошаемой пашни в Казахстане составляет 1,4 млн.га. На значительных площадях орошения отмечается ухудшение их мелиоративного состояния и развития процессов вторичного засоления. 
Из-за экономических трудностей не осуществляются профилактические ремонты водозаборных сооружений, очистка каналов, дренажной сети и другие водохозяйственные мероприятия, что приводит к ухудшению водоподачи на поля, сокращению орошаемых площадей. 
В Республике имеется 139,5 тыс.га многолетних насаждений, из них: садов 105,9 тыс.га, виноградников 19,4 тыс.га. Основная часть их сконцентрирована в зоне промышленного садоводства и виноградарства в южных областях, где имеются благоприятные природные условия для возделывания плодово-ягодных культур и виноградников. 
Республика располагает значительными площадями пастбищных угодий (185,2 млн.га), из которых 75% относятся к пустынному и полупустынному тину. 
Интенсивное и бессистемное использование лучших по качеству пастбищ привело к значительному снижению их урожайности и ухудшению видового состава их травостоя на 50-60% площади, а размеры деградированных пастбищ достигли 15 млн.га. Обводненность пастбищных угодий достигла 64,4%. 
Земельные ресурсы, которыми располагает Республика Казахстан, при их рациональном использовании и улучшении, способны обеспечить производство разнообразной сельскохозяйственной продукции в объемах, удовлетворяющих внутренние и экспортные потребности. Но наличие в их составе сельскохозяйственных угодий, склонных к дефляции почв, требует бережного отношения к использованию таких земель, постоянной заботы об охране и повышении их продуктивности.

2.Основные задачи НТП в природопользовании и охране природы

Экологизация  предполагает взаимосвязь  и взаимообусловленность  любых действий с  учетом экологических  требований к развитию НТП. В этой связи  управление хозяйством страны и его функционирование должны осуществляться на основе рационального  природопользования и применения новой  технологии, прогрессивной  организации малоотходных и безотходных  производств. 
Однако до настоящего времени актуальность проблемы в народнохозяйственном комплексе не приобрела всеобъемлющего уровня, нужных темпов решения и качества. Продолжается уничтожение зелени в городах при строительстве, сброс в водоемы неочищенных и недоочищенных стоков, интенсивное и чрезмерное загрязнение вредными выбросами воздушного бассейна, применение в отраслях промышленности отсталых и устаревших технологий и техники, способствующих загрязнению окружающей природной среды. 
Экологизация народного хозяйства, предприятий промышленности и АПК предполагает интенсивное развитие НТП и перевод его на эколого-экономические, экономико-организационные и эколого-технические отношения. Осуществление экологизации народного хозяйства может вестись по следующим основным направлениям:    

Путем осуществления системы  организационно-технических  решений, энергосберегающих, природоохранных  и других мероприятий  без существенной перестройки основных производственных фондов на предприятиях –  без остановки  их действия и без  снижения выпуска  продукции.

В процессе расширенного воспроизводства  основных фондов народного  хозяйства (новое  строительство, расширение, реконструкция, техническое  перевооружение и  капитальный ремонт) это достигается  проектно-строительными  мерами.

Первое  направление экологизации народного хозяйства можно осуществлять повсеместно в широких масштабах на действующих основных фондах народного хозяйства посредством экологизации всей производственно-хозяйственной деятельности, не прерывая ее. При этом в основном решаются задачи, не требующие коренной перестройки основных фондов, но позволяющие достичь существенных результатов по снижению загрязнения окружающей среды и ресурсосбережению. 
Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятий осуществляется на основе системы экономических показателей, важнейшим из которых является прибыль. В условиях расширения самостоятельности предприятий,  предполагающей внедрение полного хозяйственного расчета без учета эффективности природоохранных мероприятий, народнохозяйственная эффективность не может быть достижима. 
Любая целесообразная и полезная хозяйственная деятельность вызывает соответствующий эколого-экономический и социальный ущерб, обусловленный загрязнением окружающей среды и потреблением природных ресурсов. На каждую единицу выпущенной продукции или выполненных услуг в окружающую среду поступает соответствующий объем выбросов и излучений, вредно влияющих на ее экологическое состояние и природные ресурсы. К тому же в выбросах содержатся различные химические элементы и материально-вещественные компоненты, которые в экологизированном производстве – могут принести пользу, а не вред. Притом на тепловые излучения, загрязняющие среду, непроизводительно расходуется топливо. 
Следовательно, оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятий и трудовых коллективов следует проводить с учетом экономических и экологических показателей. Важнейшим из экологических показателей должен стать эколого-экономический и социальный ущерб, приходящийся на единицу выполненной производственно-хозяйственной деятельности. Тогда соотношение прибыли и ущерба позволит более объективно оценить конечный результат работы.
 

3. Платежи за воспроизводство природных ресурсов 

Сложившаяся напряженная экологическая ситуация в Республике Казахстан требует  принятия конкретных мер по ее улучшению, по выработке новой эколого-экономической  политики, целью которой должно быть создание эффективной системы природопользования и охраны окружающей среды. В реализации этой задачи важнейшее место отводится  плате за природные ресурсы и  загрязнение окружающей среды.

Классификация и типология видов  платежей за пользование  природными ресурсами.

Плата за природные ресурсы  – издержки предприятия, связанные с использованием природных ресурсов и рассчитанные в  соответствии с действующей  в стране методикой  расчета затрат. С  точки зрения правил расчета всю совокупность используемых природных  ресурсов можно разделить  на три группы:

  • закупаемые у кого-либо;
  • изымаемые непосредственно у природы;
  • являющиеся собственностью производства.

Природные ресурсы второй группы изымаются самим  производителем. Они  оцениваются издержками на их добычу и специальными выплатами (налогами) государственным  или муниципальным  фондам за каждую единицу  используемого ресурса. Ко второй группе относятся  изменяемые или используемые земля, вода, атмосфера, лес и полезные ископаемые, вовлекаемые  в производство. Правила, регламентирующие плату  за ресурсы второй группы учитывают  их дефицитность для  регионов, полезность для других сфер хозяйственной деятельности, опасность для состояния окружающей среды. 
Существующие виды платежей с точки зрения выполняемых ими производственных функций назначения, классифицируются в следующем порядке:

  • Платежи за право пользования природными ресурсами;
  • Платежи за использование природных ресурсов;
  • Платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов;
  • Платежи за отчуждение природных ресурсов;
  • Платежи за несоблюдение природоохранного законодательства
  • Платежи за охрану окружающей среды.

В основе первого класса платежей за право пользования природными ресурсами лежит экономическая реализация титула собственности на эти ресурсы. 
В  результате экономической реализации собственник природных ресурсов получает денежное вознаграждение, как правило, в виде платежей за право пользования, а природопользователь, арендатор или владелец – право доступа к пользованию природными ресурсами. Однако это не означает ни продажу, ни полную арендную плату. Величина и порядок взимания платежей за право пользования в мировой практике определяются на основе соглашения-договора, заключаемого между заинтересованными сторонами как по конкурсу, так и внеконкурсной основе. 
Платежи за право пользования природными ресурсами выступают как первоначальные затраты, связанные с пользованием, следовательно являются составной частью издержек пользования, производства продукции. Отсюда понятно, что они отражаются в ценах на продукцию пользователя. В этом отношении платежи за право пользования природными ресурсами являются по существу данью, уплачиваемой населением страны за рациональное использование ее природных ресурсов. 
Единственной функцией платежей за право пользования является экономическое стимулирование рационального использования минерально-сырьевых ресурсов. В экономическом плане очевидно, что природопользователь заинтересован в скорейшем и экономном использовании природных ресурсов, за право пользования которых внесены платежи. 
Второй класс платежей, главным образом, состоит из двух видов платежей. Понятно, что экономическая эффективность использования природных ресурсов зависит от их природной ценности, продуктивности, экономико-географических, горно-геологических условий их источников. Эти условия отражают и естественную производительность труда и следовательно, отражаются в величине дифференциальной земельной и ее разновидности горной, лесной ренты. Естественно, собственник природных ресурсов в зависимости от потенциальной эффективности использования передаваемых природных ресурсов взимает, дифференцируя величину платежей за их пользование, т.е. взимает рентные платежи с природопользователя. Одновременно собственник природных ресурсов заинтересован в экономном, рачительном использовании передаваемых природных ресурсов. В этом плане право собственника на природные ресурсы реализуется в платежах за сверхнормативное использование, потери и загрязнение природных ресурсов. Главным элементом платежей за  использование природных ресурсов являются рентные платежи, которые играют важную роль в рациональном использовании, особенно минеральных ресурсов. Источником взимания рентных платежей является сверхнормативная прибыль пользователя природных ресурсов. 
В основе третьего класса платежей лежит принцип возмещения затрат на воспроизводство природных, в частности, минеральных ресурсов, которые определяются как общественно-необходимые затраты на разведку, подготовку отдельных источников природных ресурсов и эксплуатации и геологоразведочные работы перспективного характера на действующих предприятиях. 
Платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов выступают элементом издержек производства. Исходя из экономического содержания и назначения, они должны включаться в себестоимость продукции природоэксплуатирующих предприятий, например, по статье «Сырье» или по отдельной статье «Погашение затрат на геологические работы». Стимулирующее рациональное использование природных ресурсов влияния этого класса платежей отражается в увеличении себестоимости добычи по соответствующей статье при большой величине потерь природных ресурсов, так как платежи устанавливаются на единицу представляемых площадей или на 1 т. погашаемых запасов. 
Четвертый класс платежей связан с компенсацией экономического ущерба, наносимого собственнику природных ресурсов, обусловленного постоянным или временным пользованием им в несвойственных, нетрадиционных направлениях, областях. Компенсация здесь должна осуществляться за счет физического или юридического  лица, по вине которого осуществлено отчуждение, т.е. класс платежей выступает как элемент издержек природопользователя, по вине которого отчужден рассматриваемый источник природных ресурсов. 
В зависимости от срока и характера отчуждения они имеют вид текущих или единовременных выплат, взимаются из средств природопользователя, отчуждающего источники природных ресурсов и направляются в республиканский и местные бюджеты, образуя средства для социально-экономического развития республики и ее отдельных регионов (этот класс платежей наиболее полно изучен и на практике осуществляется применительно к земельным ресурсам). 
Пятый класс платежей связан также с компенсацией экономического ущерба, наносимого окружающей среде, пользователями природных ресурсов. Плательщиками этого класса платежей выступают природопользователи – загрязнители окружающей среды. В зависимости от нормативного или сверхнормативного характера загрязнения, нарушения экологического равновесия в природе они могут относиться к издержкам природопользователя или взиматься из его дохода. Этот класс платежей называют еще экологическим в связи со специфической их направленностью. На практике разрабатывается, устанавливается множество видов этого класса платежей, регулируемый Министерством экологии и биоресурсов РК. 
Платежи за охрану окружающей среды осуществляются в соответствии с Законом РК «Об охране окружающей среды в РК». Главным видом этого класса платежей являются платежи за загрязнение окружающей среды. 
Шестой класс платежей связан с соблюдением установленных норм, нормативов, а также законодательных актов. Он отличается от рассмотренных классов платежей своей юридической направленностью, штрафным, запретительным характером. 
По своей экономической направленности, сущности выделяются следующие типы существующих видов платежей за пользование природными ресурсами: замещенские, возмещенские, рентные, компенсационные, штрафные, премиальные. 
Компенсационные платежи представляют из себя простое возмещение всех видов потерь, включая неполученный эффект от эксплуатации рассматриваемого природного объекта, ущерба народному хозяйству. К этому типу относятся все виды отчужденческих, в т.ч. горный отвод, платежи за нормативное загрязнение окружающей среды. 
Штрафные платежи есть компенсационные платежи с учетом штрафных коэффициентов. Назначение этого типа платежей – это  профилактика нерационального использования природных ресурсов, а премиальных – прямое поощрение, повышение степени их рационального использования Премиальные платежи за охрану и оздоровление окружающей природной среды выделяются из фондов охраны природы, бюджета и выплачиваются пользователям природных ресурсов в соответствии с их вкладом в повышение эффективности природопользования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экономика природопользования