Межрегиональные различия экономики РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы заключается в изучении понятий региональной политики. Раскрыть сущность и причины появления межрегиональных различий экономики Казахстана.
В данной работе проведен анализ показателей регионального развития РК, а именно валового регионального продукта регионов, доходов и расходов населения и инвестиционной привлекательности областей. В работе рассмотрены сущность и причины появления межрегиональных различий экономики Казахстана.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Межрегиональные различия: сущность и причины появления
ГЛАВА 2. Анализ показателей регионального развития в РК
2.1 Валовый региональный продукт
2.2 Различия в денежных доходах и расходах населения регионов
2.3 Инвестиционная привлекательность регионов
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Межрегиональные различия экономики РК.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

План

 

Введение

ГЛАВА 1. Межрегиональные  различия: сущность и причины появления

ГЛАВА 2. Анализ показателей регионального развития в РК

2.1 Валовый  региональный продукт

2.2 Различия  в денежных доходах и расходах  населения регионов

2.3 Инвестиционная  привлекательность регионов

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственное регулирование регионального развития присутствует в каждой стране. В  данной работе дается обзор основ  региональной политики как системы целей, задач и практических действий органов государственной власти по управлению устойчивым развитием регионов.

В работе приводятся основные понятия региональной политики, ее виды, рассмотрены современные  теории и идеи регионального развития; показаны формы, методы и средства региональной политики.

Региональная  политика государства- сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, то есть связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.

Региональная  политика является составной частью национальных стратегий социально-экономического развития и исходит из философской  концепции власти. В периоды трансформации  экономических, социальных и политических отношений государственное регулирование региональных проблем играло важную роль в развитии большинства стран мира. Исследования и методы регулирования регионального развития разных государств имеют общие черты в подходах к внутренним региональным проблемам, так как опираются на богатый мировой опыт.

Основная цель региональной политики- свести к минимуму те неравенства, которые создают  почву для возникновения социальных конфликтов, мешают социально-экономическому развитию страны в целом или ее частей, а также групп стран.

Средства и  формы региональной политики в большинстве  государств направлены на решение проблем  в депрессивных, старопромышленных, аграрных районах с экстремальными природными условиями, чрезмерной концентрацией  населения и т.п.

Цель моей курсовой работы заключается в изучении понятий региональной политики. Раскрыть сущность и причины появления  межрегиональных различий экономики  Казахстана.

В данной работе проведен анализ показателей регионального  развития РК, а именно валового регионального продукта регионов, доходов и расходов населения и инвестиционной привлекательности областей. В работе рассмотрены сущность и причины появления межрегиональных различий экономики Казахстана. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Межрегиональные  различия: сущность и причины появления

 

В отличии  от стран с региональными параметрами, позволяющие создать развитую местную  экономику и местное самоуправление, регионы Казахстана характеризуются  обширными территориями, низкой плотностью населения, сильно рассредоточенным производственным потенциалом и низкой емкостью внутреннего рынка. В докладе Всемирного Банка в 1997 г. «Государство в изменяющемся мире» подчеркивается, что хорошо осмысленное и целенаправленное долгосрочное видение является основой для успешного развития государства.

В период трансформации  экономической и социальной систем значительно ослабла регулирующая роль государства в развитии территории, что выразилось, прежде всего, в сокращении инвестиций в региональное развитие. Это отрицательно сказалось на экономике отдельных регионов, возросли различия между регионами по уровню жизни, доступности социальных услуг, развитию производственной и транспортной инфраструктуры. Развитые в прошлом регионы республики с высококвалифицированными кадрами, высокой плотностью переживали глубокий спад производства и демографический кризис. Проблемой стало появление депрессивных сельских районов и малых городов. Переходный процесс удлинился из-за неоднородности экономического пространства Казахстана, значительных различий в возможностях адаптации регионов к рыночным условиям. На рост и многообразие региональных проблем значительное влияние оказали следующие процессы:

1. Формирование  геополитического и экономического  пространства

2. Переход  от административно-плановой экономики к рыночному типу с нестабильным государственным регулированием

3. Экономический  кризис

4. Возникновение  новых приграничных регионов  со специфическими инфраструктурными,  производственными, гуманитарными  проблемами

В унитарных  государствах, к числу которых относится и Казахстан, региональная политика проводится центральным правительством, которое в равной степени пользуется и макро-, и микроинструментами.

На предварительном  этапе Стратегии «Казахстан 2030»  были проведены основные политические и социально-экономические реформы, создана стабильная и устойчивая государственная система, заложены основы будущего роста. В 2001 г. был утвержден первый десятилетний стратегический план, конкретизированный в дальнейшем среднесрочными индикативными планами развития на пятилетний период. В общегосударственном плане содержатся приоритеты развития регионов, отвечающие стратегии системного развития страны.

В настоящий  момент Казахстан вышел на траекторию устойчивого экономического роста. В этих условиях целью государственного вмешательства в развитие регионов стала такая пространственная организация экономической деятельности, при которой жители всех регионов будут иметь равные возможности в достижении желаемого благосостояния и качества жизни. Забота о пространственной организации хозяйства страны- основная функция государства. В осуществлении регулирования регионального развития участвуют все государственные институты. Но решение региональных проблем не всегда могут быть их основной функцией. Поэтому в системе государственного регулирования регионального развития выделяют специализированную регионально ориентированную деятельность - региональную политику.

Региональная  политика является составной частью национальных стратегий социально-экономического развития и исходит из философской концепции власти. В периоды трансформации экономических, социальных и политических отношений государственное регулирование региональных проблем играло важную роль в развитии большинства стран мира. Исследования и методы регулирования регионального развития разных государств имеют общие черты в подходах к внутренним региональным проблемам, так как опираются на богатый мировой опыт.(Тажин «Региональная социология»)

Региональное  развитие- прогрессивное изменение  внутренней социально-экономической структуры региона.

В постоянно  меняющемся мире традиционные региональные проблемы не исчезают, а переходят  в новое качество. Принципиально  новые региональные проблемы возникают  при переходе к постиндустриальному, информационному обществу и в  связи с глобализацией экономики.

Региональная  политика государства- сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, то есть связанная с взаимоотношениями  между государством и районами, а также районов между собой.

В развитых странах  она рассматривается, прежде всего, в качестве средства государственного регулирования социально-экономических  процессов в проблемных регионах страны и снятия социальной и экономической  напряженности. В тесной связи с региональной политикой находятся понятия региональная социально-экономическая политика- совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в пределах конкретных регионов.

Организация по экономическому сотрудничеству и  развитию (ОЭСР), постоянно обобщающая опыт региональной политики разных стран, рассматривает ее как «политику, нацеленную на устранение значительных несоответствий показателей безработицы  или дохода на душу населения в разных регионах».

Основная цель региональной политики- свести к минимуму те неравенства, которые создают  почву для возникновения социальных конфликтов, мешают социально-экономическому развитию страны в целом или ее частей, а также групп стран. В странах с рыночной экономикой исследователи-регионалисты выделяют два направления государственного вмешательства в развитие регионов:

Экономические цели:

- оживление  производства в депрессивных  регионах;

- создание  зон роста и эффективного предпринимательства;

- повышение  конкурентоспособности регионального  производства;

- усиление  межрегиональной экономической  интеграции и т.д.

Социальные  цели:

- увеличение  занятости населения;

- повышение  доходов населения;

- развитие  производственной и социальной инфраструктуры в наиболее отсталых регионах;

- расширение  доступности общественных благ  и т.д.

Экономические цели преследуют достижение эффективного рационального использования производственного  потенциала каждого региона для  обеспечения общенационального благосостояния. Принцип социальной справедливости в региональном аспекте заключается в том, что граждане и социальные группы должны иметь равные возможности получения работы, доходов и общественных благ независимо от места проживания. (Гранберг «Основы региональной экономики»)

Объектом региональной политики в странах рыночной экономики  являются региональные неравенства, проявляющиеся  в уровне и условиях жизни населения, занятости и безработице, темпах экономического развития регионов, условиях предпринимательства и т.д.

Субъектами  государственной региональной политики выступают законодательные и  исполнительные власти центра и регионов, органы местного самоуправления, межрегиональные  ассоциации.

Различают следующие  формы региональной политики:

1. Региональное прогнозирование- научное предвидение предполагаемых направлений и параметров социально-экономического развития региона на основе анализа источников финансирования, экономической структуры и т.д.

2. Региональное  программирование- целенаправленное вмешательство в развитие региона с формулированием целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов.

3. Региональное  планирование- установление конкретных задач и целей на плановый период с указанием источников финансирования, непосредственных исполнителей и т.д.

Средства и  формы региональной политики в большинстве  государств направлены на решение проблем  в депрессивных, старопромышленных, аграрных районах с экстремальными природными условиями, чрезмерной концентрацией населения и т.п.

В современных  экономических дискуссиях часто  смысл и содержание реформ во многом сводят к роли и месту государства  в рыночной экономике. Действительно, степень воздействия государства на протекание экономических процессов – своеобразный индикатор типа государственного управления, и масштаба социализации общества, и возможностей реализации индивидуальных прав и свобод.

Но при этом дискуссия «государство – экономика» часто заслоняет другую проблему «государство — регионы». Между тем такая позиция ошибочна, поскольку государство в своих действиях гораздо более свободно от ответственности за дела и судьбу хозяйствующих субъектов, чем от обязательств перед территориальными сообществами. Государство может позволить себе полностью отказаться от прямого вмешательства в дела предприятий, ограничиваясь косвенным регулированием (через налоги, экологическое, антимонопольное ограничение, деятельность профсоюзов, общественных организаций и пр.), обеспечив таким образом полную самостоятельность предприятий.

Но ни одно государство еще не декларировало  самостоятельность своих территориальных  единиц, не может и не имеет права  уйти от ответственности за территориальную  целостность страны, от проблем недопущения экологических, экономических, этнических и иных региональных вопросов, от вопроса развития всех территорий государства как среды жизнеобеспечения населения страны.

Причем все  это – норма поведения каждого  государства в относительно спокойной фазе его существования. Она превращается в приоритетную императивную госфункцию в периоды кризисов и войн, коренных ломок прежних и попыток формирования новых общественных устоев. История учит, что именно в эти годы государство подвергается самым сильным территориальным напряжениям и именно неуправляемые территориальные дезинтеграционные процессы оборачиваются неисчислимыми бедствиями.

Однако, с другой стороны, приходится констатировать, что  ни в одном вопросе экономической  политики государства нет таких принципиальных расхождений между существом, приемами и методами ее решения, как в вопросе о государственном регулировании территориального развития.

Ясно одно, что дореформенная модель отношений  государства и региона себя уже  изжила более радикально, чем модель экономических отношений. При этом необходимо учесть, что выработка концепции территориального развития гораздо сложнее, поскольку в отличие от экономики, где процессы перехода к рыночным основам хоть в какой то мере направляются ориентирами мирового опыта и теорией, в сфере региональных отношений нет универсальной теории и универсальных рекомендаций. Казахстану, например, еще предстоит сформировать эффективную модель взаимоотношений регионов и центра. Пока же факты таковы, что нестабильность обстановки не оставляет места для выработки и реализации долгосрочной региональной стратегии и понуждает государственную власть к действиям в режиме чрезвычайных ситуаций. Это, действительно, во многом вынужденная и временная позиция. Но «нет ничего постоянного, чем временное» и именно она, временно приглушая внутри и межрегиональные проблемы, вольно или невольно способствует их постоянному репродуцированию.

Информация о работе Межрегиональные различия экономики РК