Национальный состав населения РФ и национальные проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Россия как никакая страна отличается от остальных благодаря своим совершенно уникальным географическим характеристикам, главной из которых является огромная территория (9000 км протяжённость с запада на восток и 2000 - с севера на юг). Этим обусловлены очень многие особенности и в географии, и в экономике, и в геополитике страны.
В силу своего расположения, на стыке двух континентов, Россия соприкасалась с самыми разными культурами, и необходимость существования на стыке цивилизаций Европы и Азии привела к формированию неповторимого национального менталитета и единственной в своем роде культуры, обусловило особый путь развития русского народа. Естественно, сосуществование это не всегда было мирным. В течение многих веков страна была вынуждена вести борьбу то с кочевниками на юге, то с западными соседями, и этот факт имел решающее значение для российской истории.

Содержание

Введение.
Глава 1. Этнический состав населения.
1.1 Современная демографическая ситуация РФ.
1.2 Особенности размещения населения по территории РФ.
1.3 Влияние вынужденной миграции на численность населения субъектов Российской Федерации
Глава 2. Этнолингвистическая классификация народов:
2.1. Исторические этапы развития национального состава населения
2.2. Классификация и характеристика народов (Индоевропейская семья,
Алтайская семья, Кавказская семья Уральская семья)
2.3.Многообразие народов Севера и Дальнего Востока.
Глава 3. Этнические проблемы и пути их решения.
3.1 Национальные проблемы
3.2 Демографические проблемы.
3.3. Политика государства (поддержка народов Севера)
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономической географии и регионалистики Тема.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

 

 

Самая высокая доля русских  в населении центральных, северных и северо-западных районов европейской части страны. Именно здесь зародилось русское государство, поэтому в этих регионах русские составляют до 93% всего населения.

  

2.3. Многообразие народов Севера и Дальнего Востока

На севере Сибири и  Дальнего Востока коренные жители малочисленны, зато проживают на огромных территориях, здесь проживают чукчи, эскимосы, юкагиры. Их объединяют в группу малоазиатских народов. В этническом отношении население Дальневосточного округа многонационально - здесь проживают около 60 национальностей, в том числе представители 16 коренных малочисленных народов Севера - чукчи, эскимосы, эвены, коряки, чуванцы, юкагиры, эвенки, ненцы, ламуты и другие. Всего в округе на 1 января 2003 года проживает 14,6 тысяч представителей малочисленных народов Севера.

Национальный состав: русские - 66,1%; украинцы- 9,4%; коренные народы Севера - 20% (в том числе чукчи - 10%; эскимосы - 0,9%; эвены - 0,8%; чуванцы - 0,6%); белорусы - 1,3%; другие национальности - 3,2%. 
Современные этнические процессы характеризуются сближением народностей, уже к 80-м годам прошлого столетия почти 20% всех браков были смешанными, причем, половина из них - с представителями приезжего населения, в основном, русскими. А среди таких малочисленных народностей, как кереки, юкагиры и чуванцы, одно национальных браков сейчас почти нет. (При этом в смешанных браках чукчей, эскимосов, эвенов и других народностей Севера преобладают браки приезжих мужчин с женщинами коренного населения, значительно реже браки между мужчинами коренного населения и славянскими женщинами).

 

Глава  3.  Этнические проблемы и пути их решения

 

3.1. Национальные проблемы

  

В конце 80-х годов в  СССР появились многочисленные национальные движения, объявившие своей целью  возрождение родного языка, культуры, религии. Но их деятельность часто носила националистский характер, сопровождалась этническими конфликтами. В большинстве случаев основной причиной последних было стремление властных структур в республиках к большей независимости от центра, для чего и были использованы национальные движения.

Большую роль в возникновении  межэтнической напряженности сыграли также последствия депортации некоторых народов в годы Великой Отечественной войны и неоднократный пересмотр границ республик. Наиболее острыми стали вооруженные столкновения ингушей и осетин в Северной Осетии, абхазов и грузин в Грузии.

Межэтнические конфликты  имеют глубокие исторические корни, а в настоящее время они  обострены политическими и экономическими проблемами. Для разрешения конфликтов необходимо прежде всего проведение более совершенной национальной политики, реально учитывающей интересы всех народов; создание условий для свободного развития национальных языков и культур, воспитание взаимного уважения национальных традиций. Демографические проблемы нашей страны как в капле воды отражаются в жизни каждого из проживающих на ее территории народов. Это касается как самых малочисленных народов, так и самых крупных.

 

3.2.    Демографические проблемы

Численность самого большого из них — русского стремительно сокращается. Растет смертность, в том числе детская и младенческая, а также увеличивается заболеваемость и смертность людей репродуктивного возраста (т.е. способных к продолжению рода). Рождаемость, наоборот, снижается, и если тенденция ограничения количества детей в русских семьях не будет изжита и превратится в закономерность, то скорость вымирания русских как этноса только от этого фактора составит 20-25% за период жизни одного поколения.

Очевидно, что интересы России, национальные интересы всех народов, численность которых уменьшается, состоят в увеличении естественного  природа, уменьшении смертности, в реальном увеличении рождаемости. Для этого недостаточно просто проводить экономические реформы и улучшать материальный уровень жизни. Населению, измученному годами нестабильности и свалившимися на него проблемами, необходимо обрести точку опоры, которая помогла бы ему вынести этот непомерный груз. Такой опорой, без сомнения, должно стать возрождение роли традиционных нравственных, духовных, культурных, религиозных ценностей в жизни людей всех национальностей.

 

3.3. Политика государства (поддержка народов Севера)

Государственная политика направлена на поддержку муниципальных районов, на территории которых проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока:

1. Распоряжение Правительства РФ от 04 февраля 2009 года №132-р "О концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".

2. Постановление Правительства РФ от 10 марта 2009 года №217 "Об утверждении правил распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"

3. Распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2009 года №631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Росийской Федерации".

4. Приказ Министерства регионального развития РФ от 26 июня 2009 года №236 "Об утверждении распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в 2009 году".

Основные направления  государственной поддержки адресованы:

1. Учащимся (пособия и компенсации слушателям, учащимся учебных заведений). 

2. Единовременная помощь молодым специалистам, выезжающим на работу в места проживания коренных малочисленных народов Севера. В целях оказания мер поддержки по обустройству быта молодых специалистов из числа коренных малочисленных народов Севера, выезжающих на работу в места компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, им выплачивается единовременная помощь.

3. Компенсация стоимости оздоровления и проезда от места жительства до места оздоровления и обратно.

В целях предоставления мер государственной поддержки  по укреплению здоровья коренных малочисленных  народов Севера, за счет средств  бюджета автономного округа по программе "Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера " на 2008 - 2012 годы, осуществляется компенсация стоимости оздоровления и проезда от места жительства до места оздоровления и обратно гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера.

4. Предоставление выписки из реестра организаций, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся промыслами.

Оказание поддержки  национальным общинам и организациям, осуществляющим деятельность, основанную на традиционном хозяйствовании и промыслах коренных малочисленных народов осуществляется посредством компенсации части затрат по уплате процентов по кредитам и займам, привлекаемым в российских кредитных организациях в 2008 - 2012 годах. Компенсация предоставляется юридическим лицам, включенным в Реестр организаций, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся промыслами коренных малочисленных народов Севера.

5. Субсидии на приобретение северных оленей.

В целях развития традиционного  природопользования и традиционных видов деятельности, традиционного  хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера физическим лицам за счет средств бюджета автономного округа предоставляются субсидии на приобретение северных оленей.

6. Субсидии на приобретение материально-технических средств.

В целях развития традиционного природопользования и традиционных видов деятельности, традиционного хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера физическим лицам за счет средств бюджета автономного округа предоставляются субсидии на приобретение материально-технических средств.

7. Предоставление физическим лицам из числа коренных малочисленных народов Севера справок о получении (неполучении) субсидии на строительство или приобретение жилья.

Для получения субсидии на строительство и (или) приобретение жилых помещений участникам подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных».

8. Чествование трудовых династий, старейшин, юбиляров из числа коренных малочисленных народов Севера.

В целях социальной защиты и моральной поддержки коренных малочисленных народов Севера за счет средств бюджета автономного округа по программе "Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера" на 2008 - 2012 годы предусмотрено чествование трудовых династий старейшин, юбиляров из числа коренных малочисленных народов Севера.

9. Закупка продукции традиционных промыслов коренных малочисленных народов Севера по ценам не ниже рекомендуемых.

В целях создания условий  для обеспечения устойчивого  социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера на принципах самообеспечения и на основе комплексного развития традиционных отраслей хозяйствования и сопутствующих им производств, их ресурсной и производственной базы, закупка продукци сданной заготовителями юридическим лицам, включенным в Реестр организаций, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся промыслами коренных малочисленных народов Севера, осуществляется по цене не ниже совокупной рекомендуемой цены действующих ставок субсидий, утвержденных Правительством автономного округа.

  Заключение

 

Россия – многонациональная  страна и результаты переписи 2002г. еще  раз это подтвердили.

Каждый народ индивидуален, так как отличается укладом жизни, обычаями, историческими традициями, культурой, трудовыми навыками.

Учет национального  состава населения имеет важное практическое значение. С ним связаны многие стороны демографических процессов — темпы воспроизводства населения, половозрастная структура, размеры семьи, подвижность населения, характер расселения. В процессе исторического развития каждый народ, населяющий Российскую Федерацию, выработал типичные для него методы ведения хозяйства, накапливал производственные навыки. Этим в значительной мере объясняются географические различия в специализации и формах ведения хозяйства.

Национальный состав во многом определяет и национально-политическое членение, и административное деление Российской Федерации, оказывает влияние на территориальную структуру хозяйства и специализацию экономических районов страны.

 В процессе исторического развития каждый народ, населяющий Российскую Федерацию, выработал типичные для него методы ведения хозяйства, накапливал производственные навыки. Этим в значительной мере объясняются географические различия в специализации и формах ведения хозяйства.

Сохранение исторически сложившихся традиций многосемейности в некоторых субъектах РФ, а также большая доля населения, проживающего в сельской местности, позволяет сохранить в этих регионах естественный прирост.

 

 

 

 

Литература

  1. Гутман Г.В, и др. Управление региональной экономикой. – м.: Финансы и статистика 2001.
  2. Демографический ежегодник России. Статистический сборник./ Госкомстат России. Москва, 1999.
  3. Демографический ежегодник России. М. Госкомстат РФ. 2002. С. 55, 119.
  4. Итоги  переписи населения Российской Федерации 2002 г. М. – 2003.
  5. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 г. Москва, Статистика, 1990
  6. Кваша А.. "Что такое демография". Москва: Мысль, 1993 год.
  7. Региональная экономика./ под ред. Т.Г. Морозовой – М., 2001.
  8. Регионы России. Социально-экономические показатели - М.: Госкомстат РОССИИ, 2002.
  9. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. – М.: Аспект-Пресс, 1994.
  10. Россия в цифрах. М., Финансы. – 1996.
  11. Д. Шелестов, В. Минаев "Миграционные процессы в России". Журнал "Родина", № 10 за 1996 год.
  12. Хорев Б.С. Население страны: географические и демографические аспекты. – М.: Знания, 1986.
  13. Экономическая география России. /Под ред. В.И. Видяпина, М.В, Степанова. – М., 2002.

 

 


Информация о работе Национальный состав населения РФ и национальные проблемы