Мировой рынок услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 07:27, контрольная работа

Описание работы

В конце XX в. появилась экономика нового типа - глобальная экономика. Ее отличительная особенность состоит в том, что все основные виды экономической деятельности - производство и потребление товаров и услуг, управление, распространение информации и технологий, функционирование рынков - осуществляются в глобальном масштабе. Так, М. Кастельс определяет глобальную экономику как «экономику, способную работать как единая система в режиме реального времени в масштабе всей планеты». Глобализация выражается в растущей взаимозависимости стран в мире в результате увеличивающегося объема и разнообразия трансграничного движения товаров и услуг, а также быстрого и широкого распространения всех видов технологий.

Содержание

Введение 3
1 Понятия. Экономический словарь 4
1.1 Общие понятия об услугах 4
1.2 Аренда машин и оборудования 7
1.3 Информационные услуги 8
1.4 Реклама 9
1.5 Страхование 11
2 Основные действия, с которыми сталкивается явление 12
3 Законодательно-правовая база. Регулирование мирового рынка услуг 24
4 Влияние мирового финансового кризиса на международный рынок услуг 28
Заключение 31
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

КР Мировой рынок услуг.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

     Для многих стран — лидеров в сфере  услуг характерно, что «национальные  законодательства дискриминационны в  отношении иностранных компаний». На внутреннем рынке для понижения  конкурентоспособности иностранных услуг и создания благоприятных условий аналогичным национальным услугам страны применяют такие инструменты, как:

  • внутренние налоги, сборы, тарифы в отношении импортной услуги в процессе ее продвижения от поставщика до конечного потребителя (в процессе доставки, рекламы, предложения к продаже, оборота в оптовой и розничной торговых сетях);
  • сборы и платежи, взимаемые в связи с осуществлением международных платежей за импортные услуги;
  • меры внутреннего регулирования в части создания, организации, непосредственной деятельности, которыми устанавливаются различные требования для компаний-поставщиков национальных и иностранных услуг;
  • субсидии национальным компаниям — поставщикам услуг (гранты, кредиты и займы на льготных условиях, приобретение акций или доли в уставном фонде, гарантии по кредитам, налоговые преференции, государственная закупка услуг по более высоким ценам, чем рыночные, предоставление национальным компаниям товаров и услуг на льготных условиях, удешевление кредитных ресурсов и др.).

     Для повышения ценовой конкурентоспособности  национальных услуг на внешних рынках практикуется предоставление различного вида субсидий отечественным компаниям, если часть общего объема оказанных  услуг экспортирована.

     Для ряда стран экспорт услуг стабильно является серьезным источником пополнения государственного бюджета. Прежде всего, это такие промышленно развитые государства, как США (положительное сальдо платежного баланса в 2005г. 72,8 млрд. долл.), Великобритания (34,6 млрд. долл.), Испания (27,5 млрд. долл.), Швейцария (18,8 млрд. долл.), Франция (10,1 млрд. долл.). В то же время для ряда промышленно развитых стран характерно значительное превышение импорта услуг над экспортом, в их числе Германия (отрицательное сальдо платежного баланса в 2005г. 52,9 млрд. долл. США), Япония (24,7 млрд. долл.). [1]

     Для большинства развивающихся стран  характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами. Это не исключает того факта, что  некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, Республика Корея специализируется на инженерно-консалтинговых, строительных услугах, морских перевозках, Мексика — на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.

     Что касается России, других государств СНГ  и стран Балтии, то хотя они и  обладают потенциальными резервами  для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база так же, как и недостатки хозяйственного механизма. Со своей стороны западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.

     Если  говорить о распределении стоимости  услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следует Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50 % экспорта услуг этой страны. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40-50 % экспортной выручки.

     Для Турции, Испании и ряда средиземноморских  государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки. [1]

     Следует отметить, что сильное влияние  услуг на экономическое развитие стран и их значительная доля в  валовом внутреннем продукте государств имеет ряд негативных моментов, среди  которых:

  • проблемы, с которыми сталкиваются отдельные компании, работающие в сфере услуг, влияют на экономику страны (региона) в целом;
  • мелкие компании из-за высокого уровня конкуренции не имеют возможностей для расширения рынков сбыта своей продукции и несут бремя дополнительных расходов;
  • для потребителей затрудняется доступ к более квалифицированным и дешевым
  • услугам, которыми они могли бы воспользоваться в условиях большего присутствия
  • иностранных компаний и более сильной
  • конкуренции между фирмами.

     Структура международной торговли услугами достаточно сложна. Наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. В стоимостном выражении наблюдается их абсолютный рост, в то же время доля в общем объеме экспорта услуг снижается.

     Доля  транспортных услуг в общем объеме экспорта услуг снизилась с 28,5% в 1990г. до 23,1% в 2006г., поездок — с 33,9 до 27,2%. Соответственно возросла доля «других услуг» — с 37,6 до 49,7% . Такая мировая статистика сформировалась, прежде всего, за счет показателей развитых стран. Рост «других услуг» происходил в последнее время благодаря развитию информационных технологий. Продолжительное же снижение доли транспортных услуг определялось снижением тарифов на перевозки, внедрением новых технологий доставки грузов и преимущественно связано с ситуацией в морской торговле (около 80% всех перевозок торговых грузов).

     «Другие услуги» в мировом экспорте услуг 2005г. достигли почти 50%. Среди идентифицированных видов услуг наибольший вклад  в эту статью экспорта вносят:

  • роялти и лицензионные платежи (14%);
  • финансовые услуги (12%);
  • компьютерные и информационные услуги (8%);
  • страховые услуги (5%);
  • услуги связи (4%);
  • строительные услуги (4%);
  • услуги частным лицам и в сфере культуры и отдыха (3%).

     Следует отметить, что публикуемые статистические данные об операциях с услугами на мировом рынке не являются исчерпывающими, поскольку в отличие от операций с товарами не проходят таможню и не учитываются достаточно полно во всех странах. Основной источник информации — сведения, отражаемые в платежном балансе в соответствии с рекомендациями МВФ. Однако они имеют ряд недостатков:

  • во-первых, не все страны сообщают полную информацию о платежном балансе;
  • во-вторых, страны, предоставляющие такую информацию, не всегда ее достаточно детализируют, что не позволяет выделить услуги и некоторые важные их субпозиции;
  • в-третьих, многие фирмы оказывают услуги в рамках внутрикорпорационных связей заграничных отделений ТНК, которые также не учитываются в полной мере;
  • в-четвертых, платежи за услуги часто включаются в торговлю товарами. Например, это могут быть транспортные, страховые услуги, по монтажу оборудования, рекламе товаров и т. п.

     Динамично развиваются обычно не учитываемые  раздельно в международной статистике «другие виды услуг», ставшие лидирующими  по темпам роста. В состав этой группы входят, в частности, деловые. К ним относятся: профессиональные (юридические, аудит и бухгалтерский учет, инжиниринговые); компьютерные и связанные с ними услуги (консультационные услуги по установке компьютерного оборудования; по программному обеспечению; по обработке данных); услуги в области исследований и разработок, а также связанные с недвижимым имуществом, по аренде и лизингу, услуги, связанные с предпринимательской деятельностью (рекламные; консультационные по вопросам управления; по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, услуги по упаковке; издательские и полиграфические; по организации и проведению переговоров и совещаний). [3]

     Вплоть  до самого последнего времени рынок  услуг (за исключением финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом на этот рынок, транснациональных корпораций, которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.

     Это привело к взрывообразному росту  сферы международных услуг, которые стали составным элементом внутрипроизводственной деятельности фирмы. Все более распространенным оказывается разрыв производственной цепочки, когда она расчленяется по отдельным странам, в то время как информационно-технологическое обеспечение этого процесса сосредотачивается в стране базирования. В этом случае, внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме межгосударственной продажи услуг.

     Появление ТНК привело к размыванию границ между отдельными видами услуг. Банки, например, стали выпускать кредитные карточки, выполнять функции транспортных агентств.

     Действуя  в наиболее наукоемких отраслях, ТНК  расширяют продажу новейших видов наукоемкой продукции, значительную часть стоимости которой составляют услуги. Так, компьютеры продаются вместе с программным обеспечением к ним, а производитель бытовой электроники гарантирует покупателю фирменное обслуживание своей техники, которое доступно в любой точке земного шара.

     Превращение услуг в составной элемент  внутрипроизводственной международной деятельности ТНК поставило на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.[1] 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Законодательно-правовая база. Регулирование мирового рынка услуг

     К настоящему времени действующая  система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие нескольких специфических организаций.

     Специализированные  межправительственные организации как, например, ИКАО - Организация международной гражданской авиации, ВТО - Всемирная туристическая организация, ИМО - Международная морская организация специализируются на регулировании услуг в рамках отдельных отраслей.

     Если, например, в рамках ИКАО осуществляется унификация правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов, аэронавигационных средств, то Всемирная туристическая организация определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресторанов и т. д.

     Довольно  распространенными особенно в середине восьмидесятых годов были двусторонние договоры. Так, например, заключенное в середине восьмидесятых годов американо-канадское соглашение о свободной торговле уделило большое внимание регулированию инвестиций в сфере услуг. Отдельные соглашения были заключены в сфере туризма, услуг, коммуникаций, ЭВМ. Близким по содержанию оказалось соглашение США с Израилем.

     На  региональном уровне регулирование  рынка услуг, как правило, осуществляется в рамках интеграционных региональных соглашений. В ЕС, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

     В глобальном плане регулированием торговли услугами до недавнего времени занималось Генеральное соглашение по тарифам  и торговле, созданное первоначально для регулирования мировой внешней торговли. Однако во второй половине восьмидесятых годов сфера деятельности этой организации была расширена по инициативе США, являющегося крупнейшим поставщиком услуг на мировой рынок; с 70-х годов вопросы торговли услугами стали официальным предметом переговоров в рамках ГАТТ.

     Основная  идея США заключалась в том, чтобы  в регулировании услуг использовать те же правила, которые выработаны по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям.

     На  пути осуществления этой программы, однако, стоят серьезные проблемы, связанные прежде всего с тем, что поскольку потребление услуги и ее производство осуществляются практически одновременно, то регулирование условий производства услуг означает регулирование условий инвестирования.

     В области инвестирования ГАТТ использует национальный режим по отношению к иностранным фирмам, т. е.   предоставляет им те же права, что и национальным производителям.

     На  практике это означает, что США, проводя  дерегулирование своего рынка услуг, обязаны не предъявлять аналогичных требований к своим партнерам, которые сохраняют льготный режим для собственных национальных (как правило государственных) фирм.

     Такое положение, например, сложилось в  канадско-американских отношениях в  области транспорта. Проведя в  начале восьмидесятых годов дерегулирование в области транспорта, США столкнулись с такой ситуацией, когда американские компании оказались вынужденными конкурировать с иностранными на своем рынке, практически не имея выхода на канадский, где существовала государственная монополия.

     Развивающиеся страны, со своей стороны, стремятся  сохранить за собой право контролировать деятельность иностранных фирм и, прежде всего, филиалов ТНК, т. е. ориентируются на режим наибольшего благоприятствования.

     На  открывшемся в 1986 году совещании  в Пунта дель Эсте (Уругвай) была достигнута договоренность о создании специальной группы и начале обсуждения вопроса торговли услугами на глобальном уровне. Переговоры об услугах были вынесены за официальные рамки ГАТТ и начали проводиться параллельно с обсуждением вопроса о торговле товарами. Результатом длительных переговоров явилось принятие специального соглашения, получившего наименование ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами) и состоявшего из трех частей. Оно включало, во-первых, рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами, специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, а также список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях.

Информация о работе Мировой рынок услуг