Экономико-географическая характеристика района тяготения Западно-Сибирской железной дороги и определение спроса на перевозки грузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Западно-Сибирская железная дорога - одна из ведущих железных дорог в транспортной системе страны. Является частью Великого Транссибирского пути, до сих пор считающегося самым грандиозным в мировой железнодорожной практике. Дорога связывает районы Сибири и Дальнего Востока со всеми районами страны.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 37.34 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ (МИИТ)


 

Кафедра «Экономика и управление на транспорте»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Экономическая география транспорта»

Тема: «Экономико-географическая характеристика района тяготения

Западно-Сибирской железной дороги и определение спроса на

перевозки грузов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва - 2011г. 

Введение

Западно-Сибирская  железная дорога - одна из ведущих железных дорог в транспортной системе страны. Является частью Великого Транссибирского пути, до сих пор считающегося самым грандиозным в мировой железнодорожной практике. Дорога связывает районы Сибири и Дальнего Востока со всеми районами страны.

Западная  Сибирь выделяется запасами топливно-энергетических ресурсов. Здесь расположены Кузнецкий, Горловский, Обь-Иртышский угольные бассейны и западная часть Канско-Ачинского бассейна. В связи с этим, Западно-Сибирская железная дорога обслуживает крупнейшие промышленные районы по добыче угля и руд, нефтепереработке, а также заготовке и обработке леса, предприятия энергетической, химической и металлургической промышленности, станкостроения и другие районы.

В октябре 1896 года была введена в постоянную эксплуатацию линия Челябинск — Кривощеково протяженностью 1329 верст, которая стала началом формирования будущей Западно-Сибирской железной дороги. Постепенно магистраль приобретала все большее значение, рос грузооборот. К концу 1950 — началу 1960-х годов Западно-Сибирская магистраль, уже имея более разветвленную транспортную сеть, стала настоящим полигоном для испытаний и внедрения новых технологий.

На сегодняшний  день развернутая длина главных путей магистрали превышает девять тысяч километров, эксплуатационная — 5 558 тысяч километров. Более 70% линий электрифицировано, свыше 80% оборудовано автоматической блокировкой и диспетчерской централизацией.

Западно-Сибирская  железная дорога, пролегая в пределах Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской  областей, Алтайского края и частично на территории Республики Казахстан, надежно  обеспечивает внешние и внутренние хозяйственные связи, устойчивое транспортное обслуживание крупнейших комплексов добывающей и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства.

На долю Западно-Сибирской магистрали сегодня  приходится 20 процентов всей погрузки российской железнодорожной сети. В  общем грузообороте ввоз составляет 15%, вывоз 30%, местное сообщение 35% и  транзит 20%. Ввозятся металлы, руда, некоторые  строительные материалы, нефтепродукты, лесные грузы, продукция машиностроения, лёгкой и пищевой промышленности; вывозятся в основном уголь, металлы, кокс, продукция лесной промышленности, хлебные грузы. В транзите — преимущественно  металлы, лесоматериалы нефтепродукты, продукция сельского хозяйства.

Западно-Сибирская  железная дорога имеет самую высоую грузонапряженность в сети - более 35 млн. т км/км, что вдвое выше среднесетевой. Отдельные участки имеют грузонапряженность 100 и более млн. т км/км.

 

РАЗДЕЛ  I.ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАК'I'ЕРИСТИКА РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Западная Сибирь расположена  между Уралом и Среднесибирским  плоскогорьем, протянувшись с Севера на Юг на 2500 км. Равнина имеет форму  трапеции, север которой омывается  водами Карского моря. В состав Западно-Сибирского экономического района входят 9 субъектов РФ: Кемеровская обл., Новосибирская обл., Омская обл., Томская обл.,  Тюменская обл., Ханты-Мансийский авт.окр., Ямало-Ненцкий авт.окр., республика Алтай, Алтайский край. Центром является Новосибирск.

Однако, несмотря на огромную территорию данного района, Западно-Сибирская железная дорога пролегает в южной части, в основном по территории Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края Российской Федерации, а также частично по территории Казахстана. Основу железнодорожной сети образуют части Транссибирской (Челябинск — Омск — Новосибирск — Красноярск), Среднесибирской (Иртышская — Корсун — Камень-на-Оби — Алтайская) и Южно-Сибирской (Кулунда - Барнаул - Артышта - Новокузнецк — Тайшет) магистрали, находящиеся на территории района.

 

 Западно-Сибирский экономический район относится к районам с высокой обеспеченностью природными ресурсами. По степени обеспеченности разнообразными полезными ископаемыми, объемам их добычи Западная Сибирь занимает ведущее место в стране. Здесь сконцентрированы огромные запасы газа, нефти, угля. Этот район также специализируется на производстве электроэнергии, стали, проката, химической продукции, получаемой на основе переработки нефти, газа и угля, энергоемкой продукции, машин.

Крупнейшие нефтяные и  газовые месторождения разведаны  в толще осадочных пород Тюменской  и Томской областей, где открыта  одна из богатейших в мире нефтегазоносных провинций.  На юге Западной Сибири, в основном в Кемеровской обл., находится крупнейший угледобывающий бассейн страны — Кузнецкий (Кузбасс). Примерно треть кузнецких углей — коксующиеся, остальные — энергетические. Кузнецкий бассейн выделяется выгодными природно-экономическими условиями для его развитии. Угольные пласты в нем имеют большую мощность и залегают на сравнительно небольшой глубине, что позволяет в ряде случаев вести добычу открытым способом. Бурые угли Итатского месторождения (Канско-Ачинский бассейн) залегают еще ближе к поверхности.

На Западную Сибирь приходится более ¼ мировых запасов природного газа, примерно 35% балансовых запасов нефти в мире, 68% от общей добычи нефти и 92% от общей добычи газа в России. Нефть Западной Сибири по физико-химическим параметрам в основном качественная и высококачественная.

С помощью трубопроводного  транспорта нефть и газ транспортируются на расстояние в несколько тысяч  километров, что обеспечивает Западной Сибири статус базового района при  организации евразийских рынков газа и нефти.

Велика и рудная база Западной Сибири. Западно-Сибирский железорудный бассейн выделяется значительными  месторождениями - Нарымским, Колпашевским и Южно-Колпашевским. В них преобладают бурые железняки. Более богатые железорудные месторождения магнетиновых руд имеются в Горной Шории - Таштагол, Шерегеш и на Алтае - Инское, Белорецкое. На юге Кемеровской области располагается Усинское месторождение марганцевых руд, на востоке - Кия-Шалтырское месторождение нефелинов, в Алтайском крае - Акташское и Чаганузинское месторождения ртути.

 

Западная Сибирь имееет запасы соды и солей в озерах Кулундинской степи. Новосибирская и Кемеровская области богаты известняками. В Горной Шории и на Алтае имеются руды цветных и благородных металлов. Район богат сырьем для химической промышленности. Здесь выявлен Горно-Шорский бассейн фосфоритов. Наиболее крупное месторождение – Белкинское, разведанные запасы карстовых фосфоритов которого оцениваются в 25 млн. т, а пластовых – в 146 млн. т.

 

Велики лесные ресурсы  Западной Сибири. Покрытая лесом площадь  составляет 85 млн га. Здесь сосредоточено около 10 млрд. м3 древесины (около 12% российских запасов). Особенно богаты лесом Томская, Тюменская области, предгорные районы Алтайского края и Кемеровской области. Структура лесов благоприятна для развития лесопереработки: хвойные породы составляют 73%. Основной район лесозаготовок — Среднее Приобье. Центры лесопиления и деревообработки сформировались на юге Западной Сибири в местах пересечения рек железными дорогами (Томск, Асино, Новосибирск, Омск, Барнаул и др.).

 

Большое богатство Западной Сибири - её водные ресурсы. Кроме поверхностных  вод - рек и озёр, - найдены огромные резервуары подземных вод. Основу водных ресурсов составляет сток одного из крупнейших в стране Обь-Иртышского речного бассейна, к которому добавляется сток рек Пур и Таз, впадающих в Обскую губу Карского моря. Водообеспеченностъ в целом высокая,  в 1,5 раза превышающая средний показатель по России.

 

Наличие рек в Западной Сибири способствует использованию  речного транспорта, выполняющего завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири.

Морской транспорт мало востребован  в Западной Сибири из-за невозможности  захода морских судов в мелководную  Обскую губу.

 

Гидроэнергетический потенциал  крупных рек Западной Сибири достигает 16 млн кВт, однако не может быть использован в связи с угрозой крупных затоплений равнинных территорий. Единственная гидроэлектростанция находится в Новосибирске на реке Обь.

 

Энергоснабжение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса осуществляется за счет тепловых электростанций, работающих на мазуте и газе. Наиболее крупные тепловые электростанции (группы тепловых электростанций) находятся в Сургуте, Омске, Тюмени, Новосибирске и Кемерово.

 

Топливная промышленность Западной Сибири имеет общероссийское и мировое  значение благодаря добыче, транспортировке  и переработке уникальных нефтегазовых и угольных ресурсов. Добываемые здесь нефть и газ осваивают значительную часть инвестиций в промышленность России и обеспечивают регулярные валютные поступления в федеральный и региональный бюджеты.

 

Западная Сибирь является главной базой нефтедобычи в  России.

Суммарная протяженность системы транспортировки Западно-Сибирской нефти около 35 тыс. км. Из Ханты-Мансийского АО сооружены 10 магистральных нефтепроводов, транспортирующих нефть в сторону российских городов: Челябинска, Красноярска, Иркутска, Омска, Киришей (Ленинградская обл.) и Альметьевска, а также за рубеж — в Вентспилс (Латвия), Чимкент (Казахстан), в Одессу (Украина).

Добыча природного газа сосредоточена  в Надым-Пуртазовском районе Ямало-Ненецкого АО, Газотранспортные системы, берущие начало в этом районе, следуют тремя коридорами на юго-запад — в центр России и далее в сторону Украины,Центральной и Западной Европы. Крупнейшие Уренгойское и Ям-бургское месторождения, по мнению большинства экспертов, останутся базовыми в районе на обозримую перспективу.

Угольная промышленность Западной Сибири сконцентрирована в  Кемеровской обл., где активно  разрабатываются месторождения  Кузбасса и бурые угли Итатского месторождения Канско-Ачинского бассейна.

Коксующиеся угли Кузбасса поступают  на крупные предприятия черной металлургии  Западной Сибири (Кемеровская обл.) и Урала. Энергетические угли Кузбасса и Канско-Ачинского бассейна обеспечивают не только Западно-Сибирский, но и большинство рынков европейской части России.

Машиностроительный комплекс, крупнейшие центры которого размещены  в Новосибирской, Омской, Кемеровской  обл. и Алтайском крае, включает: станкостроение (производство ткацких  станков), энергетическое, сельскохозяйственное и радиотехническое(г. Новосибирск), угольное (в городах Анжеро-Судженск, Киселевск, Прокопьевск Кемеровской обл.); предприятия по производству металлорежущих станков, паровых котлов, дизелей, грузовых вагонов и тракторов (в Алтайском крае). В Омской обл. развивается авиакосмическое объединение «Полет».

Агропромышленный комплекс выделяется своими размерами — это 1/6 всех сельскохозяйственных угодий страны, компактно размещенных, в основном, в зоне южно-сибирских степей и  лесостепей Омской, Новосибирской и юга Тюменской обл. Местное сельское хозяйство имеет зерново-животноводческое направление.

 

Характеристика  района тяготения железной дороги по плотности населения

 

Административно -территориальная

единица

Территория, тыс. км 2

Численность населения, тыс. чел.

В том числе

население

В %% ко все

населению

Плотность населения, чел/км2

городское

сельское

городское

сельское

1. Кемеровская обл.

 

95,5

2 821,6

2396,9

424,9

84,9

15,1

29,5

2.Новосибирская обл.

178,2

2 649,9

2004,7

645,2

75,2

24,8

14,9

3.Омская  обл.

141,1

2 079,2

1428,3

650,9

69

31

14,3

4.Томская  обл.

314,4

1 036,5

705,8

330,7

70,2

29,8

3,3

5.Тюменская  обл.

1 435,2

1 335,3

854,5

480,8

63,9

36,1

8,2

6. Ханты-Мансийский  автономный округ

534,8

1 538,6

1407,9

130,7

91,5

8,5

2,8

7. Ямало-Ненецкий автономный округ

769.3

546,6

464,1

82,5

84,9

15,1

0,7

8.Республика  Алтай

92,9

206,2

54,9

45,1

26,6

73,4

2,22

9.Алтайский  край

168

2 491,7

1338,1

1153,6

53,7

46,3

14,9

Итого

3 729,1

14 705,6

10665,2

3944,4

72,6

27,4

90,8

Информация о работе Экономико-географическая характеристика района тяготения Западно-Сибирской железной дороги и определение спроса на перевозки грузов