Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав и свобод в Бразилии и Италии: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 12:23, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является проведение конституционного сравнительного анализа регулирования экономических, социальных и культурных прав и свобод на примере Бразилии и Италии.

Содержание

Введение……………………..………………………………………………………3
1. Право собственности………………..……………………………….………..6
2. Социальные права и свободы………..……………………………..………...9
3. Культурные права и свободы………..……………..………………………..12
Заключение………………………………………………………………..……….15
Список используемой литературы……………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

«Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав и свобод в Бразилии и Италии: сравнительный анализ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

 

Введение……………………..………………………………………………………3

  • 1.      Право собственности………………..……………………………….………..6
  • 2.      Социальные права и свободы………..……………………………..………...9
  • 3.      Культурные права и свободы………..……………..………………………..12
  •  Заключение………………………………………………………………..……….15

     Список используемой литературы……………………………………………….16

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

     

    Социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина занимают особую роль основных прав и свобод в конституциях демократических стран мира. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие, социально значимые потребности человека.

    Главным элементом конституционных прав и свобод являются конституционные правоотношения, между государством и гражданином. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав и свобод, а для государство в свою очередь обязуется предоставить эту защиту.

    Основные права и  свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек – он является свободным от рождения и находится под защитой мирового сообщества, суверенного государства, гражданином которого он является.

    Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции. Отличие конституционных прав и свобод заключается в неотделимости их от личности. Человек (гражданин) не вправе отказаться или передать другому лицу эти права.

    Конституционные права  и свободы составляют фундамент правового статуса личности и лежат в основе других прав, закрепляемых иными отраслями права. Конституция лишь устанавливает принципы, на которых должно строиться текущее законодательство1.

    Характерной особенностью конституционных прав и свобод является то, что они едины и равны для всех без исключения.

    Экономические права и свободы – совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере, характер и содержание которых определяет, в конечном счете, экономический, социальный и политический порядок в конкретном обществе. Основными экономическими и социальными правами и свободами человека в современных демократических государствах являются: право частной собственности (в том числе на землю и интеллектуальные продукты), право наследования, свобода предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы). Свобода труда и другие трудовые права, в том числе право на забастовку, право на участие в управлении предприятием. Такой круг экономических и социальных прав и свобод человека (кроме последнего права) закреплен в ст. 34-37 Конституции РФ.

    Социальные  права и свободы – совокупность конституционных прав человека, дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Обычно к социальным правам относятся право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов. В РФ социальные права человека закреплены в Конституции РФ 1993 г. К ним относятся право на свободное распоряжение своими способностями к труду (ст. 37), на охрану материнства и детства (ст. 38), на социальное обеспечение по возрасту (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на благоприятную окружающую среду (ст.42), на образование (ст. 43).

    Культурные права – особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гарантированные конституцией и законом возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни. В международном праве закреплены во «Всеобщей Декларации Прав Человека» 1948 г. (ст. 27) и Пакте «об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г.

    Культурные права человека заключаются в том, что каждый человек имеет право на участие в культурной жизни, пользоваться результатами научных открытий. Поэтому государство должно принимать меры для охраны, развития и распространения достижений науки и культуры, уважать свободу научных исследований и творческой деятельности. Каждый человек имеет право пользоваться результатами научной и творческой деятельности. К культурным правам человека относятся право на образование, свобода преподавания (академическая свобода), свобода творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям.

    Целью данной контрольной  работы является проведение конституционного сравнительного анализа регулирования экономических, социальных и культурных прав и свобод на примере  Бразилии и Италии.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

      1. Право собственности

     

    Исключительное место в Конституция Бразилии 1988 г. отведено правам и свободам, им посвящен специальный раздел, "Основные права и гарантии". Этот раздел состоит из пяти глав:

    1) "Об индивидуальных  и коллективных правах и обязанностях";

    2) "О социальных  правах";

    3) "О гражданстве";

    4) "О политических  правах";

    5) "О политических партиях".

    Личным и коллективным правам посвящена ст. 5, содержащая 77 пунктов, и два параграфа. Помимо специальной главы о социальных правах гарантии последних в более детализированном виде содержатся в разд. VIII Конституции, регулирующем социальное устройство (в главах о социальном обеспечении, об образовании, о здравоохранении, о культуре и др.). Примечательно, что свобода мысли, производства и распространения информации, не важно в какой форме, гарантируется не в разделе об индивидуальных и коллективных правах, а в главе об общественной коммуникации2.

    В Италии республиканская форма правления в которой действует одна из самых демократических в мире конституций. Она регулирует почти все основные направления конституционных правоотношений на которых базируется законодательство. В целом Конституция Италии оказалась весьма удачной, за прошедшие полвека в нее были внесены всего 10 поправок.

    Из 139 статей Конституции 54 непосредственно затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина.

     

     

     

            Право собственности – в Конституции Бразилии 1988 г. сформулировано в соответствии с новейшими тенденциями в регулировании экономических и социальных прав. Так, в ст. 5 наряду с гарантией права собственности вообще, (п. XXII) законодатель указывает, что собственность будет нести также социальную функцию (п. XXIII). Государству в п. XXIV предписано установить процедуру экспроприации «Юридическая экспроприация — принудительное безвозмездное или оплачиваемое отчуждение имущества, производимое государственными органами. Объектом экспроприации может быть как недвижимое (например, земля при проведении железных или грунтовых дорог), так и движимое имущество. В зависимости от того, выплачивается ли вознаграждение при экспроприации или нет различают такие её формы, как реквизиция и конфискация»3 для публичных нужд, публичной пользы или в общественных интересах, кроме случаев, предусмотренных Конституцией. В случае неотвратимой публичной угрозы компетентные органы власти могут использовать отдельные объекты собственности; в случае причинения ущерба такой собственности в последующем производится соответствующее возмещение ущерба собственнику. Мелкая сельская собственность, определенная законом в качестве таковой и обрабатываемая семьей, не подлежит конфискации за долги в результате производственной деятельности со времени ее семейной эксплуатации; закон указывает средства для финансирования развития такой собственности. Фермерская собственность пользуется, таким образом, особой конституционной защитой.

    Согласно ст. 41. Конституции Итальянской Республики 1947 г частная хозяйственная деятельность свободна. Государство определяет программы мероприятий и контроля, с помощью которых публичная и частная экономическая деятельность может быть скоординирована в социальных направленности. Согласно ч. 2 ст. 42 частная собственность признается и гарантируется законом. Закон также регулирует способ приобретения и использования собственности с целью обеспечить ее социальную функцию и общедоступность. В некоторых случаях возможно изъятие частной собственности при компенсации, однако ч. 3 указанной статьи Конституции, содержащая данную норму, в отличие от ряда других конституций ничего не говорит о размерах и сроках этой компенсации.

    Так же, как и в Конституции Бразилии, в ст. 43. Конституции Италии в целях общей пользы республика может посредством экспроприации и при условии выплаты компенсации передать государству, публичным учреждениям, объединениям трудящихся или потребителей определенные предприятия или категории предприятий, относящихся к основным публичным службам, или к источникам энергии, или обладающих монопольным положением и составляющих предмет важных общественных интересов.

    В ст. 44 указано, что в целях достижения рациональной эксплуатации земли и установления справедливых социальных отношений закон налагает обязательства на частную земельную собственность, устанавливает предельные размеры этой собственности, по областям и сельскохозяйственным зонам, благоприятствует улучшению земель, преобразованию крупных землевладений и реконструкции производственных единиц; поддерживает мелкую и среднюю собственность.

    Конституция предусматривает защиту и использование горных местностей. Статья 45. Республика признает социальную функцию кооперации, основанной на взаимопомощи и не преследующей целей частной спекуляции. Закон поддерживает развитие кооперации, поощряет ее.

    Закон предусматривает охрану и  развитие ремесел. Статья 46. В целях повышения экономического и социального уровня трудящихся и в соответствии с потребностями производства, Республика признает право трудящихся принимать участие в управлении предприятиями на условиях и в пределах, установленных законами.

     

     

     

    2. Социальные права и свободы

     

    В Конституции Бразилии 1988 г в главе о социальных правах к их объектам отнесены: образование, здоровье, труд, отдых, досуг, защита, социальное обеспечение, охрана материнства и детства, помощь беспризорным (ст. 6 в ред. Конституционной поправки № 26 2000 г.).

    В Конституции не провозглашается право на труд, а устанавливается свобода любого труда, профессиональной или другой деятельности при условии соблюдения требуемой законом профессиональной квалификации (п. XIII ст. 5).

    Содержащейся в ст. 7 (с ее 34 пунктами) конституционной  регламентации различных аспектов оплаты труда, гарантий от безработицы и некоторых других вопросов, непосредственно затрагивающих трудящегося, могло бы позавидовать трудовое законодательства немалого числа стран. Городские и сельские трудящиеся защищаются от произвольных увольнений или увольнений без достаточных оснований (детальное регулирование осуществляется дополняющим законом). Предусмотрены в числе других прав компенсационное вознаграждение, страхование от безработицы, участие с этой целью во время занятости в компенсационном фонде на случай безработицы. Специально определено, что минимальная заработная плата, установленная законом и унифицированная на национальном уровне, должна быть достаточной для того, чтобы позволить трудящемуся удовлетворить элементарные жизненные потребности и потребности его семьи в отношении жилища, питания, образования, здравоохранения, досуга, одежды, гигиены, транспорта, пенсии и социального обеспечения. Эта минимальная заработная плата подвергается периодическим пересмотрам, которые гарантируют покупательскую способность. Здесь же содержится запрет увязывать минимальную заработную плату с какими-либо иными целями. При разработке Конституции конституционная комиссия не пожелала, чтобы минимальная заработная плата использовалась в качестве основы для общей индексации заработной платы в стране, в которой в течение нескольких лет была сильная инфляция. Ставка заработной платы должна быть пропорциональна продолжительности и сложности труда. Заработная плата не может сокращаться, за исключением случаев, когда этот вопрос оговорен коллективным соглашением или договором. Трудящийся должен получать, кроме того, тринадцатую заработную плату в размере среднемесячной заработной платы или пенсию за выслугу. Участие персонала в прибыли или в результатах деятельности предприятия независимо от получаемой заработной платы также получило отражение в конституционном тексте. Семейная надбавка предоставляется трудящимся, имеющим иждивенцев. Наконец, установлено, что нормальная продолжительность труда не должна превышать 8 часов в день и 44 часов в неделю; компенсация за дополнительные рабочие часы или сокращение рабочего дня может быть предусмотрена коллективными соглашениями или договорами. Вознаграждение за сверхурочную работу должно не менее чем на 50% превышать нормальную заработную плату, а оплата ежегодного отпуска – не менее чем на треть.

    Примечательно положение  п. X, согласно которому заработная плата  охраняется законом, а злостная задержка ее выплаты образует состав преступления. Конституция запрещает устанавливать  различия в заработной плате в зависимости от пола, возраста или гражданского состояния. В то же время запрещается использовать труд несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, за исключением учеников, достигших 14 лет, однако несовершеннолетние не могут привлекаться к ночным, опасным или вредным для здоровья работам.

    Информация о работе Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав и свобод в Бразилии и Италии: сравнительный анализ