Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 06:18, контрольная работа
Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти. По разведанным запасам нефти в 1992 году Россия занимала второе место в мире следом за Саудовской Аравией, на местности которой сосредоточена треть мировых запасов. Из них запасы РФ - 20,2 млрд. т. Запасы бывшего СССР на 1991 год составляли 23,5 млрд. тонн. Если учесть низкую степень подтверждаемости прогнозных запасов и ещё большую долю месторождений с высокими издержками освоения (из всех запасов нефти только 55% имеют высокую продуктивность), то общую обеспеченность РФ нефтяными ресурсами нельзя назвать безоблачной. Даже в Западной Сибири, где предполагается основной прирост запасов, около 40% этого прироста будет приходиться на долю низкопродуктивных месторождения с дебитом новых скважин менее 10 т в сутки, что в настоящее время является пределом рентабельности для данного региона.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 РАЗВИТИЕ ДОБЫЧИ  НЕФТИ ..........................................................................5
Причины упадка нефтедобывающей промышленности.......................6
2 ЭКОНОМИЧЕСКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМЕЩЕНИЯ МЕСТОНАХОЖДЕНИЙ  НЕФТИ В РОССИИ.......................9
ГЕОГРАФИЯ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ........11
3.1 Главные  районы нефтедобычи и их удельный  вес в общероссийской добыче............................................................................................................11
4 ОСОБЕННОСТЬ  РАЗМЕЩЕНИЯ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ  ПРОМЫШЛЕННОСТИ........................................................................................13 
         4.1 Главные районы размещения.................................................................13
    4.2 Развитие и размещение основных  нефтепроводов..............................15
5 ЭКСПОРТ НЕФТИ.............................................................................................17
    5.1 Задачи перспективного развития  отрасли.............................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................................23
    4.2 
Развитие и размещение основных нефтепроводов 
 
        Первый нефтепровод 
в РФ проложен в 1878 году в Баку от промыслов 
до нефтеперерабатывающего завода, а в 
1897 - 1907 году был построен самый большой 
в то час в мире по протяженности магистральный 
трубопровод  Баку - Батуми диаметром 200 
мм и длиной 835 км, который продолжает эксплуатироваться 
и по сей день. К 1941 году в эксплуатации 
находилось 4100 км магистральных трубопроводов 
для перекачки нефти и нефтепродуктов 
с сумарной годовой Общая протяженность 
магистральных нефтепроводов к 1956 году 
возросла до 11,5 тыс. км, а через 10 лет достигла 
уже 29 тыс. км. А в 1992 году в СНГ - 275 тысяч 
км. 
    Сеть 
магистральных нефтепроводов 
Развитие нефтепроводного транспорта определяется общим состоянием дел в нефтяной промышленности, т.к. между ними существует неразрывная связь. В прошлом формирование нефтяной базы между Волгой и Уралом, намного улучшив снабжение нефтью центральных и восточных районов страны, обусловило появление целой системы магистральных нефтепроводов: 1) на запад - нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Куйбышев - Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Венгрию и Чехословакию с ответвлением в Белоруссию, Латвию и Литву; Куйбышев - Пенза - Брянск (нефтепродукты); Альметьевск - Горький - Рязань - Москва с ответвлением Горький - Ярославль - Кириши; 2) на юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск. 3) на восток - Туймазы - Омск - Новосибирск - Красноярск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа - Омск - Новосибирск (нефтепродукты). Формирование Западно-Сибирской нефтяной базы изменило ориентацию основных потоков нефти: Волго-Уральский район целиком переориентировался на западное направление. Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири, откуда трубопроводы идут:
- на запад - Усть - Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск - Куйбышев; Куйбышев - Лисичанск - Кременчук - Херсон - Одесса; Сургут - Новополоцк;
- на юг - Шаим - Тюмень; Усть - Балык - Омск; Омск - Павлодар - Чимкент;
    -  
на восток - Александровское - Анжеро - 
Судженск. 
 
 
 
    5 ЭКСПОРТ 
НЕФТИ  
 
        Для транспортировки 
нефти на запад используются, кроме того, 
трубопроводы Волго - Уральского района 
восточного направления. Из трубопроводов 
выделяются: Гурьев - Орск; Мангышлак - 
Самара; Ухта - Ярославль (Тимано - Печерская 
нефтегазоносная область); Огса - Комсомольск- 
на-Амуре (Сахалин). За рубеж нефть экспортируется 
также при помощи трубопроводов (например, 
"Дружба"). 
Экспорт нефти сегодня составляет 105-110 млн. т, нефтепродуктов - 35 млн. тонн. Средняя цена(у) нефти на мировом рынке - приблизительно 107 долларов за тонну, а мазута - 86 долларов. Треть экспорта сырой нефти приходиться на страны СНГ (на Украину, Белоруссию и Казахстан сообща более 90%). Остальная часть нефти направляется в дальнее зарубежье, т.е. в Западную Европу, где Германия, Италия, Великобритания и Ирландия вкупе потребляют 60% этого объема.
    Сегодня 
экспорт за рубеж в основном выгоден, 
однако есть уже указанные проблемы 
с оплатой при поставке нефти в страны 
ближнего зарубежья. В самой же РФ в будущем 
предусмотрено создание региональных 
систем магистральных нефтепродуктопроводов 
с разводящей сетью к нефтебазам, однако 
сейчас трубопроводный транспорт переживает 
тяжелые времена в связи с общим спадом 
в нефтяной промышленности. 
    5.1 
Задачи перспективного развития отрасли. 
 
        В настоящее пора 
нефтяная промышленность РФ пребывает 
в 
состоянии глубокого кризиса, что обусловило 
резкое падение добычи нефти. Только в 
1992г. она уменьшилась по сравнению с предыдущим 
годом более чем на 60 млн. т и в 1993г. ещё 
на 40-45 млн.т.  
        Выход из сложившегося 
кризисного положения в нефтяной промышленности 
Правительство России и Минтопэнерго 
связывают не с дополнительными государственными 
инвестициями, а с последовательным развитием 
рыночных отношений. Предприятия отрасли 
должны самостоятельно получать необходимые 
для их отрасли средства, а Правительство 
- создавать им для этого необходимые экономические 
условия.  
        В указанном направлении 
уже предприняты крупные меры. Задания 
по поставкам нефти для государственных 
нужд сокращены до 20% ее 
добычи, остальные 80% предприятия имеют 
право реализовать самостоятельно. Ограничивается 
лишь вывоз ее из РФ, чтобы не оставить 
российский рынок без нефтепродуктов 
в условиях существующего несоответствия 
внутренних и мировых цен на нефть.  
Практически снят контроль за уровнем 
внутренних цен на нефть.  
Государство регулирует лишь предельно 
вероятный уровень рентабельности в цене.  
        Важное важность 
для повышения эффективности функционирования 
нефтяного комплекса РФ имеет проводимая 
в настоящее время 
работа по его акционированию и приватизации. 
В процессе акционирования принципиальные 
изменения происходят в организационных 
формах. Государственные предприятия 
по добыче и транспорту нефти, ее переработке 
и нефтепродуктообеспечению преобразуются 
в 
акционерные общества открытого типа. 
При этом 38% акций указанных обществ остается 
в государственной собственности. Для 
коммерческого менеджмента пакетами акций, 
находящихся в государственной собственности, 
образовано специальное Государственное 
предприятие "Роснефть", которому 
передаются пакеты государственных акций 
приблизительно 240 акционерных обществ, 
в том числе по добыче 
нефти и газа - 26, по нефтепереработке - 
22, по нефтепродуктообеспечению - 59, а также 
по производству масел и смазок, переработке 
газа, бурению скважин, геофизике, машиностроению, 
науке и 
другим видам обслуживающих производств. 
В состав "Роснефти" вошли также различные 
ассоциации, банки, биржи и другие организации.  
        Для менеджмента 
акционерными обществами по транспорту 
нефти и 
нефтепродуктов созданы акционерные фирмы 
"Транснефть" и 
"Транснефтепродукт", которым передается 
51% акций акционерных 
обществ. В связи с особенностями функционирования 
предприятий по 
транспорту нефти и нефтепродуктов их 
приватизация в настоящее 
пора запрещена.  
        Перспективы развития 
нефтяной промышленности РФ на предстоящий 
срок в определяющей мере зависят от состояния 
ее сырьевой базы. Россия обладает крупными 
неразведанными ресурсами 
нефти, объем которых кратно превышает 
разведанные запасы. Результаты анализа 
качественной структуры неразведанных 
ресурсов 
нефти в РФ свидетельствует об их неидентичности 
разведанным 
запасам. Ожидается, что открытие новых 
крупных месторождений 
быть может главным образом в регионах 
с низкой разведанностью - на 
шельфах северных и восточных морей, в 
Восточной Сибири. Не исключена вероятность 
открытия подобных месторождений в Западной 
Сибири. В этом регионе прогнозируется 
открытие ещё нескольких 
тысяч нефтяных месторождений.  
        Внедрение новых 
методов и технологий повышения нефтеотдачи 
пластов сдерживается высокими капитальными 
вложениями и удельными эксплуатационными 
затратами на их применение по сравнению 
с 
традиционными способами добычи нефти.  
        В связи с этим 
Минтопэнерго РФ разрабатываются предложения 
о 
принятии в законодательном порядке ряда 
мер, направленных на 
экономическое стимулирование применения 
новых эффективных методов повышения 
нефтеотдачи пластов. Эти меры позволят 
улучшить 
финансирование научно-исследовательских 
и опытно-конструкторских 
работ по созданию новых технологий и 
технических средств, активнее развивать 
материально-техническую базу институтов, 
занимающихся разработкой новых методов, 
а главное - более динамично наращивать 
добычу нефти из месторождений с трудноизвлекаемыми 
запасами.  
        Сотрудничество 
с иностранными фирмами в области нефтегазодобывающей 
отрасли приобретает все большие масштабы. 
Это вызывается как необходимостью привлечения 
в создавшихся экономических 
условиях иностранного капитала, так и 
стремлением использования 
применяемых в мировой практике наиболее 
прогрессивных технологий 
и техники разработки нефтегазовых месторождений, 
которые не получили должного развития 
в отечественной промышленности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
          
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
   В настоящее 
час человечество переживает углеводородную 
эру. Нефтяная отрасль является главной 
для мировой экономики. В нашей стране 
эта подневольность особенно высока. К 
сожалению, российская нефтяная промышленность 
находиться в данный момент в состоянии 
глубокого кризиса. Было перечислено немало 
ее проблем. Каковы же перспективы развития 
отрасли? Уже сегодня сокращение темпов 
производства составляет в среднем 12 - 
15% в год, что чревато полным развалом стратегически 
важной для державы отрасли. Дальнейшее 
экстенсивное развитие нефтяной промышленности 
уже невозможно. Например, большие объемы 
нефти Восточной Сибири труднодоступны 
из-за сложного геологического строения, 
требуют огромных инвестиций в добычу. 
Следовательно, будут прирастать слабо. 
Эффект от геологоразведки выше в Западной 
Сибири, однако в этом регионе высокопродуктивные 
месторождения уже существенно истощены.  
     По этим и другим причинам 
РФ нужно реформировать нефтяную промышленность. 
Для этого в первую очередь нужно:  
- Пересмотреть систему налогообложения, 
существенно снизив налоги на нефтепроизводителей, 
однако установить высокие штрафы за нерациональное 
использование природных богатств и нарушение 
экологии. 
- Менее жестко регулировать стоимость 
внутри страны, поддерживая их несколько 
ниже мирового уровня. Экспорт же нефти 
за рубеж вести только по мировым ценам. 
-Частично возродить централизованное 
менеджмент отраслью, вытекающее из самой 
структуры нефтяной промышленности и 
имеющее много положительных моментов 
(рациональная система нефтепроводов). 
Это, однако, не означает полного возврата 
к старой модели менеджмента. 
- Сохранение единого экономического пространства 
- условия выживания топливно-энергетического 
комплекса. 
- Найти четкую и продуманную программу 
инвестиций в нефтяную промышленность. 
- Организовать цельный Российский банк 
нефти и газа, государственная внешнеторговая 
компания, включающая представителей 
предприятий, добывающих, перерабатывающих 
и транспортирующих нефть и газ. Это позволит 
приостановить хаотичные бартерные сделки, 
подрывающие интересы государства. 
- Создать необходимую систему нормативных 
актов, обеспечивающую твердую законодательную 
базу для работы с иностранными компаниями 
по совместной разработке наиболее сложных 
месторождений. 
- Стабилизировать объемы геологоразведочных 
работ с поставленной задачей восполнения 
запасов нефти и газа. 
      Реализация предлагаемых 
мер в комплексе с другими означала бы 
приостановку инфляции и укрепление курса 
рубля (например, цена(у) сельскохозяйственной 
продукции на 40% определяется ценой горюче-смазочных 
материалов). 
      Появился бы интерес 
к приобретению нефтеперерабатывающего 
оборудования. Стимул к развитию получила 
бы не только нефтяная промышленность, 
но и машиностроительные предприятия, 
нефтехимическая, химическая, металлургическая 
и другие отрасли. 
       Таким образом, положение 
в нефтяной промышленности довольно сложное, 
но выход существует - реформирование 
отрасли. После чего она, конечно, не станет 
"локомотивом", который потянет всю 
экономику, однако сможет вписать весьма 
внушительный вклад в возрождение РФ. 
 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ 
СПИСОК 
 
1  В.А. Динков, "Нефтяная промышленность 
вчера, сегодня, завтра",   
    Москва, 1988 
2  "Трубопроводный транспорт нефти", 
Москва, 1993 
3  "Топливно-энергетический комплекс", 
Москва, 1993 
4  Байков, Берлин "Нефть СССР", Москва,1987 
5  Эскин и др. "Нефть в структуре энергетики", 
Москва, 1989 
6  "Нефть и газ в экономике: Встреча 
с прессой", Москва, 1989 
7  В.Л. Березин "Нефть и газ Западной 
Сибири" Москва, 1990 
8  "Нефтяная промышленность", Москва, 
1994 
9  "Народное хозяйство Российской Федерации", 
Москва, 1993