Энергетика Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 08:24, реферат

Описание работы

ЭНЕРГЕТИКА УКРАИНЫ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В отраслевой структуре промышленности Украины на топливно-энергетический комплекс приходится самая высокая доля, - 26,2%. В структуре топливно-энергетического баланса ведущим, наряду с атомной энергетикой, в настоящее время является уголь. Украина принадлежит к числу ведущих по добыче угля стран мира (12 место). Угледобыча на Украине характеризуется низкой эффективностью в связи со сложными горно-геологическими условиями. Действуют более 270 угледобывающих предприятия, из которых рентабельны только около 70. Производительность труда в угледобывающей промышленности составляет лишь половину от аналогичной в России и Казахстане.

Работа содержит 1 файл

Энергетика Украины.docx

— 30.41 Кб (Скачать)

     Однако, большие долги шахт, низкий уровень  техники безопасности, неурегулированная  законодательная база в области  инвестиционной деятельности в отрасли, длительный период окупаемости затрат и высокий риск капиталовложений делают шахты непривлекательными для  участия инвестора в процессе в настоящий момент.

     Инвесторы предпочитают вкладывать денежные средства в более привлекательные отрасли, чем в убыточные угольные шахты.

     Одной из причин является так же недостаточное  развитие приватизационных процессов  в угольной отрасли. Сама приватизация не приведет автоматически к решению  всех проблем. Но можно сказать, что  без смены формы собственности  и без наличия эффективного собственника предприятия, невозможно его успешное функционирование в условиях рынка.

     Необходимым фактором для привлечения инвестора  является возможность приобретения контрольного пакета акций угольной шахты в процессе приватизации. Следует  иметь ввиду, что промышленный инвестор преследует цель управлять производством и получать от этого прибыль, а не спекулировать акциями. Каждый инвестор желает контролировать предприятие, владельцем которого он является. Пока инвестор не будет контролировать ситуацию на предприятии ни о какой приватизации с его участием, а значит о привлечении его капитала не может быть и речи.

     Для того чтобы стимулировать привлечение  частного капитала в акционерные  общества на серьезном уровне необходимы:

     реструктуризация  предприятий, избавление их от объектов и вспомогательных предприятий, которые могут работать самостоятельно;

     реструктуризация  долгов угольных предприятий;

     решение вопроса о контрольном пакете акций;

     изменение законодательной базы (относительно законов регламентирующих вопросы  добычи угля);

     изменение методики оценки рыночной стоимости  угледобывающих предприятий в процессе приватизации, которая в настоящий не отражает специфики угольной отрасли.

     собственнику  приватизированного предприятия должна выдаваться долгосрочная лицензия на добычу угля;

     либерализовать рынок угля в Украине, дать возможность угольным предприятиям самостоятельно разрабатывать и реализовывать маркетинговую стратегию с учетом интересов украинской экономики и обеспечения национальной безопасности.

     Особенности инвестирования в угольную промышленность

     Инвестор, рассматривая вопрос об осуществлении  инвестиционного проекта в горнодобывающей  отрасли, должен учитывать ее специфические  особенности.

     Основным  фактором, влияющим на условия инвестирования, является длительный срок окупаемости  проекта. Опыт осуществления инвестиционных проектов в горнодобывающей промышленности развитых стран показывает, что инвестиционный проект начинает окупаться примерно через 5-10 лет.

     Эти факторы накладывают особые требования инвестора к гарантиям его  деятельности со стороны государства.

     Прежде  всего, это гарантии:

     предоставления  инвестору всех необходимых разрешений (лицензий), необходимых для осуществления  инвестиционного проекта на полный срок его действия.

     неизменности (стабильности) условий, выданных разрешений.

     стабильности  условий инвестиционной деятельности в целом

     стабильности  законодательства.

Право использования  инвестором полезного ископаемого  в пределах горного отвода должно быть исключительным, т.е. не может одновременно предоставляться и другим лицам. Только так инвестор может нести  полную ответственность за последствия  своей инвестиционной деятельности. Права инвестора на добычу и реализацию полезного ископаемого не должно ограничиваться вовсе, либо ограничиваться разумно квотами, ценовыми ограничениями, либо иными способами государственного регулирования.

     С точки зрения эксплуатации уже разведанных  и действующих месторождений  полезных ископаемых, инвестору должны передаваться исключительно перспективные  объекты. Перспективные - это те горные отводы, где залежи полезных ископаемых обеспечат его добычу на срок действия инвестиционного проекта.

     Отдельного  внимания заслуживают объекты, требующие  рекультивации и восстановления (например породные отвалы). Такие объекты требуют дополнительных капиталовложений и поэтому они должны передаваться инвестору на особых условиях, возможно, при их передаче, должны уменьшать размеры оплаты за акции на сумму требуемых капиталовложений.

     Немаловажным  аспектом является географическое положение  объекта инвестиций. Горнодобывающая  отрасль существует в тесной взаимосвязи  с перерабатывающими, обогатительными  комплексами, а также потребителями (металлургия, энергетика). Их географическая близость, развитость транспортной инфраструктуры влияют на решение об инвестировании.

     Отдельно  инвестор оценивает комплекс экономических  вопросов. Значительный износ оборудования, а также необходимость его  замены на новое, более современное, определяет требования инвестора к  его свободному и беспошлинному  ввозу на территорию Украины и  вывозу.

     Наиболее  существенную проблему составляет проблема неплатежей и как следствие, бартеризация экономики. Угольная промышленность существует в очень тесной взаимосвязи с энергетическим комплексом. Проблема расчетов за электроэнергию влечет за собой неоплату топлива электростанциями. что, в конечном счете, сводит к нулю саму идею инвестиционной деятельности. Таким образом инвестор заинтересован в наличии государственных гарантий оплаты конечной продукции.

     За  время длительного государственного управления угольными предприятиями  у них накопилось огромное количество долгов и в первую очередь перед  бюджетом. Представляется достаточно похвальным стремление государства  переложить свои долги на нового собственника, но маловероятно, что инвестор с  этим согласится. Когда должник и  кредитор совпадают в одном лице, долговое обязательство прекращается. Поэтому списание государством старых долгов является логичным и справедливым.

     Что касается амортизационной политики, то существующий в Украине порядок  амортизации существенно тормозит процесс обновления основных фондов. Горнодобывающее оборудование эксплуатируется  в очень сложных условиях и  имеет кратковременный срок службы. Производитель должен самостоятельно определять амортизационную политику с учетом самых разнообразных факторов, что, в общем-то, соответствует международным стандартам бухгалтерского учета. Поэтому , соответствие национальных правил амортизации основных средств и оборудования международным стандартам бухгалтерского учета также влияет на принятие инвестором решения об инвестировании.

     Еще один экономический вопрос. Влияющий на принятие решения об инвестировании - это создание резервных фондов для рекультивации (восстановления) земель. Рекультивация земель по окончании использования месторождения является обязанностью пользователя недрами, вытекающей из права пользования. Поэтому затраты на рекультивацию должны рассматриваться как завершающая часть производственного процесса, а расходы на создание резервных фондов для рекультивации должны уменьшать налогооблагаемую базу, т.е. относиться на себестоимость.

     Что касается экологических стандартов производства, то они также должны соответствовать международным.

Информация о работе Энергетика Украины