Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:59, курсовая работа
Западно-Сибирская железная дорога - одна из ведущих железных дорог в транспортной системе страны. Является частью Великого Транссибирского пути, до сих пор считающегося самым грандиозным в мировой железнодорожной практике. Дорога связывает районы Сибири и Дальнего Востока со всеми районами страны.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Экономика и управление на транспорте»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Экономическая география транспорта»
Тема: «Экономико-
Западно-Сибирской железной дороги и определение спроса на
перевозки грузов»
Москва - 2011г.
Введение
Западно-Сибирская железная дорога - одна из ведущих железных дорог в транспортной системе страны. Является частью Великого Транссибирского пути, до сих пор считающегося самым грандиозным в мировой железнодорожной практике. Дорога связывает районы Сибири и Дальнего Востока со всеми районами страны.
Западная Сибирь выделяется запасами топливно-энергетических ресурсов. Здесь расположены Кузнецкий, Горловский, Обь-Иртышский угольные бассейны и западная часть Канско-Ачинского бассейна. В связи с этим, Западно-Сибирская железная дорога обслуживает крупнейшие промышленные районы по добыче угля и руд, нефтепереработке, а также заготовке и обработке леса, предприятия энергетической, химической и металлургической промышленности, станкостроения и другие районы.
В октябре 1896 года была введена в постоянную эксплуатацию линия Челябинск — Кривощеково протяженностью 1329 верст, которая стала началом формирования будущей Западно-Сибирской железной дороги. Постепенно магистраль приобретала все большее значение, рос грузооборот. К концу 1950 — началу 1960-х годов Западно-Сибирская магистраль, уже имея более разветвленную транспортную сеть, стала настоящим полигоном для испытаний и внедрения новых технологий.
На сегодняшний день развернутая длина главных путей магистрали превышает девять тысяч километров, эксплуатационная — 5 558 тысяч километров. Более 70% линий электрифицировано, свыше 80% оборудовано автоматической блокировкой и диспетчерской централизацией.
Западно-Сибирская железная дорога, пролегая в пределах Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей, Алтайского края и частично на территории Республики Казахстан, надежно обеспечивает внешние и внутренние хозяйственные связи, устойчивое транспортное обслуживание крупнейших комплексов добывающей и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства.
На долю Западно-Сибирской магистрали сегодня приходится 20 процентов всей погрузки российской железнодорожной сети. В общем грузообороте ввоз составляет 15%, вывоз 30%, местное сообщение 35% и транзит 20%. Ввозятся металлы, руда, некоторые строительные материалы, нефтепродукты, лесные грузы, продукция машиностроения, лёгкой и пищевой промышленности; вывозятся в основном уголь, металлы, кокс, продукция лесной промышленности, хлебные грузы. В транзите — преимущественно металлы, лесоматериалы нефтепродукты, продукция сельского хозяйства.
Западно-Сибирская железная дорога имеет самую высоую грузонапряженность в сети - более 35 млн. т км/км, что вдвое выше среднесетевой. Отдельные участки имеют грузонапряженность 100 и более млн. т км/км.
РАЗДЕЛ I.ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАК'I'ЕРИСТИКА РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Западная Сибирь расположена между Уралом и Среднесибирским плоскогорьем, протянувшись с Севера на Юг на 2500 км. Равнина имеет форму трапеции, север которой омывается водами Карского моря. В состав Западно-Сибирского экономического района входят 9 субъектов РФ: Кемеровская обл., Новосибирская обл., Омская обл., Томская обл., Тюменская обл., Ханты-Мансийский авт.окр., Ямало-Ненцкий авт.окр., республика Алтай, Алтайский край. Центром является Новосибирск.
Однако, несмотря на огромную территорию данного района, Западно-Сибирская железная дорога пролегает в южной части, в основном по территории Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края Российской Федерации, а также частично по территории Казахстана. Основу железнодорожной сети образуют части Транссибирской (Челябинск — Омск — Новосибирск — Красноярск), Среднесибирской (Иртышская — Корсун — Камень-на-Оби — Алтайская) и Южно-Сибирской (Кулунда - Барнаул - Артышта - Новокузнецк — Тайшет) магистрали, находящиеся на территории района.
Западно-Сибирский экономический район относится к районам с высокой обеспеченностью природными ресурсами. По степени обеспеченности разнообразными полезными ископаемыми, объемам их добычи Западная Сибирь занимает ведущее место в стране. Здесь сконцентрированы огромные запасы газа, нефти, угля. Этот район также специализируется на производстве электроэнергии, стали, проката, химической продукции, получаемой на основе переработки нефти, газа и угля, энергоемкой продукции, машин.
Крупнейшие нефтяные и
газовые месторождения
На Западную Сибирь приходится более ¼ мировых запасов природного газа, примерно 35% балансовых запасов нефти в мире, 68% от общей добычи нефти и 92% от общей добычи газа в России. Нефть Западной Сибири по физико-химическим параметрам в основном качественная и высококачественная.
С помощью трубопроводного транспорта нефть и газ транспортируются на расстояние в несколько тысяч километров, что обеспечивает Западной Сибири статус базового района при организации евразийских рынков газа и нефти.
Велика и рудная база Западной Сибири. Западно-Сибирский железорудный бассейн выделяется значительными месторождениями - Нарымским, Колпашевским и Южно-Колпашевским. В них преобладают бурые железняки. Более богатые железорудные месторождения магнетиновых руд имеются в Горной Шории - Таштагол, Шерегеш и на Алтае - Инское, Белорецкое. На юге Кемеровской области располагается Усинское месторождение марганцевых руд, на востоке - Кия-Шалтырское месторождение нефелинов, в Алтайском крае - Акташское и Чаганузинское месторождения ртути.
Западная Сибирь имееет запасы соды и солей в озерах Кулундинской степи. Новосибирская и Кемеровская области богаты известняками. В Горной Шории и на Алтае имеются руды цветных и благородных металлов. Район богат сырьем для химической промышленности. Здесь выявлен Горно-Шорский бассейн фосфоритов. Наиболее крупное месторождение – Белкинское, разведанные запасы карстовых фосфоритов которого оцениваются в 25 млн. т, а пластовых – в 146 млн. т.
Велики лесные ресурсы Западной Сибири. Покрытая лесом площадь составляет 85 млн га. Здесь сосредоточено около 10 млрд. м3 древесины (около 12% российских запасов). Особенно богаты лесом Томская, Тюменская области, предгорные районы Алтайского края и Кемеровской области. Структура лесов благоприятна для развития лесопереработки: хвойные породы составляют 73%. Основной район лесозаготовок — Среднее Приобье. Центры лесопиления и деревообработки сформировались на юге Западной Сибири в местах пересечения рек железными дорогами (Томск, Асино, Новосибирск, Омск, Барнаул и др.).
Большое богатство Западной Сибири - её водные ресурсы. Кроме поверхностных вод - рек и озёр, - найдены огромные резервуары подземных вод. Основу водных ресурсов составляет сток одного из крупнейших в стране Обь-Иртышского речного бассейна, к которому добавляется сток рек Пур и Таз, впадающих в Обскую губу Карского моря. Водообеспеченностъ в целом высокая, в 1,5 раза превышающая средний показатель по России.
Наличие рек в Западной Сибири способствует использованию речного транспорта, выполняющего завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири.
Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу.
Гидроэнергетический потенциал крупных рек Западной Сибири достигает 16 млн кВт, однако не может быть использован в связи с угрозой крупных затоплений равнинных территорий. Единственная гидроэлектростанция находится в Новосибирске на реке Обь.
Энергоснабжение Западно-Сибирского
нефтегазового комплекса
Топливная промышленность Западной Сибири имеет общероссийское и мировое значение благодаря добыче, транспортировке и переработке уникальных нефтегазовых и угольных ресурсов. Добываемые здесь нефть и газ осваивают значительную часть инвестиций в промышленность России и обеспечивают регулярные валютные поступления в федеральный и региональный бюджеты.
Западная Сибирь является главной базой нефтедобычи в России.
Суммарная протяженность системы транспортировки Западно-Сибирской нефти около 35 тыс. км. Из Ханты-Мансийского АО сооружены 10 магистральных нефтепроводов, транспортирующих нефть в сторону российских городов: Челябинска, Красноярска, Иркутска, Омска, Киришей (Ленинградская обл.) и Альметьевска, а также за рубеж — в Вентспилс (Латвия), Чимкент (Казахстан), в Одессу (Украина).
Добыча природного газа сосредоточена в Надым-Пуртазовском районе Ямало-Ненецкого АО, Газотранспортные системы, берущие начало в этом районе, следуют тремя коридорами на юго-запад — в центр России и далее в сторону Украины,Центральной и Западной Европы. Крупнейшие Уренгойское и Ям-бургское месторождения, по мнению большинства экспертов, останутся базовыми в районе на обозримую перспективу.
Угольная промышленность Западной Сибири сконцентрирована в Кемеровской обл., где активно разрабатываются месторождения Кузбасса и бурые угли Итатского месторождения Канско-Ачинского бассейна.
Коксующиеся угли Кузбасса поступают на крупные предприятия черной металлургии Западной Сибири (Кемеровская обл.) и Урала. Энергетические угли Кузбасса и Канско-Ачинского бассейна обеспечивают не только Западно-Сибирский, но и большинство рынков европейской части России.
Машиностроительный комплекс, крупнейшие центры которого размещены в Новосибирской, Омской, Кемеровской обл. и Алтайском крае, включает: станкостроение (производство ткацких станков), энергетическое, сельскохозяйственное и радиотехническое(г. Новосибирск), угольное (в городах Анжеро-Судженск, Киселевск, Прокопьевск Кемеровской обл.); предприятия по производству металлорежущих станков, паровых котлов, дизелей, грузовых вагонов и тракторов (в Алтайском крае). В Омской обл. развивается авиакосмическое объединение «Полет».
Агропромышленный комплекс выделяется своими размерами — это 1/6 всех сельскохозяйственных угодий страны, компактно размещенных, в основном, в зоне южно-сибирских степей и лесостепей Омской, Новосибирской и юга Тюменской обл. Местное сельское хозяйство имеет зерново-животноводческое направление.
Административно -территориальная единица |
Территория, тыс. км 2 |
Численность населения, тыс. чел. |
В том числе население |
В %% ко все населению |
Плотность населения, чел/км2 | |||
городское |
сельское |
городское |
сельское | |||||
1. Кемеровская обл.
|
95,5 |
2 821,6 |
2396,9 |
424,9 |
84,9 |
15,1 |
29,5 | |
2.Новосибирская обл. |
178,2 |
2 649,9 |
2004,7 |
645,2 |
75,2 |
24,8 |
14,9 | |
3.Омская обл. |
141,1 |
2 079,2 |
1428,3 |
650,9 |
69 |
31 |
14,3 | |
4.Томская обл. |
314,4 |
1 036,5 |
705,8 |
330,7 |
70,2 |
29,8 |
3,3 | |
5.Тюменская обл. |
1 435,2 |
1 335,3 |
854,5 |
480,8 |
63,9 |
36,1 |
8,2 | |
6. Ханты-Мансийский автономный округ |
534,8 |
1 538,6 |
1407,9 |
130,7 |
91,5 |
8,5 |
2,8 | |
7. Ямало-Ненецкий автономный округ |
769.3 |
546,6 |
464,1 |
82,5 |
84,9 |
15,1 |
0,7 | |
8.Республика Алтай |
92,9 |
206,2 |
54,9 |
45,1 |
26,6 |
73,4 |
2,22 | |
9.Алтайский край |
168 |
2 491,7 |
1338,1 |
1153,6 |
53,7 |
46,3 |
14,9 | |
Итого |
3 729,1 |
14 705,6 |
10665,2 |
3944,4 |
72,6 |
27,4 |
90,8 |